Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.
В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».
Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Следующая часть учебного обихода – осмогласник. Она наиболее востребована на приходах, стремящихся совершать богослужения точно соблюдая церковный устав. Клирос, владеющий навыками гласового пения, может спеть любую службу без дополнительных пособий. Сборник традиционно ориентирован на малый клирос. Сохранено такое же удобное расположение «в терцию», позволяющее петь любым составом (от одного до четырёх голосов) и комплектация аудиокассетой для певчих без музыкального образования не знакомых с нотной грамотой. При составлении сборника мы учитывали различные певческие традиции и поэтому в те гласы, которые имеют различные варианты попевок, мы включили приложения с альтернативным напевом. Для самых начинающих: Гласовые напевы бывают стихирные, тропарные, ирмосовые и прокимновые. Стихирыми гласами поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех, догматики, стихиры на «и ныне:» и пр. Тропарными гласами поются тропари, кондаки, богородичны отпустительны (в конце вечерни после «Ныне отпущаеши», на утрени на «Бог Господь»). Ирмосовыми гласами поются ирмосы канонов. Прокимновыми гласами поются прокимны на утрени, на литургии, аллилуарии, «Свят Господь Бог наш». На кассете в начале каждого гласа дан возглас канонарха, позволяющий на слух определить какого гласа исполняются песнопения. В приложениях даны неполные варианты, рассчитанные на самостоятельное наложение текста иных песнопений на гласовую мелодию. Однако в основном варианте песнопения расписаны полнее в расчёте на певчих ещё не умеющих самостоятельно распевать песнопения по гласам. В издание включены степенны знаменного распева и напева Киево-Печерской лавры, а также прокимны на утрени и на литургии этих же напевов. Для цельности богослужения рекомендуем избрать какой-то один напев на всю службу. Знаменный распев поётся только одноголосно, нежелательно подстраивать к нему иные голоса, либо в терцию, либо греческий исон. Традиционно напев Киево-Печерской лавры исполняется либо мужским хором, либо смешанным хором с удвоениями, однако чтобы упростить исполнение, в нашем варианте верхние голоса поют женщины, нижние – мужчины, и в высоких песнопениях тональности взяты ниже, чем в оригинале. Киевский распев нам представляется наиболее удачно изложенным и потому составляет основную часть осмогласника, однако чтобы не навязывать наше личное мнение, в каждый глас, имеющий другой вариант распева, включено приложение. В основном это гласы придворного («Бахметьевского») обихода. Таковыми являются напевы на «Господи воззвах» в 1, 2, 3, 4 и 7 гласах. Тропарные гласы тоже имеют различные варианты. 2-й глас поётся Киевским распевом идентичным со стихирным, Бахметьевский его вариант изложен в приложении. 3-й Киевский глас отличается от Бахметьевского только заключительной строкой (в Киевском распеве она соответствует второй строке), поэтому в основной вариант мы включили более распетое окончание. 6-й тропарный глас Киевского распева повторяет стихирный, поэтому вместо него в основном варианте – болгарский распев. В 7-м гласе в приложении также болгарский распев. 8-й тропарный глас имеет два варианта Киевского распева – двустрочный в основном варианте и однострочный в приложении. В 4-м гласе существует три распространённых распева ирмосов. Самый распространённый был изложен в предыдущем издании (Неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии) в качестве ирмосов канона Богородице (Отверзу уста моя). Для тех кто не знаком с первым изданием, в приложение входит 1-й ирмос этого канона. В основном варианте указаны ирмосы Московского напева. Также в приложение входит 1-й ирмос греческого распева.
Содержание сборника
ЧАСТЬ 1
1. Господи воззвах Киевский распев 2. Богородичен догматик 3. Бог Господь Киевский распев 4. Тропарь 5. Богородичен 6. Кондак 7. Степенна, антифон первый знаменный распев 8. Прокимен утрени знаменный распев 9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 11. Ирмосы воскресные обиходный напев 12. Свят Господь Бог наш знаменный распев 13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 14. Всякое дыхание Киевский распев 15. Прокимен на литургии знаменный распев 16. Аллилуиа знаменный распев 17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
19. Господи воззвах по Бахметьеву 20. Богородичен догматик
21. Господи воззвах Киевский распев 22. Богородичен догматик 23. Бог Господь Киевский распев 24. Тропарь 25. Богородичен 26. Кондак 27. Степенна, антифон первый знаменный распев 28. Прокимен утрени знаменный распев 29. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 30. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 31. Ирмосы воскресные обиходный напев 32. Свят Господь Бог наш знаменный распев 33. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 34. Всякое дыхание Киевский распев 35. Прокимен на литургии знаменный распев 36. Аллилуиа знаменный распев 37. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 38. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
39. Господи воззвах по Бахметьеву 40. Богородичен догматик 41. Бог Господь по Бахметьеву
42. Господи воззвах Киевский распев 43. Богородичен догматик 44. Бог Господь Киевский распев 45. Тропарь 46. Богородичен 47. Кондак 48. Степенна, антифон первый знаменный распев 49. Прокимен утрени знаменный распев 50. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 51. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 52. Ирмосы воскресные обиходный напев 53. Свят Господь Бог наш знаменный распев 54. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 55. Всякое дыхание Киевский распев 56. Прокимен на литургии знаменный распев 57. Аллилуиа знаменный распев 58. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 59. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
60. Господи воззвах по Бахметьеву 61. Богородичен догматик
62. Господи воззвах Киевский распев 63. Богородичен догматик 64.Бог Господь Киевский распев 65. Тропарь 66. Богородичен 67. Кондак 68. Степенна, антифон первый знаменный распев 69. Прокимен утрени знаменный распев 70. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 71. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 72. Ирмосы воскресные обиходный напев 73. Свят Господь Бог наш знаменный распев 74. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 75. Всякое дыхание Киевский распев 76. Прокимен на литургии знаменный распев 77. Аллилуиа знаменный распев 78. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 79. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
80. Господи воззвах по Бахметьеву 81. Богородичен догматик
ЧАСТЬ 2
1. Господи воззвах Киевский распев 2. Богородичен догматик 3. Бог Господь Киевский распев 4. Тропарь 5. Богородичен 6. Кондак 7. Степенна, антифон первый знаменный распев 8. Прокимен утрени знаменный распев 9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 11. Ирмосы воскресные обиходный напев 12. Свят Господь Бог наш знаменный распев 13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 14. Всякое дыхание Киевский распев 15. Прокимен на литургии знаменный распев 16. Аллилуиа знаменный распев 17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
19. Господи воззвах Киевский распев 20. Богородичен догматик 21. Бог Господь Болгарский распев 22. Тропарь 23. Богородичен 24. Кондак 25. Степенна, антифон первый знаменный распев 26. Прокимен утрени знаменный распев 27. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 28. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 29. Ирмосы воскресные обиходный напев 30. Свят Господь Бог наш знаменный распев 31. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 32. Всякое дыхание Киевский распев 33. Прокимен на литургии знаменный распев 34. Аллилуиа знаменный распев 35. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 36. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
37. Господи воззвах Киевский распев 38. Богородичен догматик 39. Бог Господь Сокращённый греческий распев 40. Тропарь 41. Богородичен 42. Кондак 43. Степенна, антифон первый знаменный распев 44. Прокимен утрени знаменный распев 45. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 46. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 47. Ирмосы воскресные обиходный напев 48. Свят Господь Бог наш знаменный распев 49. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 50. Всякое дыхание Киевский распев 51. Прокимен на литургии знаменный распев 52. Аллилуиа знаменный распев 53. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 54. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
55. Господи воззвах по Бахметьеву 56. Богородичен догматик 57. Бог Господь болгарский распев 58. Тропарь
59. Господи воззвах Киевский распев 60. Богородичен догматик 61. Бог Господь Киевский распев 62. Тропарь 63. Богородичен 64. Кондак 65. Степенна, антифон первый знаменный распев 66. Прокимен утрени знаменный распев 67. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 68. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 69. Ирмосы воскресные обиходный напев 70. Свят Господь Бог наш знаменный распев 71. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 72. Всякое дыхание Киевский распев 73. Прокимен на литургии знаменный распев 74. Аллилуиа знаменный распев 75. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 76. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
Существуют восемь догматиков – соответственно восьми гласам. По напеву догматики исполняются или обычным, или же большим знаменным распевом. В последнем догматики представляют собою замечательные образцы древнего русского церковного пения в смысле своеобразности формы и художественного развития мелодии в соответствии с текстом.
Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на «Господи воззвах». Содержится в Октоихе.
Догматики восьми гласов
После стихир на «Господи, воззвах», «Слава, и ныне» поется Богородичен, называемый догматиком, в котором прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Которая, став Материю, осталась Девою. И о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божеское и человеческое. Величая Пресвятую Деву, песнопевец прославляет Воплотившегося от Нее Сына Божия, Царя Небесного, Который по человеколюбию принял нашу плоть от Девы чистой. Он есть Единственный Сын Божий: «сугуб естеством, но не ипостасию», то есть в Нем два естества: Божеское и человеческое, но одно лицо (одна ипостась). Исповедуя, что Он есть истинно совершенный Бог и совершенный Человек и воспевая Христу Богу славу, Святая Церковь тем самым возвеличивает Безневестную Матерь, к Которой мы обращаемся, дабы молила Сына Своего о помиловании душ наших.
Глас 1
Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе: Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии; ибо Той победит враги, яко Всесилен.
Глас 2
Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших.
Глас 3
Како не дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречестная? Искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго. Тем же, Мати Дево Владычице, Того моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя.
Глас 4
Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос, имеяй велию и богатую милость.
Глас 5
В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды: зде же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсeменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас.
Глас 6
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим.
Глас 7
Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рождества Твоего сказати язык не может, преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим.
Глас 8
Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим.
Богородичны догматики поются и на седмичные дни:
на субботы (кроме тех случаев, когда суббота совпадает с двунадесятым праздником, а также предпразднством, попразднством или отданием праздников Рождества Христова и Богоявления Господня), поется Богородичен 1, или догматик гласа настоящего, который звучал в течение всей минувшей седмицы;
на праздники святым со славословием, полиелеем и бдением, если только они не приходятся на субботу, поется Богородичен догматик по гласу, на который исполнялась стихира на «Слава», на субботу же поется догматик гласа Недели.
Догматик первого гласа: «Дерзайте, люди Божии!»^
Догматик – это песнопение в честь Богородицы на всенощном бдении под воскресенье. 31 августа в храме будет звучать догматик «Всемирную славу от человек прозябшую». В нем рассказывается о воплощении Творца, сделавшим возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, и о Той, которая этому послужила и стала опорой нашей веры. Рассказывает священник Феодор Людоговский.
Глас 1:
Всемирную славу, от человек прозябшую, и Владыку рождшую, небесную дверь воспоим Марию Деву, Бесплотных песнь, и верных удобрение: Сия бо явися небо, и храм Божества: Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе, и Царствие отверзе. Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте людие Божии: ибо Той победит враги, яко Всесилен.
Всемирно славную, от людей происшедшую и Владыку родившую воспоем, – Марию Деву, небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение. Ибо явилась Она небом и храмом Божества. Она, разрушив враждебную преграду, мир водворила и отверзла Царство. Потому держась Её, опоры нашей веры, имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа. Дерзайте же, дерзайте, люди Божии, ибо Он победит врагов, как Всемогущий.
Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы всякий раз слышим на всенощном бдении под воскресенье: оно поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты и совершается вход с кадилом. Основное содержание догматиков – боговоплощение. Догматики находятся в Октоихе и всего их восемь – по числу гласов Октоиха.
Догматик первого гласа «Всемирную славу…» насыщен образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Она именуется небесной дверью – поскольку открыла нам вход в Царство Небесное (впрочем, если требовать догматической точности, то следует сказать, что Богородица послужила нашему спасению, которое было совершено Господом Иисусом Христом). Далее Богоматерь называется небом, т. е. местом пребывания Бога, храмом, святилищем – как телесно вместившая Божество. Наконец, о Ней говорится как об опоре (буквально, в переводе с греческого, якоре) нашей веры – вероятно, потому, что воплощение Творца, сделавшее возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, – это одна из наиболее важных истин христианства, отличающая его от других религий.
Говоря об этом песнопении, хотелось бы обратить внимание на его греческий оригинал. К сожалению, ни церковнославянский, ни русский переводы не передают той игры звуков, которая присутствует в греческом тексте. Приведем хотя бы один пример: тон асматон тон асма / кэ тон пистон энкаллописма (ср. по-русски: бесплотных песнь и верных украшение).
В догматике употреблено слово ναός (наос) – «храм». В Новом Завете для обозначения иерусалимского Храма обычно употребляется другое слово – ἱερόν (иерон), буквально «святилище». Слово же ναός неоднократно используется как раз для выражения мысли о телесном храме, ср.: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» ( Ин 2:19–21 ); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор 3:16–17 ). Что же касается христианских храмов, церквей, то они не мыслятся как святилище, как место исключительного пребывания Божества: когда стоя на службе мы молимся «о святем храме сем» (греч. ὑπέρ τοῦ ἁγίου οἴκου τούτου), мы молимся о святом доме (οἶκος, икос) – о доме, в котором собрались христиане, чтобы совершить евхаристию.
И еще об одном греческом слове хотелось бы здесь сказать. Это ὑπέρμαχος (ипермахос), переведенное на церковнославянский язык как Поборник, а на русский – как Защитник. Эта лексема встречается и в другом, не менее известном, богослужебном тексте, однако там она передана по-славянски несколько менее вразумительно, хотя, возможно, и более привычно. Я имею в виду Великий акафист, который начинается со слова Взбранной. Непонимание этого слова привело к тому, что в значительной (и даже большей) части акафистов святым, написанных в России, первый кондак начинается не с в(о)збранной, а с более понятного для носителей русского языка слова – избранный, которое звучит похоже, однако имеет совершенно другое значение и содержит иной корень.
В заключение позволим себе еще раз привести последние строки догматика первого гласа: они способны укрепить ослабевших, а потерявшим надежду – вернуть упование на помощь Божью:
Ободрись же, ободрись, народ Бога,ибо Он победит врагов, будучи Всесильным.
В первых же его строках противопоставляются Моисеев закон и благодать, явившаяся с приходом в мир Сына Божия. А что понимается под благодатью? Догматик «Прейде сень законная» комментирует священник Феодор Людоговский.
Догматик, глас 2:
Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси. Вместо столпа огненнаго, Праведное возсия Солнце: вместо Моисея, Христос, Спасение душ наших.
Прошла тень закона, когда благодать явилась; ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась. Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды, вместо Моисея – Христос, спасение душ наших.
На прошлой неделе мы рассматривали догматик первого гласа. Напомним: догматики входят в состав воскресной службы, находятся в Октоихе, представляют собой последнюю из группы стихир на «Господи, воззвах…» (на великой вечерне) и посвящены воплощению Сына Божия и Его рождению от Девы Марии.
Догматик второго гласа (как и многие другие церковные песнопения) построен на сопоставлении и противопоставлении событий и личностей, с одной стороны, Ветхого, с другой – Нового Завета.
В первых двух строчках этой стихиры противополагаются Закон, данный Моисею на горе Синай ( Исх 19–20 ), и благодать (греч. χάρις, лат. gratia), явившаяся с приходом на землю Сына Божия (ср. у апостола Иоанна Богослова: «…закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», Ин 1:17 ). Под благодатью часто подразумевают нетварную божественую энергию; однако, думается, вполне уместным здесь будет и другое – первоначальное – значение этого слова: милость, любовь. Ветхозаветный Закон определял правила жизни избранного народа; одной из главных его идей было справедливое воздаяние – и не в последнюю очередь воздаяние за грехи, за проступки против Бога и ближних. Христово же благовестие и сама жизнь нашего Учителя говорит об ином: любовь, милость – выше справедливости, выше буквы закона. Здесь можно вспомнить и многочисленные исцеления, совершенные Спасителем в субботу (напр., Мк 3:1–6 ), и уврачевание кровоточивой женщины ( Лк 8:43–48 ), и притчи о блудном сыне ( Лк 15:11–32 ) и о наёмных работниках ( Мф 20:1–16 ), и, наконец, молитву Иисуса о распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ).
Обратим внимание на выражение тень закона в первой строке стихиры. Конечно, имеется в виду не тень от закона, а сам закон. Это – так называемая генитивная метафора (метафора, включающая в свой состав существительное в родительном падеже), ср. «тростинка мачты» (т. е мачта напоминает издали тростинку), «изумруды глаз», «яд зависти» и т. п. Закон именуется тенью, поскольку он представлял собой лишь прообраз будущего. Об этом говорится в Послании к Евреям: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр 10:1–5, 10 ).
Далее в догматике проводится аналогия приснодевства Марии с неопалимой купиной – прием, весьма распространённый в византийской гимнографии. Богородица, телесно вместившая огонь Божества, сохранила девство и до, и после рождения Спасителя – это столь же необычайно и чудесно, как и тот терновый куст, в котором Господь явился Моисею: куст был весь объят пламенем – и, однако же, не сгорал ( Исх 3:2 ).
Еще одно противопоставление Ветхого и Нового Заветов, представленное в стихире: когда евреи выходили из Египта, «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» ( Исх 13:21 ); ныне же вместо огненного столпа нам явилось Солнце правды ( Мал 4:2 ) – сам Христос, Бог и человек.
Наконец, в сегодняшнем догматике Спаситель сопоставляется с пророком Моисеем, которого мы уже не раз упоминали. Моисей вывел еврейский народ из египетского плена – под его руководством они вышли из земли порабощения и устремились в землю обетованную. Христос же, воплощённый Сын Божий, даровал нам свободу от греха, Он освободил нас от рабства диаволу, открыл Своей смертью и воскресением Царство Небесное.