До третьей линейки нотного стана ноты пишутся со штилями вверх однако это правило нарушается

До третьей линейки нотного стана ноты пишутся со штилями вверх однако это правило нарушается

Сольфеджио ♪♪♪ Учим ноты! запись закреплена

Правописание нотных штилей

Нотный штиль — вертикальная линия идущая от головки ноты
или, проще, палочка у ноты.

До средней — третьей линейки штили пишутся вверх,
начиная с третьей линейки и выше — штили пишутся вниз.

Если штиль направлен вверх, то он находится справа от головки,
если штиль направлен вниз — он находится слева от головки.

Если несколько нот соединено одним ребром, направление штилей определяется большинством нот требующих то или иное направление.

На одном штиле может находиться несколько нот разной высоты. Направление штиля в этом случае так же определяет большинство нот.
Если на одном штиле расположены две соседние ноты, мы их записываем по обе стороны штиля.

При записи двух голосов на одной нотной строчке, запись штилей будет в разные стороны. Нижний голос штилями вниз, а верхний — вверх.

Источник

Одноштильная или двуштильная нотная грамота

Всем привет. С вами Олечка Виноградова. Расскажу вам в этой статье, чем я с недавних пор стала увлекаться. Речь пойдет о музыке. Я все люблю делать самостоятельно. Учиться тоже. Так что я решила изучить нотную грамоту. Благо в интернете сейчас без проблем можно найти любой нотный архив, по которому практиковаться в музыке.

Это чрезвычайно интересно

Запись нот может быть одноштильной или двуштильной. В двуштильной записи нотируются параллельно два голоса: один — нотами с штилями вниз, второй — штилями вверх. Продолжительность нот в параллельных записях может быть различной, однако следует соблюдать ранжиру, например, над одной половинной нотой записываются четвертая и две восьмые, которые вместе имеют ту же продолжительность. Промежутки по горизонтали между нотами избираются пропорционально их продолжительности. Иногда бывает и триштильная запись: штили двух голосов обращены в одну, а третьего — в другую сторону.

Ноты, звучание которых начинается одновременно записываются точно одна под другой, когда возможно, по правилу «головка под головкой». Если головки на одном штиле помещаются между головками на другом, то они сдвигаются, чтобы не сливались: нота с штилем вниз — несколько левее, а с штилем вверх — несколько правее. Ноты с интервалом прима или секунда записываются по правилу «штиль под штилем», поэтому нота со штилем вверх — несколько левее, а со штилем вниз — несколько правее. Отклонение от этого правила возможно в зависимости от размещения точек, знаков альтерации.

В одноштильной записи направление штиля выбирается в зависимости от положения головок нот на нотоносце. Если нотная головка (при записи созвучия или последовательности нот, связанных ребрами, — и из нескольких головок, помещенных дальше от средней линии нотного стана) — в верхней его половине, то штиль пишется вниз, влево от головки; и наоборот, ноты в нижней половине нотного стана пишутся со штилями вверх, с головками слева от штиля. Средние, симметрично размещенные ноты пишутся обычно штилями вниз, однако, в зависимости от положения соседних нот, направление штиля может быть изменено. При записи гармоничной секунды (и примы) нижняя нота пишется всегда слева, а верхняя — справа от штиля.

Также интересно буквенные обозначения звуков – это такие условные обозначения буквами (прописью) звуков в музыкальной практике. Использовались они еще в Древней Греции, однако со временем греческие буквы были заменены латинскими.

В современной практике используются две системы буквенных обозначений — классическая и американская, которые отличаются обозначением ноты Си.

В отличие от классической нотации, американская нотация обозначает ноту си буквой B, тогда как букву H не использует. Повышение степени на полутон сказывается добавлением к буквенному обозначению знака # (например. F # — фа-диез), а понижение — добавлением знака b (Db ре-бемоль). Отличается также и система обозначения октав, где каждой октаве предоставлен свой номер, начиная от 0 (что соответствует субконтроктаве).

Эта система широко используется в джазовой музыке, а с развитием информационных технологий попала и в музыкальное программное обеспечение. По этой системе, обозначение Bb2, например, означает ноту си-бемоль большой октавы.

Источник

До 3-й линейки нотного стана ноты пишутся со штилями ________________.

I КЛАСС СОЛЬФЕДЖИО 2019-2020 учебный год

Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.

Регистры и октавы на фортепианной клавиатуре.

Музыкальным звуком называется звук, имеющий определенную высоту. Основных звуков в музыке семь – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Последовательность звуков друг за другом в порядке высоты называется звукорядом.Вот как располагается звукоряд на белых клавишах фортепиано:

Низкие, средние и высокие звуки образуют нижний, средний и высокий регистр.

Расстояние между двумя одинаковыми клавишами (от ноты ДО вверх или вниз до её повторения) называется октавой. В середине фортепианной клавиатуры находится

1-я октава; в нижний регистр спускаются малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава(неполная, со звуками ля и си); вверху расположены 2-я, 3-я, 4-я и 5-я(неполная, может включать звуки до, ре и ми)октавы.

Ноты – это знаки для записи музыки. Ноты записывают на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Счет линейкам принято вести снизу вверх; существуют также короткие добавочные линейки.

Для того, чтобы знать, в какой именно октаве находятся записанные ноты, в начале нотного стана обязательно выставляется ключ. Скрипичный ключ или ключ СОЛЬ показывает, что на второй линейке нотного стана находится нота соль первой октавы.От неё вверх и вниз, на линейках и между ними располагается звукоряд 1-й октавы:

ключ «соль»- ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Скрипичный

ключ

Звуки различаются не только по высоте, но и по длительность: бывают звуки длинные и короткие. Порядок чередования нот по длительности называется ритмом. У каждой мелодии есть свой ритм или, как говорят,– ритмический рисунок.

Домашнее задание.

1. Раскрась клавиши в цвета радуги: ДО-красный, РЕ-оранжевый, МИ-желтый, ФА-зелёный, СОЛЬ-голубой, ЛЯ-синий, СИ-фиолетовый.

2. В рамочки под клавишами впиши названия нот.

3. Напиши ноты первой октавы:

4. Напиши ноты первой октавы, спрятанные в словах:

5. Чтобы научиться слышать и записывать ритм, прохлопай в ладоши текст любого стихотворения. Ритмический рисунок легко проявится, если длинные звуки называть на слог «та», а короткие – «ти».

Теперь ритмический рисунок легко можно записать, если короткие звуки обозначить короткими вертикальными черточками, а длинные звуки – более длинными черточками

Та-та, два кота, два ободранных хвоста. Серый кот в чулане, все усы в сметане. Рыжий кот залез в подвал и мышонка там поймал. Та-та-ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-ти-ти-та Ти-ти-ти-ти-та-та, ти-ти-ти-ти-та-та. Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та ти-ти-ти-ти-ти-ти-та. I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

Прохлопай и запиши таким образом ритмический рисунок коротких стихотворений:

Гори, гори ясно, _______________ чтобы не погасло! _______________ Глянь на небо – _______________ птички летят, _______________ колокольчики звенят! _______________ Месяц, дружок, _______________ Золотой рожок! _______________ Выйди на дорожку, _______________ посвети немножко. _______________

ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

Звуки отличаются друг от друга не только разной высотой (одни звуки выше, другие – ниже), но и длительностью (одни тянутся долго, другие – коротко)

А теперь попробуйте, глядя на эту «пирамиду», подсчитать:

Сколько в целой половинных?

Сколько в целой четвертей?

Сколько в половинной четвертей?

Сколько в четверти восьмых?

Сколько в восьмой шестнадцатых?

Сколько в четверти шестнадцатых?

Длительности обозначаются особой записью нот:

1) овалы нот пустые (целые и половинные длительности) или закрашенные;

2) возле ноты (начиная с половинных) пишется штиль (вертикальная палочка), который присоединяется к головке ноты справа вверх (если нота находится ниже 3-й линейки) или слева вниз (если нота находится выше 3-й линейки). У ноты на 3-й линейке возможны оба варианта, но чаще штиль пишется вниз.

3) начиная от восьмых длительностей, к штилю добавляется хвост(«хвостик» или флажок), он пишется всегда справа от штиля.

4) если ноты объединяются группами по 2 или 4, то они соединяются ребрами – одной или несколькими (двойной, тройной) горизонтальными линиями.

1. Сообрази, какие звуки окружают данные ноты снизуи сверху. Назови и напиши их:

2. Запиши звуки, отмеченные на клавиатуре, нотами в первой октаве по порядку цифр:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

3. Допиши и запомни «ПРАВИЛО ШТИЛЕЙ»:

До 3-й линейки нотного стана ноты пишутся со штилями ________________.

Источник

Wellness Blog

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четныемузыкальныедлительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетныемузыкальныедлительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Источник

Читайте также:  Ноты для домры по цифрам
Оцените статью