История возникновения укулеле
“Укулеле” — так на Гавайях назвали маленький музыкальный инструмент мачете (мачете де брага), привезенный туда с Мадерских островов Португалии в конце 19 века и адаптированный гавайцами на свой лад.
Мачете представляет гитарное семейство и является потомком ранних европейских и средневосточных щипковых струнных инструментов (например, лютни). Иногда можно встретить другие названия мачете: кавакинью, брагинья и кавако.
Есть несколько версий о том, откуда взялось название «укулеле».
Одна из них утверждает, что португалец Жоао Фернандес, добравшись до порта в Гонолулу, так обрадовался суше после 4 месяцев плавания, что незамедлительно спрыгнул с корабля и начал играть народные песни Мадейро на причале. Гавайцы, увидевшие это, подумали, что его быстро двигающиеся пальцы выглядят как блошки, прыгающие через гриф маленькой гитарки – так и родилось название “укулеле” (с гавайского языка «укулеле» приблизительно переводится как прыгающая блоха).
Другая версия связана с личностью англичанина Эдварда Пурвиса, который тоже играл на этом инструменте. Пурвис был советником последнего гавайского короля Давида Калакауа и был очень влиятелен в первые годы появления укулеле. Пурвиса прозвали «укулеле» за его невысокий рост и энергичность, и в конечном счете инструмент, на котором он играл для короля, перенял его прозвище.
В третьей версии фигурирует гавайская королева Лили’уокалани. Она утверждала, что термин «укулеле» на самом деле означает «подарок, который прибыл сюда» (где «uku» означает «подарок или вознаграждение», а «lele» переводится как «прибывать, приезжать»), что в корне отличается от предыдущих версий и не имеет совершенно никакого отношения к блохам!
После своего прибытия на Гавайи укулеле быстро интегрировалась в гавайскую культуру. Королю Давиду Калакауа очень нравился этот маленький инструмент, и его симпатия считается ключевым фактором, позволившим укулеле стать такой популярной. Король Калакауа боролся за сохранение и развитие гавайской культуры. Он же продвигал укулеле как гавайский инструмент и использовал ее на формальных королевских приемах для исполнения традиционной гавайской музыки и в качестве аккомпанирующего инструмента для хулы (традиционный гавайский танец).
Те самые португальцы, которые впервые привезли мачете на Гавайи, были представлены администрации Гонолулу в качестве изготовителей гитар. По мере того, как укулеле набирала популярность, эти мастера создавали все больше инструментов. Самым успешным из них был Мануэл Нунес, который продолжил производить укулеле после того, как она была представлен на американском материке, и чьи сыновья продолжили производить укулеле после него.
В то время, пока мачете путешествовал по всему миру вместе с португальскими путешественниками, гавайская версия маленького четырехструнного инструмента не была представлена широкой аудитории в Америке до начала 20-го века. Укулеле произвела впечатление на американцев во время международной выставки Панами Пасифик, которая проводилась в Сан-Франциско в 1915 году. Музыканты исполняли музыку как соло, так и в группах и возымели большой успех среди посетителей выставки.
Бум популярности укулеле пришелся на 1915-1920 года, когда гавайская музыка сравнялась по популярности с современной американской музыкой того времени. Производители музыкальных инструментов в США увидели хорошие перспективы в производстве укулеле и начали изготовлять и продавать гавайские гитары, что в результате привело к возникновению напряжения между островными и материковыми производителями. Несмотря на эту напряженность, популярность укулеле все продолжала расти, и маленькие гавайские гитары все также хорошо продавались.
Появились недорогие модели, которые дали возможность огромному количеству людей учиться играть на укулеле. Гавайская гитара приобрела репутацию хорошего инструмента для новичков благодаря ее относительно низкой цене и маленькому, удобному для переноски размеру. Тысячи укулеле были произведены в 1920-ых, и укулеле стала одной из музыкальных икон джазового века.
Популярность укулеле спала в 1930-ых, но в 40-50-е года 20 века отвоевала свои позиции после того, как некоторые американские военнослужащие привезли инструменты домой с Гавайев после Второй Мировой войны. Популярность поп-рока заставила укулеле уйти в тень в 1960-ые, и хотя укулеле нередко использовали в мейнстримовой музыке, былая популярность к гавайской гитаре вернулась только в 1990-ые года.
Другие страны также приняли укулеле в свои музыкальные репертуары, в особенности Япония и Канада. Канада стала одной из первых стран (помимо Гавайев), где игре на укулеле стали учить в школе.
Источник
Тема проекта: «Укулеле – гавайская гитара»
Цель проекта: Выяснить за какое время человек способен обучиться игре на укулеле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukulele.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная научная конференция творческих работ учащихся
Тема проекта: «Укулеле – гавайская гитара»
ученицы 8 класса «Н» МОУ «гимназии «Дмитров»» Калмыкова Екатерина
Макарова Светлана Геннадиевна, учитель музыки
1.1 История создания укулеле……………………….…………………………4
1.2 Конструкция укулеле ……………. …………………………. 6
Список использованной литературы ……………………………………………………………. …….13
Для начала, хотелось бы определиться, что такое укулеле?
Укулеле представляет собой щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, содержит 12-18 ладов. Его можно назвать аналогом гитары, только в более простом исполнении. Преимуществом являются нейлоновые струны, которые не травмируют пальцы. Поэтому на укулеле гораздо проще научиться играть, чем на классической гитаре. Этот инструмент обладает большим потенциалом; с ним легко может обращаться не только взрослый, но и ребенок. Его можно использовать для аккомпанирования соло, а также в составе ансамбля и джазового оркестра. Особенность инструмента в том, что на нем не играют медиатором
Цель проекта: Выяснить за какое время человек способен обучиться игре на укулеле, а также пообщаться с преподавателем этого музыкального инструмента
Гипотеза: Я хочу предположить, что укулеле – наиболее простой для освоения музыкальный инструмент и его можно освоить за неделю ежедневных занятий.
- Изучить историю укулеле;
- Узнать о строении укулеле;
- Попробовать обучить младшую сестру игре на укулеле;
- Пообщаться с преподавателем игры на укулеле;
- Провести анкетирование среди моих одноклассников.
I. Основная часть
1.1 История создания укулеле
По словам последней королевы Гавайских островов Лилиуокалани, укулеле расшифровывается как «подарок, который пришел сюда». Это слово состоит из двух слов гавайского происхождения: uku (подарок) и lele (приехать). А по некоторым данным, слово «укулеле» переводится как «прыжки блох», потому что движения пальцев во время игры настолько быстры, что очень сильно напоминают скачущих блох.
Укулеле изобрели в 70-х годах XIX века, и, вопреки статусу, она имеет португальское происхождение. Эта маленькая гитара – продолжение португальского струнного инструмента cavaquinho, попавшего на Гавайи вместе с иммигрантами-столярами с острова Мадейра. Красота природы нового края воодушевила этих людей на изготовление укулеле. Продавали малютку всего за 75 центов. Благодаря размеру, дешевой цене и приятному звучанию, укулеле прижилась и завоевала популярность в традиционной гавайской музыке. Правитель островов Давид Калакауа проникся такой любовью к инструменту, что даже включил его в состав инструментов для праздничных королевских выступлений.
В 1915 году гавайская гитара впервые появилась в Сан-Франциско на Тихоокеанской выставке. Можно считать, что именно там зародилась любовь к укулеле в Америке, а потом и во всем мире. Американские композиторы вдохновившись культурой Гаваев, начали сочинять произведения используя именно этот инструмент. Музыканты доказали свою популярность на сценах водевиля (поэтапного представления, которое было популярно в США и Канаде в период от 1880 и до 1930 годов) и после этого, маленький инструмент стал тесно связан с эрой Джаза. В этот момент такие производители инструментов, как Martin и Harmony начали серийное производство укулеле по всей стране.
Хотя присутствие укулеле в поп-музыке продолжалось в период с 1940 по 1960 годы, благодаря производству миллионов недорогих пластиковых моделей, популярность инструмента начала катиться вниз. Популярность к гавайской гитаре вернулась лишь в 1990 годах. С тех пор, укулеле полностью покорила сердца своих фанатов.
1.2 Конструкция укулеле
Традиционная конструкция укулеле напоминает конструкцию гитары (корпус в виде восьмёрки), только упрощённую. Также существует еще 2 вида формы корпуса: ананас и лодочка .
Ананас: Как можно догадаться, данный тип имеет форму корпуса очень напоминающую форму ананаса. Данная форма укулеле была новшеством, и впервые была изготовлена компанией Kamaka Ukulele Company.
Лодочка: Имя говорит само за себя. Данная форма считается наименее популярной, как среди музыкантов, так и среди производителей.
Корпус и гриф, в отличие от традиционной испанской схемы изготовления гитары, изготавливаются полностью отдельно друг от друга, и впоследствии гриф вклеивается в специально приготовленное посадочное место на корпусе. Верхняя и нижняя деки имеют по две поперечные пружины.
Укулеле сделана из гибкой и одновременно прочной древесины (ель, кедр), чтобы вибрировать и выдерживать натяжение струн. От размера резонатора зависит звучание гитары. Обечайки скрепляются рейками из красного дерева или из тополя; одна крепится внизу, другая вверху. На каркасе делают надсечки, они придают упругость на изгибах. Хорошо расположенный скобки (закрепляющие нижнюю деку гитары) помогают верхней деке укулеле выдерживать натяжение струн, они выравнивают частоту звука, по-разному контролируя вибрацию в разных точках. Очень важен угол, под которым соединены гриф и корпус инструмента, так как угол сильно влияет на качество звука. В грифе делается дополнительный прут, позволяющий ему приспособится к разному натяжении, которое требует разные типы струн.
Основные составляющие укулеле:
Головка грифа : часть гитары, на которую крепятся колки для изменения натяжения струн. Головка грифа крепится непосредственно к грифу.
Колки : Являются управляемым механизмом, который держит струны в натяжении. Необходимы для настройки инструмента, путём изменения натяжения струн.
Кость или верхний порожек : Работает вместе с нижним порожком и необходим для того, чтобы держать струны на должной высоте от грифа.
Гриф : Крепится нижней части корпуса инструмента. Не него размещается накладка грифа.
Накладка грифа : В неё вклеивают лады и довольно часто размечают точками для лучшей ориентации музыканта по грифу.
Корпус или дека : Состоит из верхней, задней и боковых частей. Верхняя часть отвечает за передачу вибраций от струн. Круглое отверстие (или резонатор) в верхней части корпуса предназначено для усиления и распределения звука.
Бридж : Крепится на верхнюю часть корпуса, в который размещают верхний порожек. Струны крепятся в специально предназначенные пазы.
1.3 Разновидности укулеле
Семейство укулеле довольно разнообразно и включает в себя инструменты семи типов. Наиболее распространенными являются такие виды, как сопрановый, концертный, теноровый и баритоновый. Меньше применяются укулеле пикколо (бамбино), басовый и контрабасовый
Согласно общепринятой классификации наиболее маленьким типом является сопрано – он же и самый популярный. Именно такой вид укулеле первым появился на свет. Длина мензуры [1] у укулеле сопрано составляет
33 см, полная длина инструмента —
53 см. Традиционный строй для укулеле сопрано – GCEA, именно он передает аутентичное звучание инструмента, именно такой строй считается классическим.
Рост популярности инструмента привел к тому, что он выходит на большую сцену – и в качестве солирующего, и как элемент музыкального коллектива. В это время музыканты понимают, что диапазона классического укулеле сопрано уже не хватает, и на рынок выпускают обновленный вариант – укулеле концерто . Внешне эти инструменты почти идентичны за исключением увеличенной мензуры и, соответственно, удлиненного корпуса. Мензура у концертного типа составляет
38 см, общая длина инструмента – примерно 58 см. Оптимальный выбор для тех, кто ищет компактный инструмент с классическим звуком гавайской гитары, но при этом ощущает нехватку диапазона у классического укулеле сопрано.
С течением времени музыкантам перестало хватать и диапазона концерто. Так, уже в XX веке, на рынке появляются укулеле тенор и баритон . Примерная длина мензуры/общая длина: 43/66 см и 48/76 см соответственно. Главной целью разработки была адаптация укулеле к современным музыкальным аранжировкам – а это требовало корректировки цветовой палитры и диапазона. Строй укулеле тенор аналогичен строю сопрано и концерто, баритон же имеет настройку DGBE (аналогично первым четырем струнам обычной гитары в стандартном строе).
Что касается разницы в звучании, то тут все достаточно просто: чем меньше корпус и мензура инструмента, тем более камерный и мягкий звук он дает. С увеличением мензуры и размера корпуса увеличивается объем и мощность звучания – однако при этом оно все дальше отходит от аутентичного и привычного всем приятного, мягкого и жизнеутверждающего тона классической гавайской гитары.
II. Практическая часть
Реализовывая практическую часть проекта, были проведены следующие работы в этой области:
Первый этап практической части – мини-интервью. Мною был составлен список вопросов, которые далее задала профессиональному преподавателю игры на укулеле:
- Чему проще научиться: игре на гитаре или укулеле?
– Естественно всё зависит от личных способностей человека, но всё таки укулеле более простой для осваивания инструмент, чем гитара
- Почему на укулеле легче научиться играть?
– В отличие от гитары укулеле имеет всего 4 струны – соль, до, ми, ля. Также, на укулеле сравнительно проще брать аккорды. Многие из них можно взять всего одним пальцем. Отличительной особенностью являются нейлоновые струны, которые не натирают мозоли.
- Какое среднее время, за которое человек способен освоить этот музыкальный инструмент?
– Если заниматься непрерывно и не отвлекаться ни на что, то можно обучиться за 24 часа. Если регулярно заниматься по часу каждый день, то в среднем человек может освоить за 2 недели.
Второй этап моей практической части – анкетирование одноклассников. Для этого я составила и распечатала листы с вопросами и провела анкетирование
Вот перечень вопросов:
- Знаешь ли ты, что такое укулеле?
- Как ты думаешь, укулеле изобрели давно (более 100 лет назад) или относительно недавно (менее 100 лет назад)?
- Видел и слышал ли ты этот инструмент вживую?
- Хотел бы ты играть на укулеле?
В опросе приняло участие 13 человек. Ответы оказались не однозначными.
Всего 1 человек из класса не знает, что такое укулеле. Больше половины опрошенных считают, что укулеле – относительно недавно изобретённый музыкальный инструмент, хотя это не так. Также, чуть меньше половины людей не слышали и не видели этот инструмент вживую.
Таким образом , в результате анкетирования я выяснила, что около половины моего класса практически ничего не знают об укулеле. Я обязательно проведу классный час на эту тему и сыграю им.
Третьим этапом практической части являлось обучение моей младшей сестры игре на укулеле.
Я занималась с ней ежедневно около 40 – 45 минут в течение недели. Сначала мы выучили несколько базовых аккордов и научились правильно держать инструмент. Далее я составила небольшую песенку из 4 аккордов, чтобы оттачивать технику исполнения. Потом, мы перешли на перебор. Ей было достаточно сложно. Она поначалу не брала некоторые аккорды и ей сложно было играть перебором. Я думаю, что мы точно на этом не остановимся и продолжим дальше заниматься
Я Вас уверяю, если в течении недели каждый день уделять хотя бы час в день для занятий, то за этот срок можно не напрягаясь выучить пару песен и стать звездой в Вашей компании. Самое главное – это настроить себя на работу и преодолеть трудности первых занятий. Вы даже не представляете как быстро наши пальцы способны запоминать положение на грифе!
Обобщив все вышесказанное, я сделала следующие выводы:
Выдвинутая мною гипотеза о том, что укулеле – наиболее простой для освоения музыкальный инструмент и его можно освоить за неделю ежедневных занятий, была подтверждена профессионалом, а также мною на практике.
В ходе моего проекта я:
Изучила историю укулеле;
Узнала о строении укулеле;
Попробовала обучить младшую сестру игре на укулеле;
Пообщалась с преподавателем игры на укулеле;
Провела анкетирование среди моих одноклассников.
Источник