Доклад по классу аккордеона

Методический доклад «Игра учащихся в ансамбле как одна из важных мотиваций обучения в классе аккордеона»

О значении ансамблевой игры в музыкально-исполнительском развитии учащихся ДШИ в классе баяна, аккордеона

Скачать:

Вложение Размер
ansambl.docx 22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад на тему:

«Игра учащихся в ансамбле как одна из важных мотиваций

обучения в классе аккордеона»

преподавателя по классу аккордеона МАУ ДО ДШИ

МО «Барышский район»

Прапорщиковой Ирины Васильевны.

Сегодня сложно представить себе мир без музыки: без нежных колыбельных песен, без романтических серенад, без вдохновляющих симфоний и, конечно, без оживлённой и популярной эстрады… Большинство, вероятно, сочли бы такую жизнь скучной и неинтересной. Музыка способна передавать весь диапазон человеческих чувств. Она обладает огромной силой, благотворно влияет и приносит радость всем – и молодым, и пожилым.

Музыка сегодня доступна миллионам. Одним нажатием кнопки или щелчком компьютерной мыши разнообразную музыку можно записывать, загружать из Интернета и воспроизводить на устройствах, которые легко помещаются в карман. Согласно исследованию, дети и подростки проводят от двух и более часов в день, слушая музыку и другие аудиозаписи, играя в различные компьютерные игры. Такая повсеместная тенденция объясняет, почему музыка и связанные с ней технологии стали сегодня прибыльным делом, переместившись в сферу большого бизнеса.

Недооценка роли искусства в развитии личности, увеличение учебной нагрузки в общеообразовательных школах – все это ведет к неоднородности контингента учащихся школы искусств по уровню способностей и потребностей. Конечной целью обучения все равно остается формирование в процессе обучения общей культуры личности, навыков содержательного досуга и перехода на более высокую ступень музыкального образования.

Большую роль в разностороннем воспитании личности, развитии обучающегося, как музыканта-исполнителя, безусловно, играет коллективное музицирование – ансамбль. Ансамблем в музыке называют группу из двух или более музыкантов, исполняющих совместно музыкальное произведение, а также само произведение, написанное для такой группы музыкантов.

Самое важное и ценное из того, что приносит исполнителю игра в ансамбле -это включение в музицирующий коллектив, ощущение радости от совместной игры.

Определение «хороший ансамбль» характеризует слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников, выражение «чувства ансамбля» подразумевает способность музыканта к совместной игре и приобретение особых навыков коллективной игры.

Традиция совместной игры произведения на нескольких хроматических гармониках или на баянах возникло с появлением инструмента. Появление первой хроматической гармоники в России относится к семидесятым годам 18 века. И сейчас ансамбли баянистов и аккордеонистов пользуются успехом у публики благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. В нашей местности, несмотря на общий спад интереса, престижа к народному исполнительству, выступления различных ансамблей приветствуются как знатоками музыки, так и широкой аудиторией. Такие выступления развивают учащихся не только, как музыкантов, но и как активных пропагандистов академической и народной музыки.

Для ансамблей характерно слитное звучание, широкий диапазон и разнообразие нюансов. Ансамбль – это форма коллективных занятий, где дети чувствуют и раскрываются по-другому, чем в индивидуальных занятиях, у них появляется чувство уверенности и комфортности. При игре в ансамбле развиваются следующие важные качества учащихся, как музыкантов-исполнителей: умение слушать себя, партнёра, общее звучание; воспитание, чувство ритма; чувство приобретения свободного владения текстом и расширения музыкального кругозора.

Привитие навыков ансамблевой игры требует систематической и тщательной целенаправленной работы в классе ансамбля в течение длительного времени. По учебному плану занятия в классе ансамбля начинаются со 2 класса, в своей педагогической деятельности наиболее одарённых я приобщаю к работе и концертным выступлениям учащихся 1 класса. В своей практике стараюсь приобщать к работе в классе ансамбля не только наиболее одарённых детей, но почти каждого учащегося. Игра в ансамбле значительно повышает интерес к занятиям музыкой, а также стимулирует и активизирует работу менее одарённого учащегося, когда он видит и анализирует успехи более сильных учащихся.

В коллективном музицировании ученик приобретает музыкальную гибкость, свободу, навыки быстрого реагирования в случае ошибок. Партнёрами в игре могут быть: преподаватель, ученики, кто-нибудь из членов семьи (музыкантов). При игре в ансамбле каждому учащемуся хочется показать себя с лучшей стороны и поэтому возникает нечто вроде соревнования, стимулирующего более внимательную игру.

При организации ансамбля стараюсь не руководствоваться формальным признаком принадлежности учащегося по определённому классу, а придерживаюсь того, чтобы индивидуальные качества каждого участника ансамбля дополняли друг друга, это расширит исполнительские возможности ансамбля.

При подборе членов ансамбля педагог должен хорошо продумать распределение по партиям. Партии должны соответствовать исполнительским возможностям учащихся. При завышении трудностей партии учащийся будет долго учить её и просто плохо исполнять. При занижении — ученик не получит от занятий в ансамбле творческого удовлетворения, не разовьется интерес к исполнению, творческому подходу.

Важное значение в работе ансамбля имеет достижение в нем равновесия силы звучности каждой партии. Исполнители аккомпанирующих партий должны хорошо слышать мелодию и учитывать характер и фразировку. При исполнении полифонического произведения педагогу важно суметь определить значение и место каждого голоса, а также их динамическую связь.

Необходимо также учитывать, что немаловажный фактор успешной игры –размещение участников ансамбля. Каждый учащийся должен иметь возможность слышать и видеть всех участников и быть, в свою очередь, слышимым и видимым каждым из них. Также расположение ансамбля должно быть таким, чтобы слушатель воспринимал весь ансамбль в целом, а не отдельные его партии. Педагог должен решить какое расположение лучше подходит для каждого ансамбля с учётом качества инструментов, силы звука исполнителя и т.п. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в тоже время свободу движений при игре каждого участника ансамбля.

Успех работы в классе ансамбля во многом зависит не только от активной работы учащихся, но и от самого педагога. Он должен знать материал, который составляет репертуар ансамблей, и тщательно изучить каждое произведение, входящее в работу ансамбля. Педагог должен не только прослушивать запись произведения, но и самому играть ансамблевую партитуру на инструменте. Проигрывая произведение, нужно стремиться воспроизвести все динамические оттенки и фразировку, которые будут требоваться от учащихся. Педагог, анализируя разучиваемое произведение, должен определить его форму, тональности, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп. В результате такой работы педагогу необходимо составить план работы над произведением.

Работу ансамбля над произведением можно разделить на три этапа:

1.знакомство ансамбля с произведением в целом;

2.техническое освоение выразительных средств;

3.работа над воплощением художественного образа произведения.

На первом этапе главным является создание у учащихся общего впечатления от произведения в целом. Педагог должен познакомить учащихся с автором произведения, музыкальным стилем, жанром произведения и временем его создания. При детальном изучении определяется тональность, размер, темп, анализируются художественные и стилевые особенности, форма.

Для лучшего восприятия учащимися задания педагог может представить произведение в собственном исполнении или в звукозаписи.

Главным моментом на втором этапе является преодоление учащимися технических трудностей. Раскрытие образа требует от каждого участника овладения всеми видами техники исполнения. Работа над техникой связана с работой над воплощением художественного образа и постепенно становится осмысленной, интересной для учащихся.

Заключительный этап работы над произведением — репетиция всего ансамбля. На репетиции проигрываются несколько раз отдельные места произведения, но не должно быть механического повторения без поставленной цели. При проведении репетиции одной из основных задач педагога является достижение максимальных результатов, важен темп занятий. Игра учащихся должна прерываться только для конкретных замечаний педагога.

Очень важным в работе ансамбля является использование технических средств. Прослушивание участниками ансамбля своего исполнения со стороны помогает им слышать свои ошибки, неудачное исполнение отдельных мест. Прослушивание должно быть многократным, от одного занятия к другому, чтобы учащиеся видели результаты своей работы в их развитии.

Важным аспектом игры в ансамбле является то, что она предполагает усиленное внимание к партнёру, стремление к сопереживанию. Участнику ансамбля необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Также полезно каждому участнику коллектива ознакомиться с партией своего партнера.

Одним из факторов успешной работы в классе ансамбля является подбор интересного материала. Подбор репертуара играет решающую роль в воспитании музыканта-исполнителя, в формировании и совершенствовании мастерства, развивает художественный вкус, мышление, техническое мастерство.

В выборе репертуара педагог должен учитывать музыкальные данные каждого участника ансамбля: технической подготовленности, особенностей исполнительского аппарата, музыкального слуха, художественного вкуса, эмоционального вкуса, способности образно мыслить.

В программу моего класса ансамбля аккордеонистов я включаю полифонические произведения, произведения композиторов-классиков (русских и зарубежных), обработки народных песен и танцев, произведения оригинального жанра и современных композиторов, т.е. репертуар должен быть содержательным, разнообразным, обогащающим художественный вкус, а по техническим возможностям не превышать предельных возможностей участников.

Логическим завершением совместной работы над произведением педагога и учащихся является концертное выступление. Концерт всегда приносит учащимся нечто новое. Обстановка зала, скопление публики и то, что исполнители находятся в центре всеобщего внимания — всё это делает исполнение ансамбля качественно отличным от игры в обычной, классной обстановке.

Концерту предшествует генеральные репетиции. На такие репетиции я приглашаю слушателей из числа педагогов в школе, а также родителей, что помогает учащимся ощутить обстановку, близкую к концертной, привыкнуть к новым условиям и впоследствии справиться с волнением на самом концерте, чувствовать полную свободу и ответственность. В моей практике концерты, на которых публика — родители учащихся, проходят два раза в год, а также учащиеся совместно с родителями организуют семейные домашние музицирования и постоянно выступают в концертах, конкурсах различного уровня.

Немаловажное значение имеет беседа с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении их на эстраде — выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене создаёт определённое впечатление у публики, способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля, повышает чувства ответственности.

После концерта, на следующем занятии, педагог должен обсудить с учащимися итоги выступления, обратив их внимание на недостатки и выяснить их причины, отметить положительные и отрицательные моменты. В этом поможет также просмотр видеозаписи выступления, что даст возможность музыкантам проанализировать собственное исполнение, увидеть допущенные ошибки.

Концертное выступление активизирует, сплачивает участников ансамбля, повышает уровень музыкального, эмоционального состояния, внимания и приносит ощущение радости от общения с музыкой, от самого процесса игры. Успех концерта зависит от степени подготовки, уровня мастерства педагога и его воспитанников.

Концертная практика развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, а также служит благородной цели популяризации русского народного инструмента аккордеон.

  1. «Оркестровый класс, класс ансамбля народных инструментов» (Москва, 1972г.)
  2. «Музицирование в классе баяна, аккордеона» (Москва, 2008г)
  3. Ю. Акимов « Баян и баянисты» (1974г.)
  4. Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов) , 2011г.
  5. А.Демидов «Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах». Вып 1, 2004г.

Источник

Доклад на тему : Работа над качеством звука на аккордеоне»

Опубликовано: 12:40:39 01-12-2017

Звук — основное средство выразительности. У профессиональных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.
Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.
Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов. Тесно связана с меховедением, филировкой звука. Выразительный звук – основа художественного исполнения музыкального произведения.

Работа над качеством звука и динамикой занимает важное место в занятиях на музыкальном инструменте. Звук на аккордеоне извлекаться при нажиме на клавиши с одновременным, предыдущем, или последующим движением меха. На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения.

Сила звука зависит от интенсивности ведения меха. Для выработки различной силы звука полезно исполнять выполнить упражнения на одном звуке или созвучие поочередно в следующих вариантах: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff, fff, ff, f, mf, mp, p, pp, ppp и затем так: p, f, mp, mf, pp, и т. п. Или например , играть крещендо и диминуэндо.

Ученик должен не только владеть основными динамическими нюансами — пиано, меццо — форте, форте, но и уметь сопоставлять звучания различной силы, постепенно ослаблять и усиливать звучание от определенной начальной и конечной силы звука, уметь воспроизвести длительное и быстрое звуковое нарастание и т. д.

На первых занятиях целесообразно работать над упражнениями, написанными в медленном темпе, постепенно переходя к освоению всей палитры нюансов от пианиссимо до фортиссимо.

Особое внимание следует обратить на отработку внезапных переходов от одного нюанса к другому. Этот исполнительский навык, ученики усваивают с большим трудом, поэтому в начале нужно помочь ученику определить начальную и конечную силу звучания и время для нарастания и ослабления.

Красивое звучание тесно связанно с умением правильно интонировать на инструменте. Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения: в музыкальной школе, в музыкальном училище, консерватории. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей внимание. В решении этой серьёзной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами, используется опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на аккордеон.

Прежде всего, нужно определить, что же такое интонация. Долгое время в истории исполнительства вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха. И только в конце XIX века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха — основа творческой работы исполнителя. Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико значение внутреннего слуха, слуховых представлений, воображения.

Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Приведу некоторые их высказывания:

Б.В.Асафьев говорил: «Музыку слушают многие, а слышат немногие”, «Музыка всегда интонационная и иначе не мыслима”.

Интонация – специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку – постигать ее интонационный смысл.

Б.М.Теплов писал: «Музыкальное переживание – это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки”.

Таким образом ,в восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны. Важной стороной является слухо — интонационная работа, постижение выразительных отношений между тонами. Внутренний слух важная составляющая слухо — интонационной культуры музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить.

Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения игре на аккордеоне широко распространен метод, при котором основное внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых движений и навыков.

На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального слуха, координация движений и, конечно же, репертуар.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха – нет. А ведь музыкальная интонация – носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться, как и меховедение и звукоизвлечение, с начала обучения игре на аккордеоне.

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно, да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова, фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (аккордеона) располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение.

Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха ученика. Основным в работе над интонированием в классе аккордеона является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это с музыкальным звучанием.

Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.

Чтобы ощутить ритм, нужно прохлопать или простучать ритм песенки с текстом:

Слова «припусти”, «подрасти” включают в себя две сильные доли. Ударение в этих словах помогает определить главные акцентируемые ноты. После этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а затем «про себя”.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на аккордеоне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление (приближение) звука, затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе ученику можно объяснить понятие «динамика”, познакомив его с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука).

В процессе проведенной работы ученик может сам построить простую музыкальную фразу, сопровождающуюся текстом.

На следующем этапе обучения слово уже не сопровождает мелодию. С помощью педагога ученик должен понять структуру музыкальной фразы, определяя кульминации, динамические оттенки, подобрать штрихи и приемы игры, соответствующие характеру произведения, наиболее полно раскрывающие его смысл. Главное в данной работе – логика интонирования. Обязательно нужно добиться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса.

В процессе работы над интонированием на аккордеоне на начальном этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогают тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.

Для правильного, красивого звучания произведения важно и понятие «дыхание». Аккордеон — один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» – мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиши. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. Предложите ученику упражнения на «дыхание” инструмента. Это различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений («Спокойный ветерок”, «Маленькая буря”, «Спокойное дыхание”, «После бега отдохнем”).

Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особо обратить внимание на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный – не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.

Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение аккордеона зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого – на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Извлечение первого звука на баяне – событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе.

Пользуясь тем или иным приемом игры, важно верно совмещать ведение меха и нажим пальцев на клавиши. В зависимости от смысла пьесы одни и те же приемы могут быть по-разному сыграны.

Часто учащиеся играют кричащим, форсированным звуком. Здесь следует обратить внимание на технологию изменения силы звука движением меха.

В зависимости от характера произведения исполнитель должен уметь произвести необходимый силы удар кистью и пальцами. Нередко для извлечения звука аккордеонисты слишком резко ударяют по клавишам. Из–за этого возникают стуки, сухие звуки, рывки.

Качество извлекаемого звука во многом зависит, от того насколько аккордеонист владеет движением меха. Выработка правильного движения меха на начальном этапе обучения должна занимать не меньшее место, чем вопросы кистевого звукоизвлечения. Здесь прежде всего надо научить равномерно с одинаковой силой менять движение меха в сжим и разжим на каких –либо чередующихся звуках во время следить чтобы перед сменой меха и после сила звучания не колебалась. Полезно научит менять мех на одном выдержанном звуке; смену меха делать внезапно. Но без изменения силы сжима.

Чтобы добиться плавной смены меха на звуке, надо, чтобы учащийся до момента и в момент смены движения меха имел одно, неизменное положение руки под левым ремнем.

Самое удобное положение руки – опора ее на три точки: 1) ладонные мышцы и мышцы большого пальца располагаются около переднего края левой крышки аккордеона; 2) тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень; 3)предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки.

Постоянно держать так руку не следует – это ее утомляет.

При разжиме меха основной точкой опоры левой руки является запястье

( точка 2); при сжиме – Запястье и предплечье (точки 1,3).

Если в произведении очень большие фразы или выдержанные звуки, которые не удается сыграть на движении меха в одну сторону, надо менять мех на сильной доли такта или вступлениях других голосов, чтобы не нарушить логику музыкальной мысли.

Умело пользоваться движением меха (особенно в сжим), экономить запас воздуха при начале движения, а не в конце, так же очень важный момент в процессе обучения игры на аккордеоне. Это связанно с силой звука, темпом, длительностями и количеством взятых одновременно нот.

Существует два основных приема ведения меха: 1) мех постоянно напряженный (непрерывный) при исполнении какого – то небольшого музыкального построения; 2) мех пульсирующий, когда отдельные созвучия исполняются с некоторыми остановками в движении меха.

Нельзя играть одним приемом меха разнообразные произведения. При широкой напевности (легато, полифоническая пьеса) мех постоянно напряженный. При игре танцевальной музыки, отдельных ударных аккордов – мех пульсирующий.

Полезной тренировкой для умелого ведения меха является игра внизу левой клавиатуры (здесь труднее играть и неудобнее – происходит потому, что при движении меха веерообразно мал рычаг нажима с низу).

Особое движение меха позволяет выполнять различные приемы и штрихи. Можно, например, поучить хорошее начало музыкальной фразы на пианиссимо, для этого следует нажать на клавиши, а только потом вести плавно мех.

Как известно, различные инструменты имеют различные способы звукоизвлечения. Например, чтобы на аккордеоне передать специфику звучания фортепиано, необходимо производить впечатление удара (играть звуки толчком меха). Исполнение пьесы же на органе такие толчки исключает, т. к. характер подачи звука в органной музыки глубокий и мягкий.

Играя любое произведение каждое движение меха должно быть, рассчитано в соответствии с содержанием произведение. На начальном этапе ученика надо научить трём основным типам движения меха:

1) ровное движение. Оно обусловлено неизменной скоростью ведения меха и постоянным одинаковым усилием левой руки. Частая ошибка, не сохраняется ровное звучание при смене меха.

2)ускорение или замедление движения меха. Характерной ошибкой является резкое крещендо или диминуэндо.

3)меховой рывок. (sf). Учащийся легко с этим справляется, если потом идет после сфорцандо диминуэндо.

Труднее отработать ударение с последующим сохранением силы звучности. Этому будет способствовать ровное, напряженное движение меха после рывка. Характер звучания произведения зависит не только от ведения меха, но и различных способов прикосновения пальцев к клавишам. Или туше (1.нажим полный или не полный, 2.удар легкий пальцевой или кистевой, или одновременно пальцевое – кистевой. 3.толчок, применяется для получения более тяжелого стаккато).

Большую роль играет и филировка звука, когда какой – то отдельный выдержанный звук или созвучие усиливается и ослабляется из–за различной скорости ведения меха (изменения динамики протяжении одного звука).

Уметь филировать звук, так как скрипачу, певцу, баянисту совершенно необходимо. Этот прием игры является трудным в исполнительстве, особенно момент окончания мотивов, фраз, предложений.

Основная трудность заключатся в умении избежать неровности затухания звука, сохраняя при этом красоту и особую выразительность звучания. Достигается это умелым и соразмерным сдерживанием меха до окончательной остановки его, пока полностью не прекратится звучание. Чаще всего филировка применяется в конце произведения или его части. В этом случае филированию предшествует общее диминуэндо и ритенуто. Иногда филирование звучности сочетается с ферматой. Филирование звучности может применяться и в нутрии произведения для большей законченности фразы, предложения. Часто филирование применять не следует, так кА это будет назойливо, снизит качество исполнения, вносит однообразие в исполнительскую палитру музыканта. Наличие хорошего музыкального вкуса у ученика поможет ему так соразмерить замедление движения меха, что законченность музыкальной мысли наиболее точно будет соответствовать характеру исполняемого произведения.

  1. Школа игры на баяне А. Онегин М.1990
  2. Прогрессивная школа игры на баяне Ю. Акимов Ч.2 М.1971
  3. Школа игры на аккордеоне В. Лушников М. 1991

Источник

Читайте также:  Musica di strada промолчать гитара
Оцените статью