- «Пьесы для начинающего кларнетиста» переложение партии кларнета Н.Г. Маркеловой
- Самоучитель игры на кларнете
- Кларнет урок 2
- Кларнет Урок 3
- Положение кисти на кларнете
- Внимание на средний палец
- Куда направить усилие играя на кларнете
- Приспособление для пальцев на кларнете
- Слабые мышцы амбушюра кларнетиста.
- Разыгрываемся перед занятиями. Обязательно!
«Пьесы для начинающего кларнетиста» переложение партии кларнета Н.Г. Маркеловой
Пояснительная записка
В 80 – годы XX века установилась тенденция обучения дошкольников и младших школьников в ДМШ в классах духовых инструментов на блокфлейте.
Блокфлейта принадлежит к группе свистковых музыкальных духовых инструментов, которые были известны человечеству с древнейших времен. Изготавливали их из разных материалов – тростника, пустотелого дерева, трубчатых костей. Каждый народ называл их по – своему. В России была популярна дудка, свирель; на Украине – сопилка; в Белоруссии — дуда; в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане – най; в Венгрии – фуруйя; в Египте – себи.
Переход на оркестровый инструмент осуществляется в 8 – 9 лет, в зависимости от конституции ребенка, его музыкальных способностей и индивидуальных особенностей. В переходный момент ребенок постепенно овладевает рабочим диапазоном инструмента, а нотный материал, основанный на народной музыке, значительно быстрее. Чтобы не стоять на месте, а развиваться в музыкально – художественном плане необходимо расширять и разнообразить репертуар учащегося. Начальный этап освоения кларнета средний и нижний регистры инструмента. К сожалению, авторами основных учебных пособий не уделено должного внимания этому моменту,
Художественный репертуар весьма однообразный – различные народные и детские песенки. Новые издания также не ориентированны на начинающего духовика и их катастрофически мало.
Поэтому назрела необходимость создания переложений интересных содержательных произведений, в частности, это пьесы композиторов классиков, старинная музыка, современная музыка, стилизованная под классику.
Произведения классиков мировой музыкальной культуры всегда будут школой мастерства для новых поколений музыкантов, обучая и воспитывая их художественно – эстетическое восприятие жизни.
Источник
Самоучитель игры на кларнете
Кларнет. Уроки по игре на кларнете от Александра Венгерова:
Тема урока: Правильная постановка мундштука у кларнетиста
Александр Венгеров преподаватель с более чем тридцатилетним опытом обучения детей игре на кларнете и саксофоне. Я окончил Ленинградскую консерваторию, работал в симфоническом оркестре и оперном театре. В течение 28 лет (на март 2017) Александр проживает в США и обучает там детей игре на кларнете, саксофоне и флейте. Поэтому у Александра большой опыт работы и как музыканта, и как педагога. Больше того, Александр может сравнить разные школы обучения музыке — советскую (русскую) и американскую. Понять чем отличается методика обучения, что хорошего можно взять из каждой школы.
На первом уроке поговорим о том, что наиболее важно для начинающего ученика, обучающегося с игре на кларнете. Сразу отметим, что речь пойдет именно о кларнете. Кларнет и саксофон очень похожи, но, как говорят в Америке, это «два разных животных». И у этих инструментов различная «постановка» (амбушюр) музыканта. «Постановка» задается и усваивается музыкантов в самом начале обучения и в дальнейшем уже не меняется. При этом надо отметить, что «постановка» для саксофона не работает при игре на кларнете, а вот «постановка» для кларнета позволяет играть и на кларнете и на саксофоне.
Первый вопрос, который необходимо понять обучаемому игре на кларнете, сколько мундштука необходимо поместить в рот. То есть как глубоко мундштук помещается в рот кларнетиста. Во время игры не видно насколько правильно мундштук взят и приходится двигать его вперед и назад, чтобы найти правильное положение. На это уходят недели, а иногда и месяцы. Начинающий музыкант не в состоянии понять правильно ли он держит мундштук и не осознает как эта проблема в будущем скажется на игре. Мало мундштука во рту скажется на игре в третьей октаве. Много мундштука во рту сделает невозможным контролировать звук кларнете, потому что трость глубоко во рту не дает возможности ее контроля губами. Поэтому правильное положение мундштука во рту настолько критично, что вычисляется оно в миллиметрах. Чтобы быстро и правильно определить положение мундштука кларнета во рту приклейте липкую ленту на мундштук в правильном положении. Этот способ проверен на практике уже многими педагогами и приводит к великолепному результату.
Протрите и обезжирьте мундштук. Приклейте кусочек толстого скотча на расстоянии 11-12 миллиметров от края мундштука для кларнета. Для мундштука альт саксофона это расстояние составляет 14-15 миллиметров. Срежьте излишки скотча и приспособление готово.
Верхние зубы ставятся на мундштук так, чтобы они чуть касались края приклеенного скотча. Скотч выполняет роль барьера. Не надо ставить зубы на скотч, а только касаться скотча, держа зубы на мундштуке. Теперь очень легко понять как правильно взять мундштук для игры на кларнете.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру зафуна. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
Кларнет.
Источник
Кларнет урок 2
Кларнет. Уроки по игре на кларнете от Александра Венгерова:
Тема урока: Амбушюр и правильная постановка кларнетиста
Продолжим изучать правильную постановку кларнетиста. Амбушюр — работа губ и других мышц лица при игре на духовых инструментах. При обучении игре на кларнете ученику поясняют, что «при игре подбородок должен идти вниз». А как он идет вниз? Почему? Зачем? Как это сделать? Ученик начинает теряться и делает различные гримасы различными мышцами лица пытаясь направить «подбородок вниз» и угодить педагогу. Ничего не получается. А достаточно всего лишь выполнить простую просьбу: «Улыбнись!».
Когда человек улыбается у него подбородок тянется вниз — вот это и есть нормальное положение подбородка для игры на кларнете. Внимание! Такое положение подбородка не подходит для игры на саксофоне. Не путайте! Постановка для кларнета совсем не такая, как для игры на саксофоне.
Если вы обучаетесь как играть на кларнете, улыбнись! Урок не должен быть пыткой. Улыбайтесь! Получайте удовольствие от игры. От этого во многом зависит результат.
Когда играете вы контролируете множество вещей — держите зубы на определенном месте мундштука, губы держите очень плотно, чтобы воздух весь шел в мундштук, тянете подбородок вниз, а еще начинают двигаться пальцы. Поначалу довольно трудно все это контролировать и проделывать одновременно, а для некоторых просто невозможно. Поэтому каждый урок вначале обучения напоминайте: «Улыбайся!».
Microtek
Когда вы улыбаетесь подбородок автоматически приобретает нужное положение для игры на кларнете. И через пару недель вы привыкните к нему. Вы очень быстро овладеете этой техникой и перестанете испытывать трудности от необходимости выполнить указание «подбородок должен идти вниз».
Привыкайте к правильной постановке кларнетиста с самого начала обучения игре на кларнете. Очень трудно в последствии переучивать, если вначале приобретете неправильную постановку. Поэтому с сразу начинайте играть на кларнете правильно: подбородок вниз, значит, улыбайтесь. Так вы предотвратите множество проблем в игре на кларнете в будущем.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру зафуна. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
Источник
Кларнет Урок 3
Кларнет. Урок 3. Правильная постановка пальцев при игре на кларнете. Маленькие хитрости для кларнетистов. Урок ведет Александр Венгеров.
Поговорим о положении пальцев на кларнете. Саксофонисты меньше страдают от неправильной постановки пальцев на инструменте. Поэтому уделим внимание кларнетистам.
Для начала возьмем апельсин. Этот фрукт по размеру примерно соответствует размеру ладони человека и ладонь на апельсине располагается в своем максимально свободном состоянии.
Положение кисти на кларнете
Это как раз то положение пальцев, которое необходимо кларнетисту при игре. И при игре на многих музыкальных инструментах, таких как гобой, саксофон и ,даже, фортепиано сохраняется это положение кисти руки. То есть, кисть удерживается в свободном (натуральном) состоянии:
Если полностью расслабить кисть, она пример такое положение:
Она не выпрямится так:
Если попросить ученика положить руку на плоскую поверхность, то часто ее кладут плоско:
И, даже, если попросить расслабить руку, не все понимают что от них хотят. Подними руку свободно и в таком свободном положении опусти руку на поверхность. В этом случае рука не ляжет плоско. Рука примет естественное ей округлое положение.
Точно так в свободном состоянии ладонь должна лежать и на кларнете. Не так:
А так как кисть лежит на апельсине — выше есть картинка с правильным положением ладони на кларнете.
Внимание на средний палец
Еще важный момент в постановке пальцев на кларнете это положение среднего пальца. Очень часто средний палец «проваливается» — вместо округлого состояния становится прямым в средней фаланге.
Дело в том что нетренированные пальцы, и особенно у детей, имеют слишком мягкие фаланги. И из-за того, что начинающие кларнетисты не знают куда правильно направить силу нажима пальца, они направляют ее в среднюю фалангу. Фаланга от усилия прогибается (выпрямляется) и палец, хоть, и нажимает на клапан, но в таком положении пальца трудно бегло сыграть мелодию.
Куда направить усилие играя на кларнете
Необходимо направлять усилие давления на кончики пальцев. Давить подушечками скругленного пальца, а не всем выпрямленным пальцем. Подобное состояние получается если попытаться стягивать пальцами что-либо с поверхности.
Вся сила находится на кончиках (подушечках) пальцев. Иначе, ведь, не получится стягивать. При игре на кларнете необходимо достигать этого ощущения — сила нажима приходится на кончики пальцев.
Выработать привычку правильно нажимать подушечками пальцев помогает упражнение «длинные ноты». Музыканты не любят играть длинные ноты, это скучное упражнение. Тем не менее это единственный способ привести в порядок постановку пальцев на кларнете.
Стоя перед зеркалом, играйте длинные ноты и контролируйте положение пальцев. Пальцы держите округлыми как на апельсине. Усилие направляйте на подушечки без спрямления в середине пальца. В результате регулярных занятий пальцы станут в правильное положение и запомнят его.
Ещё до разучивания всех гамм, этюдов и прочих мелодий усвойте постановку пальцев на кларнете. Пальцы веером или как их называют летающие пальцы не позволят вам освоить кларнет. Никакое «техническое место» в нотах вы такими «неправильными» пальцами не сыграете. Даже игра легато будет вызывать сложности.
Приспособление для пальцев на кларнете
Для обучения как правильно держать пальцы на кларнете имеется специальное приспособление Classical fingers. Это приспособление изготавливается в Австралии и выглядит так:
Classical fingers крепится к кларнету на двух магнитах и не дает при игре пальцам подниматься высоко.
Как видите приспособление вырабатывает привычку минимального поднятия пальцев над отверстиями и клапанами. Этим значительно улучшаются технические возможности музыканта. Не пожалейте денег. Приобретите и используйте при обучении игре на кларнете.
Слабые мышцы амбушюра кларнетиста.
При слабых мышцах амбушюра невозможно долго играть на кларнете. Существует пропорция на час занятий с педагогом (в музыкальной школе) необходимо пять часов самостоятельных занятий дома. Если вы не в состоянии играть на кларнете в течение часа, значит вы не достаточно натренировали мышцы амбушюра.
Занимайтесь больше! Занимайтесь регулярно. Амбушюр это всего лишь мышцы и как мышцы спортсмена они требуют тренировки. Ежедневно играйте минимум час на инструменте. Только в этом случае вы сможете выдержать час интенсивной игры на уроке или в концерте.
Если губы распускаются и вы не в состоянии собрать их вместе, сыграть будет невозможно — воздух будет уходить мимо мундштука и заставить работать уставшие мышцы нельзя.
Единственных способ привести амбушюр в рабочее состояние — ежедневные занятия. Каждый, каждый день занимайтесь!
Нет никакого секрета — чем больше занимаетесь, тем лучше играете. Конечно, занимаясь больше 4 — 5 часов в день, можно и переиграть губы, но эта проблема скорее всего у вас отсутствует.
Разыгрываемся перед занятиями. Обязательно!
Перед занятиями следует разыгрываться. До 25 минут уходит для того, чтобы музыкант начал чувствовать пальцы, дыхание, губы. Как видите время довольно приличное.
Невозможно за 5 минут разыграться и пойти играть. Конечно, если играешь марши на улице, то и 5 минут для разыгрывания сойдет. А то и можно вовсе не разыгрываться, если ты не трубач.
Но если ты серьезный музыкант, то обязательно будешь разыгрываться. Так же как в спорте — прежде чем приступить к упражнениям, нужно обязательно размять/разогреть мышцы. И в балете точно так же.
Для разминки (разыгрывания) опять же рекомендуется играть длинные ноты. Начинатиь с самой нижней от ми малой октавы и подниматься к ми третьей октавы. Играйте при разыгрывании диатонические ноты, без бемолей и диезов. Так вы и пальцы поставите правильно и мышцы амбушюра натренируете.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру кларнета. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
Источник