Дмитрий илларионов гитара личная жизнь

Илларионов, Дмитрий Николаевич

4tissimo Guitar Quartet

Борис Андрианов, Юлия Лонская

Дмитрий Илларионов — российский музыкант, классический гитарист, обладатель гран-при крупнейшего конкурса классической гитары «Guitar Foundation of America» (GFA 2002), номинант лонг-листа премии Grammy.

Родился 19 ноября 1979 года. В возрасте семи лет начал заниматься классической гитарой. По его словам, увлечение это пришло «само собой», поскольку в семье музыкантов никогда не было. Первоначально учился у педагогов Валерия Михайловича Емельянова и Елены Анатольевны Бондаренко в Кишиневе, а затем, после возвращения в 1991 году семьи в Москву, занимался под руководством Олега Витальевича Назаренко (ученика А. М. Иванова-Крамского). В 1993 году, с отличием окончив музыкальную школу, Дмитрий поступил в Академическое музыкальное училище при Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского в класс гитары Натальи Николаевны Дмитриевой. В 1997 году Дм. Илларионов окончил Академическое училище с красным дипломом и поступил (набрав на вступительных экзаменах максимально возможный балл) в Российскую академию музыки им. Гнесиных в класс профессора, заслуженного артиста России Александра Камилловича Фраучи. В 2001-2002 учебном году некоторое время занимался у Никиты Арнольдовича Кошкина. В 2002 году окончил Академию (красный диплом с отличием) и в октябре того же года поступил в ассистентуру-стажировку этой академии (творческий руководитель – проф. А.К.Фраучи).

Дмитрий Илларионов является лауреатом многих международных конкурсов. В 1997 году он становится победителем конкурса «Гитарная Москва» и лауреатом Международного конкурса «Классическое наследие» (г. Москва). В 1999 году Дмитрий побеждает на VI Международном конкурсе гитаристов в г. Гданьске (Польша), получив все специальные призы, и становится обладателем Гран-при – гитары известного японского мастера Масайи Нобе. Жюри конкурса от имени фестиваля «X Гданьские встречи гитаристов» (в рамках которого проводился конкурс) торжественно присвоило Дмитрию Илларионову звание «Величайшая надежда». На этом конкурсе представитель российской гитарной школы такого успеха добился впервые. В 2000 году Дм. Илларионов становится лауреатом престижного VII Международного Королевского конкурса «Весна гитары 2000» (Шарлеруа-Сенеф, Бельгия). В том же году он стал лауреатом II-ой премии на III Международном конкурсе музыкальных индивидуальностей им. А. Тансмана в Лодзи (Польша). Особую весомость этому достижению придает тот факт, что гитара здесь непосредственно соперничала с фортепиано, виолончелью и скрипкой. Никогда ранее на этом конкурсе гитара не поднималась на столь высокое место. В конце 2000 года Дм. Илларионов побеждает на самом престижном гитарном конкурсе, проводимом в РФ – Международном конкурсе «Гитара в России» (г. Воронеж). По прошествии 2000 года Дмитрий был отмечен Ассоциацией Российских вузов (музыканту торжественно были вручены премия и диплом «За отличную учебу и музыкальную индивидуальность»). В 2002 году Дмитрий Илларионов завоевал звание Лауреата Международного гитарного конкурса в Кутна Горе (Чехия). Помимо этого он является лауреатом конкурса дирижеров, посвященного 100-летию А.С. Илюхина (г. Москва, 2000 г.) и лауреатом X республиканского конкурса юных композиторов МССР (г. Кишинев, 1990 г.).

В 2002 году Дмитрий Илларионов стал победителем Международного сольного конкурса гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America Competition 2002), который проходил с 15 по 20 октября 2002 года в г. Майами, Флорида, США. Эта победа, безусловно, войдет в число важнейших достижений современной российской гитарной школы.

Начиная с 1996 года, Дмитрий является постоянным участником фестивалей гитарной музыки, проводимых Н.А. Ивановой-Крамской в г. Москве. С большим успехом музыкант выступал на фестивалях: «Дни мандолины и гитары» (Москва, 1999 г.), «Tabula Rasa» (Волгоград, 1999 г.), «Мир гитары» (Калуга, 2000 и 2002 гг.), на фестивале классической гитары Польши (Лодзь, 2000 г.), «XI Гданьские встречи гитаристов» (Гданьск, Польша, 2001 г.), «Ренессанс гитары» (Гомель, 2001 г.), «Возвращение» (Москва, 2002 г.), на Международной школе гитаристов (Санкт-Петербург, 2002 г.), «Весна гитары» (Саратов, 2000 г., 2002 г.).

В 2002 году Дмитрий Илларионов дебютировал в Германии. 28 июля в рамках Международного гитарного фестиваля в Нюртингене с успехом прошел сольный концерт российского гитариста. В большом отзыве на концерт, опубликованном в газете «Нюртинген цайтунг» от 30.07.2002 г., Хайнц Бёлер отметил, что молодому русскому гитаристу вполне удалось покорить публику своим искусством — задача далеко не простая и не каждому по силам, если учесть, что накануне в этом же зале выступали такие знаменитые мастера как Дэвид Рассел и Мануэль Барруэко. Дмитрий Илларионов великолепно исполнил «Гранд-увертюру» (ор.61) Мауро Джулиани, «Каватину» Александра Тансмана, 6 частей (№ 5-10) из «24 прелюдий и фуг для гитары соло» Игоря Рехина, «Ex ovo» Душана Богдановича, «Дьявольское каприччио» Марио Кастельнуово-Тедеско и «Венецианский карнавал» Франсиско Тарреги. Исполнением последнего Илларионов продемонстрировал еще и «здоровую уверенность в себе и своих силах» (gesunde Selbstvertrauen): не побоявшись сравнения с мастерской интерпретацией «Венецианского карнавала» Дэвидом Расселом на открытии фестиваля, он блестяще показал себя в этом «поединке». Свое выступление Дм. Илларионов закончил исполнением на «бис» вальса Роланда Диенса и был заслуженно награжден публикой бурными аплодисментами.

Репертуар гитариста обширен, включает в себя оригинальные сочинения для гитары различных эпох и стилей, лютневую музыку, произведения для гитары с оркестром, редко исполняемые произведения для гитары. В активе гитариста старинная музыка (Л. Милан, А. Мударра, Д. Доуленд), произведения композиторов XIX — нач. XX в. (Ф. Сор, М. Джулиани, Х. Турина, Ф. Таррега); современная российская и зарубежная музыка (А. Тансман, М. Понсе, Х. Родриго, А.Барриос, М. Кастельнуово-Тедеско, И. Рехин, С. Ассад, Р. Диенс, Ф.Мартен, У.Уолтон, Д. Богданович и др.).

Дмитрий Илларионов одинаково много выступает как сольно, так и в составе камерных ансамблей. Очень любит играть совместно с оркестром. По его словам, это возвышает гитарное искусство и просто замечательно звучит. Гитарист выступал в качестве солиста с различными коллективами, в том числе с Губернаторским симфоническим оркестром (г. Иркутск), Государственным симфоническим оркестром Татарстана (г. Казань), Национальным камерным оркестром Республики Молдова (г. Кишинев), камерным оркестром «Времена года» (г. Москва). В числе произведений, исполняемых Дм. Илларионовым в сопровождении оркестра, в первую очередь следует отметить знаменитые «Аранхуэсский концерт» и «Фантазии для джентльмена» Хоакина Родриго, его же «Андалузский концерт» для 4-х гитар с оркестром (1-ая и 2-ая партии), а также Концерт Вила-Лобоса для гитары с оркестром и Двойные концерты – Вивальди и Кастельнуово-Тедеско.

Известный итальянский гитарист Карло Маркионе отмечает в игре Д. Илларионова очень ясное, необычайно глубокое исполнение и вместе с тем виртуозное владение инструментом. Известный югославский композитор Душан Богданович, присутствовавший на одном из концертов, сказал об игре молодого гитариста: «Это был один из наиболее вдохновенных гитарных концертов, которые я когда-либо слышал».

Записал 4 компакт-диска, в том числе в дуэте с одним из ведущих российских виолончелистов Борисом Андриановым (лауреатом многих международных конкурсов, включая конкурс им. П.И. Чайковского).

Источник

Дмитрий илларионов гитара личная жизнь

Муамар КАДДАФИ,
Вождь Ливийской революции.

Дмитрий Илларионов
Основная информация
Дата рождения
Дмитрий ИЛЛАРИОНОВ: «В детстве меня все называли вундеркиндом»

«Конкурент» беседует с известным российским гитаристом.

Гитарист-виртуоз экстра-класса – так говорят о нём и в России, и за рубежом. Лауреат многих престижных музыкальных конкурсов, проходивших в США, Испании, Польше, Италии… Одной из главных своих побед Дмитрий считает первое место на конкурсе Гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America) в 2002-м. Именно эта победа позволила Дмитрию снискать признание на международном уровне. В 2008-м Илларионов увёз из Испании все возможные премии одного из самых престижных международных гитарных конкурсов – имени испанского композитора Франсиско Тарреги: Гран-при, премию публики и премию за лучшее исполнение сочинения Тарреги. Впервые за всю историю существования этого конкурса (более сорока лет) победителем стал россиянин. Слушатели любят Илларионова за удивительную, филигранную технику и глубокую эмоциональность исполнения. И, наверное, за то, что он всегда находит время после концерта для общения с поклонниками. В гримерной после выступления не пробиться. Здесь и студенты музыкальных училищ, и просто гитаристы-любители, восторженные поклонницы. Дмитрий общается со всеми с искренней улыбкой и интересом.

– Дмитрий, как началась ваша история с музыкой и почему вообще вы выбрали гитару?
– Началось всё, в принципе, банально. Я просто пошел учиться в музыкальную школу и выбрал гитару. Что в общем-то редкость, потому что, как правило, на гитару переходят после класса фортепиано или скрипки либо начинают играть на гитаре в более взрослом возрасте. Мне было шесть лет, в это же время в музыкальную школу поступил и мой старший брат, он выбрал кларнет. Я тоже захотел ходить в музыкальную школу и попросил родителей, чтобы меня записали. Выбрал гитару. Почему – я не знаю, это какой-то необъяснимый для меня выбор, может быть, это было интуитивным решением. (Улыбается.) Но, получается, я сделал правильный выбор. С гитарой связана вся моя жизнь. Когда я пришел в музыкальную школу, был еще достаточно маленьким для гитары. И тогда и сейчас существует не совсем правильное, на мой взгляд, мнение, что начинать играть на гитаре нужно лет в девять – одиннадцать. И педагоги предлагали мне сначала пойти на скрипку. Мой друг пианист Денис Мацуев как-то в шутку сказал, что, может, действительно мне нужно было идти на класс скрипки, «а то так мучаешься, всё время доказываешь, что гитара – это значимый инструмент». Академическая гитара, может быть, не всегда понятна людям, но я своими концертами пытаюсь это мнение развеять. (Улыбается.) Может быть, в детстве я сделал такой выбор, думая, что, играя на гитаре, смогу внимание девушек привлекать.
– В юношеском возрасте вы, наверное, были душой компании, звездой среди сверстников. Ведь вы умели играть на гитаре, а это уже успех. Период посиделок во дворе с гитарой у вас был?
– Да, когда учился в училище, был такой период – двор, друзья, гитара. И это действительно было моим большим преимуществом. (Смеётся.) Первый парень на деревне, как говорится.
– А что играли тогда?
– Туристские песни, бардовские, репертуар Юрия Визбора. Хотя я не большой поклонник этого жанра. Сейчас мне более интересны другие направления – джаз, рок, даже поп-музыка, электронная. Помимо классики, естественно. А бардовская гитара – в этом я пока не участвую.
– Родина у гитары в какой стране? Где она особенно почитаема, любима?
– Условно сегодняшней родиной гитары можно назвать Испанию. Там этот инструмент просто повсеместно, и в каждой семье обязательно будет человек, который очень хорошо играет на гитаре. Я буквально на днях в очередной раз вернулся из Валенсии. Как-то в кафе у официанта-испанца увидел на руках ногти. А это ведь отличительный знак: техника игры такова, что мы играем ногтями. Мы разговорились, пообщались, выяснилось, что он уже очень много лет играет на гитаре. В Испании очень распространен этот инструмент.
– Кого можете назвать своими учителями или просто людьми, которые вам помогали и помогают в вашем творчестве?
– Таких людей на самом деле очень много, и каждому из них я очень благодарен и признателен. Потому что мои учителя смогли научить меня не просто играть и владеть инструментом, а именно проживать ту музыку, которую я играю, вместе с публикой. Мой учитель Александр Камиллович Фраучи – он остается для меня, конечно же, на первом месте. Каждый урок с ним был всегда целым событием для меня. Каждый раз с волнением я ждал занятия и уходил после урока необычайно вдохновленным. Но есть, конечно, и другие преподаватели. Каждый из них внес в меня, в мою игру что-то свое. Начиная с Натальи Дмитриевой и Никиты Кошкина и заканчивая отдельными мастер-классами разных музыкантов. Мастер-класс лютниста Хопкинсона Смита, который прошел в Москве как раз накануне конкурса GFA. Он, кстати, предрек мою победу. (Улыбается.) Так буквально и сказал: «Ты обязательно скоро выиграешь один из самых престижных, известных конкурсов в мире». Это было в июле, а в октябре была моя победа. Это был достаточно смешной по-своему мастер-класс, на котором я, кажется, вообще не дал ему ничего сказать, всё время болтал, чуть ли не спорил с ним. Но это была незабываемая встреча. Потом с большим удовольствием и уважением я вспоминаю берлинский мастер-класс Давида Герингаса. Это педагог моего коллеги Бори Андрианова, виолончелиста, с которым мы часто играем вместе. Как-то Герингас послушал наш с Борей дуэт, где я частично солировал, и предложил позаниматься и со мной. Незабываемый урок! Длительное время занимался с московским педагогом Еленой Робашевской. Правда, она преподает фортепиано, мы занимались интерпретацией.
– Дмитрий, вы поступили в музыкальную школу, начали заниматься, постигать азы гитары. Помните тот период, когда педагоги, родители, окружающие стали замечать, что в мальчике есть что-то большее, чем просто игра на гитаре как увлечение, хобби?
– (Улыбается.) Может быть, это нескромно прозвучит, но в детстве меня все называли вундеркиндом. И мои способности сразу отметили. Я на это не обращал внимания, потому что я сам уже кое-что понимал. После первого года обучения я вообще сказал родителям: «Буду и дальше продолжать заниматься музыкой, гитарой, после школы буду поступать в музыкальное училище». Представляете, маленький мальчишка семи лет, кнопка еще, и уже так был настроен. Откуда была такая уверенность – непонятно. Выступать я начал тоже практически сразу, буквально на второй год обучения в музыкальной школе. Педагоги подавали заявки на моё участие в различных концертах, чтобы я сыграл по пьеске, когда-то и по две. Играл я много и с самого юного возраста. Очень рано у меня это произошло. И дальше всё пошло по прямой: после школы я поступил в училище, начал ездить на всевозможные конкурсы. На сегодняшний день у меня двадцать четыре премии.
– Какая победа для вас самая важная?
– Для меня сейчас их три. После Америки был конкурс имени Франсиско Тарреги. Это один из самых главных гитарных конкурсов в Европе. Я сравниваю этот конкурс с конкурсом имени Чайковского для пианистов. После победы в Америке я получил большую известность, сразу начал ездить по всему миру, выступать. А после конкурса имени Тарреги – и в Европе. Этот конкурс важен для меня ещё и потому, что я стал первым русским гитаристом, кто смог победить. И третий – это конкурс имени Андреаса Сеговия. Это патриарх классической гитары, который в начале XX века вывел этот инструмент на такой уровень. Во многом благодаря ему сегодня классическая гитара может звучать на многих концертных площадках наравне с другими классическими инструментами. Осенью я, например, выступал на фестивале «Звёзды на Байкале», где играли классические, академические музыканты мировой величины. Такие, как Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Борислав Струлёв. Гитара, к сожалению, нигде в мире не считалась академическим инструментом. Все классические гитаристы, начиная с Андреаса Сеговия, доказывали, что гитара имеет право быть наряду с фортепиано, скрипкой и прочими инструментами. Почему? Потому что, во-первых, для гитары написано большое количество классической академической музыки. Гитара с оркестром – почему нет? Сейчас это особенно возможно, благодаря подзвучкам, различным микрофонам, техническим изобретениям, системам, которые, не искажая звучания гитары, делают ее доступной для слушателя. Это всё говорит о том, что гитара является полноценным академическим инструментом. Другой вопрос в том, что во многих странах, исключая, пожалуй, Латинскую Америку, гитара до сих пор является таким инструментом, который всё время что-то доказывает. Так, кстати, было в свое время и с альтом. Но, слава богу, альт – во многом благодаря нашим российским музыкантам, Юрию Абрамовичу Башмету – звучит на академических концертах. Вот мы сейчас то же самое делаем для гитары. И Сеговия делал, после него была целая плеяда гитаристов. И кажется, что многого уже достигли, но всё равно пока не признана гитара как классический инструмент.
– Почему так получается? Ведь гитара – старейший музыкальный инструмент?
– В Средние века на гитаре играли при королевском дворе. Инструмент был более признанным, чем даже фортепиано и скрипка, которые были инструментами оркестровыми. Сольное исполнение развилось гораздо позднее, в XIX веке. И как такового фортепиано в его нынешнем виде не было, а был клавикорд. Ведь еще даже Шуберт писал не для современного фортепиано. И как только возникает оркестр, появляется фортепиано в новом виде, скрипка, исполнительство – гитара сразу ушла на второй план, потому что не могла с ними соревноваться. Поэтому я всегда очень радуюсь, когда есть возможность поиграть на музыкальных фестивалях, там можно показать гитару как обычный академический инструмент. Классическая гитара никак не может добиться большого признания. Ни пианистам, ни скрипачам этого делать не нужно, у них есть своя публика, которая любит классическую музыку, но эти люди редко ходят на гитару.
– Вы считаете, что классические концерты сегодня посещает большое количество слушателей?
– Я так не думаю, я это вижу. Концерты Дениса Мацуева, Владимира Спивакова, Валерия Гергиева, многих других музыкантов – всегда аншлаг. Проблем с публикой нет. К счастью, есть очень много молодых людей, кто интересуется классической музыкой.
– Многие артисты, музыканты жалуются на культуру поведения во время концертов, в театре, на спектаклях. Когда забывчивые граждане, к примеру, не выключают звук мобильных телефонов. У вас бывает такое? Как выходите из этой ситуации? Евгений Гришковец, например, прерывает спектакль и делает замечание.
– (Смеётся.) С мобильными телефонами беда целая. Не могу сказать, что меня это очень сильно раздражает. Но иногда это просто отвлекает. Как я поступаю в таких ситуациях? Просто вежливо прошу отключить звук мобильного телефона. Ну а если в этом случае меня не слышат, тогда рассказываю историю происхождения самой популярной мелодии на мобильном, которая чаще всего и звучит во время концерта. Это, конечно, фирменный звонок Nokia. На самом деле написал эту мелодию испанский композитор Франсиско Таррега, произведение в оригинале называется «Гранд Вальс». Там есть незначительное изменение. На сайте Nokia есть информация об этом, а также в Википедии, и производители мобильных телефонов, кстати, не скрывают, откуда взят этот знаменитый звоночек.
– У вас безумная гастрольная жизнь, вы колесите по свету. Как любите отдыхать?
– Я не могу сказать, что очень сильно устаю. Физически – да, бывает порой сложно, длительные перелеты, недосыпание и прочее. Но эмоционально – нет, я не устаю, потому что очень люблю гитару. Конечно, есть интересы вне музыки. Я, например, очень люблю футбол. Во-первых, интересная, динамичная командная игра. Во-вторых, это спорт, и он необходим. Музыкантам нужно быть в хорошей физической форме. (Смеётся.) Начал про интересы, а кроме спорта больше назвать и нечего. Конечно, есть личная жизнь, которой я стараюсь уделять максимально возможное внимание.
– Тогда о личной жизни расскажите. Артисты, музыканты, как правило, стараются этого вопроса избегать.
– (Улыбается.) И я, наверное, не буду исключением. Просто потому что действительно это очень личное, говорю ни в коем случае не из кокетства. Могу сказать, что я не женат, но у меня есть любимая девушка. (Улыбается.) Имени тоже не назову, потому что она известный, публичный человек. Есть семья, мои родители, брат и сестра. С братом, как я уже говорил, мы вместе пошли учиться в музыкальную школу, но он по классу кларнета. С музыкой он свою жизнь не связал. Так что в семье я один музыкант. Но мой брат достаточно творческий человек, он пробовал себя в дизайне. Кстати, оформлял диск композитора Алексея Рыбникова. Сестра и родители вообще далеки от музыки. Папа начинал свою карьеру как дипломат, но потом стал заниматься философией, как и мама.
– Дмитрий, какую музыку вы слушаете в повседневной жизни, когда едете на машине, летите в самолёте? Что в вашем плей-листе?
– Люблю самую разнообразную музыку. Джаз, тяжелый рок, «AC/DC», «ZZ Top» (из менее старого и тяжелого), «Led Zeppelin».
– Российской эстрады сторонитесь?
– Ничего подобного. Я, например, дружу с Петей Дранга. Был на его концерте, где выступили и другие эстрадные исполнители. Конечно, это несколько затруднительно для академического музыканта – находиться на концерте популярной, эстрадной музыки, но мне понравилось. С Александрой Пахмутовой у нас были совместные выступления. Я считаю Александру Николаевну гениальным композитором. Ведь сколько замечательных песен она написала! Их помнят, поют, любят до сих пор.
– Дмитрий, откуда столько сил? После концерта вы ещё минут сорок общались с поклонниками. Редко кто из артистов так может побаловать своих зрителей.
– (Улыбается.) На самом деле иногда меня можно уличить и даже обвинить в некоторой степени звездности. Но, слава богу, это не всегда заметно. Я отдаю себе отчёт в том, что я очень люблю музыку и публику. Это два главных постулата для меня в моей работе, творчестве. Публику я очень люблю и дорожу ей, иначе я бы не выходил на сцену. Мы с вами говорили в начале о культуре поведения, телефонных звонках. По большому счёту для меня это не столь важно, если прозвучит «трати-ти-та». Это в какой-то степени и мне будет сигналом, что я должен лучше донести публике, которая пришла послушать меня, что на таких концертах нельзя оставлять включенным звук телефона. Что касается личного общения, то это само собой. Ведь если я люблю публику искренне, я не могу с ней вести себя по-другому. Для меня не проблема пообщаться двадцать-тридцать минут с людьми после концерта, сфотографироваться на память, показать гитару, как сегодня, например, студентам музыкального училища. Почему нет? Я знаю многих известнейших музыкантов, которые открыты для общения со своей публикой, и это здорово. Но, что касается звёздности лично у меня, сознаюсь – бывают моменты (редко, но всё же), когда начинаешь «гнуть пальцы». В тех ситуациях, когда видишь абсолютно некрасивое, неприемлемое отношение к себе.

Источник

Читайте также:  Бас гитара crafter congress 4 fm
Оцените статью