Не хватает растяжки левой руки или длины пальцев для игры на гитаре?
ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК №25 «Не хватает растяжки левой руки или длины пальцев? Есть решение!»
В видеоуроке обсудим такую проблему, как нехватка растяжки левой руки при игре на гитаре в классическом хвате. Например, есть ситуации, когда вам нужно дотянуться со второго лада на шестой, а у вас это не получается. Мы разберемся, как эту проблему решить. Поехали!
Решать эту проблему мы будем методически грамотно, как и всегда. Для этого нам необходимо разобраться, какие параметры оказывают влияние на способность левой руки зажать один лад и, не отжимая его, дотянуться до следующего. Таких параметров всего три.
1. Корректность хвата гитары
2. Растяжка левой руки
3. Длина пальцев
Сейчас о каждом из этих параметров поговорим подробнее.
Самое интересное во всей этой истории то, что приоритет этих трех параметров совпадает с порядком, в котором я их озвучил. То есть: корректность классического хвата, растяжка и длина пальцев левой руки. В чем фишка? Если вы возьметесь некорректно за гриф гитары, то есть классический хват у вас будет деформирован, то дальше остальные параметры вам, конечно, помогут, но не сильно. Самое главное и необходимое условие — корректная эксплуатация классического хвата. Что это такое? Смотрите видеоурок о том, что такое правильный классисеский хват>>
Растяжка – расстояние между пальцами, на которое мы можем развести их друг от друга. Над растяжкой надо работать, сама она не появится. Это равносильно тому, что на шпагат неподготовленного человека вы просто не уроните. Точнее уроните, но порвете связки. Здесь то же самое: не надо насиловать руку, нужно постепенно ее растаскивать. При работе со своими студентами я использую упражнение на растяжку Джона Петруччи, которое было показано им в видеошколе «Rock Discipline». Это одна из первых его видеошкол. Посмотрите, это отличное упражнение, которое уже помогло сотням людей, прошедшим обучающий курс в нашей школе Guitar-Science.
И последнее – это длина пальцев. У меня не самые длинные пальцы, как я уже говорил. Я специально взял на этот урок мультимензурную гитару «Inspector». У них 25,5 — первая струна и 27 – седьмая. То есть мало того, что гриф шире, потому что семиструн, так еще и здесь [показывает] мне приходится тянуться еще больше. У меня не самая большая рука, у многих моих учеников гораздо длиннее пальцы и кисть больше. Но ничего в этом страшного нет, и я специально играл выдуманный сходу рифф в начале видеоурока, где эксплуатировал растяжку с третьего по седьмой лады абсолютно без проблем, а также корректность хвата и длину пальцев. О чем говорит эксплуатация длины пальцев? О том, что у нас растяжка уже на пределе и мы дотаскиваем прижимную поверхность пальцев до нужных ладов за счет распрямления этих самих пальцев. Если вы видите, что пальцы такие дугообразные и полусогнутые, как у меня сейчас [показывает], это говорит о том, что эксплуатируется растяжка. Поэтому, если вы грешите на свою длину пальцев, то сначала попробуйте довести до идеального состояния предыдущие параметры. Корректно возьмите гитару в классическом хвате и обеспечьте себе эластичность связок. Я вас уверяю, никаких проблем с дальнобойностью у вас скорее всего не будет.
У меня был ученик, у которого рука на порядок меньше моей. Он на своем суперстрате на шестой струне абсолютно спокойно без проблем играл гаммы, позиции. Мы вот этим упражнением, которое показал Джон Петруччи в своей видеошколе, сделали ему растяжку, мы обеспечили ему корректность классического хвата. Дальше при необходимости, конечно, он эксплуатировал длину пальцев, потому что для него вот эта позиция – то же самое, что для меня вот эта [показывает]. Но тем не менее он это сделал, проблем никаких. И таких людей десятки, сотни. Насчет этого не надо переживать.
Источник
Не получается играть на гитаре из-за коротких пальцев на руках, говоришь?
«К великому сожалению, человеческая лень столь же велика, как и высоты, которые мы способны достичь. Вопрос лишь в намерении, которое двигает нас в ту или иную сторону ежесекундно.»
Данное высказывание явно намекает на бессмысленность существования без намерения упорно двигаться к своей цели. Я это к тому, что очень часто притянутые за уши проблемы (которые на самом деле таковыми не являются) явно и жёстко отталкивают от нас реальность, в которой мы хотели бы жить. Наша лень настолько изворотлива и хитра, что готова придумать проблему любой изощрённости, выдвинув её на пьедестал, затмевая тем самым истинные ценности.
Я часто слышу от своих учеников и друзей такие вот «проблемы», которые реально и с полной серьёзностью мешают им развиваться в направлении гитарного мастерства: «мне кажется, играть на гитаре не моё, посмотри на мои сосиски (пальцы)»; «для того чтобы играть на гитаре, пальцы должны быть длинные, а у меня вообще какие-то огрызки», ну и в том же духе.
Было бы смешно, если б не было так грустно. Ведь мы сами же и зарываем свои таланты, благодаря воспалённому разуму.
Многие замечательные произведения были созданы музыкантами, страдающими от конкретных физических недостатков , и я хочу чтобы вы о них узнали. Мне кажется это послужит для вас хорошим примером того, что даже реальные проблемы не в состоянии повлиять на судьбу и уж тем более сломить дух, если вы приняли чёткое решение заниматься каким-либо делом.
Посмотрите, к примеру, на Тони Айомми, человека, который написал все демонические рифы Black Sabbath. Он потерял кончики пальцев на правой руке в результате производственной травмы (Тони левша), для многих гитаристов это поставило бы серьёзный вопрос об их гитарной карьере в будущем. Но Тони сделал себе кожаные протезы кончиков пальцев, перешёл на более тонкие струны и продолжил создавать отличную музыку.
Или взять Лес Пола, этого Леонардо да Винчи среди гитаристов, который фактически изобрёл мультидорожечную запись и цельнокорпусную электрогитару, не говоря уже о покорении поп-чартов своего времени и разработке классической гитары Gibson, названной в честь него.
Игра Лес Пола часто затмевалась его другими достижениями в области музыки, но послушайте его инструментальные записи начиная с 50-х, вы услышите гитариста с выдающейся техникой, едким чувством юмора и некоторыми идеями на десятки лет опередившими своё время. Существует история, что когда Лес сломал руку в автомобильной аварии, медики говорили ему, что те дни, когда он играл на гитаре, закончены. Несмотря на их заключение, Лес уговорил врачей поставить ему руку под нужным углом, так чтобы гипс постоянно держал руку в позиции для игры, и остался вполне доволен!
И, конечно, нельзя забыть случай с Джанго Рейнхардтом, они, вместе со Стефаном Граппели, были одними из первых исполнителей цыганского джаза (gypsy jazz). Зажигательная акустическая техника Джанго до сих пор вдохновляет легионы подражателей. Джанго обгорел во время пожара в таборе, два пальца на его левой руке были настолько сильно повреждены, что их практически невозможно было использовать в игре, кроме как для некоторых аккордов. Но послушайте его записи — в любой из них он звучит гораздо более ловким, чем большинство гитаристов с полным набором неповреждённых пальцев.
И последний музыкант, о котором стыдно не упомянуть — Марк Гоффени, известный как «Big Toe» (Большой Палец ноги). Это музыкант с большой буквы, поскольку будучи рождённым без рук, он играет на гитаре и бас-гитаре ногами! В 1999 году, PSB Records подписала контракт с его группой «Big Toe», что послужило дальнейшему сотрудничеству с небезызвестным продюсером Стивом Дьюдасом, в прошлом работающим с такими исполнителями как: Aerosmith, Ozzy Osbourne и Ringo Starr. В итоге, после выхода в свет первого диска «Big Toe», он получает оценку «Best of the Best» в San Diego Reader.
Список подобных музыкантов/героев можно продолжать и продолжать…
Суть в том, что если вы достаточно преданы музыке, то для вас становится возможным всё что угодно. Несмотря на это, я должен добавить, что вышеупомянутые музыканты были исключениями. Их воображение и видение позволяли создавать уникальные музыкальные вещи, каждый из них чувствовал необходимость донести свою музыку до всего мира, невзирая на возникающие преграды. Это люди редкого сорта, и, конечно, большинство из нас понимают, что даже гораздо более тривиальные травмы, чем те ужасы, что описаны выше, могут сильно повлиять на нашу игру. Другими словами, игра доставляет гораздо больше удовольствия, если вы можете о себе позаботиться.
Источник
ЕСЛИ У ВАС МАЛЕНЬКИЕ РУКИ: СОВЕТЫ ПО ИГРЕ НА ГИТАРЕ
Эта статья появилась на сайте Spinditty.com. Автор — Сэм Айлэм.
Что общего у Джими Хендрикса, Слэша, Стива Вая и Бакетхэда? В дополнение к тому факту, что все они являются (или, в случае Джими, являлились) великолепными гитаристами, есть еще кое-что: у них у всех были большие руки.
Нельзя отрицать тот факт, что в мире гитарного мастерства большие руки являются очень важным условием успеха. Я играл 15 лет прежде чем окончательно убедиться в этом. Неважно, сколько усилий я прикладываю для того, чтобы улучшить свое мастерство, факт остается фактом — всегда будут какие-то вещи, которые я не смогу осилить из-за величины своих рук.
Что мне оставалось делать? Я уже потратил тысячи долларов на оборудование, месяцы и годы на репетиции и обучение — махнуть рукой на это все, забросить гитару и переключиться на другой инструмент было уже поздно.
К счастью, где есть проблемы, там есть и решения. Для начала, мне нужна была мотивация. Оказалось, ни у одного меня есть такие проблемы. Ангус Янг играет на шестиструнной гитаре, и у него довольно маленькие руки. Рэнди Роудс вытаскивает всю душу из гитары, сам являясь крошечного размера человеком. Список можно продолжать еще долго, но я уже подошел к своему утверждению: люди с маленькими руками могут быть первоклассными гитаристами.
Я посмотрел множество руководств, прошерстил весь гугл в поисках ответов на свой вопрос о том, как я могу улучшить свое мастерство. И вот несколько главных вещей, которые помогают мне по сей день.
РАЗВИВАЙТЕ МИЗИНЕЦ
Годами я пытался копировать своих любимых гитаристов в постановке пальцев левой руки, но в итоге понял, что стандартное использование указательного и безымянного пальцев мне не подходит.
На уроках по гитаре нам говорят, что мизинец нужен для того, чтобы дотягиваться до тех нот, что лежат за пределами привычных четырех ладов. И, конечно же, это правда, размер рук тут не имеет значения, но мизинец играет куда большую для вас роль, если у вас маленькие руки.
Если у вас те же “проблемы”, что и у меня, старайтесь использовать мизинец там, где предположительно должен находиться безымянный палец. Конечно, необязательно, что это сработает во всех ситуациях, но во многих случаях это предотвратит полное поражение.
Из всех советов, которые я приведу в этой статье, этот самый тяжелый. Просто потому что мизинец несомненно есть и будет оставаться самым слабым пальцем на вашей руке. У меня ушло несколько месяцев на то, чтобы хоть как-то научить его выделывать то, на что способен мой безымянный палец. Усилия оправдались — мое легато гораздо мягче сейчас, а способность играть соло заметно улучшилась.
Мораль истории: тренировка мизинца не будет легкой, и никакого откровения не случится во время первых попыток. Однако если вы будете стараться, то сможете научиться играть то, что доныне казалось совершенно немыслимым.
ВЫСОКИЕ ЛАДЫ — ВАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
Высокие лады — это тот тональный диапазон, с помощью которого гитаристы становятся действительно слышны, перетягивая на себя все внимание. Это работало на Джимми Пейджа и Джо Перри, это сработает и в случае с вами.
Если вы гитарист с маленькими руками, то в этих самых руках находится особое преимущество в данном случае. Если большерукие исполнители чувствуют себя очень неуютно в высотах после 12-го лада, то вы там себя должны чувствовать как дома.
Если вы новичок, то вам понадобится немного больше времени, чтобы привыкнуть. Книги по гитаре, как и видео-уроки, обычно “не пускают” учеников за пределы 3-4-го ладов, и речь о них начинает идти сильно позже. Конечно, вам нужно тренироваться так, как советуют учебники, но нет ничего плохого в том, чтобы самостоятельно делать что-то на высоких ладах. Если вы более опытный музыкант, то начинайте прямо сейчас — именно там вы найдете “покой”.
Если вам очень тяжело дается какая-то партия на низких ладах, попробуйте перепрыгнуть на октаву (12 ладов). Конечно, композиция потеряет кое-какие низы, однако на чисто музыкальном уровне подумайте — ведь это все еще одни и те же ноты. Точно так же как и в предыдущем совете, такая стратегия вовсе необязательно будет работать во всех случаях, однако количество “за” здесь очень сильно перевешивает количество “против”. Вот обратите внимание на мое видео ниже. Моей собаке совершенно все равно, что происходит — всем угодить нельзя.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ГИТАРНЫЙ СТРОЙ DROP-D
Тем, кто играет новую метал-музыку, должен быть отлично знаком строй Drop-D. Вам просто нужно настроить нижнюю струну ниже на одну ноту (с Е на D).
Используя этот строй, можно обнаружить в себе способность играть отличные риффы на своей гитаре, однако вовсе необязательно здесь замыкаться исключительно на тяжелом звучании. Drop-D позволяет зажимать две нижние струны одним пальцем, играя пауэр-аккорды, и освобождает остальные пальцы для более высоких нот.
Drop-D так же отлично подходит для всяких классических буги-вуги приемов, а для гитаристов с маленькими руками может послужить в совершенно разных стилях. Вот еще одно мое видео, демонстрирующее преимущества этого строя.
НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ТЭППИНГОМ
Далеко не всем по душе техника тэппинга, которая мощно ассоциируется с волосатыми гитаристами-”спортсменами” из 80-х. Но она может быть невероятно полезна для тех, у кого маленькие руки. Подумайте об этом: размер рук очень сильно ограничивает пространство растяжки пальцев на грифе. Используя обе руки, вы сразу расширяете диапазон того, что можете сыграть.
Настало время признаний: из всех техник, которые я упоминаю здесь, эту я использую меньше всего. Почему? Честно говоря, я не являюсь скоростным гитаристом, и тэппинг — это что-то для виртуозов. Но абсолютно точно знаю, что если мне нужно сыграть какую-то ноту, которая лежит за пределами четырех ладов, моя вторая рука придет на помощь.
Если же вы как раз скоростной гитарист, то тэппинг — это то, что вам просто необходимо освоить. Будет очень нелегко, зато сможете сыграть то, что хотите, и очень впечатлите окружающих.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПОДАСТРА — ЭТО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Вообще меня очень бесит, когда приятели-музыканты морщатся при упоминании каподастра. Вроде того, что он — это упрощение и “побег” от сложностей.
Что ж, я здесь, чтобы заявить: подобное отношение — это просто полный бред. Для тех гитаристов, у которых маленькие руки, каподастр — это манна небесная! Если вы не можете зажать открытый C-аккорд, потому что ваши пальцы не растягиваются так далеко, то скорее всего вам придется слишком долго тренироваться. А оно того порой не стоит. Если у вас такая проблема есть сегодня, то скорее всего она останется с вами и завтра.
Если вам чем-то поможет этот текст, то лучше всего уяснить следующее: если физические ограничения (в данном случае, размер рук) мешают вам улучшить определенную песню или технику, несмотря на то, сколько усилий вы к этому прикладываете, то нет ничего плохого в том, чтобы прибегнуть к помощи каких-то аксессуаров. Если не можете сыграть песню без каподастра, играйте ее с каподастром. Вашим слушателям, поверьте, будет совершенно все равно.
Источник