Для усиления для гитары звука что это

Усилитель для гитары

Уже много поговорив про акустические гитары и электрогитары, а также про всё, что с ними связано, настало время поговорить о такой теме, как усилители для гитары. Гитарный усилитель служит для преобразования электрического сигнал с датчиков на гитаре в звук. В данной статье мы обсудим классификацию усилителей, а также общие вопросы, связанные с ними. Далее у нас также будут статьи с более подробным описанием каких-то моделей и их особенности.
Для начала разделим все усилители для электрогитары на три группы: ламповые, транзисторные и смешанные (гибридные).

Ламповые усилители появились в 30-40 годах двадцатого века. Схемы усиления у них основаны на каскадах из ламп. Более подробно про ламповые гитарные усилители вы можете прочитать вот в этой статье. Перед вами как раз вид задней стенки усилителя звука для гитары от фирмы Mesa/Boogie. Лампы здесь хорошо видны.

Эти усилители дорогостоящие, но многие гитаристы выбирают именно их. Даже спустя много лет со времён создания первого такого усилителя они являются эталоном качественного звука с присущей им теплотой и мягкостью лампового звука. Теперь предлагаю послушать пример лампового усилителя.

Читайте также:  Ноты сборника джазовых пьес для фортепиано

The Mesa/Boogie Mark V 25

Транзисторные усилители появились с развитием электроники. Громоздкие лампы заменили на небольшие по размеру и более надёжные интегральные схемы. Соответственно размеры и вес усилителей уменьшился. Разброс цен на данные приборы очень обширный и каждый может найти себе подходящий экземпляр. Поэтому транзисторные усилители чаще всего выбирают начинающие гитаристы.

Marshall MG15CF

Смешанные усилители представляют собой инженерные решения, которые сочетают в себе и транзисторную электронику, лампы, а также цифровую обработку сигнала или применение различных электронных эффектов. Это уже довольно современные приборы. Одним из таких аппаратов является VOX Valvetronix VT20+. Ниже представлено демо-видео звучания этого гитарного усилителя.

Теперь нужно разобраться с несколькими важными понятиями. Главными составными частями усилителя для гитары являются преамп, оконечник и кабинет.

Преамп (pre-amp) – это предусилитель.
Оконечник – это уже непосредственно усилитель.
Кабинет – это акустическая система или колонка.

Теперь рассмотрим какие устройства производят из вышеупомянутых частей. Помимо того, что преамп может выступать, как отдельный девайс, существует следующее:

Голова

В этом устройстве сочетаются преамп и оконечник. Акустической системы здесь нет.

Он представляет собой подключенные между собой голову и кабинет. Это устройство уже является полным набором для правильного усиления и воспроизведения сигнала с электрогитары. Стэки используются на крупных концертных площадках.

Комбик

Комбик или комбоусилитель сочетает в себе все перечисленные выше важные компоненты: преамп, оконечник и акустическую системы. Они компактны по размеру, что делает их популярными среди многих гитаристов. Также гитарные комбики можно использовать для репетиций дома или на репетиционной базе, либо для небольших концертов.

Производство усилителей для гитары

Надеюсь, данная статья помогла Вам разобраться с понятиями, связанными с гитарными усилителями. Далее мы будем продолжать обсуждения этой темы, поэтому следите за новыми статьями!

Источник

Виды гитарных усилителей

В статье о формировании электрогитарного звука мы с вами разобрались какое оборудование для этого используется. Теперь поговорим непосредственно об усилителях. Их разновидности по принципу работы, достоинства и недостатки. Итак, начнем по порядку. Гитарные усилители по принципу работы делятся на 4 типа:

  1. Ламповые
  2. Транзисторные
  3. Цифровые
  4. Гибридные (транзисторный+ламповый или цифровой+ламповый)

Также усилители делятся по формфактору на головы (Head) и комбоусилители. Отличие вторых от первых в том, что в комбиках помимо предусилителя и усилителя мощности, присутствует еще и динамик. То есть это 3 в 1. В настоящее время производятся как ламповые комбоусилители, так и транзисторные и цифровые комбоусилители (моделирующие).

Я не буду в этой статье заниматься сравнением лампа против цифры, транзистора и т.д., уже столько на эту тему выпустили всяких видео, что уже тошно от холиваров. Если вам интересно, можете посмотреть на ютубе. Здесь же будут собраны сухие факты, достоинства и недостатки каждого из типов усилителей. Также я выскажу свое мнение по поводу нескольких гитарных мифов о лампе.

Гитарный ламповый усилитель

Первые гитарные усилители были собраны в те годы, когда в электронике для усиления сигнала использовали только электронные лампы. На смену им позже пришли полупроводниковые технологии — транзисторы. Но тем не менее, ламповые усилители по-прежнему остаются популярными, потому что дают более яркое звучание и лучший овердрайв. Основой формирования звука является электронная лампа

Лампы производятся и по сей день и активно используются. Особенно в гитарном мире. Рассмотрим основные достоинства и недостатки лампового усиления.

Достоинства

  • Звук имеет отличную динамику. Грубо говоря, усилитель очень отзывчив на силу удара по струне.
  • Насыщенность звучания. Звук насыщается ламповыми нелинейными искажениями, которые довольно приятны человеческому уху. Вы слышите «тот самый гитарный саунд».
  • Лампы красиво светятся в усилке =)

По достоинствам по сути все. Хоть их и мало, но есть самое главное — это отличный узнаваемый гитарный звук, к которому пока еще не подобрались цифровые и транзисторные усилители.

Недостатки

  • Громоздкость и большой вес. В виду принципа работы и схемотехники, весят они довольно прилично. Например, голова на 100Вт имеет массу около 30кг. Согласитесь, не очень удобно.
  • Лампы со временем требуют замены. Да, недостаток, особенно если учесть, что транзисторы со временем менять не нужно. Но по сути, если вы играете дома, то менять их придется с периодичностью лет 5 наверно. У меня дома стоит ламповый гаврош 10 уже 4 года. Я играю каждый день по 2-3 часа. Лампы еще не менял ни разу.
  • Хрупкость ламп. Усилитель не любит падений и встрясок.
  • Высокая громкость для получения хорошего звука. Да, усилок придется «разогнать». На малой громкости, как правило, они звучат хуже.
  • Высокая стоимость.

Теперь немного о мифах. Бытует мнение, что на лампе есть какие то чудесные нюансы звука, которые больше нигде не слышны. И если начинающий гитарист учится играть на транзисторном или вообще не дай Бог на цифровом усилителе, то он обречен. Типа не будет он там слышать ошибок своих, а на лампе будет. Так вот, я считаю, это полный бред. Если заниматься на нормальном звуке, без всяких эффектов космических типа ревербов, 4-х дилеев и 3-х фленжеров в цепи, то учиться везде одинаково. Просто на ламповом усилителе более приятней играть. А если руки из жопы, то никакая лампа не будет спасительной таблеткой, и вы сами по себе не заиграете хорошо.

Далее, миф о том, что звук с лампового комбика отлично ложится в микс, а с транзисторного и цифрового нет. Также полная фигня. Хороший гитарист везде зазвучит. А плохой. тоже может, но нужен хороший звукорежиссер, который все подвинет и заэквалайзит (хотя конечно это редко). А простой слушатель вообще не поймет где на записи какие усилители были использованы, да ему и пофиг.

Гитарные транзисторные усилители

В такого типа усилителях звук формируется посредством транзисторов. Такие усилители гораздо дешевле ламповых и они проще в производстве. Покупают их как правило новички, из-за низкой цены и доступности. Все недостатки ламп в них убрали. Они имеют намного меньший вес, приемлемо звучат на тихой громкости, не надо менять лампы, цена раза в 4 ниже. Купил, как говорится, играй и не задумывайся. Но самый главный недостаток — это звук. Нет он не прям полное дерьмо, но ламповому конечно уступает. Хотя опять же, слушатель простой вряд ли что-то поймет, особенно в миксе. Но вот гитаристу не все равно. И ощущения другие.

Вот на таком гитарном комбике я учился играть. В принципе все есть, эквалайзер высокие-низкие, гейн. Больше ничего и не надо. Весит около 2-3 кг, цена около 5 тысяч рублей, популярная марка и невысокая цена. Из-за этого транзисторные комбики и популярны у пионеров.

Цифровые гитарные усилители

Третий тип усилителей — цифровые. В них звук формируется с помощью математических алгоритмов. А все мы знаем, что математика, хоть и царица наук, но представление о мире дает идеальное, то есть немного оторванное от реальности.

Предыдущие усилители работают с аналоговым звуком, этот же тип с цифровым. То есть аналоговый сигнал с гитары преобразовывается в цифровой (нолики и единички), как то обрабатывается, затем снова а аналоговый и уже попадает в динамики. Вроде бы все нормально, но идеально смоделировать нелинейные «приятные» искажения, которые вносит лампа в звук невозможно. Можно только бесконечно приближаться к ней. И чем ближе, тем алгоритмы будут сложнее. Поэтому на рынке сейчас куча посредственно звучащих цифровых усилителей и пара тройка моделей, которые дают вполне сносный звук. Но и стоят они уже как ламповые головы, а то и дороже.

Основной фактором качества звука цифрового усилителя является преобразователь сигнала из аналога в цифру и наоборот (АЦП и ЦАП). Чем точнее алгоритм, тем лучше звук и меньше задержка. Основные достоинства у цифровых усилителей по сути такие же, как у транзисторных, плюс к которым еще можно добавить кучу встроенных эффектов, таких как например дилей и хорус и других. То есть в одной маленькой коробочке у вас умещается весь гитарный тракт со всеми возможными эффектами. Экономия просто колоссальная, и глаза разбегаются от возможностей.

Цифровые комбики также довольно популярны у новичков. Еще достоинством цифровых усилителей является то, что звук формируется такой, что не нужны гитарные динамики. Если у вас процессор, подойдут даже ваши комповские джениус за 124 рубля. Потому что звук уже получается готовый, без ненужных частот и зуда. Если моделирующий комбо, то там уже стоит обычный мультимедиа динамик.

Ну а недостаток один и самый главный — это звук. Который опять же на приемлемых моделях неплох, а на топовых вообще даже хорош, но до лампы все таки не дотягивает.

Спайдер цена 8000р
Axe-FX2 цена 180000р

К аксу еще и колонки покупать надо, блин. А разница почти в 20 раз.

Гибридные гитарные усилители

Как вы уже знаете из статьи о гитарном тракте, усилитель состоит из двух секций: предусилителя и усилителя мощности. Так вот, в гибридных гитарных усилках, пред, как правило, выполняют ламповым, а оконечник транзисторным. Гибридный усилитель появился как компромисс между хорошим ламповым звуком и весом и стоимостью транзисторного усилителя.

Самой важной частью гитарного усилителя является именно предусилитель. В нем идет начальное формирование звука, определяется его характер. А оконечник всего лишь усиливает звук для динамика (хотя конечно и он вносит свои нюансы, но менее значительно). Поэтому, умные инженеры объединили ламповый предусилитель с транзисторным усилителем и назвали это создание – гибридный гитарный усилитель. В итоге получился вполне приличный агрегат, способный посоревноваться в звуке с ламповым усилителем, и которой превзошел по своим характеристикам транзисторный усилитель. Кроме того, гибрид получился значительно компактнее и легче лампового усилителя. А по стоимости он несколько дороже транзисторного усилителя, но дешевле лампы.

В принципе учитывая все вышесказанное, если денег у вас немного, то лучшим вариантом покупки будет транзисторный усилитель. Главное выбрать достойный и нравящийся по звуку. Если в принципе деньги есть, но не хватает на лампу, можно попробовать гибрид. Вполне себе неплохой звук можно нарулить. Дешевые процессоры и моделирующие усилители я брать все же не советую. Звук намного хуже транзисторного. А дорогие модели стоят даже дороже ламповых.

В общем и целом, что лучше решать конечно только вам. Главное играйте на гитаре и получайте удовольствие.

Источник

5 важных составляющих гитарного усилителя

Вступление

Наверное, каждый музыкант, владеющий электрогитарой, задумывался о “своем” звуке – звучании, которое наиболее полно удовлетворяет его индивидуальные потребности. Хотите кристального блюзового звука или плотного рычащего перегруза – многое зависит от выбора усилителя.

В самом начале моего гитарного пути у меня был китайский Stratocaster и Fender Frontman 15W, которые хоть и ловили радио, но я по праву считал себя королем звука своего двора. Моей главной проблемой было то, что выбор оборудования я совершал бездумно, купив первые попавшиеся усилитель и гитару. Постепенно у меня сформировались понятия о звуке, о его характере, тембре, я узнал об эффектах и способах обработки и очень много узнал о радиотехнике – можно сказать, что это и подтолкнуло меня к выбору моей будущей профессии. В данной статье я хочу дать вам базовые знания о гитарных усилителях.

Гитарный усилитель: чем они отличаются?

В целом гитарные усилители мало чем отличаются от обычных промышленных усилителей звука, однако некоторые различия, конечно, существуют. Например, у гитарных усилителей очень большое входное сопротивление (порядка 1 Мом), это сделано для согласования сопротивлений усилителя и инструмента, у которого высокое выходное сопротивление.

Примечание: в некоторых усилителях есть два входа passive и active, предназначенные для пассивных и активных звукоснимателей.

Основное же отличие гитарного усилителя заключается в динамике: если в обычном промышленном аудиоцентре динамики поддерживают полный диапазон слышимых частот (приблизительно от 20Гц до 20кГц), а зачастую и чуть больше (16Гц до 21кГц), тогда как гитарные динамики, например, один из самых популярных – Celestion Vintage 30 – от 70Гц до 5кГц.

1. Гитарный динамик — голосовые связки

Гитарные динамики могут различаться по:

  • диаметру,
  • сопротивлению,
  • мощности
  • чувствительности.

Общепринятый стандарт диаметра динамика – 12 дюймов. Больший диаметр – 15 дюймов – используется для комбиков и кабинетов для басов.

Часто встречаются динамики меньшего диаметра: 10, 8 и даже 6 дюймов, но они не обеспечивают “взрослого” звучания и не могут обеспечить покрытия всех необходимых частот, хоть и стоят заметно меньше. Зачастую начинающие гитаристы не могут услышать разницы при покупке и ориентируются на более низкую стоимость, но переплата в данном случае вполне оправдана.

Сопротивление динамиков тоже разнится, встречаются модели с сопротивлением 4, 8 или 16 Ом, это делается для согласования выходных сопротивлений усилителя и сопротивления динамика.
Номинальная мощность, указанная производителем показывает лишь максимальную мощность, которую динамик способен выдержать в течение 1-2 секунд, расчетная мощность должна быть на 20-30% меньше максимальной. Обычно она составляет 60 ватт для одного динамика.

Чувствительность, если не вдаваться в физические подробности, это сила звука, которую может выдать динамик при заданной мощности. Чем выше чувствительность, тем меньшую мощность усилителю нужно развить, чтобы получить нужный уровень звука и наоборот, чем ниже чувствительность, тем бóльшую мощность нужно развить усилителю, чтобы получить требуемый уровень. В двух (пяти) словах – чем больше чувствительность, тем лучше.

Строение и виды гитарных усилителей


Гитарные усилители в основном встречаются в двух форматах:

1) Стек
2) Комбоусилитель

Если вам нужен усилитель большой мощности, например, для выступлений, чтобы “раскачать” большое помещение, то, скорее всего, вам понадобится стек, по двум причинам: первое, это то, что усилители большой мощности практически всегда сделаны в формате стека, а во вторых, для этого вам понадобится несколько динамиков,тогда как в комбоусилителях, как правило, один или два. Но всегда есть и исключение из правил. Например — легендарный Fender Twin, о котором мы писали в статье про 12 легендарных усилителей.

Для дома самым оптимальным вариантом будет комбоусилитель малой мощности (до 30 транзисторных и до 5 ламповых ватт). Он сочетает в себе усилитель и динамик в небольшом корпусе и позволяет играть дома не тревожа соседей.

Следует упомянуть о значительной разнице между транзисторными и ламповыми усилителями, о которой написано в этой [ссылка на статью] статье.

Какой усилитель качественный, а какой нет?

Если говорить о качестве усилителя в целом, следует обратить особое внимание на четыре компонента в случае с ламповым усилителем и всего на два в случае с транзисторным.

2. Трансформатор — большая и тяжелая вещь

Для лампового усилителя в первую очередь внимание следует уделить трансформаторам. Обычно их два: входной и выходной. Самую значительную роль в формировании звука усилителя играет выходной трансформатор. Именно его качество “делает” около 60% всей “работы”. Трансформаторы согласуют напряжение между сетью из вашей розетки и усилителем (входной) и между выходным каскадом усилителя и динамиками (выходной). Отсюда и их названия.

3. Усилительные лампы. Тот самый тёплый ламповый…

Далее по иерархии идут лампы – электровакуумные приборы, увеличивающие мощность сигнала гитары, грубо говоря, они повторяют слабый сигнал, выходящий из вашей гитары, но увеличивают его мощность до таких масштабов, что он может “раскачать” кабинет или динамик. На сегодняшний день осталось немного стран, которые продолжают выпускать усилительные лампы (Чехия, Россия, США), так как транзисторы вытеснили их почти во всех технических сферах, но в музыкальной индустрии наибольшую ценность имеют именно ламповые приборы из-за особенностей лампового усиления. Дело в том, что в процессе усиления в звук привносятся посторонние включения – гармоники. Они бывают четные (благоприятные для слуха) и нечетные (неблагоприятные для слуха). В ламповых усилителях преобладают четные гармоники, именно поэтому ламповый звук считается таким “теплым” и ценится больше, чем транзисторный, в котором преобладают нечетные гармоники.

Примечание: при использовании внешних эффектов, в частности distortion и overdrive, в которых используются транзисторы, можно наблюдать очень интересный результат: при совместной работе с транзисторным усилителем в звуке будет много “песка”, зато при работе с ламповым усилителем ситуация может кардинально поменяться в лучшую сторону. Дело в том, что лампы притупят звучание нечетных частот в педали и “оголят” четные частоты, которые имеют благоприятное звучание. Транзисторное усиление лишь усилит нечетные частоты, ухудшая звук.

4. Конденсаторы — маленькие но полезные

Во всех типах усилителей имеют значения конденсаторы. Их качество так же влияет на качество звука. В целом считается, что для звуковых приборов лучше подходят бумажные конденсаторы, пропитанные минеральным маслом. Конденсаторы так же бывают пленочными, слюдяными, керамическими и т.д.

5. Корпус — закрытый или открытый

И последний компонент, который формирует звук – корпус комбоусилителя или кабинета. В основном они бывают двух типов – открытый и закрытый. В корпусах открытого типа отсутствует целиком или частично задняя стенка. Их преимущество заключается в том, что в целом они звучат громче, так как, в отличие от корпусов закрытого типа, не препятствуют свободному ходу носителя звука – воздуха – и он не мешает диффузору динамика.

Так же они весят меньше и имеют полость, в которой можно переносить различные мелочи – кабели и мелкие предметы. В свою очередь усилители с корпусом закрытого типа лучше передают низкие частоты и имеют более высокое звуковое давление перед ними.

Дополнительные аксессуары. Что ещё нужно?

Помимо педалей эффектов, процессоров и прочих гитарных радостей, для усилителей есть еще несколько аксессуаров, которые есть далеко не у каждого, но о которых нужно знать.

Подставка под комбоусилитель или кабинет


Как известно, когда комбик просто стоит на полу, немного лучше передаются низкие частоты за счет непосредственного контакта с полом, но и звук в этом случае направлен в ноги музыканта. Ему самому звук кажется тихим, в то время как близкосидящим слушателям он будет казаться нормальным или даже громким. А так же бывает так, что низкие частоты из усилителя передаются по конструкции, например, в соседнюю квартиру, чем ваши соседи, скорее всего, довольны не будут. Для устранения этих эффектов используют подставку(рис.8) – с ее помощью звук направляют в уши музыканта и исключают прямой контакт с полом.

Чехол для усилителя

Музыкантам с активной концертной деятельностью не всегда приходится носить свой аппарат с собой, потому что практически всегда усилитель имеется на месте выступления. Но иногда его качество оставляет желать лучшего, в нем может не хватать каких-нибудь функции, нужных музыканту или он сам может оказаться принципиальным человеком, который привык играть в “свое” и категорически не хочет играть в другие усилители.

Согласитесь, что нести с собой довольно хрупкий усилитель, вес которого может доходить до нескольких десятков килограмм, может быть не только неудобно, но даже и опасно для него, ведь его можно случайно уронить или повредить другим образом. В этом случае вас выручит кейс или чехол для усилителя. Они бывают двух видов, причем оба вида могут встречаться с колесиками и дополнительными ручками для перевозки: Жесткие и Мягкие (пример на изображениях, догадаться где какой не составляет труда).

Мягкие чехлы гораздо меньше весят и предназначены, в основном, для ручной переноски, а твердые кейсы служат для перевозки или даже перелета на большие расстояния, где гораздо больше шансов повредить аппарат.

Есть много крупных и мелких компаний, которые занимаются изготовлением чехлов для усилителей, бывает даже, что их можно купить у самого производителя устройства, например, отечественная компания AMT предлагает мягкий чехол для своего транзисторного усилителя Stonehead, а компания Yerasov предлагает специально разработанный для усилителя этой же компании жесткий кейс.

Обычно тем, кто играет в небольшой усилитель дома, чехол для усилителя совершенно ни к чему, но если вы планируете часто перевозить или переносить свой аппарат, то я рекомендую заранее озаботиться вопросом его приобретения.

Источник

Оцените статью