Догматик 8 гласа ноты для

Догматик 8 гласа ноты для

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.

В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».

Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Читайте также:  Треугольник для гитары размеры своими руками

Источник

Догматик 8 гласа ноты для

Нотный сборник. Учебный обиход церковного пения. Осмогласник.

Нотный сборник. Учебный обиход церковного пения. Осмогласник. Часть 1 в формате PDF.

Нотный сборник. Учебный обиход церковного пения. Осмогласник. Часть2 в формате PDF.

Осмогласник.

Следующая часть учебного обихода – осмогласник. Она наиболее востребована на приходах, стремящихся совершать богослужения точно соблюдая церковный устав. Клирос, владеющий навыками гласового пения, может спеть любую службу без дополнительных пособий.
Сборник традиционно ориентирован на малый клирос. Сохранено такое же удобное расположение «в терцию», позволяющее петь любым составом (от одного до четырёх голосов) и комплектация аудиокассетой для певчих без музыкального образования не знакомых с нотной грамотой.
При составлении сборника мы учитывали различные певческие традиции и поэтому в те гласы, которые имеют различные варианты попевок, мы включили приложения с альтернативным напевом.
Для самых начинающих:
Гласовые напевы бывают стихирные, тропарные, ирмосовые и прокимновые. Стихирыми гласами поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех, догматики, стихиры на «и ныне:» и пр.
Тропарными гласами поются тропари, кондаки, богородичны отпустительны (в конце вечерни после «Ныне отпущаеши», на утрени на «Бог Господь»).
Ирмосовыми гласами поются ирмосы канонов.
Прокимновыми гласами поются прокимны на утрени, на литургии, аллилуарии, «Свят Господь Бог наш». На кассете в начале каждого гласа дан возглас канонарха, позволяющий на слух определить какого гласа исполняются песнопения. В приложениях даны неполные варианты, рассчитанные на самостоятельное наложение текста иных песнопений на гласовую мелодию. Однако в основном варианте песнопения расписаны полнее в расчёте на певчих ещё не умеющих самостоятельно распевать песнопения по гласам.
В издание включены степенны знаменного распева и напева Киево-Печерской лавры, а также прокимны на утрени и на литургии этих же напевов. Для цельности богослужения рекомендуем избрать какой-то один напев на всю службу. Знаменный распев поётся только одноголосно, нежелательно подстраивать к нему иные голоса, либо в терцию, либо греческий исон. Традиционно напев Киево-Печерской лавры исполняется либо мужским хором, либо смешанным хором с удвоениями, однако чтобы упростить исполнение, в нашем варианте верхние голоса поют женщины, нижние – мужчины, и в высоких песнопениях тональности взяты ниже, чем в оригинале.
Киевский распев нам представляется наиболее удачно изложенным и потому составляет основную часть осмогласника, однако чтобы не навязывать наше личное мнение, в каждый глас, имеющий другой вариант распева, включено приложение. В основном это гласы придворного («Бахметьевского») обихода. Таковыми являются напевы на «Господи воззвах» в 1, 2, 3, 4 и 7 гласах.
Тропарные гласы тоже имеют различные варианты. 2-й глас поётся Киевским распевом идентичным со стихирным, Бахметьевский его вариант изложен в приложении. 3-й Киевский глас отличается от Бахметьевского только заключительной строкой (в Киевском распеве она соответствует второй строке), поэтому в основной вариант мы включили более распетое окончание. 6-й тропарный глас Киевского распева повторяет стихирный, поэтому вместо него в основном варианте – болгарский распев. В 7-м гласе в приложении также болгарский распев. 8-й тропарный глас имеет два варианта Киевского распева – двустрочный в основном варианте и однострочный в приложении.
В 4-м гласе существует три распространённых распева ирмосов. Самый распространённый был изложен в предыдущем издании (Неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии) в качестве ирмосов канона Богородице (Отверзу уста моя). Для тех кто не знаком с первым изданием, в приложение входит 1-й ирмос этого канона. В основном варианте указаны ирмосы Московского напева. Также в приложение входит 1-й ирмос греческого распева.

Содержание сборника

ЧАСТЬ 1

1. Господи воззвах Киевский распев
2. Богородичен догматик
3. Бог Господь Киевский распев
4. Тропарь
5. Богородичен
6. Кондак
7. Степенна, антифон первый знаменный распев
8. Прокимен утрени знаменный распев
9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
11. Ирмосы воскресные обиходный напев
12. Свят Господь Бог наш знаменный распев
13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
14. Всякое дыхание Киевский распев
15. Прокимен на литургии знаменный распев
16. Аллилуиа знаменный распев
17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

19. Господи воззвах по Бахметьеву
20. Богородичен догматик

21. Господи воззвах Киевский распев
22. Богородичен догматик
23. Бог Господь Киевский распев
24. Тропарь
25. Богородичен
26. Кондак
27. Степенна, антифон первый знаменный распев
28. Прокимен утрени знаменный распев
29. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
30. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
31. Ирмосы воскресные обиходный напев
32. Свят Господь Бог наш знаменный распев
33. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
34. Всякое дыхание Киевский распев
35. Прокимен на литургии знаменный распев
36. Аллилуиа знаменный распев
37. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
38. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

39. Господи воззвах по Бахметьеву
40. Богородичен догматик
41. Бог Господь по Бахметьеву

42. Господи воззвах Киевский распев
43. Богородичен догматик
44. Бог Господь Киевский распев
45. Тропарь
46. Богородичен
47. Кондак
48. Степенна, антифон первый знаменный распев
49. Прокимен утрени знаменный распев
50. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
51. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
52. Ирмосы воскресные обиходный напев
53. Свят Господь Бог наш знаменный распев
54. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 55. Всякое дыхание Киевский распев
56. Прокимен на литургии знаменный распев
57. Аллилуиа знаменный распев
58. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
59. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

60. Господи воззвах по Бахметьеву
61. Богородичен догматик

62. Господи воззвах Киевский распев
63. Богородичен догматик
64.Бог Господь Киевский распев
65. Тропарь
66. Богородичен
67. Кондак
68. Степенна, антифон первый знаменный распев
69. Прокимен утрени знаменный распев
70. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
71. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
72. Ирмосы воскресные обиходный напев
73. Свят Господь Бог наш знаменный распев
74. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
75. Всякое дыхание Киевский распев
76. Прокимен на литургии знаменный распев
77. Аллилуиа знаменный распев
78. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
79. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

80. Господи воззвах по Бахметьеву
81. Богородичен догматик

ЧАСТЬ 2

1. Господи воззвах Киевский распев
2. Богородичен догматик
3. Бог Господь Киевский распев
4. Тропарь
5. Богородичен
6. Кондак
7. Степенна, антифон первый знаменный распев
8. Прокимен утрени знаменный распев
9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
11. Ирмосы воскресные обиходный напев
12. Свят Господь Бог наш знаменный распев
13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
14. Всякое дыхание Киевский распев
15. Прокимен на литургии знаменный распев
16. Аллилуиа знаменный распев
17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

19. Господи воззвах Киевский распев
20. Богородичен догматик
21. Бог Господь Болгарский распев
22. Тропарь
23. Богородичен
24. Кондак
25. Степенна, антифон первый знаменный распев
26. Прокимен утрени знаменный распев
27. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
28. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
29. Ирмосы воскресные обиходный напев
30. Свят Господь Бог наш знаменный распев
31. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
32. Всякое дыхание Киевский распев
33. Прокимен на литургии знаменный распев
34. Аллилуиа знаменный распев
35. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
36. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

37. Господи воззвах Киевский распев
38. Богородичен догматик
39. Бог Господь Сокращённый греческий распев
40. Тропарь
41. Богородичен
42. Кондак
43. Степенна, антифон первый знаменный распев
44. Прокимен утрени знаменный распев
45. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
46. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
47. Ирмосы воскресные обиходный напев
48. Свят Господь Бог наш знаменный распев
49. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
50. Всякое дыхание Киевский распев
51. Прокимен на литургии знаменный распев
52. Аллилуиа знаменный распев
53. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
54. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

55. Господи воззвах по Бахметьеву
56. Богородичен догматик
57. Бог Господь болгарский распев
58. Тропарь

59. Господи воззвах Киевский распев
60. Богородичен догматик
61. Бог Господь Киевский распев
62. Тропарь
63. Богородичен
64. Кондак
65. Степенна, антифон первый знаменный распев
66. Прокимен утрени знаменный распев
67. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры
68. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры
69. Ирмосы воскресные обиходный напев
70. Свят Господь Бог наш знаменный распев
71. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры
72. Всякое дыхание Киевский распев
73. Прокимен на литургии знаменный распев
74. Аллилуиа знаменный распев
75. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры
76. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры

Источник

Догматик

Догма́тик (от греч. — δογματικὸν) – крат­кое пес­но­пе­ние дог­ма­ти­че­ского содер­жа­ния, посвя­щен­ное Бого­ро­дице.

Суще­ствуют восемь дог­ма­ти­ков – соот­вет­ственно восьми гласам. По напеву дог­ма­тики испол­ня­ются или обыч­ным, или же боль­шим зна­мен­ным рас­пе­вом. В послед­нем дог­ма­тики пред­став­ляют собою заме­ча­тель­ные образцы древ­него рус­ского цер­ков­ного пения в смысле свое­об­раз­но­сти формы и худо­же­ствен­ного раз­ви­тия мело­дии в соот­вет­ствии с тек­стом.

Дог­ма­тик поется на вос­крес­ной вечерне (на малой и на вели­кой) после пения стихир на «Гос­поди воз­звах». Содер­жится в Окто­ихе.

Дог­ма­тики восьми гласов

После стихир на «Гос­поди, воз­звах», «Слава, и ныне» поется Бого­ро­ди­чен, назы­ва­е­мый дог­ма­ти­ком, в кото­ром про­слав­ля­ется Божия Матерь и содер­жится дог­ма­ти­че­ское учение Святой Церкви о неис­ку­со­муж­ном рож­де­нии Бого­че­ло­века Пре­не­по­роч­ной и Пре­чи­стой Девой Марией, Кото­рая, став Мате­рию, оста­лась Девою. И о том, что в рож­ден­ном Ею Гос­поде неиз­менно, нес­ли­янно и нераз­дельно соеди­нены два есте­ства: Боже­ское и чело­ве­че­ское. Вели­чая Пре­свя­тую Деву, пес­но­пе­вец про­слав­ляет Вопло­тив­ше­гося от Нее Сына Божия, Царя Небес­ного, Кото­рый по чело­ве­ко­лю­бию принял нашу плоть от Девы чистой. Он есть Един­ствен­ный Сын Божий: «сугуб есте­ством, но не ипо­ста­сию», то есть в Нем два есте­ства: Боже­ское и чело­ве­че­ское, но одно лицо (одна ипо­стась). Испо­ве­дуя, что Он есть истинно совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный Чело­век и вос­пе­вая Христу Богу славу, Святая Цер­ковь тем самым воз­ве­ли­чи­вает Без­не­вест­ную Матерь, к Кото­рой мы обра­ща­емся, дабы молила Сына Своего о поми­ло­ва­нии душ наших.

Глас 1

Все­мир­ную славу, от чело­век про­зяб­шую и Вла­дыку рожд­шую, небес­ную дверь, вос­поим Марию Деву, без­п­лот­ных песнь и верных удоб­ре­ние. Сия бо явися небо и храм Боже­ства; Сия, пре­граж­де­ние вражды раз­ру­шивши, мир введе и Цар­ствие отверзе: Сию убо имуще веры утвер­жде­ние, Побор­ника имамы из Нея рожд­ша­гося Гос­пода. Дер­зайте убо, дер­зайте, людие Божии; ибо Той побе­дит враги, яко Все­си­лен.

Глас 2

Прейде сень закон­ная, бла­го­дати при­шедши: якоже бо купина не сго­раше опа­ля­ема, тако Дева родила еси и Дева пре­была еси; вместо столпа огнен­наго пра­вед­ное возсия Солнце; вместо Моисеа Хри­стос, спа­се­ние душ наших.

Глас 3

Како не дивимся Бого­муж­ному рож­де­ству Твоему, Пре­чест­ная? Иску­ше­ния бо муже­скаго не при­емши, Все­не­по­роч­ная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рож­ден­наго без матере, ника­коже пре­тер­пев­шаго изме­не­ния, или сме­ше­ния, или раз­де­ле­ния, но обою суще­ству свой­ство цело сохран­шаго. Тем же, Мати Дево Вла­ды­чице, Того моли спа­стися душам пра­во­славно Бого­ро­дицу испо­ве­да­ю­щих Тя.

Глас 4

Иже Тебе ради Бого­отец пророк Давид пес­ненно о Тебе про­воз­гласи вели­чия Тебе Сотвор­шему: пред­ста Царица одес­ную Тебе, Тя бо Матерь хода­та­ицу живота показа, без отца из Тебе воче­ло­ве­чи­тися бла­го­во­ли­вый Бог, да Свой паки обно­вит образ истлев­ший страстьми, и заблужд­шее горо­хищ­ное обрет овча, на рамо вос­приим, ко Отцу при­не­сет, и Своему хоте­нию, с небес­ными сово­ку­пит силами, и спасет, Бого­ро­дице, мир, Хри­стос, имеяй велию и бога­тую милость.

Глас 5

В Черм­нем мори неис­ку­со­брач­ныя Неве­сты образ напи­сася иногда. Тамо Моисей – раз­де­ли­тель воды: зде же Гав­риил – слу­жи­тель чудесе. Тогда глу­бину шествова немо­кренно Изра­иль; ныне же Христа роди без­сe­менно Дева. Море по про­ше­ствии Изра­и­леве пре­бысть непро­ходно; Непо­роч­ная по рож­де­стве Емма­ну­и­леве пре­бысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко чело­век, Боже, поми­луй нас.

Глас 6

Кто Тебе не убла­жит, Пре­свя­тая Дево? Кто ли не вос­поет Твоего пре­чи­с­таго Рож­де­ства? Без­летно бо от Отца воз­си­я­вый Сын Еди­но­род­ный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неиз­ре­ченно вопло­щься, есте­ством Бог сый и есте­ством быв Чело­век нас ради, не во двою лицу раз­де­ля­е­мый, но во двою есте­ству нес­литно позна­ва­е­мый. Того моли, Чистая, Все­б­ла­жен­ная, поми­ло­ва­тися душам нашим.

Глас 7

Мати убо позна­лася еси паче есте­ства, Бого­ро­дице, пре­была же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рож­де­ства Твоего ска­зати язык не может, пре­славну бо сущу зача­тию, Чистая, непо­сти­жен есть образ рож­де­ния; идеже бо хощет Бог, побеж­да­ется есте­ства чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся при­лежно, моли спа­стися душам нашим.

Глас 8

Царь Небес­ный за чело­ве­ко­лю­бие на земли явися, с чело­веки поживе: от Девы бо чистыя плоть при­е­мый и из Нея про­ше­дый с вос­при­я­тием; един есть Сын, сугуб есте­ством, но не Ипо­ста­сию. Темже совер­шенна Того Бога и совер­шенна Чело­века воис­тинну про­по­ве­да­юще, испо­ве­дуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати без­не­вест­ная, поми­ло­ва­тися душам нашим.

Бого­ро­дичны дог­ма­тики поются и на сед­мич­ные дни:

  • на суб­боты (кроме тех слу­чаев, когда суб­бота сов­па­дает с дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком, а также пред­праздн­ством, попраздн­ством или отда­нием празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния Гос­подня), поется Бого­ро­ди­чен 1, или дог­ма­тик гласа насто­я­щего, кото­рый звучал в тече­ние всей минув­шей сед­мицы;
  • на празд­ники святым со сла­во­сло­вием, поли­е­леем и бде­нием, если только они не при­хо­дятся на суб­боту, поется Бого­ро­ди­чен дог­ма­тик по гласу, на кото­рый испол­ня­лась сти­хира на «Слава», на суб­боту же поется дог­ма­тик гласа Недели.

Дог­ма­тик пер­вого гласа: «Дер­зайте, люди Божии!»^

Дог­ма­тик – это пес­но­пе­ние в честь Бого­ро­дицы на все­нощ­ном бдении под вос­кре­се­нье. 31 авгу­ста в храме будет зву­чать дог­ма­тик «Все­мир­ную славу от чело­век про­зяб­шую». В нем рас­ска­зы­ва­ется о вопло­ще­нии Творца, сде­лав­шим воз­мож­ным избав­ле­ние чело­ве­че­ского рода от власти греха, смерти и диа­вола, и о Той, кото­рая этому послу­жила и стала опорой нашей веры. Рас­ска­зы­вает свя­щен­ник Феодор Людо­гов­ский.

Глас 1:

Все­мир­ную славу,
от чело­век про­зяб­шую,
и Вла­дыку рожд­шую,
небес­ную дверь
вос­поим Марию Деву,
Бес­плот­ных песнь, и верных удоб­ре­ние:
Сия бо явися небо, и храм Боже­ства:
Сия пре­граж­де­ние вражды раз­ру­шивши,
мир введе, и Цар­ствие отверзе.
Сию убо имуще веры утвер­жде­ние,
Побор­ника имамы из Нея рожд­ша­гося Гос­пода.
Дер­зайте убо, дер­зайте людие Божии:
ибо Той побе­дит враги, яко Все­си­лен.

Гре­че­ский ори­ги­нал:

Τὴν παγκόσμιον δόξαν,
τὴν ἐξ ἀνθρώπων σπαρεῖσαν,
καὶ τὸν Δεσπότην τεκοῦσαν,
τὴν ἐπουράνιον πύλην,
ὑμνήσωμεν Μαρίαν τὴν Παρθένον,
τῶν Ἀσωμάτων τὸ ᾆσμα,
καὶ τῶν πιστῶν τὸ ἐγκαλλώπισμα·
αὕτη γὰρ ἀνεδείχθη οὐρανός,
καὶ ναὸς τῆς Θεότητος·
αὕτη τὸ μεσότοιχον τῆς ἔχθρας καθελοῦσα,
εἰρήνην ἀντεισῆξε,
καὶ τὸ Βασίλειον ἠνέῳξε.
Ταύτην οὖν κατέχοντες,
τῆς πίστεως τὴν ἄγκυραν,
ὑπέρμαχον ἔχομεν,
τὸν ἐξ αὐτῆς τεχθέντα Κύριον.
Θαρσείτω τοίνυν,
θαρσείτω λαὸς τοῦ Θεοῦ·
καὶ γάρ αὐτὸς πολεμήσει τοὺς ἐχθρούς,
ὡς παντοδύναμος.

Пере­вод:

Все­мирно слав­ную,
от людей про­ис­шед­шую и Вла­дыку родив­шую
вос­поем, – Марию Деву,
небес­ную дверь, Бес­плот­ных песнь и верных укра­ше­ние.
Ибо яви­лась Она небом и храмом Боже­ства.
Она, раз­ру­шив враж­деб­ную пре­граду,
мир водво­рила и отверзла Цар­ство.
Потому дер­жась Её, опоры нашей веры,
имеем мы Защит­ни­ком от Нее рож­ден­ного Гос­пода.
Дер­зайте же, дер­зайте, люди Божии,
ибо Он побе­дит врагов, как Все­мо­гу­щий.

Дог­ма­тик – это пес­но­пе­ние, посвя­щен­ное Бого­ро­дице, кото­рое мы всякий раз слышим на все­нощ­ном бдении под вос­кре­се­нье: оно поется в каче­стве послед­ней сти­хиры (на «И ныне…») на «Гос­поди, воз­звах» на вели­кой вечерне, когда цар­ские врата уже открыты и совер­ша­ется вход с кади­лом. Основ­ное содер­жа­ние дог­ма­ти­ков – бого­во­пло­ще­ние. Дог­ма­тики нахо­дятся в Окто­ихе и всего их восемь – по числу гласов Окто­иха.

Дог­ма­тик пер­вого гласа «Все­мир­ную славу…» насы­щен обра­зами, мета­фо­рами, цель кото­рых – пока­зать роль Девы Марии в нашем спа­се­нии. Она име­ну­ется небес­ной дверью – поскольку открыла нам вход в Цар­ство Небес­ное (впро­чем, если тре­бо­вать дог­ма­ти­че­ской точ­но­сти, то сле­дует ска­зать, что Бого­ро­дица послу­жила нашему спа­се­нию, кото­рое было совер­шено Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом). Далее Бого­ма­терь назы­ва­ется небом, т. е. местом пре­бы­ва­ния Бога, храмом, свя­ти­ли­щем – как телесно вме­стив­шая Боже­ство. Нако­нец, о Ней гово­рится как об опоре (бук­вально, в пере­воде с гре­че­ского, якоре) нашей веры – веро­ятно, потому, что вопло­ще­ние Творца, сде­лав­шее воз­мож­ным избав­ле­ние чело­ве­че­ского рода от власти греха, смерти и диа­вола, – это одна из наи­бо­лее важных истин хри­сти­ан­ства, отли­ча­ю­щая его от других рели­гий.

Говоря об этом пес­но­пе­нии, хоте­лось бы обра­тить вни­ма­ние на его гре­че­ский ори­ги­нал. К сожа­ле­нию, ни цер­ков­но­сла­вян­ский, ни рус­ский пере­воды не пере­дают той игры звуков, кото­рая при­сут­ствует в гре­че­ском тексте. При­ве­дем хотя бы один пример: тон асма­тон тон асма / кэ тон пистон энкал­ло­писма (ср. по-русски: бес­плот­ных песнь и верных укра­ше­ние).

В дог­ма­тике упо­треб­лено слово ναός (наос) – «храм». В Новом Завете для обо­зна­че­ния иеру­са­лим­ского Храма обычно упо­треб­ля­ется другое слово – ἱερόν (иерон), бук­вально «свя­ти­лище». Слово же ναός неод­но­кратно исполь­зу­ется как раз для выра­же­ния мысли о телес­ном храме, ср.: «Иисус сказал им в ответ: раз­рушьте храм сей, и Я в три дня воз­двигну его. На это ска­зали Иудеи: сей храм стро­ился сорок шесть лет, и Ты в три дня воз­двиг­нешь его? А Он гово­рил о храме тела Своего» ( Ин 2:19–21 ); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апо­стол Павел. – Если кто разо­рит храм Божий, того пока­рает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор 3:16–17 ). Что же каса­ется хри­сти­ан­ских храмов, церк­вей, то они не мыс­лятся как свя­ти­лище, как место исклю­чи­тель­ного пре­бы­ва­ния Боже­ства: когда стоя на службе мы молимся «о святем храме сем» (греч. ὑπέρ τοῦ ἁγίου οἴκου τούτου), мы молимся о святом доме (οἶκος, икос) – о доме, в кото­ром собра­лись хри­сти­ане, чтобы совер­шить евха­ри­стию.

И еще об одном гре­че­ском слове хоте­лось бы здесь ска­зать. Это ὑπέρμαχος (ипер­ма­хос), пере­ве­ден­ное на цер­ков­но­сла­вян­ский язык как Побор­ник, а на рус­ский – как Защит­ник. Эта лек­сема встре­ча­ется и в другом, не менее извест­ном, бого­слу­жеб­ном тексте, однако там она пере­дана по-сла­вян­ски несколько менее вра­зу­ми­тельно, хотя, воз­можно, и более при­вычно. Я имею в виду Вели­кий ака­фист, кото­рый начи­на­ется со слова Взбран­ной. Непо­ни­ма­ние этого слова при­вело к тому, что в зна­чи­тель­ной (и даже боль­шей) части ака­фи­стов святым, напи­сан­ных в России, первый кондак начи­на­ется не с в(о)збранной, а с более понят­ного для носи­те­лей рус­ского языка слова – избран­ный, кото­рое звучит похоже, однако имеет совер­шенно другое зна­че­ние и содер­жит иной корень.

В заклю­че­ние поз­во­лим себе еще раз при­ве­сти послед­ние строки дог­ма­тика пер­вого гласа: они спо­собны укре­пить осла­бев­ших, а поте­ряв­шим надежду – вер­нуть упо­ва­ние на помощь Божью:

Обод­рись же, обод­рись, народ Бога, ибо Он побе­дит врагов, будучи Все­силь­ным.

журнал о пра­во­слав­ной жизни “Нескуч­ный сад”

Дог­ма­тик вто­рого гласа: «Вместо столпа огнен­ного вос­си­яло Солнце правды»^

В первых же его стро­ках про­ти­во­по­став­ля­ются Мои­сеев закон и бла­го­дать, явив­ша­яся с при­хо­дом в мир Сына Божия. А что пони­ма­ется под бла­го­да­тью? Дог­ма­тик «Прейде сень закон­ная» ком­мен­ти­рует свя­щен­ник Феодор Людо­гов­ский.

Дог­ма­тик, глас 2:

Прейде сень закон­ная,
бла­го­дати при­шедши:
якоже бо купина не сга­раше опа­ля­ема:
тако Дева родила еси,
и Дева пре­была еси.
Вместо столпа огнен­наго,
Пра­вед­ное возсия Солнце:
вместо Моисея, Хри­стос,
Спа­се­ние душ наших.

Гре­че­ский ори­ги­нал:

Παρῆλθεν ἡ σκιὰ τοῦ νόμου,
τῆς χάριτος ἐλθούσης·
ὡς γὰρ ἡ βάτος οὐκ ἐκαίετο καταφλεγομένη,
οὕτω παρθένος ἔτεκες,
καὶ παρθένος ἔμεινας,
ἀντὶ στύλου πυρός,
δικαιοσύνης ἀνέτειλεν Ἥλιος,
ἀντὶ Μωϋσέως Χριστός,
ἡ σωτηρία τῶν ψυχῶν ἡμῶν.

Пере­вод:

Прошла тень закона,
когда бла­го­дать яви­лась;
ибо как не сгорал тер­но­вый куст, объ­ятый пла­ме­нем,
так Ты, Дева, родила и девою оста­лась.
Вместо столпа огнен­ного
вос­си­яло Солнце правды,
вместо Моисея – Хри­стос,
спа­се­ние душ наших.

На про­шлой неделе мы рас­смат­ри­вали дог­ма­тик пер­вого гласа. Напом­ним: дог­ма­тики входят в состав вос­крес­ной службы, нахо­дятся в Окто­ихе, пред­став­ляют собой послед­нюю из группы стихир на «Гос­поди, воз­звах…» (на вели­кой вечерне) и посвя­щены вопло­ще­нию Сына Божия и Его рож­де­нию от Девы Марии.

Дог­ма­тик вто­рого гласа (как и многие другие цер­ков­ные пес­но­пе­ния) построен на сопо­став­ле­нии и про­ти­во­по­став­ле­нии собы­тий и лич­но­стей, с одной сто­роны, Вет­хого, с другой – Нового Завета.

В первых двух строч­ках этой сти­хиры про­ти­во­по­ла­га­ются Закон, данный Моисею на горе Синай ( Исх 19–20 ), и бла­го­дать (греч. χάρις, лат. gratia), явив­ша­яся с при­хо­дом на землю Сына Божия (ср. у апо­стола Иоанна Бого­слова: «…закон дан чрез Моисея; бла­го­дать же и истина про­изо­шли чрез Иисуса Христа», Ин 1:17 ). Под бла­го­да­тью часто под­ра­зу­ме­вают нетвар­ную боже­стве­ную энер­гию; однако, дума­ется, вполне умест­ным здесь будет и другое – пер­во­на­чаль­ное – зна­че­ние этого слова: милость, любовь. Вет­хо­за­вет­ный Закон опре­де­лял пра­вила жизни избран­ного народа; одной из глав­ных его идей было спра­вед­ли­вое воз­да­я­ние – и не в послед­нюю оче­редь воз­да­я­ние за грехи, за про­ступки против Бога и ближ­них. Хри­стово же бла­го­ве­стие и сама жизнь нашего Учи­теля гово­рит об ином: любовь, милость – выше спра­вед­ли­во­сти, выше буквы закона. Здесь можно вспом­нить и мно­го­чис­лен­ные исце­ле­ния, совер­шен­ные Спа­си­те­лем в суб­боту (напр., Мк 3:1–6 ), и увра­че­ва­ние кро­во­то­чи­вой жен­щины ( Лк 8:43–48 ), и притчи о блуд­ном сыне ( Лк 15:11–32 ) и о наём­ных работ­ни­ках ( Мф 20:1–16 ), и, нако­нец, молитву Иисуса о рас­пи­нав­ших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ).

Обра­тим вни­ма­ние на выра­же­ние тень закона в первой строке сти­хиры. Конечно, име­ется в виду не тень от закона, а сам закон. Это – так назы­ва­е­мая гени­тив­ная мета­фора (мета­фора, вклю­ча­ю­щая в свой состав суще­стви­тель­ное в роди­тель­ном падеже), ср. «тро­стинка мачты» (т. е мачта напо­ми­нает издали тро­стинку), «изу­мруды глаз», «яд зави­сти» и т. п. Закон име­ну­ется тенью, поскольку он пред­став­лял собой лишь про­об­раз буду­щего. Об этом гово­рится в Посла­нии к Евреям: «Закон, имея тень буду­щих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жерт­вами, каждый год посто­янно при­но­си­мыми, нико­гда не может сде­лать совер­шен­ными при­хо­дя­щих с ними. Иначе пере­стали бы при­но­сить их, потому что при­но­ся­щие жертву, быв очи­щены одна­жды, не имели бы уже ника­кого созна­ния грехов. Но жерт­вами каж­до­годно напо­ми­на­ется о грехах, ибо невоз­можно, чтобы кровь тель­цов и козлов уни­что­жала грехи. Посему Хри­стос, входя в мир, гово­рит: жертвы и при­но­ше­ния Ты не вос­хо­тел, но тело уго­то­вал Мне. …Освя­щены мы еди­но­крат­ным при­не­се­нием тела Иисуса Христа» ( Евр 10:1–5, 10 ).

Далее в дог­ма­тике про­во­дится ана­ло­гия прис­но­дев­ства Марии с неопа­ли­мой купи­ной – прием, весьма рас­про­стра­нён­ный в визан­тий­ской гим­но­гра­фии. Бого­ро­дица, телесно вме­стив­шая огонь Боже­ства, сохра­нила дев­ство и до, и после рож­де­ния Спа­си­теля – это столь же необы­чайно и чудесно, как и тот тер­но­вый куст, в кото­ром Гос­подь явился Моисею: куст был весь объят пла­ме­нем – и, однако же, не сгорал ( Исх 3:2 ).

Еще одно про­ти­во­по­став­ле­ние Вет­хого и Нового Заве­тов, пред­став­лен­ное в сти­хире: когда евреи выхо­дили из Египта, «Гос­подь… шел пред ними днем в столпе облач­ном, пока­зы­вая им путь, а ночью в столпе огнен­ном» ( Исх 13:21 ); ныне же вместо огнен­ного столпа нам яви­лось Солнце правды ( Мал 4:2 ) – сам Хри­стос, Бог и чело­век.

Нако­нец, в сего­дняш­нем дог­ма­тике Спа­си­тель сопо­став­ля­ется с про­ро­ком Мои­сеем, кото­рого мы уже не раз упо­ми­нали. Моисей вывел еврей­ский народ из еги­пет­ского плена – под его руко­вод­ством они вышли из земли пора­бо­ще­ния и устре­ми­лись в землю обе­то­ван­ную. Хри­стос же, вопло­щён­ный Сын Божий, даро­вал нам сво­боду от греха, Он осво­бо­дил нас от раб­ства диа­волу, открыл Своей смер­тью и вос­кре­се­нием Цар­ство Небес­ное.

журнал о пра­во­слав­ной жизни “Нескуч­ный сад”

Источник

Оцените статью