- Выделение основного баса аккорда:
- Как правильно выделить основной бас аккорда?
- Для каждого аккорда свой бас
- Аккорды с дополнительным басом /C, /Db, /D, /Eb, /E, /F, /Gb, /G, /Ab, /A, /Hb, /H, /B
- Обращения аккордов.
- Линии баса
- Урок 24 — Басовые струны аккордов
- Басовые струны основных простых аккордов
- Какие струны у аккордов не должны звучать?
- Обозначения басовых струн на схемах
- Задание
- Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
- Басовые струны на гитаре – что это такое
- Басы в аккордах
- Таблица с обозначением группы басовых струн
- Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
- Басовые струны при игре перебором
- Аккорды с диезами и бемолями
- Басовые струны в аккордах с баррэ
Выделение основного баса аккорда:
Как правильно выделить основной бас аккорда?
Поняв принцип расположения звуков на гитарном грифе, остается только запомнить их местоположение. Для чего? Найти нужный звук, построить аккорд, изменять его структуру и звучание, правильно определять нужный бас и все это делать быстро — вот причины, по которым гитарист должен знать наизусть «сетку грифа» (расположение звуков на грифе).
Не стоит пытаться выучить все сразу. Давайте разделим работу на несколько этапов. Сначала мы запомним расположение звуков на «басовых» струнах (шестая, пятая и четвертая струны) до VIII лада, так как наиболее часто используемые аккорды расположены именно на этих ладах.
Возможно, вы уже знаете, что первая ступень аккорда (нота) дает название всему аккорду и является основным басом данного аккорда (за исключением некоторых случаев ведения баса).
Например, аккорды A, Am, A7, Am9 и т.д. построены от звука «A» (ля), в качестве основного баса этих аккордов выступает также звук «А», который мы можем встретить на открытой пятой струне и на шестой струне, прижатой на пятом ладу.
Вот мы и будем одновременно запоминать расположение звуков на басовых струнах и находить соответствие данного звука основному басу одноименного аккорда.
Начнем с 6-ой струны. Открытая, она звучит как «Е» (ми). Это основной бас для аккордов семейства «E» (E, Em, E4, E7, . ). Однако в названных аккордах основным басом может быть и четвертая струна, прижатая на втором ладу. Смотрим на «сетку грифа» и видим, что на II ладу на 4-ой струне также звук «E». Озвучьте все варианты аккордов группы «ми», начиная исполнение с основного баса.
На I ладу на 6-ой струне — звук «F» (фа), являющий основным басом аккордов (на баррэ) семейства «F» (F, Fm, . ). Аналогично, на 4-ой струне на III ладу находим звук «F».
На II ладу на 6-ой струне — звук «F#» (или «Gb»).
На III ладу на 6-ой струне — звук «G» — основной бас для аккордов группы «G», расположенных на первых пяти ладах.
Задание 1. Дорисуйте схему всего грифа до VIII лада.
Задание 2. Для каждого звука басовых струн найдите соответствующие аккорды.
Задание 3. Проиграйте на гитаре несколько аккордовых последовательностей из знакомых вам песен и обозначьте «имя» и местоположение основного баса каждого аккорда.
Источник
Для каждого аккорда свой бас
Примочки для
игры на гитаре
Аксессуары для гитары:
каподастр, медиатор,
камертон для гитары
подставка под ногу
пюпитр
Теперь будем разучивать песни, новое понятие — бас аккорды, то есть, у какого аккорда, какой бас. Играем песни перебором, щипая струны по очереди.
Разбираем песню «Очарована, околдована. »
Ниже представлена нотная запись данной песни:
Бас аккорды песен и басовые струны
Из нотной записи следует, что песня имеет музыкальный размер 6/8 и играется перебором (схема которого приведена). Нужно отметить, что не каждый аккорд начинается с пятой струны.
Пятая струна – это основной бас аккорд Am.
E – основной бас аккорд шестая струна (у аккорда G7 – бас так же с шестой струны).
Dm – основной бас аккорд четвертая струна.
C – бас аккорд пятая струна.
Поэтому играйте у каждого бас аккорда свою струну. Это правило нужно запомнить.
Весь текст данной песни можно посмотреть здесь> текст песни (бас аккорды).
Разучиваем песню «Я хотел бы пройти сто дорог. » А. Макаревича.
Весь текст данной песни можно посмотреть здесь> текст песни (бас аккорды).
Практика бас аккордов
Эту песню играйте, так же как и предыдущую. У аккорда Em – основной бас аккорд шестая струна.
Разучиваем песню «Бог устал нас любить» группы Сплин.
Весь текст данной песни можно посмотреть здесь> текст песни (бас аккорды).
Прослушать запись песни можно здесь> аккорды под песни.
Здесь встречается новый аккорд D7. Указательным пальцем зажимаем вторую струну на первом ладу, среднем зажимаем третью струну на втором ладу, безымянным зажимаем первую струну на втором ладу. Его схема приведена ниже.
Эта песня играется другим перебором, который мы не изучали, но он очень похож на перебор «шестёрочка» ниже приведена схема:
Am 5p-4i-3m-2a-3m-4i — D7 6p-4i-3m-2a-3m-4i – G 5p-4i-3m-2a-3m-4i – G 2a-3m-4i-2a-3m-4i.
Запомните этот новый перебор. Обратите внимания, что у аккорда D7 – основной бас шестая струна.
Более углубленно о переборах на гитаре можно прочитать в соответствующей статье.
Источник
Аккорды с дополнительным басом /C, /Db, /D, /Eb, /E, /F, /Gb, /G, /Ab, /A, /Hb, /H, /B
Как читаются аппликатуры аккордов
В аккордах в основном виде основной тон совпадает с самой низкой нотой — басом.
Однако, основной тон и бас — не одно и то же. Самая низкая нота аккорда может отличаться от основного тона определяющего тональность.
Такие аккорды называются аккордами с дополнительным басом. В них появляется ещё одих звук, причём самый низкий в аккорде.
Обозначаются они названием, косой чертой и нотой баса. Например, Em7/Ab, E/H, Am/C, Am/E, Dm/F, Dm/A и т.д.
Кроме того аккорды в основном виде также могут обозначаться с нотой баса. Пример — трезвучия Ля-минор — Am/A и Ля-мажор — A/A. Но проще и чаще записываются так: Am, A.
Сравните аппликатуры аккордов A и A/G (с дополнительным басом Соль).
К трезвучию добавился ещё один звук — бас G на 6-ой струне. Обратите внимание на то, что нота A на 5-ой струне не озвучивается. Это делается для обеспечения чёткости звучания, чтобы не происходило слияние низких звуков. Именно поэтому в аккордах с дополнительным басом основной тон следует брать по максимуму выше баса.
Основной тон на аппликатурах выделен красным цветом. Место где прижимается басовая нота обозначается кружком, в котором закрашена только нижняя половина. В случае, если басом оказывается открытая струна, она обозначается окружностью с линией внутри —.
Таким образом, для того чтобы построить аккорд с дополнительным басом, нужно к аппликатуре аккорда основного вида добавить соответствующую ноту. Основной тон при этом должен быть по возможности максимально выше баса.
Трезвучие с дополнением басом превращается в аккорд из 4-х различных звуков.
Обращения аккордов.
Помимо аккордов с дополнительным басом существуют другие аккорды с басом отличным от основного тона — обращения. В обращениях количество различных звуков не увеличивается. Так, к примеру, в обращениях от трезвучий 3 звука.
Что такое обращение аккорда? В обращение аккорда самая низкая нота — не основной тон, а один из других звуков составляющих его. Так для трезвучия (составляются из 3-х различных звуков) может быть 2 обращения. Первое, если басом является терция. Второе, если бас — квинта.
Первое обращение аккорда A, рассмотренного выше и состоящего из звуков A (тоника), Db (терция), E (квинта) — это аккорд A/Db. Второе обращение — аккорд A/E.
Также как и в аккордах с дополнительным басом в обращениях аккордов для чёткости звучания нужно основной тон брать как можно выше. Поэтому на аппликатуре второго обращения аккорда A — A/E 5-я струна обозначена как не звучащая. Таким образом, не озвучивая ноту A на 5-ой открытой струне, достигается более отчётливое звучания баса — ноты E.
В септаккордах, нонаккордах, ундецимаккордах, терцдецимаккордах 4, 5, 6, 7 различных звуков, соответственно обращений у них может быть больше чем у трезвучий — 3, 4, 5, 6 шт.
Линии баса
Использование аккордов с басом отличным от основного тона вместе с аккордами основного вида позволяет вести линию баса.
Басовая линия может строиться посредством чередования басовых нот, либо чередование аккордов при неизменном басе, либо комбинирование этих вариантов.
Источник
Урок 24 — Басовые струны аккордов
В этом уроки мы поговорим о басовых струнах. У каждого аккорда своя басовая струна. В предыдущем уроке мы с вами разучивали перебор. А дальше будем петь песни. Что бы всё получалось, нужно разобраться в этом вопросе.
У некоторых аккордов не должны звучать определенные струны, здесь мы так же в этом разберемся.
Начнем с басовых струн. Для большинства аккордов действует следующее правило: по верхней струне зажатого аккорда. Например, Вы зажали аккорд Am — верхняя зажатая струна у Вас четвертая, верно!? А вот следующая и будет басовой струной, у аккорда Am — следующая пятая струна — она басовая в данном примере. Ещё пример, аккорд Dm — зажимается на первых трёх струнах, соответственно, получается, что верхняя зажатая струна третья, следующая и будет басовой струной — 4. Это правило работает для 80% простых аккордов.
Но не у всех аккордов так, некоторые не попадают под это правило и в рамках данного курса, мы предлагаем вам их просто запомнить. Ниже Вы найдете список аккордов, которые мы разучивали в прошлых уроках. К каждому аккорду пропишем басовые струны. Обязательно просмотрите каждый аккорд и запомните.
Басовые струны основных простых аккордов
Аккорд A — 5 басовая струна
Аккорд Am — 5 басовая струна
Аккорд A7 — 5 басовая струна
Аккорд D — 4 басовая струна
Аккорд Dm — 4 басовая струна
Аккорд D7 — 4 басовая струна
Аккорд E — 6 басовая струна
Аккорд Em — 6 басовая струна
Аккорд E7 — 6 басовая струна
Аккорд C — 5 басовая струна
Аккорд H7 — 5 басовая струна
Аккорд G — 6 басовая струна
Если вдруг вы встречаете незнакомые аккорды, то всегда можете воспользоваться схемами на которых изображаются басовые струны. Либо это можно определить по струнам, которые не должны звучать. Как раз об этом мы с вами сейчас и поговорим, а далее вернемся к схемам и подытожим всё.
Какие струны у аккордов не должны звучать?
Смотрим распространенный вид схемы аккорда:
На данной схеме аккорда Am сверху мы видим крест над определенной струной (в этом примере шестой). Это означает, что данная струна не должна звучать, вот и всё.
Самая верхняя открытая струна на подобной схеме и будет являться басовой. Здесь это 5.
Обозначения басовых струн на схемах
На некоторых схемах басовые струны имеют свои обозначения:
- Как показано на видео — это толстая струна
- Над схемой может быть закрашенный круг — над определенной струной
Задание
Вы должны запомнить все басовые струны аккордов, которые мы с Вами изучили. Используйте главное правило, которое я дал выше — для 80% аккордов. Это правило сильно ускоряет процесс запоминания. Через несколько недель ваши пальцы всё будут делать за Вас и Вы даже не будете задумываться какая басовая струна у этого аккорда.
Теперь Вы знаете, какие струны не должны звучать в определенных аккордах. Поэтому можете потихоньку пробовать применять эти знания. Вернитесь к песням, которые мы уже с Вами изучили и пробуйте. Посмотрите конец видео, там мы объяснили что делать, если продолжительное время не будет получаться попадать по нужным струнам.
Источник
Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
Басовые струны на гитаре – что это такое
Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.
Басы в аккордах
Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне). Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии. Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.
Таблица с обозначением группы басовых струн
Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.
Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника)
Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.
Проще всего убедиться, почему это так важно, просто сыграв неправильную ноту. Например, в C (до мажор) извлеките бас E (открытая 6). Сразу возникнет ощущение грязи, «корявости», неверного исполнения – дисгармонии.
Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.
Басовые струны при игре перебором
При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз. Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков. Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.
Аккорды с диезами и бемолями
Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.
Басовые струны в аккордах с баррэ
Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды . Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре. В качестве примера возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая). Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.
Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны. Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад. Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.
Источник