- Уроки игры на гитаре
- Уроки игры на гитаре. Вводная информация
- Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
- Основные аккорды для начинающих
- Виды переборов
- Виды боя
- Постановка рук на гитаре
- Упражнения на гитаре
- Настройка гитары
- Импровизация и техника игры
- Статьи по классической гитаре
- Практика. Учим любимые песни
- Три способа обучения игре на гитаре
- 1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
- 2. При помощи платных онлайн-курсов
- 3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
- Минусы и плюсы самостоятельного обучения
- Плюсы
- Минусы
- Как добиться успеха в гитаре?
- Что делать после освоения всех азов?
- Методическая разработка по организации домашней работы по классу гитары «Учимся дома»
Уроки игры на гитаре
Уроки игры на гитаре. Вводная информация
Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.
Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.
Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.
Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу
Основные аккорды для начинающих
В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.
Виды переборов
Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.
Виды боя
Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.
Постановка рук на гитаре
Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.
Упражнения на гитаре
На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.
Настройка гитары
Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.
Импровизация и техника игры
В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.
Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.
Статьи по классической гитаре
Практика. Учим любимые песни
От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.
В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.
Три способа обучения игре на гитаре
1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .
2. При помощи платных онлайн-курсов
Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.
3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.
Минусы и плюсы самостоятельного обучения
Плюсы
— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;
— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;
— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.
Минусы
— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;
— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;
— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.
Как добиться успеха в гитаре?
- Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
- Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
- Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
- Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
- Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
- Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.
Что делать после освоения всех азов?
Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.
Источник
Методическая разработка по организации домашней работы по классу гитары «Учимся дома»
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ялалетдиновым Юрием Аслямовичем, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Гармония» г. Уфа Республики Башкортостан. Сегодня Юрий Аслямович с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку по организации домашней работы по классу гитары «Учимся дома». Данный материал будет интересен педагогам ДОД и родителям.
Краткий комментарий к статье от Юрия Аслямовича:
«Мы часто говорим о приобщении учащихся к искусству, к музыке. Всегда ли при этом мы учитываем, что это означает дать возможность ученику включиться в музыкальную деятельность, стать активным участником творческого процесса? Общение средствами музыки – это, прежде всего, взаимодействие педагога и обучающегося. Существует две формы обучения: классные занятия под руководством педагога и самостоятельная домашняя работа. Важно научить ученика трудиться самостоятельно!».
Увлекательного чтения…
Мы часто говорим о приобщении учащихся к искусству, к музыке. Всегда ли при этом мы учитываем, что это означает дать возможность ученику включится в музыкальную деятельность, стать активным участником творческого процесса?
Общение средствами музыки – это, прежде всего, взаимодействие педагога и обучающегося.
Существует две формы обучения: классные занятия под руководством педагога и самостоятельная домашняя работа.
Занятия в учреждении дополнительного образования в классе с педагогом составляют сравнительно небольшую часть времени, два часа в неделю. Этого недостаточно для уверенного, глубокого усвоения учебного материала. Очень важно правильно организовать домашнюю работу. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Ученику важно понять, что систематические занятия на гитаре, главное условие овладения исполнительским мастерством. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно, если ребенок младшего школьного возраста. Важно научить ученика трудиться самостоятельно.
Успех обучения зависит от того, как взаимодействуют занятия, проводимые педагогом в классе и самостоятельные домашние занятия ученика. Научить ребенка понимать музыку. Звуки должны быть не просто физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту звука, тембр. Сделать так, чтобы исполняемое музыкальное произведение отражало не язык нотной записи, а представляло бы некоторое художественное явление.
Занятия за инструментом позволяют воспитанникам ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем играть в различных ансамблях. Развивать внутренний музыкальный слух, научиться подбирать по слуху мелодии, аккомпанировать вокалисту или инструменталисту.
При всей доступности и кажущейся простате, гитара достаточно сложный инструмент. Ребенок должен решать одновременно множество задач. Грамотно исполнять музыкальный текст, правильно читать ноты, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуру, метроритм и темп. Постоянно следить за координацией и правильной постановкой обеих рук. Очевидно, что задач при игре на гитаре множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность и требует определенного времени в изучении и практического усвоения на грифе гитары.
- Первоначальный период обучения
Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные домашние занятия, например русский язык-музыка, математика-музыка и.т.д. Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди соединять нагрузку и отдых. При таком распорядке продолжительность занятий между уроками может продолжаться 15-20 мин. Предлагаемый режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашние занятия.
1.1. Организация движений гитариста
В первые недели обучения ребенок учится правильно извлекать звуки. Это сложное занятие требует много терпения и внимания. Сначала на гитаре нужно овладеть техническим приемом арпеджио. Пальцы правой руки должны видеть и слышать. Движение пальцев правой руки легче поддаются анализу, когда они не связаны с левой рукой. Простейшее арпеджио восходящее p.i.m.a. Большой палец правой руки играет с опорой (апояндо), в этот момент все три пальца указательный, средний, безымянный одновременно ставятся на 1.2.3. струну, струны располагаются между кончиками пальцев и ногтей, легким нажатием на струны, пальцы поочередно извлекают звук. Фиксакция струны между подушечкой пальца и ногтем, обеспечивает наиболее эффективную передачу усилий, минимальный люфт в ногтевом суставе. Пальцы левой руки обеспечивают минимальный подъем над грифом, создавая минимум усилий для их движения. Минимальное давление на струны предохраняет их от перегрузки, замедляет появление усталости. Вертикальное положение пальца достигается касанием струны на грифе ближе к ногтю. Необходимо заниматься с метрономом, причем, чтобы выработать ощущение пульса, нужно метроном настраивать на вторую долю. Упражнения и гаммы требуют постоянного внимания за артикуляцией контролируемой и неуправляемой, когда ухо контролирует и не контролирует скорость исполнения в самых быстрых темпах. Очень важно слышать затакт ритмически и мелодически, мысленно связывать его со следующей сильной долей, рассматривать его как трамплин к сильной доле. Важно, чтобы ученик во время игры следил за движениями обеих рук, очень важна артикуляция между правой и левой рукой. Пальцы правой руки готовятся, ставятся заранее на нужные струны, пальцы левой руки находят ноту, пальцы правой руки извлекают звук. Большой палец правой руки опирается на 6 струну при игре гамм и упражнений. Ценность этих упражнений и занятий важна по мере увеличения темпа или появления более мелких длительностей, контроль сознания уступает место приобретенным рефлексам. Очень важно развить технику правой руки, чем больше времени для подготовки звука, тем глубже контроль. То, что, в конечном счете, производит впечатление легато, происходит в ровной интенсивности и ритмической точности. Что касается левой руки, обучающемуся придется преодолеть некоторые болевые ощущения, которые возникнут на первоначальном этапе обучения от прижатия струн к грифу гитары. Поэтому начинать обучение желательно на гитаре с нейлоновыми струнами. Обязательно перед началом занятий выполнить упражнения на разогрев рук, помассировать их, а уж потом приступать к игре на гитаре.
2.2 Работа над ритмом
Поскольку музыка есть искусство, которое не может существовать вне времени, для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма, как основы любого музыкального произведения. Для выразительного исполнения помимо тембра, ускорений и замедлений темпа, нужно научиться вытягивать из гитары звук и ритм. Это можно сделать при помощи движений рук, мысленно сосредоточиться на таком упражнении, левая рука, прижав струну на грифе, делает скрытое движение в левую сторону, а правая рука в этот момент — в правую, как пружину растягивая звук, создавая напряжение, а потом расслабление, оно должно соответствовать внутренней пульсации. Это очень интересный момент в исполнительной технике выдающихся гитаристов, на эту тему я хочу написать следующую мою работу, посвященную анализу исполнительского мастерства ведущих гитаристов. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения, постепенно у ученика вырабатывается внутреннее ощущение метроритма. Схема счета, которую я применяю, выглядит так. Целая нота считается Та-а-а-а, половинная Та — а, четвертная Та,
Восьмая Та-ти, шеснадцатые Та-ра-ти-ри. Эта схема проста, легко запоминается, легко проговаривается.
Методические советы педагогам класса гитары.
Для успешного обучения старайтесь с первых уроков найти с учеником психологический контакт. Не стремитесь вести занятия только со способными детьми. Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой обучающийся стал прекрасным исполнителем. Для этого необходимо составить такой режим домашней работы ученика, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов, приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день. В течение первых месяцев обучения, по возможности родители должны присутствовать на уроке, чтобы потом могли контролировать выполнение домашнего задания. С первых шагов обучения приучить обучающегося к самостоятельной работе за инструментом. Для этого важно построить урок так, чтобы ребенок мог полностью скопировать его занимаясь самостоятельно. Например, упражнение на разогрев рук, затем игра упражнений для правой руки, (арпеджио и чередование пальцев i и m ), затем гаммы и упражнения на координацию правой и левой рук. Строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий ребенка. Использовать удобный жесткий стул необходимой высоты, подставку для левой ноги, чтобы избежать искривления позвоночника. Соблюдать тишину во время занятий. Внимательно относиться к физическому и эмоциональному состоянию ученика. Посещать годовые концерты и конкурсы вместе с родителями. Обучать обучающихся как вести себя на сцене, выход, поклон, уход. Работайте уверенно, с уважением и любовью к ученику, музыке. Постоянно анализируйте проведенные занятия.
Невозможно за короткое время осветить все проблемы общения на музыкальных занятиях. Главное — это побудить педагогов задуматься над проблемами художественного процесса общения в совместной музыкальной деятельности с обучающимися.
Для гитары написано достаточно много методических работ, для учащихся музыкальных школ и училищ. Это работы Н.П. Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре». Ю.П.Кузин «Азбука гитариста». Ч. Дункан «Искусство игры на гитаре». «Организация домашней работы за фортепиано» автор М.Э. Бессарабова. Общие принципы обучения подходят и для системы дополнительного образования, поэтому многое можно взять на вооружение, и адаптировать применительно к дополнительному образованию класса гитары.
Источник