Как выбрать гитарный усилитель
Давно ничего не писал в нашем блоге. Решил начать с такой важной на мой взгляд вещи как выбор гитарного усилителя. У меня есть уже довольно большой жизненный опыт и опыт с обеих сторон — как пользователя и как продавца гитарных усилителей. С обеих сторон баррикад, так сказать. Я играл на множестве усилителей и на концертах, и в студии, и на репетициях. Поэтому я считаю, что моё мнение может быть интересным для вас. Не советую читать тонким и чувствительным натурам, т.к. в тексте употребляется нецензурная лексика и вообще я человек прямолинейный и привык называть вещи своими именами. Если мой тюркский диалект вас не пугает, читайте и наслаждайтесь 😉
Если вы только начинаете заниматься на гитаре и решили купить себе комбик или ОГО! целый гитарный стек домой, то вам стоит взять на заметку следующие моменты:
Первое мнение может быть обманчивым. Включившись в комбик в магазине вам может понравиться большой выбор эффектов, куча настроек, встроенный тюнер и всякие такие штуки, которые продавец позиционирует как крутой бонус. Но на самом деле все эти бонусы стоят денег производителю и в итоге вся эта добавленная «ценность» ложится на ваши плечи как конечного покупателя. Поэтому я для себя в музыкальной аппаратуре взял за правило такое мнение: чем больше функций, тем дешевле в итоге каждая из них. Это особенно заметно по студийному оборудованию, где навороченный процессор эффектов зачастую и в подмётки не годится какому-нибудь односложному прибору, но выполненному вручную, очень серьёзной фирмой. Короче, в сумме вы получаете набор фишечек, а не звук. Хотите звук — платите за звук, а не за фишечки.
Если вы просто хотите поиграться — это одно. Здесь выбор прост — берите то, что больше всего нравится — как внешне так и по звучанию. Всё равно вы на данный момент ничерта не понимаете в звуке и не поймёте ещё очень долго. Так было и со мной, когда я начинал, поэтому я знаю, что говорю. Здесь не нужно видеть какой-то обидный контекст. Я не пытаюсь задеть вас или обидеть, просто это правда жизни. Любой начинающий в любом деле не имеет представления о нюансах. Чтобы до них дорасти, нужно многое перепробовать лично. Только на собственном опыте вырастает понимание правильного лично для вас гитарного звучания.
Если вы не просто поиграться решили, то читайте статью до конца. Может быть, вам удастся срезать пару углов на вашем музыкальном пути.
Резюмируем выводы по этому пункту: если вы начинающий — берите любой усилитель, который вам нравится. И ни о чём больше не думайте. Просто покупайте его и играйте на нём. Это важный момент. Не надо себе парить мозг выбором брендов, моделей, сравнивать бесконечно разные усилки и отзывы на них. И тем более читать посты на форумах, где пишут такие же как вы начинающие люди, ничего в звуке не понимающие. Самое главное, что вам с самого начала стоит усвоить — это то, что у всего есть своя цена и она полностью оправдана, иначе этот товар не продавался бы в магазине за эти деньги. Если он продаётся, значит есть покупатели, которые эти деньги платят.
Не стоит разбираться в странах производства: Китай — не Китай. Это бесполезно. Я даже не стану объяснять почему, потому что мне это уже осточертело. Каждый раз когда меня спрашивают: а какая страна производства. Всё что я могу ответить это «бляаааа. » У вас есть сумма денег в кошельке. Исходите из своих возможностей и просто купите лучший вариант, руководствуясь собственным слухом и глазами. Нет, вы, конечно, можете меня не послушать и сделать всё по своему — с форумами, советниками и долгими муками выбора. Но по факту, вы всё равно возьмёте то, на что у вас хватает денег. Вот и всё. Это в лучшем случае. В худшем вы так ни на что и не решитесь, бросите музыку, начнёте пить, от вас уйдёт жена и вы умрёте бомжом под забором.
Почему я здесь не пишу о звучании? Потому что первый усилитель у гитариста — это не про звучание, это про занятия дома с первым настоящим звуком. Не через ваш расчудесный супер-хай-фай-меняй-тебяй-заманай музыкальный центр, а через специализированный гитарный аппарат. Вы впервые поймёте, почему гитарный усилитель — это предмет первой необходимости для занятий на электрогитаре. Не поймёте, пока не купите. Не купите — не поймёте. Если вас устраивает ваш музыкальный центр или компьютер — удачи и успехов, дальше можно не читать.
Первый ламповый усилитель
С довольно большой вероятностью вы бросите занятия на гитаре, потому что для того, чтобы усидчиво и долго заниматься без каких-либо видимых результатов, надо обладать определённым складом характера. Скорее всего, это не про вас. Вот и славненько. Вы обошлись малой кровью, купили себе недорогую транзисторную перделку и вас даже не ломает от того, что она пылится у вас дома на балконе. Можно сплавить её по дешёвке или просто кому-то подарить. Alles gut!
Я очень рад, если я ошибаюсь на ваш счёт. И ваше пылающее сердце ещё жадет рок-н-ролла и мировой славы. После того, как вы наиграетесь в гитарные процессоры и транзисторные комбики (у некоторых это не проходит до конца жизни), вы попробуете хороший ламповый усилитель. Возможно, вы услышите его на концерте, когда будете стоять перед сценой, а гитарный кабинет будет ебашить вам в лицо всеми своими децибелами. А может быть, вы услышите его на реп базе, куда вы придёте репетировать со своей первой группой. Факт остаётся фактом. Вы поймёте, что вот этот большой звук и вот та транзисторная перделка у вас дома имеют довольно мало общего между собой. Дома от транзистора у вас быстро устают уши, а на реп базе, врубившись в гитарный стек и ударив по струнам на большой громкости вы вдруг понимаете, какой этой кайф играть рок и что у вас действительно есть яйца.
Я предельно ортодоксален в своём мнении насчёт того, что гитарный усилитель должен быть только ламповым. Всё остальное — игрушки. Не будем сейчас про кемперы и акс-эф-эксы, ок? Пусть они простоят на сцене хотя бы лет 30, тогда поговорим. Чем раньше вы поймёте, зачем вам ламповый усилитель, тем быстрее вы вырастете как гитарист. Ничто не способно изменить моё мнение. Ну, разве что, если только прямо сейчас из космоса прилетит летающая тарелка и инопланетянин покажет мне нечто, что затмит собой всю историю гитарного звука, над которым корпели так много светлых умов человечества. Думаю, что вероятность этого ничтожно мала, а следовательно тезис о «тёплом ламповом звучании» до сих пор скорее аксиома, чем бред старого паралитика.
Итак, вы поняли, что есть к чему стремиться. Ваши любимые гитаристы играют вот на этих усилителях, вы видели это в клипах и на ютубе. Вы точно знаете теперь секрет их звучания. Ясный перец, секрет не в пальцах, а именно в аппарате. Это стандартная сказка, которой вас до конца жизни будут пичкать производители и продавцы. Ведь им нужно продать вам свой товар. Давайте, по крайней мере, попробуем сделать это по любви.
Разобравшись с новой жизненной необходимостью в «тёплом и ламповом» звуке, вы начинаете долго и упорно копить, ведь вы хотите тот самый усилок, как у Дж. Дж. Джонсона. Всё остальное тлен. Само собой. Ламповый усилитель купить уже сложнее, потому что он стоит дороже. А ерунду уже брать вроде как не хочется. Вы же уже через это прошли, а может и не один раз. Ваши домашние, скорее всего, не разделяют вашей любви к гитарному террору, поэтому поддержки с их стороны ждать не приходится. Вы остаётесь один со своей мечтой. Это отличная проверка на вшивость вас как музыканта. Сможете ли вы противостоять мнению окружающих, которые говорят «забей ты на гитару свою, иди уже работать в газпром или госдуму»? Сможете? Я утрирую, но смысл тот же. Вам нужно будет выбирать. Я просто хочу вас предупредить, что не будет конца у вашего стремления покупать дорогие вещи в дальнейшем. Это непросто, и, с другой стороны, это прекрасно. Это мотивирует, заряжает и доставляет удовольствие. Ведь если и есть смысл в жизни, так это прожить её, делая то, что вам нравится. Не существует единственного гитарного усилителя, купив который вы успокоитесь. Их много разных и они все прекрасны.
Я мог бы рассказать вам о разных лампах, разных типах усилителей, брендах, но это всё увлекательное путешествие, в которое я всячески вдохновляю вас отправиться самостоятельно навстречу приятным открытиям.
Тем не менее, если вы покупаете свой «первый ламповый», я бы не советовал долго копить на какую-то топовую модель. И вот почему. Во-первых, они будет слишком громкая. Вы должны понимать, что ламповая техника раскрывается только в режиме, когда она работает на громкости минимум 50% от максимума. На маленькой громкости она не звучит. Можно убалтывать себя всякими аттенюаторами мощности, но вы сами поймёте, что это всё игрушки. Таким образом, покупая 50 Вт и более мощный гитарный усилитель, вы просто не сможете получить от него удовольствие, если конечно ваше удовольствие не заключается исключительно в созерцании громадного шкафа в углу вашей комнаты, на котором полюбит спать ваша кошка.
Более того, вы не поймёте разницу между 50 и 100 Вт усилителем. Скорее всего. Чтобы её оценить, нужно играть на той самой громкости в специально подготовленном звукоизолированном помещении. Реп база обычно таким местом и является. Дома этого звука не будет. Поверьте, ваши соседи и местный участковый этого точно не допустят. Поэтому, если вы хотите заниматься дома с ламповым звучанием, покупать надо маломощный усилитель. Для понимания, ламповые усилители звучат ГОРАЗДО громче транзисторных. я не физик и объяснить это не могу, но мой 15 вт ламповый комбик орёт громче барабанов и у меня ни разу не было желания продать его и купить что-то «помощнее» на реп базу. При том, что рядом стоят 50 Вт усилители и я играю и на том и на этом с одинаковым удовольствием.
Получается, что для дома, для семьи — максимум 15 Вт. Бывают 1 Вт ламповые усилители и поверьте, это ДОСТАТОЧНО громко.
Вернёмся к вопросу о накоплении на усилитель как у вашей любимой звезды. Вторая причина не копить долго — это то, что вам не нужно так долго ждать, чтобы уже сейчас не кайфовать от лампового звука. Более дешёвые варианты звучат УЖЕ на 3 головы лучше любого транзисторного аппарата. Поэтому исходите прежде всего из целесообразности. Скорее всего, турить вы не будете, а если ваша группа вдруг начнёт играть концерты, то в клубах уже что-то есть на сцене, в это «что-то» вы вполне можете играть по-началу.
Если вы станете популярным артистом, вам по райдеру привезут всё, что вы попросите на сцену, а если не станете, ну может и не надо тогда? Если покупка прежде всего будет стоять у вас дома — берите маломощный усилитель, который лучше раскроется на небольшой громкости. Если вы построили свою реп базу или играете концерты часто, тогда стоит покупать что-то более мощное, потому что в клубах в основном развалюхи. И за состоянием их мало кто следит. Но вы всё это сами поймёте, когда до этого дело дойдёт, здесь я не открою никакой Америки. И то, я бы советовал вам начать с небольшой мощности и попробовать её в разных условиях. Может статься, что вашим любимым усилителем станет тот самый 15 Вт комбик, который все так любят на нашей базе, несмотря на соседние более громкие ящики.
Получается что 50-100 Вт усилитель покупать не надо? Не надо, если вы не концертирующий артист.
Я также могу объяснить зачем НАДО покупать громкий усилитель, но не стану. Эта статья написана для начинающих и, по моему личному опыту, до оправданной необходимостью покупки настоящего полноценного большого гитарного усилителя доходят лишь единицы. Все они играют на сцене, чаще это либо работа, либо очень серьёзное хобби с музыкальным материалом на мировом уровне.
«А как же выбрать бренд?» — спросите вы. И будете правы, если спросите, потому что первая вещь о которой вам стоит подумать в наше неспокойное время — это то, насколько просто вам будет избавиться от вашей покупки, если вдруг у вас что-то не сложится в шоу-бизнесе. Поэтому есть смысл брать бренд, про который знает каждый или, по крайней мере, каждый гитарист. Слава Богу, кроме Marshall и Fender появилось много всего, что уже давно считается не менее классным, поэтому выбор у вас на самом деле есть и он большой.
Правила покупки как всегда просты: нравится как звучит — берите. Пофигу на ватты, хоть их там триста. Само собой перед такой серьёзной покупкой стоит поднатаскаться в теории. Отзывы на ламповый аппарат как правило пишут люди, которые уже что-то из себя представляют как музыканты, поэтому их есть смысл послушать. Главное не лезть в дебри и не устраивать форумные баталии, а также отделять зёрна от плевел. «Использовал усилитель лично» и «слышал, смотрел видосы, читал обзоры» — это две больших разницы. Первый скажет вам своё авторитетное мнение на тему, а второй — просто балабол и пустомеля. Это прекрасно, что в наше время уже есть у кого спросить такие вещи. Хотя бы позвоните нам в магазин или напишите. Не обязательно ничего покупать при этом. Если вы собрались купить ламповый усилитель, я считаю что это просто преступление не спросить у нас бесплатный совет.
Ну вот, пожалуй и всё. Мне пора отчаливать с страну сладких грёз. Постараюсь больше писать для вас в этом году прежде всего от себя лично и свои мысли. Не удивляйтесь, если они будут не только о музыке. на самом деле всё в жизни взаимосвязано, но об этом в другой статье.
Спасибо, что дочитали. Играйте ROCK во имя Ронни Джеймса Дио, да славится имя его!
Источник
Анатомия электрогитары. Часть 5: Гитарные усилители. Почему лампа?
Немного истории
Электрогитара в современном виде (цельный деревянный корпус со звукоснимателями, а не «электрифицированная» акустическая гитара) появилась в конце сороковых годов прошлого века.
Да, я знаю про «сковородку» от Rickenbacker (и да, они же в 1931 году придумали звукосниматель), гитару Эпплтона и про lapsteel-гитары от Fender, но про экзотику и тупиковые ветви эволюции — как-нибудь в другой раз, хорошо?
Итак, конец сороковых – начало пятидесятых, сначала электрогитару выпускает Bigsby, потом Fender и, наконец, Gibson. Причем успешными оказались только Fender и Gibson. И выпускались эти гитары уже специально под имеющиеся на рынке гитарные усилители. Строго говоря, они были не совсем гитарными, хотя и выглядели как современные комбо. В эти усилители можно было включать, например, угольные и пьезоэлектрические микрофоны, виниловые проигрыватели и прочие модные в 30-х — 40-х годах штуки.
По сути, это были бытовые усилители, вроде современных bluetooth-колонок. С той разницей, что весили они гораздо больше, не умели работать от батареек и звучали гораздо хуже. «Специализированными» эти усилители стали, когда производители придумали продавать электрогитары комплектами — сразу с усилителем. Попыток «запустить индустрию» было много, но получилось только у Лео Фендера. Именно его усилители заложили, по большому счету, основу того, что сейчас называется гитарным усилителем.
То, что под гитарным усилителем мы, главным образом, подразумеваем ламповый прибор — не случайно. Просто когда они появились, других не было. А ламповая техника сама по себе — это не про HI-FI. Нужно очень сильно постараться, чтобы получить высокую линейность сигнала без искажений. И линейно работать это будет в небольшом динамическом диапазоне сигнала.
Ручка громкости у лампового усилителя является также ручкой сатурации: чем громче, тем больше искажений. Производители гитарных усилителей в то раннее время и не стремились создать Hi-End устройство, просто выжимали из схем максимально возможную мощность. Конечно, были схемотехнические решения, устранявшие некоторые проблемы с искажениями, но «гитарные» усилители уже нашли свою экологическую нишу.
Гитаристы достаточно быстро нашли «прикольный эффект», выкрутив ручку громкости усилителя до максимума. Собственно, с этого момента эволюция гитарных усилителей порвала со стандартами качества звукоусиливающей аппаратуры и пошла по своему пути, а именно, по пути поиска наиболее благозвучных искажений. Но предком гитарного усилителя был обычный бытовой ламповый усилитель с широкополосным динамиком.
Кстати, эволюция гитарных динамиков тоже не пошла по пути улучшения качества, и в гитарных динамиках линейная АЧХ также является браком, как и 0,0001% искажений у гитарного усилителя.
Схемотехника гитарного усилителя
Схемотехнически гитарные усилители являются достаточно простыми устройствами. Какой нибудь Fender Champ состоит из 30-35 деталей, включая динамик. Конечно, современные 3-канальные монстры сложнее, но построены они по одному и тому же схемотехническому принципу: предусилитель+оконечный усилитель с трансформаторным выходом.
Большая часть тембра формируется в предусилителе, оконечник же отвечает за передачу сигнала на динамик. Однако, оконечник тоже не просто «масштабирует» сигнал, его поведение также нелинейно, хоть и в меньшей степени.
Другими словами, в ламповом гитарном усилителе любой функциональный элемент вносит искажения, и замена маленькой детали может существенно повлиять на звук. Например, соединив в одной схеме предусилитель от одной схемы с оконечником от другой, мы можем получить звук, не похожий ни на то, ни на другое, и звучать это может как очень хорошо, так и просто отвратительно. Поэтому гитарный усилитель — это законченное целостное устройство, формирующее конкретный тембр, и на разработку конкретных решений обычно уходят годы.
И это несмотря на то, что типов оконечника всего два (однотактный и двухтактный, в классах A и AB), а предусилители вообще строятся исключительно на лампах 12AX7 по схеме с общим катодом.
Но почему лампа?
Разве нельзя построить гитарный усилитель на транзисторах? Можно, и такие усилители даже выпускаются и высоко ценятся в определенных кругах. Но, как я уже сказал, гитаристы ищут наиболее подходящие своему стилю тембры, основанные на искажениях сигнала. Лампа искажает сигнал в широком диапазоне, но делает это деликатно. Первые признаки искажений могут проявляться как компрессия сигнала, потом как легкое насыщение, постепенно доходя до жесткого перегруза. При этом, управлять этими искажениями, в общем-то, схемотехнически несложно.
Транзистор же остается линейным в широком диапазоне сигнала до определенного уровня, при превышении которого искажения нарастают быстро. То есть транзистор мягко сатурировать сигнал не умеет, для этого приходится значительно усложнять схему. Тем не менее, скопировать ламповый гитарный звук у чисто транзисторной техники пока не получилось.
Резюмируя:
Получить благозвучный тембр электрогитары проще всего на базе ламповой схемотехники. Именно эта простота и определила вектор развития гитарных усилителей. Сейчас ситуация начала меняться — на сцену вышли цифровые процессоры и компактные усилители D-класса. Однако, в качестве референса для алгоритмов выступают все те же ламповые усилители.
В общем, ответ на вопрос, почему гитарные усилители ламповые, лежит между «лампа музыкальнее искажает» и «так исторически сложилось».
В следующий раз поговорим о современных альтернативах ламповым усилителям и попробуем ответить на вопрос — а нужен ли ламповый усилитель в 2020 году ( спойлер: альтернативы есть, ламповые усилители нужны не всем и не всегда, я пользуюсь, в основном, ламповыми усилителями и отказываться в обозримом будущем не собираюсь).
Автор: Иван Скачков (звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист).
Источник