Для гитары нужен слух

Музыкальный слух: мифы и реальность

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар Божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Что такое музыкальный слух?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить и воспринимать чужую речь, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

Читайте также:  Как называется лепесток для гитары

У всех ли он есть?

Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Таких людей сразу видно, они странные и окружающие стараются избегать их так же, как, например, людей без чувства юмора.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Конечно, нет! У каждого человека, который научился говорить, есть музыкальный слух! Потому что речь – это интонационный процесс. Мы же не говорим, как роботы.

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях и о музыкальном слухе судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

Конечно, музыкальный слух у разных людей развит по-разному: у кого-то лучше, у кого-то хуже. Музыканты хорошо знают, что встречаются люди с абсолютным музыкальным слухом – это когда человек безошибочно может назвать любую услышанную ноту. «Абсолютники» – так их называют – встречаются только среди музыкантов, причем, очень-очень редко. Обычно абсолютниками становятся те, кто начал заниматься музыкой очень-очень рано.

Вот только не нужно думать, что это очень хорошо! Такое «экстросенсорное» слуховое восприятие доставляет хозяину больше хлопот и неприятностей, чем помогает заниматься музыкой. Например, абсолютники не в состоянии слушать скрипачей – им кажется, что все они страшно фальшивят! Они не могут слушать музыкапльные инструменты настроенные не по камертону ( тюнеру ) – чуть выше или чуть ниже. Это тоже вызывает негатив у человека с абсолютным слухом.

Тем не менее, давайте примем, что абсолютный слух – это стопроцентный музыкальный слух, предельный уровень развития слуха музыканта. И, как говорится, музыкой заниматься такому человеку «сам Бог велел».

Но есть другая крайность – люди, у которых музыкальный слух развит всего на 10 процентов. Как быть с ними?

У таких людей просто никогда не возникает желания заниматься музыкой. Они даже слушать музыку не очень любят, и относятся к ней как к некоему музыкальному шуму.

У подавляющего же большинства остальных людей музыкальный слух находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Чаще всего он развит от 30 до 60 процентов от максимума. Они вполне успешно могут заниматься музыкой. И при этом слух будет неуклонно развиваться! А при достаточно длительных и настойчивых занятиях даже может приблизиться к абсолютному!

Как проверить свой музыкальный слух?

Если Вы нормально говорите и Ваша речь не усыпляет окружающих – это признак того, что музыкальный слух у Вас есть.

А если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!

И, наконец, если Вы любите музыку, любите слушать ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

У подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Но, конечно, музыкальный слух развивается тем скорее, чем правильнее построено Ваше обучение. Если Вы просто бренчите на гитаре, то музыкальный слух будет развиваться медленно и незначительно. При правильно построенных качественных занятиях Ваш музкальный слух будет развиваться несравнимо быстрее и лучше.

Если у Вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!

Источник

Можно ли научиться играть на гитаре не имея слуха? Можно ли его вообще развить или он дается только с рождения?

Конечно можно научиться — ведь на гитаре ограничены лады — это не скрипка и не контрабас. Просто тыкаете в нужное место и получаете нужную ноту. Можно вполне научиться механически.

Но. Фишка в том, что слух можно развить с абсолютно любой точки отсчета. Наш мозг способен воспринимать звуковысотность, просто надо создать нужные нейронные связи для этого. Также можно развить сложные виды слуха — гармонический, относительный, метроритмический, ладовый, внутренний и другие — есть даже методика по развитию абсолютного слуха.

Нужно просто знать современные способы обучения.

А если вам говорят, что нужна врожденность — это каменный век. Не слушайте. Делайте свое дело. Ведь игра на гитаре со слухом — это совсем другой уровень.

Для развития слуха есть специальные упражнения, вполне доступные и понятные любому новичку. Прогресс неминуем, если делать их правильно и регулярно. И знать что именно делать.

Приходите к нам на наш канал YouTube, там вы узнаете многое о музыке, развитии слуха и о вокале — то, что вам никогда не расскажут в музыкальной школе!

Источник

Что значит «играть на слух» и в чём преимущества этого подхода?

Послушаем пару мнений профессиональных музыкантов.

Gustavo Guardiola , «композитор, басист и профессор по музыкальной композиции со стажем более 22 лет».

Будь то гитара, фортепиано, бас-гитара, что угодно — профессиональные музыканты играют на слух. Музыка — это слуховое искусство, и на высшем уровне эксперты полагаются на слух. Но…

Существует большая разница между тем, как профессионал играет на слух и тем, как это делает любитель. Когда вы видите действительно выдающегося исполнителя — да, он играет на слух, но он знает , что играет. Музыка идёт очень быстро. Иногда два такта воспроизводятся менее чем за пару секунд. Настоящий мастер умеет «быстро слышать», осознавать и различать все звуки.

Мастер-музыкант играет на слух даже при чтении с листа. Он читает и слышит музыку в голове, пока играет её. То же самое касается импровизаторов. Все они знают гаммы, аккорды и ритмы, но ключевым является слух. Слышать быстро и точно.

Это самый сложный навык для развития. Слышать детали.

Поэтому, если вы серьёзно относитесь к изучению музыки, любой хороший учитель или консерватория возьмут вас на тренировку именно слуховых навыков.

Моего студента попросили сыграть «happy birthday» во время вступительного экзамена в Беркли, после того как он сыграл сложную пьесу. Экзаменатор хотел проверить, сможет ли он сыграть на слух то, что он специально не тренировал или не играл раньше. Сложность заключалась в том, что мой ученик мексиканец, а в Мексике мы не играем «happy birthday», хотя все это слышали. Мы играем «Las Mañanitas».

Таким образом, любое хорошее музыкальное образование уделяет особое внимание игре на слух. Но это не значит, что вы можете пренебрегать чтением с листа. Нет, вы должны уметь читать с листа, понимать теорию и играть на слух, но последнее вы должны делать методологически.

Alex Johnston , «занимаюсь теорией музыки, музыкальными технологиями и музыковедением».

Играть на слух — это то, как я учился играть на басу и гитаре. Всё довольно просто:

  • Вы слушаете музыкальное произведение, которое хотите разучить.
  • Вы слушаете его достаточно много, чтобы суметь точно повторить в своей голове или напеть. Это способность «слышать» музыкальное произведение внутренним слухом, без необходимости иметь инструмент для его воспроизведения.
  • После этого вы разбираетесь, как это сыграть на гитаре, пробуя разные варианты до тех пор, пока ваше исполнение не будет звучать так же, как звучал оригинал.

Разница между разучиванием на слух и разучиванием по нотам или табам заключается, прежде всего, в том, что вам не нужно учиться читать нотную запись или табулатуру (у меня до сих пор нет навыка чтения табулатур). Музыка проходит от ваших ушей прямо к вашему инструменту, минуя этап нотации.

Первое большое преимущество навыка игры на слух — это то, что ваша игра в подавляющем большинстве случаев будет такой же, как при игре с другими музыкантами в реальном мире, если только вы не станете серьёзным профессиональным музыкантом, который ищет работу там, где требуется чтение партитур.

Я слышал, как даже очень опытные джазовые музыканты из Нью-Йорка признавали, что, хотя они могут довольно легко читать с листа, в реальности им не приходится делать это слишком часто. На концертах могут использоваться ноты (скорее всего, на iPad, а не в бумажной форме), но музыканты чаще всего полностью изучают всю структуру своей музыки на репетиции, а ноты присутствуют в основном как напоминание. Гитаристу или басисту довольно редко приходится играть что-то по партитуре, не имея возможности сначала хорошенько попрактиковаться. Если вы можете читать с листа, это полезный навык. Но большую часть времени, особенно в популярной музыке, люди играют на слух.

Вторым большим преимуществом навыка игры на слух является то, что всё, что должен сделать другой музыкант, чтобы показать вам, что играть, — это сыграть это для вас.

Вместо того, чтобы записывать это или, что ещё хуже, кропотливо что-то объяснять, музыкант может просто продемонстрировать, что именно вам нужно сыграть. Предполагая, что вы технически способны сыграть это в любом случае, вы можете воспроизвести услышанное немедленно, и таким образом можно проверить, что вы это усвоили. Я играю много импровизационной музыки, и одна из вещей, которая делает импровизацию более последовательной — это возможность воспроизвести для другого музыканта то, что он только что сыграл. Это заверяет его, что вы действительно слушаете, и помогает предотвратить хаотичное музицирование в «изоляции» друг от друга.

Удивительно, но эта способность воспроизводить вещи на слух толком не преподаётся, по крайней мере, в некоторых музыкальных учебных заведениях. Однажды я играл или пытался играть с классически обученной пианисткой, которая могла отлично сыграть сонату Моцарта с листа, но не могла ничего сыграть на слух. Без партитуры перед глазами она просто не знала, что ей делать.

Недостаток игры только на слух не так очевиден.

Дело в том, что если вы не музыкант с огромными природными данными, ваше ухо не сможет завести вас достаточно далеко. Возможно, вы не сможете определить, что представляет собой какой-нибудь аккорд, просто услышав его. Гармонии в мелодии могут двигаться так быстро, что вы просто не сможете «идти в ногу».

И вот тут начинается обучение чтению с листа. Если вы это умеете, вам открывается много музыки, которую на слух вы просто не смогли бы понять. Музыкальная нотация — это то, что помогает таким музыкантам, как я, «средне талантливым», функционировать в гораздо более разнообразных музыкальных ситуациях, чем если бы мы могли играть только на слух. Это фантастический инструмент обучения, который может поднять вашу музыкальность до уровня, который вы никогда не смогли бы достичь иным образом.

Источник

Как настроить гитару по слуху?

Как настроить гитару? Очень важный вопрос для начинающих обучаться на гитаре и обычно он решается просто. Приносим гитару учителю на урок, и он нам её настраивает. Другой хороший вариант иметь друга, соседа, родственника, который умеет настраивать гитару, и обращаться к нему.

Почему так происходит? Потому что для настройки гитары нужен определенный слуховой опыт, навык, который вырабатывается со временем. У кого-то быстрее, если слух хороший, у кого-то дольше. Но сразу не получается ни у кого. Даже людям с абсолютным музыкальным слухом, нужно привыкнуть к звучанию струн и научиться с ними обращаться.

С другой стороны, если не пробовать, то как получить опыт? Пробовать лучше под присмотром умеющего, чтобы он помог и исправил в случае ошибки. А вы не остались с окончательно расстроенной гитарой или, того хуже, не порвали струны от сильного натяжения.

Принцип настройки гитары простой: две струны должны звучать одинаково. Для регулировки натяжения струны на гитаре нужно крутить колки, на которые накручены концы струн. Чтобы, подтягивая или ослабляя струну, добиться одинакового звучания.

  • 2-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 1-ой открытой струной.
  • 3-я струна, прижатая на четвёртом ладу должна звучать одинаково со 2-ой открытой.
  • 4-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 3-й открытой струной.
  • 5-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 4-й открытой струной.
  • 6-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 5-й открытой струной.

Так, мы что-то пропустили. А как настроить первую струну?

  • Первая струна должна быть настроена по звуку E (ми) второй октавы.

Если у вас нет абсолютного слуха, то есть способности определить на слух высоту звука, то можно воспользоваться камертоном или любым настроенным инструментом – фортепиано, баяном, другой настроенной гитарой. Или положиться на свой опыт и настроить по своим ощущениям, как должна примерно звучать первая струна. А остальные подстраивать под нее согласно вышеприведенной схеме.

  • Если трудно определить выше или ниже звук одной струны или другой, попробуйте пропеть оба звука и по движению голоса определить, который выше.
  • Или послушайте не на пятом ладу, а на соседних ладах четвертом, третьем или шестом и найдите одинаковый звук и судя по результату – подтягивайте или уже наоборот ослабляйте струну.

Главное не забывайте пробовать. Анализируйте – какой звук выше или ниже? И постепенно освоите это простой, но хитрый навык – настройка гитары.

Источник

Оцените статью