Как петь высокие ноты?
Ноты верхнего регистра
Этот вопрос является для некоторых начинающих вокалистов самым главным. Действительно, обидно: хочется петь оперные арии, в которых есть ля, си второй октавы, а в арсенале только фа второй. Начинаешь судорожно искать произведения для ограниченного диапазона…
Чтобы научиться петь выше, нужно терпение. Если сразу начать набивать верхушки, можно испортить голос. В начале обучения нужно сконцентрироваться на формировании середины диапазона. Только в каких-то быстрых упражнениях, в проходящих пассажах можно задевать верхние ноты, не держа их. И то, если у вас есть уже определенные навыки. Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас каких-то титанических усилий. Эта середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов. После формирования центра можно понемногу раздвигать границы диапазона вниз и вверх. В этом деле обязательно учитывайте свой тип голоса. В любой книге по вокалу есть таблицы с границами диапазонов разных голосов. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы не «вытянуть» голос, чтобы он не стал тусклым и блеклым.
Сколько нужно времени, чтобы научиться петь высокие ноты? Опять же, все индивидуально. Но здесь есть одна приятная особенность. Часто верхние ноты у продвинутых студентов развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, когда же их педагог предлагает им попробовать арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они никогда раньше не брали. Это говорит о том, что при правильном формировании голоса, верхние ноты сами придут к вам. Останется только привыкнуть к ним.
Есть педагоги, которые говорят, что верхние ноты нужно раскричать. Если не ходить наверх, то верхних нот никогда и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть упражнения с нотами верхнего регистра должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.
Высокие ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это возбуждает, это производит эффект чего-то неземного, заставляющего прекратить дышать на время звучания ноты. А теперь представьте студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно… Во всяком случае, должного эффекта не будет. Кстати, об эффектах. Не увлекайтесь ими. Главное в произведении – донести чувства, смысл до зрителя. Если вы всю арию готовитесь только к финальной верхней ноте, чтобы показать голос, то это «звучкодуйство». Настоящая верхняя нота должна быть оправдана чем-то изнутри. Не рассыпайте ноты просто так.
В техническом плане перед верхней нотой нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе дыхание, зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы, раскройте рот и выпустите (не выдавите!) верхнюю ноту. При этом не забывайте о хорошей опоре. Здесь очень важно поймать нужный баланс: не пережать, чтобы не форсировать, но и не не дожать, иначе нота будет детонированная (ниже, чем надо), дребезжащая, на горле и сорвется. Баланс придет со временем. Кстати, самое сложное – петь верхнюю ноту на пиано. Для этого нужно уметь мастерски управлять дыханием и, как ни странно, держать его еще крепче, чем на forte.
Напоследок посмотрите эту схему. В ней показано, где по ощущениям должны находится разные ноты диапазона:
Источник
Типы голоса (по Школе Апподжио)
По школе АППОДЖИО для определения типа голоса основным критерием является переходная нота. Переходная нота или ноты это те ноты, на каких один регистр переходит/переключается в другой.
У мужчин 2 регистра, их можно соотнести с резонаторами (грудным и головным), хотя это будет не совсем точно.
У женщин 3 или 4 регистра, исключение составляют контральто, по старым итальянским правилам у них, как и мужчин, 2 регистра.
Мы все говорим 1-м регистром, а вот петь женщинам лучше вторым регистром и выше, поскольку это является наиболее щадящим режимом для связок. На эстраде мужчины зачастую поют первым регистром, если они задействуют только второй, получаются фальцетисты.
Женщины-народницы поют, как правило, первым регистром, хотя могут использовать иногда и второй, в своей особой технике, отличающейся и от академической, и от эстрадной. Из-за особенностей постановки голоса народницами лучше становиться меццо-сопрано или контральто, их голоса легче справляются с такой нагрузкой. В нашей школе считается, что пение первым регистром больше нагружает голос и является для женщин более провокационным и травматичным. Забегая вперед приведу пример контральто в народной постановке. Это знаменитая Лидия Русланова.
Существует 6 основных типов голосов: СОПРАНО, МЕЦЦО-СОПРАНО, КОНТРАЛЬТО, ТЕНОР, БАРИТОН, БАС. И множество подтипов. Классификации подтипов различаются по школам и даже странам:) Но есть общие характеристики, принятые всеми.
СОПРАНО — (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: СИ — ДО первой октавы — ФА — ЛЯ третьей октавы. Голос яркий, звонкий, с непременной серебристостью в звуке, даже плотное драматическое сопрано должно обладать этой серебристостью.
Различают ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ И ВЫСОКОЕ сопрано. Примеры: Роза Понсель, Саломия Крушельницкая, Ксения Держинская, Агния Лазовская, Надежда Забела-Врубель, Антонина Нежданова.
Переходные ноты: ФА, ФА # , СОЛЬ, изредка СОЛЬ # второй октавы. Высокое сопрано по русской классификации делят на лирико-колоратурное и колоратурное. Это не совсем правильно, поскольку кроме высокого сопрано есть — и они очень редки — ИСТИННЫЕ КОЛОРАТУРЫ. У них длинные толстые связки, как у меццо, очень большой купол (высокое нёбо с маленькой и очень подвижной нёбной занавеской) и поверхностное, ключичное(!) дыхание — переучивать их нельзя! — и повышенная функция щитовидной железы. Зачастую их и принимают за меццо-сопрано, услышав их низы.
Примеры истинных колоратур: Джоан Сазерленд, Дебора Пантофель-Нечецкая, Милица Корьюс.
МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ФА — ЛЯ малой октавы — ЛЯ второй ДО третьей октавы. Окраска голоса матовая, он льется словно густой мед, в нем нет сверкания сопрано, но есть свои неповторимые красоты.
МЕЦЦО тоже бывает ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ или ЦЕНТРАЛЬНОЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ и КОЛОРАТУРНОЕ, в данном случае имеется в виду не диапазон, а именно способность выпевать украшения и трели.
Переходные ноты: РЕ, РЕ # , МИ первой (!) октавы.
P. S. На самом деле и у сопрано и у меццо-сопрано есть и те, и другие переходные ноты, то есть на нотах РЕ, РЕ # , МИ первой октавы женский голос переходит из первого регистра во второй, а на нотах ФА, ФА # , СОЛЬ, изредка СОЛЬ # второй октавы голос переходит из второго в третий регистр. Просто у сопрано гораздо ярче выражен переход из второго в третий регистр, а переход из первого во второй сильно сглажен (если конечно нет никаких фониатрических проблем). У меццо-сопрано же гораздо ярче выражен переход из первого во второй регистр, а переход из второго в третий регистр обычно сглажен, хотя и не всегда.
НО! существуют еще ПЕРЕХОДНЫЕ голоса, у которых ярко выражены оба переходника и внизу, и наверху. У них, как правило, интересный тембр, но постановка таких голосов затруднена, так же как и подбор репертуара для исполнения. Пример: Зара Долуханова, певшая сначала репертуар меццо-сопрано (около 20 лет!), а позже перешедшая на репертуар сопрано, мучительно-искавшая и нашедшая(!) свое вокальное удобство.
КОНТРАЛЬТО (итал. contralto) — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: МИ — ФА малой октавы — ФА — СИ второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.
В старой итальянской традиции контральто относят по нюансам постановки к мужским голосам, поскольку считается, что у контральто 2 регистра, как у мужчин.
Переходные ноты: иногда ЛЯ # , обычно СИ первой, ДО второй октавы.
ТЕНОР — это высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: ДО малой — ДО второй октавы, у некоторых теноров выше, вплоть до ФА второй октавы. Пример: итальянец Лаури-Вольпи и наш Иван Семенович Козловский. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические. Но бывают и те, кто может сочетать в себе и своем голосе обе характеристики.
Примеры: Пласидо Доминго, Франко Корелли.
Переходные ноты: ФА, обычно ФА # , изредка СОЛЬ первой октавы.
Кроме того существуют, хотя и довольно редко встречаются, тенора-альтино. Пример: Александр Градский. Именно для тенора-альтино Римский-Корсаков написал партию Звездочета в опере «Золотой петушок».
БАРИТОН (итал. baritono, от др.-греч. βαρύτονος — низкозвучащий) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ЛЯ большой октавы — ЛЯ первой октавы, полный диапазон доходит порой до РЕ второй октавы.
Различают: ЛИРИЧЕСКИЙ баритон — более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору по диапазону, но отличающийся по окраске звука, и драматический баритон — более мужественный и сильный, близкий к басу. Примеры: Георг Отс, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев. Но кроме того есть еще БАС-БАРИТОН — низкий и мощный. Пример: Ильдар Абдразаков. И высокий БАРИТОН-МАРТИН (МАРТЭН), который очень похож на драматический тенор.
БАС (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Диапазон баса: МИ — ФА большой октавы — МИ — ФА# первой октавы,
Различают: ВЫСОКИЙ бас или бас-кантанто (певучий), имеет рабочий диапазон от фа-соль большой октавы до соль первой октавы наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритон. Пример: Федор Шаляпин.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа (иногда ми) большой октавы. Пример: Александр Пирогов.
НИЗКИЙ бас ИЛИ БАС-ПРОФУНДО имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона (есть и исключения), обладает глубокими, мощными низкими нотами. В хоровой практике этот голос называют басом-октавистом («октавой»), поскольку здесь максимально используется его нижний регистр, вплоть до СОЛЬ КОНТРОКТАВЫ!
Пример такого баса — Максим Дормидонтович Михайлов. Певец не только с очень ярким голосом, но и с великолепной школой.
Переходные ноты: СИ малой октавы, ДО первой октавы, реже ДО# первой октавы.
Источник
Баритон — это. Виды и особенности баритона
Баритон – это мужской тембр голоса, который занимает среднюю позицию между басом и тенором. Диапазон – от большой октавы (ля) до первой октавы (ля). Баритон делится на четыре вида, каждому из них присущи характерные особенности. Они рассмотрены более подробно в статье.
Если говорить о чистом баритоне, то этот тембр голоса является наиболее редким среди других мужских голосов. Но если брать в учет смешанные типы, то он самый распространенный.
Отличия баритонистов заключаются в том, что они имеют бархатный низ без суровых тонов, а также мягкий и нежный, но без тонкости тембр.
Как и в любом другом, в данном тембре голоса имеются ноты, являющиеся переходными. Зачастую их слышно от непрофессиональных исполнителей. Большая часть обученных певцов спокойно опускает их. Но в самом начале ученикам они кажутся абсолютным злом, которое победить невозможно. С практикой приходит и мастерство.
Лирический баритон
Лирический баритон – это голос, который располагается между тенором и баритоном. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы различить данный вид от более высокого тембра, ведь разница между ними малозаметна. Зачастую специалисты называют такой голос переходным. В непрофессиональном разговоре можно услышать другое название этого тембра – тенор-баритон. Голос имеет легкое восприятие. Партии, которые пишутся для этого диапазона, имеют наивысший уровень тесситуры.
Сравнивая с другими типами, можно сказать, что именно данный голос является самым высоким. В современное время представителем лирического баритона называют швейцарского исполнителя Петера Маттеи. На его выступлениях может показаться, что мужчина поет, далеко выходя за пределы рабочего диапазона, достигая ноты ми.
Все, кто обладает лирическим баритоном, способны исполнять большое количество различных по звучанию партий. В опере яркими представителями этого голоса являются такие персонажи, как Валентин из «Фауста», Дон Жуан из одноименного произведения, Фигаро из «Севильского цирюльника» и другие.
Лирико-драматический баритон
Данный баритон – это наиболее яркий тембр из всего семейства. Достаточно хорошо звучит и воспринимается слушателями. Стоит отметить, что певец с таким диапазоном голоса свободно может исполнять партии как для лирического, так и для драматического баритона. Причем у исполнителя нижние ноты звучат лучше, чем у тех, чей голос принадлежит к типу, описанному выше. В некоторых партия допускается использование фальцета.
Часто в опере этот баритон можно услышать от певца, который исполняет Онегина из «Евгения Онегина», Роберта из «Иоланта», Жермона из «Травиада» и других. Если говорить о конкретных исполнителях, то стоит упомянуть Александра Ворошило, Дитриха Фишера Дискау, Маттиа Баттистини, а также Юрия Мазурка.
Драматический баритон
Драматический баритон – это голос, который имеет более сильное и темное звучание. Ему также присуще трещащие и жесткие тона. Он отличается особой мощностью и силой. Как правило, в партиях тесситура на низком уровне, но певцы могут вполне подняться до высокого диапазона. Это происходит в моменты кульминации.
В опере такие певцы исполняют роли злых и коварных персонажей. А также героев, которые смогли спасти человечество и весь мир от разрушения. К слову, на эти же роли также подойдет певец с другим видом баритона (описан ниже). Яркими персонажами с таким диапазоном являются Фигаро из «Свадьба Фигаро», Руслана из «Руслан и Людмила», Игоря из «Князя Игоря» и других.
Кто из известных исполнителей имеет драматический баритон? К таковым относятся Сергей Лейферкус и Титта Руффо. Их голоса звучат насколько ярко и хитро, что невозможно удержаться от аплодисментов.
Бас-баритон
Такой голос имеет смешанный тип. Ему присущи черты как баса, так и баритона. Как правило, у исполнителей с таким тембром голоса верх и низ звучат достаточно свободно, но профундовых нот нет. К слову, певцы, которые имеют такой голос (баритон), спокойно исполняют большинство партий обоих типов. Их исполнение насыщенное, мощное и обладает силой.
Среди семейства этот тип считается самым низким, поэтому его часто путают с чистым басом. Но отличия есть, и они заметны.
Если выбирать среди исполнителей, то отметить надо Шаляпина («Куплеты Мефистофеля») и Джорджа Лондона («Ария Игоря»). Их голоса заставляют аплодировать стоя.
Источник