Для плотного звука гитары

Шесть секретов плотного и сильного звука бас-гитары на записи

Басистам не везёт. Вот барабанщику, например, никто и слова не скажет, если он полдня будет возиться со своей колымагой, накручивая там каждый винтик. А попробуй попроси звукорежиссёра поставить к басовому кабинету второй микрофон – такое сразу начнётся…

Бас-гитара – один из самых важных инструментов рок-музыки вообще и самый важный в ритм-секции. Но звукорежиссёры редко относятся к ней с подобающим почтением. Берут с полки первый попавшийся директ-бокс, брезгливо вытягивают за провод из-под старого барабана микрофон, даже плесень с него не стряхивая – бери, мол, включайся. Так что думать о звуке своей любимой басухи нужно нам самим. Слава богам, это не так уж и сложно, и неважно, в каком стиле вы играете. Внимайте.

Берите хороший директ-бокс. Не все DI-коробки одинаково хороши. Самые дешёвые и звучат так же. В более дорогих и компоненты получше, и сделаны они на совесть, причем разницу между дешёвым и подороже несложно услышать невооружённым ухом. Считается, что лучшие боксы – те, в которых стоят трансформаторы Jensen, специально обученные для передачи самых низких частот и не пропускающие наводки и фон.

Если у вас пассивные датчики на гитаре, включайтесь в активный DI, и наоборот – для активного баса берите пассивную коробку. Иначе в звук полезут шумы. Так что выбирайте самый лучший директ-бокс, какой можете себе позволить – и приятно удивитесь, насколько чище, яснее и басовее станет звучать ваша бас-гитара.

Включайтесь в небольшой кабинет. Тот редкий случай, когда размер имеет значение, но наоборот. Конечно, чем больше кабинет и чем больше в нем динамики, тем басистее будет звук. На живых выступлениях это как раз в кассу, но в студии супер-глубокий бас может потеряться в миксе. Чтобы бас-гитару было слышно не только в дорогих мониторах, но и в маленьких колонках, наушниках и даже динамиках смартфонов, стоит записать ее через маленький кабинет с выраженными средними частотами, это ещё и добавит энергии басу независимо от того, на чём его будут слушать. Помните, что люди слышат самые низкие частоты, только если в их системе есть отдельный сабвуфер.

Комбики и кабинеты с 8″, 10″ и 12″ динамиками вполне подойдут для записей, которые будут слышны на любой аппаратуре. Множество рок-песен писались через кабинет 4х10″, но не бойтесь взять и меньший. Даже недорогой школьный комбик вполне может своим звуком прорезать микс.

Читайте также:  Take five минус для гитары

(Это можно проверить и в программном симуляторе кабинета – поставьте в Guitar Rig’e, например, самый большой басовый кабинет, и звук уйдет, станет невнятный и мыльный. – Прим. редактора.)

Подбирайте и комбинируйте микрофоны. В студиях часто используют микрофоны с большой мембраной, типа Electro-Voice RE20 или AKG D112, которые хорошо берут нижние частоты. С ними звук глубокий, мощный в низах, но недостаточно ясный и чёткий.

Конденсаторные микрофоны, с другой стороны, отлично ловят детали и верхние “воздушные” частоты. А большая мембрана даст звук с более выраженными нижними. Если у вас только один микрофон, то лучше всего использовать именно такой. Но не ставьте его близко к кабинету, высокое звуковое давление может испортить микрофон. А еще лучше поставить два микрофона: конденсаторный с маленькой мембраной и динамический с большой. Для лучшей атаки и резкости берите проверенный временем Shure SM-57, профессионал в областе средних частот.

Разделяйте сигнал. Есть три способа это сделать:

  1. Пустить один сигнал в два кабинета – один с большим басовым динамиком, другой с небольшим среднечастотным – через Y-образный кабель.
  2. Взять разветвитель сигнала и пустить через него бас в два разных усилителя со своими кабинетами.
  3. Записать бас через DI-коробку и реампить его через два усилителя. Даже если у вас только один усилок, можно во второй заход поменять настройки эквалайзера.

Выравнивайте фазы. Смешивая несколько басовых дорожек, всегда можно попасть на проблемы с фазами сигналов, особенно если это дорожки с DI или после реампинга. Не ленитесь и поправьте фазы в компьютерной студии, либо руками, либо каким-нибудь плагином типа Precision Time Align.

Увеличьте картинку с записями и смотрите, какая из них запаздывает или начинается раньше. Даже небольшой сдвиг в несколько миллисекунд испортит низкие частоты. Поставьте эти дорожки на место, и бас сразу заиграет всеми красками.

А теперь хотите самый грязный главный секрет записи бас-гитары? А вот он: записывайтесь без усилителя! Некоторые активные DI-коробки по гибкости настройки частот не хуже самых крутых усилителей. Например, легендарная педаль SansAmp частенько грязно использовалась басистами для записи, когда под рукой не было усилителя – а все благодаря его тёплому, почти ламповому звуку.

Есть и цифровые симуляторы басовых усилителей, например, Kuassa Cerberus или Softube Bass Amp Room. Да и вообще, на компьютере можно соорудить грандиозную виртуальную студию с разными кабинетами, микрофонами и прочим, и при этом очень точно их настраивать. Попробуйте записать бас в студии, как мы рассказали, а потом запустить чистую дорожку с DI в виртуальный кабсим, и сравните – будет ли разница и в чью пользу.

Вот такие дела, ребятки и девчатки. Прочитали? Ну а теперь берём свои четыре и более струн и задаем такой грув, чтобы никому мало не показалось.

Источник

5 простых и доступных способов улучшить ваш гитарный звук

Привет! Добро пожаловать на страницы KOMBIK.COM! Сегодня мы попытаемся разобраться, как можно с наименьшими затратами улучшить ваше звучание. Поиск своего фирменного звука — это занятие на всю жизнь, причём довольно дорогостоящее. За последние десять лет стоимость качественного музыкального оборудования существенно выросла, а зарплаты музыкантов наоборот упали. Но не нужно отчаиваться, ведь есть другие способы кроме покупки новых гитар и усилителей и вам не понадобятся сотни и тысячи долларов, чтобы добиться разительных перемен в лучшую сторону.

Такие простые апгрейды, как замена струн, динамиков, звукоснимателей, ламп и педалей эффектов, может серьёзно сказаться на вашем звуке, так что вам решать, хотите ли вы звучать еще лучше!

Смените струны

Очень часто про это забывают. Те из музыкантов, кто не особо много занимается на гитаре и репетирует, как правило считают, что струны надо менять, только когда они рвутся, или когда они начинают ржаветь. Некоторые из концертирующих музыкантов также больны этим заблуждением и меняют струны только если те рвутся, ну или прямо перед походом в студию.

Вообще в целом, струны — самый недооцененный компонент в звуке. Музыканты не понимают, насколько это важная часть цепочки. Это самое первое, с чем взаимодействует музыкант, это само сердце звучания. Когда на струнах скапливается грязь и жир, они перестают правильно колебаться, в результате чего от звука остаётся лишь его жалкое подобие. Чем дольше у вас стоят струны, тем меньше высоких частот в звуке и общее звучание становится мутными и неразборчивым. Также страдает сустейн из-за того, что струны не вибрируют как надо, пропадает искристость в звучании.

Вы прекрасно знаете, как звучат новые струны на гитаре. Как рояль, ярко, резво, динамично, сочно. Так почему же вы забываете их менять почаще?

Хорошая идея — чистить накладку и лады каждый раз, когда вы меняете струны, так грязь на них не будет скапливаться. Проще ее убирать когда ее совсем мало, нежели когда там скопились целые наросты.

Как часто вы меняете струны на вашей гитаре?

Конечно же, это зависит от того, как много и часто вы играете на ней. Но имейте в виду, что даже если гитара просто лежит в кейсе без дела, струны со временем окисляются и теряют свои свойства. Моё правило — менять струны перед каждым концертом, перед каждой записью, а если это просто репетиции и ежедневные занятия — то раз в неделю.

Смените звукосниматели

Итак, первое звено мы изучили, беремся за второе — ваши звукосниматели. Они очень много дают вашему звуку. Если вы не довольны целиком и полностью звучанием вашей гитары в разные усилители, небольшой апгрейд звучков вдохнёт в вашу гитару новую жизнь. Существуют сотни моделей звукоснимателей, из которых порой довольно трудно выбрать что-то, что подходит именно вам. Так что, небольшой совет вам пригодится. На звук влияет множество факторов. Материал, из которого изготовлен магнит, проволока, сопротивление — всё это значительно сказывается на конечном результате и на том, как звукосниматель взаимодействует с деревом гитары. Вам придётся выбирать — активный или пассивный, сингл или хамбакер. Перед тем как нестись в магазин с деньгами, проштудируйте вопрос хорошенько и определитесь с вариантами. Спросите совета у консультантов в магазине или у знакомого профессионала, который знает толк в звукоснимателях. Замена одного датчика в гитаре начинается примерно от 40 USD (зависит от датчика) и может значительно улучшить ваш звук.

Добавьте педаль перегруза

Дальше после гитары у вас идёт педали эффектов. Самый важный элемент здесь — педали перегруза. Остальные используются от случая к случаю, но именно овердрайвы сильнее всего меняют тон вашего инструмента до того, как звук попадёт в усилитель. Многие артисты любят играть напрямую в усилитель без всяких педалей, но у многих из них так же есть секретное оружие в виде педали перегруза.

Овердрайв можно использовать по-разному, как просто бустер для подъёма громкости сигнала, как грелку, раскачивающую перегруз усилителя и добавляющая ему недостающего гейна, можно использовать как основной перегруз, включаясь в чистый канал, а можно как эквалайзер. Да, некоторые педали заметно влияют на частотные характеристики звука, выходящего из них. Если вы играет в мощный усилитель без ручки мастер громкости, вам придётся выкручивать его громкость на максимум, чтобы получить естественный ламповый перегруз. Если у вас при этом кровь пойдёт из ушей — мы предупреждали. Именно здесь на помощь приходят классные педали перегруза. С их помощью вы сможете получить требуемый уровень перегруза без излишней громкости, опасной для здоровья вас и ваших соседей.

Если вы уже используете родной перегруз усилителя, но считаете что ваши соло проваливаются в пачке, классический овердрайв в духе Tube Screamer зачастую решает эту проблему. Лучший способ прорезать микс — это добавить середины, так что педаль перегруза с характерным горбом в средних частотах — это то, что надо для соляков. Надо сказать, что сама по себе эта педаль вам не обязательно понравится. Но в пачке всё совсем по-другому.

Бывает также, что овердрайв в усилителе классный, но немного не хватает жира. Здесь поможет педаль перегруза с небольшими настройками гейна. Например, в случае с 15 Вт ламповым комбо с ручками volume и master volume, когда вы выкручиваете громкость, лампы в преампе начинают перегружаться, у вас получается классный блюзовый кусачий звук, но ему не хватает мяса, чтобы вы могли играть ваше любимое дж-дж-дж. И тут на выручку вам приходит педаль перегруза, которая добавит вам и низов и сустейна и панча, в общем, всё богатсво регулировок к вашим услугам.

Ну и последний способ — использовать эквалайзер на педали перегруза для корректировки общего звучания усилителя. Как правило, в правке нуждается середина, а бас и верха нужны для более детального тюнинга. Если ваш комбик не способен ни на что иное кроме блюза, а вам нужен ацкий МЕТАЛ, такой чтобы умерло всё живое в округе, хватайте скорее экстремальную педаль и настраивайте традиционную птичку металлиста на эквалайзере. Вот оно, мясцо, свеженькое. По секрету — эти настройки — полная шляпа. Гитарный звук — это середина. Если вы пытаетесь звучать как басист, может вам просто сменить инструмент или выгнать басиста? Стоимость более-менее адекватных педалей перегруза начинается с 3000 р. Не так уж и дорого, согласитесь?

Смените лампы

Вот мы и добрались до вашего усилителя. Только не говорите, что он не ламповый у вас. Будем считать, что вы экономили на мороженном, пиве и гамбургерах и, наконец-то, купили классный ламповый усилок. Он звучит как пение райских птиц, но у того чувака в клубе усилок был круче, вы это слышали собственными ушами на прошлой неделе. Или вам друг стало казаться, что любовь прошла, завяли помидоры и ваша Маша уже не так хороша.

Простое решение — смените лампы на другие. Очень важная лампа — лампа V1 в преампе. Так обозначается первая лампа в цепи. Ее можно менять без последствий для других. Она позволяет корректировать гейн и окрас звучания. Дальше у вас идёт оконечник и лампы мощности в нём. Стоит попробовать другого производителя, как минимум. Не стоит экономить на лампах — это единственный момент. Как говорится, вы — это то, что вы едите.

Одни лампы срезают верха в ярких усилителях, другие добавляют средних или низов. Изучите вопрос. В гугле море полезной информации. Смена ламп в преампе изменит ваш звук в одну сторону, смена ламп оконечнике — в другую. Так что лучше вы разберитесь, чего вам хочется в итоге. Спросите совета у профи, они подскажут, как вам получить то, что вы ищете. Лампы для преампа начинаются от 400 р за 1 шт, лампы оконечника — в районе 800 р. Зависит от бренда и типа лампы.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ. Замена ламп в преампе обычно очень проста, это можно сделать за пару минут. Лампы мощности — опасны для здоровья. Там высокое напряжение, способное убить человека. Если вы не знаете о лампах достаточно или никогда сами их не меняли раньше, оставьте это занятие технически грамотному специалисту. Особенно, когда идёт речь о замене ламп в оконечном усилителе.

Смените динамик

Попробуйте заменить динамик. Скорее всего, звук ваш изменится довольно серьезно. Это последнее звено в звуковой цепи, тем не менее, не последнее по важности. Конструкционно динамик — это звукосниматель наоборот. У них те же параметры, влияющие на звук — материал магнита и катушки. Плюс важен материал диффузора (бумага, конопля или синтетика..). Всё это влияет на конечный результат.

Для производства динамиков используются и альтернативные материалы, подчеркивающие разные частоты. со своими нюансами в звучании. Мощность динамика также влияет на его звук. Менее мощный динамик проще перегрузить, а более мощный будет звучать чисто даже на большой громкости. Например, Celestion Vintage 30 будет выдавать более кусачую середину, чем, скажем Greenback, который в целом звучит более ярко.

Динамик JBL E130 мощностью 300 Вт, например, не будет перегружаться в 30Вт усилителе, а вот 15 Вт Jensen Alnico — будет. Общая тенденция такая: у динамиков с альнико магнитами более тёплый низ и искристые верха, а динамики с керамическими магнитами обычно выдают больше средних и более чёткий низ. Давно стало популярным использовать разные динамики в одном кабинете, балансируя таким образом общее звучание. Хороший альнико 12″ и керамика 12″ в кабинете 2х12 будет звучать просто великолепно и сбалансированно. Цены на динамики обычно начинаются с 3000 р. и выше.

ВЫВОДЫ

Итак, у нас есть 5 способов улучшить ваш звук. Каждый из них по-отдельности не сделает вас банкротом и обычно довольно просто в реализации. Попробуйте несколько и послушайте, нравится ли вам перемена, к лучшему ли она. Главное помните, лучше всего менять что-то одно за раз. Так вы лучше сможете оценить произошедшие изменения, как всё стало звучать, где и что поменялось, какие ощущения у вас от игры появились. Если вы будете экспериментировать аккуратно, вы сможете маленькими шагами придти к своему звучанию, не тратя тысячи вечнозеленых долларов. И даже если вы уже купили тот самый дорогущий бутиковый усилитель, эти 5 способов вас тоже касаются. Маленькие перемены складываются в одну большую разницу.

Источник

Оцените статью