Для продления звучания ноты применяется следующий знак

Добро пожаловать в Самоучитель Игры на Синтезаторе!

Основная цель Самоучителя — помочь начинающим музыкантам овладеть игрой на синтезаторе настолько, чтобы уметь исполнять произведения средней сложности, приобрести навыки чтения нот с листа, познакомиться с музыкальной грамотой.

Самоучитель создан на основе моего многолетнего педагогического опыта. Основы обучения на инструменте излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики.

Обучающий материал дается в форме самодостаточных уроков и расположен в порядке возрастающей трудности. Уже с первых уроков вы сможете исполнять небольшие пьески, несложные популярные произведения с автоаккомпанементом.

Все вопросы и предложения, появившиеся у Вас в ходе обучения, вы можете задать в комментариях или на форуме.
Я обязательно отвечу на них.

Желаю Вам успехов!

Урок 7. Нотная грамота: знаки увеличения длительностей нот и пауз.

Не все звуки, встречающиеся в музыкальных произведениях, соответствуют по своей продолжительности основным длительностям, поэтому в нотной записи дополнительно существуют знаки увеличения длительностей — нота с точкой, нота с двумя точками, залигованные ноты и фермата.
Из этого видеоурока для начинающих вы узнаете все об этих знаках, и выполнив практические задания на фортепиано или синтезаторе, успешно научитесь применять их на практике.

Подробное содержание урока

  • Увеличение длительностей с помощью одной и двух точек.
  • Залигованные ноты.
  • Фермата.
  • Разбор музыкальных примеров со знаками увеличения длительностей нот на синтезаторе или фортепиано.

Хотите предложить свою тему для видеоуроков?
Вы можете оставить свои заявки здесь: &nbspСтол заказов

Перейти к следующему уроку

Комментарии

Leon700, спасибо за интересный вопрос.

Для того, чтобы научиться не смотреть на клавиатуру при игре, нужно при игре «не смотреть на клавиатуру». Именно это и есть главное условие для развития навыков «слепой игры».

Вот несколько советов, которые помогут вам развить этот навык.

Для начала научитесь ориентироваться на клавиатуре по черным клавишам:
— Правой рукой найдите «на ощупь» две рядом стоящие черные клавиши, возьмите их вторым и третьим пальцами, при этом первый палец «ляжет» на белую клавишу «до», четвертый — на клавишу «ми».
— Затем «нащупаем» группу из трех черных клавиш, возьмем их вторым, третьим и четвертым пальцами, при этом первый палец придется на белую клавишу «фа», пятый на «си» (если нужно начать игру с другого пальца, подменим на нужный нам палец).
— Все остальные клавиши также учимся находить относительно черных клавиш.
— По тому же принципу найдем ориентиры и для левой руки.
— Отработайте передвижение «на ощупь» с помощью черных клавиш по всей клавиатуре, (можно придумать разные варианты, например, ищем клавишу «до» сначала правой, затем левой рукой, затем каждой рукой по очереди, двумя руками и т.д.).
— Постарайтесь «запомнить» рукой расстояние между группами из черных клавиш, (передвигаясь по разным октавам, через октаву, через две и т.д.).

После того, как научились ориентироваться по клавиатуре перейдем к следующему этапу — разучиванию упражнений.

Начинать нужно с несложных «пятипальцевых» , когда на каждую клавишу приходится один палец. Придумывайте любые комбинации пальцев и отрабатывайте их от заданных нот, не смотря на руку.

Расширять диапазон используемых клавиш нужно постепенно, сначала включить игру через клавишу, затем — через две (и т.д.).

Следующий этап – отработка приема подкладывания первого пальца, затем — перекладывания пальцев.

Очень помогает освоить игру «вслепую» игра по нотам — ведь одновременно смотреть на ноты и на клавиатуру сложно! Читайте как можно больше несложных пьесок с листа, чем больше вы прочтете несложных произведений, тем легче вам будет ориентироваться на клавиатуре.

Разучивать произведение нужно всегда одной и той же аппликатурой, либо подобранной самостоятельно, либо указанной в нотном тексте (как правило, в нотах для начинающих музыкантов есть аппликатурные обозначения), что поможет пальцам «запомнить» комбинацию движений, благодаря чему появляется возможность играть, не смотря на руку.

Также освоить «слепую игру» помогает «внутренний» взор, то есть умение представить положение руки на клавиатуре в уме — это очень действенный метод.

Ну и не забываем главное условие — для того, чтобы научиться не смотреть на клавиатуру при игре, нужно при игре «не смотреть на клавиатуру»!

Прием «подкладывания первого пальца»

Прием «перекладывания первого пальца»

Да, вы совершенно правы!
В гаммах также используется и подкладывание после 4-го пальца при переходе на следующую октаву вверх, и перекладывание 4-го пальца при переходе на октаву вниз (для левой руки в обратном порядке). Так же и со вторым пальцем (гаммы от си-бемоля и ми-бемоля).

Но гаммы не единственное средство для развития техники. Есть еще масса упражнений от маститых педагогов. Например, у Шарля Ганона подкладывание отрабатывается в упражнениях №32-№37. Заметьте, что подкладывание может быть после любого пальца, даже после 5-го, хотя такая аппликатура используется достаточно редко.

В этом сборнике есть и упражнения, построенные на основе несложных «пятипальцевых» комбинаций (№1-31), о которых я рассказывала в предыдущем комментарии.
Да и пусть вас не пугает размер упражнений, в сущности, все они построены по принципу секвенций – повторении одной комбинации от разных (соседних) нот.

Сборник можно скачать здесь:

Скопировала программку на свой яндекс диск.

Вот другая ссылка:

Что-то с моей ссылкой та же самая история.

Вот ссылка с гугла:

К сожалению я не сталкивалась с хорошим видеокурсом по синтезатору.
Свое мнение о некоторых видеокурсах я уже высказала в этой статье:
sintezator-online.ru/. /.

Больше мне добавить нечего.

Что касаемо моего видеосамоучителя:
В ближайшеее время закончу серию уроков по созданию стилей и после этого обязательно вернусь к самоучителю. Правда с темой следующего урока я еще не определилась.

Вы можете предложить свою тему для урока.
Если вас интересует что-то конкретное, напишите, можно на форуме, например, в этой теме:

Источник

Знаки увеличения длительности звуков и пауз

Самым распространенным знаком увеличения длительности звуков в нотной грамоте является лига. Лигой называют дугообразную линию, расположенную между соседними нотами одной высоты. Фактически лига увеличивает длительность первой ноты на сумму длительностей всех последующих нот, располагающихся под данной лигой. То есть даже если под лигой находятся несколько нот, сыграть нужно только первую. Остальные лишь продлевают звучание этой первой ноты.

В редких случаях в нотной записи произведения можно встретить так называемую французскую лигу. Выглядит она примерно также как и обычная лига, но в отличие от нее — не связывает одинаковые по высоте ноты. Французская лига, расположенная рядом с нотой, немного увеличивает ее длительность. Важно отметить, что выбор времени, на которое увеличивается длительность звука, полностью лежит на музыканте. Французская лига лишь намекает, что неплохо было бы в этом моменте продлить звучание ноты, а окончательное решение по увеличению длительности принимает сам исполнитель.

Точки

Помимо лиги, для увеличения длительности звуков, довольно часто применяются точки. Точки в записи выставляются чуть правее нот или пауз, и обозначают что длительность соответствующей ноты (паузы) увеличивается ровно наполовину. К примеру, возьмем длительность четвертной ноты. Если поставить рядом с ней точку, то ее длительность увеличится до трех восьмых. Все это легко посчитать даже в уме, просто к одной четвертой нужно прибавить половину ее длительности, то есть одну восьмую.

Для лучшего усвоения материала разберем ноту с точкой на примере. На нотном стане, изображенном чуть ниже, присутствует нота с длительностью одна восьмая с точкой. Сразу же за ней идет одна шестнадцатая. Вместе с точкой одна восьмая по длительности равна трем шестнадцатым: 1/8 = 2/16, а значит, половина одной восьмой будет равна 1/16. Мы уже знаем, что точка увеличивает длительность ноты наполовину, следовательно, 2/16 + 1/16 = 3/16. Если одна восьмая с точкой равна трем шестнадцатым, то вместе со следующей одной шестнадцатой нотой они составляют длительность 4/16 или 2/8 или 1/4.

Выходит, что при стандартном счете «раз, два, три, четыре», вы должны успеть сыграть эти две первые ноты. Причем на первые три играется одна восьмая, на последний счет – одна шестнадцатая. Вторая нота «ми» в такте играется снова на счет «раз», сохраняя звучание до счета «четыре», так как ее длительность равна одной четвертой.

Как только вы полностью усвоите соотношение длительностей данных нот, попробуйте сыграть две первые ноты (одну восьмую и одну шестнадцатую) на счет «раз», а последнюю ноту в такте (ми) — на счет «два». После этого перейдите на счет в уме. В будущем именно таким способом следует разучивать довольно сложные произведения по части ритма.

Очень редко в нотной записи встречаются две точки рядом с нотой. Вторая точка при этом указывает на увеличение длительности ноты наполовину от длительности первой точки. К примеру, длительность четвертной ноты с двумя точками увеличится на три шестнадцатых. Первая точка увеличивает длительность нот на две шестнадцатых, а вторая – на одну шестнадцатую.

Фермата

Ну и напоследок – знак увеличения длительности под названием фермата. На нотоносце он выглядит как небольшая дуга с точкой внутри. Как и французская лига, фермата не дает четких правил по увеличению длительности, а лишь указывает на возможность сыграть соответствующие ноты немного дольше положенного. А насколько дольше — выбор за музыкантом.

Источник

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 22. Знаки увеличения длительности нот

Нам до сих пор приходилось встречаться со звуками, длительности которых обозначались нотами определенного вида:

А что делать композитору, сочиняющему музыку, когда он хочет записать звук длительностью, не подходящей ни к одному из вышеперечисленных знаков?

Например, звук длительностью 3 счета? Обозначения целой ноты или половинной нот не подходят, так как первое слишком длинное (4 счета), а второе – короткое (2 счета).

То есть, как выясняется, нотного знака для обозначения звука на 3 счета просто не имеется. Но это не значит, что в природе не существует и звука на три счета. В природе звуков не счесть по своей длительности!

В таких случаях, когда нужно записать в нотах длительность звука, для которого нет специального нотного знака, прибегают к помощи так называемых знаков увеличения длительности нот.

Первый из них называется «нота с точкой».

Точка рядом с любой нотой увеличивает ее длительность наполовину (или в полтора раза, если ты такой математик). Вот так обозначается нами упомянутый звук на 3 счета с помощью точки:

И равняется по длительности такое обозначение ноты:

Можно вывести формулу (для математика) ноты с точкой: нота с точкой равна по длительности самой себе (на рисунке обозначена верхней стрелкой) плюс половине от своей длительности (нижняя стрелка на рисунке).

Если в нотах стоит обозначение целой ноты с точкой, то звук продолжается, не прерываясь, 6 счета:

Точка может стоять возле ноты любой длительности, в том числе и у совсем коротких — восьмых и шестнадцатых, выполняя ту же роль:

В последнем рисунке мы видим новое обозначение — это «лига«. ЛИГА — это второй знак увеличения длительности нот.

Лига связывает длительности двух или более нот в одну непрерывную длительность первой связанной ноты. Эта непрерывная длительность равняется сумме всех «залигованных» нот. Выглядит это так в записи:

Как видим. звук на три счета можно обозначить, кроме выше рассмотренным вариантом «ноты с точкой», также и «лигой«.

Но лига, все же, чаще встречается в тех случаях, когда звук еще должен звучать, но время такта закончилось, являясь тем самыми как бы знаком переноса длительности из одного такта в другой:

Но и внутри одного такта лига встречается довольно часто:

В следующий раз мы обязательно выучим что-нибудь с использованием пройденных знаков увеличения длительностей, чтобы закрепить в сознании теоретический материал.

В заключение этого урока следует отметить, что точка служит для удлинения не только нот, но и пауз. И тоже в полтора раза (наполовину) от длительности паузы, возле которой она стоит.

Лига для целей увеличения длительности пауз не используется, потому что в этом нет никакого смысла.
Переходите на очень интересный и очень практичный урок 23 !

Источник

Читайте также:  Piano sonata no 8 in c minor op 13 pathetique ноты
Оцените статью