- Как подобрать докатку — все что нужно знать
- Чем отличается докатка от запаски
- Плюсы и минусы
- Как подобрать размер докатки
- Можно ли ставить докатку вперед
- Сколько можно ехать на докатке
- Особенности езды на докаточном колесе
- Докатка — может ли заменить полноценное колесо?
- Что такое докатка
- Чем отличается докатка от обычного колеса
- Масса
- Типоразмеры
- Качество
- Прочность
- Какое давление должно быть в докатке
- На какую ось можно ставить докатку
- С какой скоростью можно ехать на докатке
- Сколько можно ехать на докатке
- Правила езды на докатке
- Плюсы докатки
- Минусы докатки
- Как подобрать докатку
Как подобрать докатку — все что нужно знать
Пробой колеса — проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый водитель. Ямы и колдобины, разбросанные острые камни, гвозди и другие опасные для резины предметы – вот неполный список из-за чего в поездке может случиться пробой покрышки. Продолжать движение с пробитым колесом опасно. Требуется поменять на новое.
Все больше автолюбителей вместо запаски использую докатку или бублик. Размер бублика меньше, чем у запаски, и его единственная функция – позволить водителю доехать до ближайшего шиномонтажа.
Чем отличается докатка от запаски
Главное отличие докаткиот полноценной запаски – в том, что на нем нельзя ездить долго. Производители указывают на то, что максимальное расстояние, которое можно проехать на докатке – не более 200 км. Кроме того, аварийный протектор значительно уже и легче. Чем еще отличается докатка от запаски?
- Стоимость. Докатки на 70% дешевле штатных колес.
- Качество. Для второстепенных колес используют дешевые материалы – резина не отличается износостойкостью, и протектор быстро истирается. Аварийные шины устанавливаются на стальные диски небольшой толщины металла.
Поскольку пятно контакта с дорогой уменьшено почти в два раза, давление в докатке увеличено в сравнении с запаской на 40-80% и составляет 4-4,2 А.
Докатка и запаска
Плюсы и минусы
Учитывая, что сервисов шиномонтажа сегодня достаточно, использование бублика выгодно отличается от запаски.
Небольшие габариты. Для хэтчбеков размер запаски играет большую роль – багажные отделения не отличаются большим объемом.
Дешевый ремонт. Отремонтировать аварийную шину, если докатка получит пробой, намного проще из-за небольших размеров и веса – материалы для восстановления стоят на 80% дешевле, чем ремонт полноценной покрышки.
К минусам относят:
- Сложность управления – на 50% уменьшено пятно сцепления с трассой.
- Снижение тормозной управляемости.
- Недолговечность протектора. Производители не скрывают, что используют самые дешевые материалы.
- Быстрый износ, повреждение дифференциала ведущей оси и подвески за счет того, что во время движения возникает большая разница угловых скоростей.
- Хрупкость диска. Во время передвижения по гравию и попадания в яму тонкий диск докатки может лопнуть.
- На современных автомобилях при эксплуатации докатки могут сбоить датчики скорости, параметров давления и пр.
Простота монтажа может считаться условным преимуществом. Если пробито ведущее переднее колесо, потребуется проводить две переустановки – снимать с ведомой оси полноразмерное колесо и устанавливать его на ведущую ось, а докатку поставить на ведомую ось. Такая переустановка требует осторожности и сноровки, поскольку с авто потребуется одновременно снять два колеса.
Как подобрать размер докатки
Размер докаточного колеса определяют по типоразмеру штатных шин. Допускается выбирать докатку на 1 дюйм меньше, но не больше. Использование большего второстепенного колеса может привести к потере управляемости – автомобиль будет заносить на трассе.
Если штатный диаметр дисков R16, то на авто можно устанавливать аварийное колесо радиусом R 16 и 15. При этом должна совпадать разболтовка диска. Рисунок протектора для докатки должен быть проработанным, с четкими блоками и ламелями.
Сравнительные размеры докатки и основного колеса
Учитывая меньший объем покрышки, атмосфер в докатке должно быть в диапазоне 4-4,2, поэтому с собой в машине нужно возить насос.
Можно ли ставить докатку вперед
По правилам, на ведущую и переднюю ось такое колесо не ставят. В случае с переднеприводными комплектациями проблема решается двойной переустановкой, если пробито любое переднее колесо. Для заднеприводных моделей использование докатки – более сложная задача.
Водители выбирают решение в зависимости от опыта.
Сколько можно ехать на докатке
В зависимости от производителя, пробег для докаток установлен в диапазоне 60-200 км. За использование аварийных шин не по назначению в ПДД предусмотрен штраф 500 руб.
Во время остановки инспектор ГИБДД может попросить показать пробитое колесо, чтобы удостоверится, что автомобиль направляется в гараж. Водитель может отказать в просьбе, а сотруднику запрещено самому открывать багажник и проводить осмотр, но такое поведение послужит поводом для составления административного протокола и выписки штрафа. Вариант, что пробитое колесо оставлено на обочине, не рассматривается – в этом случае можно получить штраф за загрязнение окружающей среды.
Особенности езды на докаточном колесе
Скорость на докатке не должна превышать 80 км/ч, а для некоторых моделей – например BMW X1,7, производитель установил предел скорости не более 60 км. Кроме основных показателей ограничения скорости, существуют нюансы, как ехать на докатке в зависимости от состояния дорожного полотна, а также во время выполнения маневров:
- Перед началом движения активируют аварийную сигнализацию (рекомендации ПДД) и передвигаются только по крайней правой полосе.
- При маневре торможения по прямой тормозной путь увеличивается на 20 %. Авто может заносить при резком нажатии на тормоз в сторону установленной докатки.
- Рекомендуется каждые 40-50 км проверять давление в докатке.
- На поворотах необходимо максимально снижать скорость, плавно тормозить и плавно начинать движение.
- Если предстоит поездка по грунтовой дороге, надо по возможности избегать глубоких выбоин – скорость поездки снижается до 40 км/ч. На грунтовке, при наезде на булыжник на скорости от 80 км/ч стальной диск докатки может лопнуть.
На докатке указаны максимальные нагрузка, давление и скорость
Водителям-новичкам не рекомендуется отключать электронных помощников автомобиля, даже если датчики после установки докатки сигнализируют сбой. В критической ситуации это поможет удержать управление четкой передачей сигналов на остальные узлы и агрегаты. При всей своей доступности и достоинстве докатка никогда не заменит полноценное запасное колесо. Но свою функцию довести машину до места ремонта она выполняет полностью.
Источник
Докатка — может ли заменить полноценное колесо?
Докатка – специальное запасное колесо, предназначенное для временной установки. Заменить поврежденное колесо можно полноценной запаской или докаткой. Перед приобретением докатки следует узнать ее основные характеристики, правила установки и требования безопасности при использовании.
Что такое докатка
Запасное колесо, совпадающее по размеру с колесом основного, рабочего комплекта, но имеющее различия по ширине шины, называется аварийным колесом или «докаткой». Стандартная докатка включена в комплектацию большинства автомобилей, имеет отличительную окраску и крепится в специальном отсеке багажника.
Назначение такой запаски – самостоятельное движение до ближайшей шиномонтажной мастерской, гаража или магазина в случае прокола или повреждения автомобильной шины.
Чем отличается докатка от обычного колеса
Аварийное колесо имеет облегченную конструкцию, поскольку служит для экстренной замены поврежденного колеса основного комплекта в неблагоприятных условиях: на трассе, во время дождя или при низкой температуре воздуха.
Масса
Масса докатки значительно снижена по сравнению с массой колеса основного комплекта. Причиной этого является:
- штампованный диск имеет облегченную конструкцию и меньшую ширину;
- номинальная ширина шины меньше на 1/3;
- толщина шины меньше за счет небольшого слоя тканевого корда и высоты протектора.
Такая конструкция докатки призвана уменьшить занимаемую площадь в багажнике автомобиля и повысить удобство при установке.
Типоразмеры
Внешний диаметр аварийного колеса должен совпадать с размером колес рабочего комплекта.
Допускается в экстренных случаях установка колес с разницей в единицу, например, вместо R14 поставить R13 или R15, но при этом следует быть готовым к существенному снижению маневренности автомобиля и повышенному износу деталей подвески.
Качество
Аварийное колесо изготавливается и проходит испытание в соответствии с методами, установленными ГОСТ Р 41.64 – 99 г. «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования». Следовательно, качество докатки соответствует требованиям безопасности, а движение на таком автомобиле достаточно комфортно, но при условии строгого соблюдения скоростного режима и времени использования.
Прочность
Способ и материалы изготовления запасного колеса предусматривают максимальный пробег докатки в 2500 – 3000 км в зависимости от производителя. До достижения этого значения аварийное колесо соответствует всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное движение.
Цена аварийного колеса снижена за счет:
- способа производства диска – штамповка и сварка;
- материала диска – углеродная сталь;
- упрощенной технологии изготовления корда шины;
- отсутствия дополнительных вставок в конструкцию шины.
Стоимость докатки на автомобиль среднего класса варьируется в пределах 600 – 2500 рублей.
Какое давление должно быть в докатке
Рабочее или максимально допустимое давление в шинах основного комплекта и аварийного колеса указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такая информация может быть нанесена на стойку между дверями со стороны водителя или на боковую поверхность самой шины. Среднее значение составляет 4,0 – 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.
Важно помнить, что максимально возможное давление выше номинального рабочего на 25%.
На какую ось можно ставить докатку
Общие рекомендации производителей аварийного колеса заключаются в том, что ставить докатку необходимо на ось, не являющуюся ведущей. Однако существуют и некоторые нюансы:
- Полноприводный автомобиль. Установка временного колеса только на заднюю ось. При повреждении переднего колеса необходимо заменить его любым колесом с задней оси, а на его место поставить «докатку».
- Автомобиль с передним приводом:
- Установка аварийного колеса на переднюю ось затрудняет начало движения, увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость автомобиля на поворотах.
- Колесо на задней оси не влияет на маневренность автомобиля и практически не влияет на торможение.
- Автомобиль с задним приводом:
- Докатка на передней оси не влияет на распределение потоков мощности, но может служить причиной увеличения тормозного пути. Вхождение в поворот рекомендуется со скорость не более 20 км/ч, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
- Запаска, установленная за заднюю ось, мало влияет на процесс торможения, но снижает маневренность автомобиля на поворотах и требует внимания в начале движения – трогаться с места нужно медленно, не допуская рывков.
Таким образом, оптимальным решением является установка докатки на задний мост автомобиля. При отсутствии такой возможности – во время движения необходимо усилить контроль за управлением.
С какой скоростью можно ехать на докатке
Поскольку докатка по своей сути является аварийным колесом, скорость движения на автомобиле не должна превышать установленных правилами 60 км/ч, несмотря на то, что производители разрешают использовать такое колесо при скорости до 80 км/ч.
Важно помнить, что маневренность автомобиля с докаткой значительно снижена, поэтому выбирать скоростной режим следует исходя из опыта водителя и дорожных условий.
Сколько можно ехать на докатке
Если диаметр докатки совпадает с диаметром основных колес, то расстояние, которое можно на ней проехать, составляет 200 км в сухую и теплую погоду, в зимний период – не более 50 – 100 км.
Если размер докатки больше или меньше остальных колес (например основные колеса 16 диаметра, а докатка либо 15 либо 17), то путь следует сократить в два раза.
Правила езды на докатке
Основные нюансы при движении на автомобиле с докаткой выглядят следующим образом:
- за счет меньшей ширины колеса площадь соприкосновения шины с дорожным полотном уменьшена, что приводит к увеличению тормозного пути;
- коэффициент сцепления шины с дорогой уменьшен за счет небольшой глубины рисунка протектора, что грозит нарушением маневренности автомобиля;
- в потоках мощности, передаваемых от двигателя на колеса одной оси, имеющие разную массу, взаимосвязь между угловыми скоростями нарушается, что приводит к потерям КПД и возможным пробуксовкам на дороге.
Поскольку прокол колеса и установка запаски является аварийной ситуацией, то, учитывая все нюансы, при движении на таком автомобиле необходимо придерживаться следующих правил:
- по возможности не ставить запаску на ведущую ось;
- не использовать колесо с низким давлением в шине;
- ставить аварийное колесо, равное по наружному диаметру;
- отключить электронные системы блокировки колес при установке колеса, имеющего различия по наружному диаметру;
- не допускать превышения скорости;
- трогаться с места плавно, не допускать резкого давления на педаль газа;
- снижать скорость на поворотах до 20 – 40 км/ч;
- вращение рулевого колеса должно быть плавным, не допускать рывков;
- торможение следует начинать заблаговременно, не допуская резкого нажатия на педаль.
Важно помнить, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда увеличен, независимо от погодных условий.
Плюсы докатки
Использование докатки в качестве запасного колеса имеет следующие преимущества:
- небольшой размер;
- низкая стоимость;
- простота и удобство монтажа;
- отсутствие необходимости периодической замены запасного колеса с основными колесами с целью обеспечения равномерного износа.
При соблюдении скоростного режима и правил торможения движение на автомобиле с докаткой абсолютно безопасно и достаточно комфортно.
Минусы докатки
Минусы использования докатки заключаются в следующем:
- давление в колесе, состояние резины и высоту протектора необходимо регулярно проверять;
- по причине уменьшенной площади сцепления колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается маневренность автомобиля на высокой скорости;
- существует риск повреждения запаски при движении по неровной дороге на высокой скорости (более 60 км/ч).
Отказ работы электронных систем ABS, ESP или DSTC случается только при установке колеса меньшего диаметра, поскольку разница размеров воспринимается как проскальзывание или пробуксовка.
Как подобрать докатку
Чтобы правильно выбрать докатку для автомобиля, следует ориентироваться на следующие показатели:
- размер – должен полностью совпадать с размером колес основного комплекта;
- качество резины – сухая и потрескавшаяся шина быстро выйдет из строя;
- глубину протектора – чем она меньше, тем хуже сцепление с дорогой.
Лучшая докатка – колесо, изготовленное для каждой конкретной марки автомобиля.
Аварийное колесо – оптимальный выбор в качестве запаски. Обладая низкой стоимостью и хорошими показателями качества, докатка занимает мало места в багажнике и не требует особенного ухода. Важное условие – двигаться к ближайшему пункту СТО необходимо с соблюдением правил безопасного движения.
Источник