Доминант аккорд для гитары

Доминантсептаккорд

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.
Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.
Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:

Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора.
Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.
Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.
Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее.
1) Добавить терцию к трезвучию V ступени
2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд


Проанализируем состав доминантсептаккорда:

Читайте также:  Ты моя катастрофа ноты

Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция.
Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука.
Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима.
Обратим внимание на крайние звуки аккорда.

Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:)
Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков.
Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул:
1) Мажорное трезвучие + малая терция
2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3)
Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один.
Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db.
Большая терция от Db это F
Малая терция от F это Ab
Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)

В современной музыке доминантсептаккорд обозначается, как 7 или dom. Например:
С7 Сdom
Важное уточнение: в общении музыканты называют септаккордом по умолчанию именно доминантсептаккордом независимо от того, на какой ступени он построен, также доминантсептаккордом называют любой малый мажорный септаккорд, так как он сохраняет свой характер звучания и функцию.
Важной особенностью доминантсептаккорда является его доминантовость, то есть неустойчивость звучания и стремление разрешиться в тонический аккорд или его функциональные эквиваленты. На этом стремлении построена основа классической гармонии и полный функциональный оборот T-S-D-T отлично ее иллюстрирует.
Если детально проанализировать D7, то можно заметить некоторые важные детали:
1) Он содержит 3 неустойчивых звука тональности (2, 4, 7 ступени)
2) В состав D7 входит тритон, который требует разрешения. 4 ступень в 3 ступень, 7 в 1. При этом оба звука находятся в полутоновом соотношении с устойчивыми ступенями

Читайте также:  Муж поет жене под гитару

В блюзе и джазе этот аккорд рассматривается в двух контекстах.

1) По аналогии с классической гармонией для создания напряжения и ощущения тональности. Например, в обороте II-V-I.
Однако в джазе разрешение септаккорда не обязательно, что опять же связано с его звучанием. Например, если мы сыграем аккорды Dm7 – G7, то ощущение тональности C мажор появится без разрешения в тонику, таким образом можно чередовать этот оборот в разных тональностях без появления тоники, но звучание новой тональности будет ощущаться. Это аналогия приема эллипсиса в классической музыки. На основе этого образуется, так называемая цепочка доминанта, когда доминанты разных тональностей длятся в течении нескольких тактов создавая ощущение тональности только одним аккордом. Например, классический бридж в форме джаза:
E7- A7-D7-G7
Этот оборот можно рассматривать, как доминанты 4-х тональностей (A,D,G,C мажоре соответственно)
2) В блюзе доминантсептаккорд приобретает функцию самостоятельного тонического аккорда, что противоречит теории классической гармонии, но отлично звучит в сочетании с блюзовой пентатоникой. Стандартный блюзовый квадрат состоит из септаккордов I, IV,V ступеней где имеет бифункциональную природу с одно стороны может рассматриваться, как подчиненный основной тональности, с другой как временная тоника.

Доминантсептаккорд и модуляции/отклонения

Доминантсептаккорд используется для смены тональности чаще других аккордов, по причине описанной выше. Например, огромное количество популярных песен основано на отклонении в тональность субдоминанты (S) с помощью доминантсептаккорда первой ступени.
Например, С С7 ( D в фа мажоре) F G7 ( возврат) или Am A7 (D для Dm) Dm E7 (возврат в Am).
Также через D7 можно перейти в любую тональность просто вставив D7 новой тональности после аккорда основной тональности.
C Am F E7 Am — отклонение в Am

Альтерации

В современной музыке и джазе доминантсептаккорд часто альтерируется, то есть его ступени повышаются или понижаются.
Если посмотреть на состав D7, то мы можем заметить, что исходя из его определения мы можем изменить только 5 ступень, так как приму, терцию и септиму изменить нельзя (произойдет изменение качества аккорда).
Квинту аккорда можно понизить или повысить, получим аккорды:

Данные аккорд можно использовать вместо D7, для усиления его тяготения в тонику.

Изложение доминантсептаккорда

В трехголосии D7 излагается с пропущенной квинтой, если он не альтерирован:

В четырехголосии можем использовать все звуки аккорда, либо также пропускать квинту и удваивать приму.

Удвоение примы

NB Септима не удваивается никогда, терция в виде исключения
В джазе и современной музыке, терция и септима D7 называются leading tones (ведущие ступени), так как именно они создают уникальное звучание этого аккорда. И очень часто, в малых составах доминантсептаккорд может быть обозначен только этим двумя звуками, так как они не входят в состав ни одного другого септаккорда построенного от того же звука.

Мелодия и доминантсептаккорд

При создании мелодии разложенный D7 создает ощущение тональности и гармонии даже без гармонического сопровождения и может использоваться, как интонация общий форм движения. Также D7 может звучать, как яркая интонация, такой вариант мы встречаем в главном риффе песни You Haven’t Done Nothin Стиви Уандера:

Источник

Доминантовый аккорд.

Введение. Понятие доминантового аккорда.

В данном уроке, я покажу вам несколько гамм на выбор для доминантовых аккордов.

Доминантовые аккорды очень важны в гармонии популярной музыки по разным причинам. Наиболее распространенной является их гармоническая функция особенно с точки зрения принятия ими роли проходящих аккордов в аккордовых последовательности или песне.

Для многих клавишников среднего уровня, этот урок поможет изучить многообразие гамм, которые можно использовать при игре вместе с доминантовыми аккордами (обыгрывать их ими).

Но перед тем как мы начнем погружаться в варианты гамм, давайте вспомним о том, что есть доминантовые аккорды.

КОРОТКАЯ ЗАМЕТКА НА ТЕМУ ДОМИНАНТОВЫХ АККОРДОВ.

Понятие доминанты — это техническое название, используемое в музыкальной науке для описания пятой ступени тональности — независимо мажорной или минорной. Например, в в тональности До мажор:

. пятая ступень (нота Соль)

Доминанта это второй по значимости тон в тональности, и вот почему мы имеем дело с доминантовыми аккордами в этом уроке.

Что такое аккорд

Аккорд представляет собой набор из трех или более нот (приятных по звучанию или нет), которые сыграны или услышаны вместе (в одно и тоже время).

Хотя для формирования аккорда требуется как минимум три ноты, прежде чем любой набор из трех нот может считаться аккордом, ДОЛЖНЫ быть отношения между ними. Например, G(соль), B(си) и D(ре):

. можно рассматривать как аккорд из-за гаммы и интервальных связей между нотами — G (соль), B (си) и D (ре).

Ноты G (соль), B (си) и D (ре) являются первым, третьим и пятым тонами миксолидийского лада, взятого от ноты G(соль).

И это гаммовое решение между ними. Также, есть интервальная связь между нотами G (соль), B (си) и D (ре).

Интервал между G(соль) и B(си):

. это интервал терции, И такой же интервал (расстояние) между нотами B(си) и D(ре) (малая терция).

Следовательно, интервальные связи между G (соль), B (си) и D (ре) являются интервалами терцового вида.

Термин Доминантового Аккорда — объяснение

Из того, что было уже раскрыто, следует — что доминантовый аккорд — это набор из трех или более родственных нот, (аккорд) построенный на пятой ступени любой данной тональности.

Для примера, в тональности До мажор:

. Любой аккорд который построен на пятой ступени (которой является нота G(соль))

. это доминантовый аккорд.

Такой же метод построения доминантового аккорда применяется в любой другой тональности.

В тональности Ля минор:

. любой аккорд, который строится на пятой ступени (которой является нота Е (ми))

это доминантовый аккорд.

Перевод статьи предоставил Alexander Harmoniq

Источник

Доминантный септаккорд — Dominant seventh chord

доминирующий септаккорд
Компонент интервалы от корня
второстепенный седьмой
идеальный пятый
большая треть
корень
Тюнинг
4: 5: 6: 7 , 20: 25: 30: 36 или 36: 45: 54: 64
Форте нет. / Дополнение
4-27 / 8-27

В теории музыки , в Доминантсептаккорд или основной минор седьмой аккорд , является септаккорд , как правило , построены на пятой степени крупного масштаба, и состоит из корня , основной трети , квинту , и минорный септаккорд . Таким образом, это мажорное трезвучие вместе с минорным септактом, обозначаемое буквенным названием корня аккорда и надстрочным индексом «7». Примером может служить доминирующий септаккорд, построенный на G, записанный как G 7 , имеющий высоту G – B – D – F:

Доминирующие септаккорды содержат сильный диссонанс , тритон между третьим и септаккордом .

Доминантные септаккорды часто строятся на пятой ступени (или доминанте) тональности . Например, в гамме до мажор G — пятая нота гаммы, а септаккорд, построенный на G, является доминирующим септаккордом G 7 (показан выше). В этом аккорде F является второстепенным септактом над G и также называется доминирующим септактом по отношению к G. В анализе римских цифр G 7 будет представлена ​​как V 7 в тональности до мажор.

Точно так же этот аккорд также встречается в седьмой степени любой естественной минорной гаммы (например, G7 ля минор).

Доминирующий септаккорд, пожалуй, самый важный из септаккордов. Это был первый септаккорд, регулярно появляющийся в классической музыке . V 7 аккорд встречается почти так же часто , как V, в доминирующей триаде и , как правило функции для привода куска сильно в стороне разрешения к тонике ключа.

Доминантный септаккорд может быть представлен целочисленным обозначением <0, 4, 7, 10>относительно доминантного.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Композиторы эпохи Возрождения воспринимали гармонию в терминах интервалов, а не аккордов , «однако некоторые диссонирующие звучания предполагают, что доминирующий септаккорд встречается с некоторой частотой». Монтеверди (обычно считается первым, кто использовал аккорд V 7 без подготовки ) и другие композиторы раннего барокко начинают рассматривать V 7 как аккорд как часть введения функциональной гармонии.

Отрывок из «Lasciatemi Morire» Монтеверди, Lamento d’Arianna (1608) показан ниже. В нем доминирующий септаккорд (красный) обрабатывается консервативно, «подготовлен и разрешен как приостановка , что ясно указывает на его диссонирующий статус».

V 7 постоянно использовался в классический период , обращаясь с ним так же, как и в барокко. В романтический период постепенно развивалось более свободное голосовое ведение, что привело к уменьшению функционального использования в постромантический и импрессионистский периоды, включая более диссонирующие доминантные аккорды за счет более высоких расширений и меньшего использования доминирующей функции мажорного минорного аккорда. В классической музыке двадцатого века либо сознательно использовалась функциональная гармония, либо полностью отсутствовали аккорды V 7, в то время как джаз и популярная музыка продолжали использовать функциональную гармонию, включая аккорды V 7 .

Отрывок из Chopin «s мазурка фа минор (1849), Op. 68 , №4, мм. 1–4 показаны ниже, где доминирующие седьмые части выделены красным: «седьмой фактор к этому времени достиг почти согласного статуса».

Использовать

Инверсии

Инверсия Нижняя нота римские цифры Макроанализ
Положение корня корень: 5 V7 в C: G7
Первый 3-й: 7 V 6
5
в C: G 6
5
Второй 5 место: 2 V 4
3
в C: G 4
3
В третьих 7 место: 4 V 4
2 или V 2
в C: G 4
2 или G 2

В первых тактах фортепианной сонаты Моцарта до мажор, K545 преобладают септаккорды как во второй, так и в первой инверсиях:

В заключительной каденции того же движения аккорд находится в основной позиции:

Поразительное использование инверсий доминантного седьмой можно найти в этом отрывке из первого движения Бетховен «s Струнный квартет Op. 127 . Здесь вторая и третья инверсии способствуют «великолепно богатой гармонии»:

Функция

Функция доминантного седьмого аккорда для разрешения на тоническую ноту или аккорд.

. потребность V 7 в разрешении, на наш слух , почти неизбежна. Доминирующая седьмая — это, по сути, центральная движущая сила в нашей музыке; это недвусмысленно и недвусмысленно.

Этот доминирующий септаккорд полезен композиторам, потому что он содержит как мажорное трезвучие, так и интервал тритона . Мажорное трезвучие дает очень «сильный» звук. Тритон создается одновременным появлением третьей и седьмой ступеней (например, в аккорде G 7 интервал между B и F представляет собой тритон).

В диатоническом контексте треть аккорда — это ведущий тон гаммы, который имеет сильную тенденцию тянуться к тонике тональности (например, в C, треть G 7 , B — ведущий тон. ключа C). Седьмой аккорд выступает в качестве верхнего ведущего тона к третьей шкале (в C: седьмой из G 7 , F, является полшагом выше и ведет вниз к Е). Это, в сочетании с силой движения основного тона пятой части и естественным разрешением доминантного трезвучия на тоническое трезвучие (например, от GBD к CEG в тональности до мажор), создает разрешение, с помощью которого можно закончить пьесу или раздел, часто в каденции .

Благодаря такому оригинальному использованию, он также быстро стал простым способом обмануть ухо слушателя обманчивой каденцией . Доминирующая септакия может работать как часть круговой прогрессии , которой предшествует супертонический аккорд, ii.

Важно отметить, что недиатонические доминантные септаккорды (иногда называемые хроматическими септаккордами), заимствованные из другой тональности, могут позволить композитору модулировать эту другую тональность. Эта техника чрезвычайно распространена, особенно с классического периода, и привела к дальнейшему инновационному использованию доминантного септаккорда, такого как вторичный доминант (V 7 / V, показанный ниже), расширенный доминантный (V 7 / V / V) и заменить доминантные ( ♭ V 7 / V) аккорды.

Голос ведущего

Для обычной практики голосового ведения или «строгого разрешения » доминирующего септаккорда:

    В разрешении V 7 –I доминанта, ведущая нота и супертоник разрешаются в тонику, тогда как субдоминанта разрешается в медианте.

По словам Генриха Шенкера , «диссонанс всегда проходит, никогда не бывает аккордов ( Zusammenklang )», и часто (хотя отнюдь не всегда) ведущий голос предлагает либо проходящую ноту :

или разрешение (гипотетической) приостановки :

В блюзовых прогрессиях

В песнях рока и популярной музыки, следующих за блюзовой прогрессией , аккорды IV и V «почти всегда» являются доминирующими септаккордами (иногда с расширениями ), причем тоническим аккордом чаще всего является мажорное трезвучие. Примеры включают Билла Хейли и Комет » Rock Around the Clock » и Бастера Брауна » Фанни Мэй «, в то время как в » Назад в США » Чака Берри и » Твоя мама не танцует » Логгинса и Мессины. тонический аккорд также является доминирующим септактом. Используемый в основном в первые пятнадцать лет рок-эры и теперь звучит несколько «ретроспективно» (например, » Roll With It » Oasis ), другие примеры тонических доминантных септаккордов включают » Люсиль » Литтл Ричарда, » Битлз » » Я увидел ее там Standing », Нильссон «ы „ Кокосовый “, Jim Croce ‘s „ Вы не возиться с Джимом “ и перфораторов „ On Broadway “. Чак Берри « Рок-н-ролл » использует доминирующую седьмую на I, IV и V.

Связанные аккорды

Доминирующие седьмой является энгармонический эквивалентом в немецком шестой . Например, немецкий шестой A ♭ –C – E ♭ –F ♯ (который обычно разрешается в G) эквивалентен доминирующему седьмому A ♭ –C – E ♭ –G ♭ (который обычно разрешается в D ♭ ):

Доминирующий септаккорд часто используется для приближения гармонического септаккорда , который можно просто настроить в соотношении 4: 5: 6: 7 Play ( справка · информация ) для доминирующего септаккорда. Другие включают 20: 25: 30: 36 Play ( справка · информация ) , найденные на I, и 36: 45: 54: 64, найденные на V, используемые только в 5-лимитных строе и гаммах.

Сегодня доминирующий септаккорд пользуется особой популярностью в музыке квартетов парикмахерских , при этом Barbershop Harmony Society описывает этот аккорд как «подпись» звука парикмахерской. Песня может использовать тип аккорда (построенный на любой ступени шкалы , а не только ) на протяжении до 30 процентов своей продолжительности. Поскольку певцы парикмахерских стремятся гармонизировать только интонацию, чтобы максимизировать слышимость гармонических обертонов , практическая звучность аккорда, как правило, похожа на гармонический септаккорд . Этот тип аккорда настолько прочно вошел в структуру искусства, что его часто называют « септаккордом парикмахерской ».

Тюнинг

Аккорд Обозначение Седьмой Соотношения
Тонический септаккорд CEG B ♭ Незначительный седьмой 20: 25: 30: 36
Гармонический септаккорд GBD F + Гармоническая седьмая 4: 5: 6: 7
Немецкий шестой аккорд A ♭ C E ♭ G Гармоническая седьмая 4: 5: 6: 7
Доминантный септаккорд GBDF Пифагорей минор седьмой 36: 45: 54: 64

Таблица доминирующих септаккордов

Аккорд Корень Мажорная треть Идеальная пятая Незначительный седьмой
С 7 C E грамм B ♭
C ♯ 7 C ♯ E ♯ (F) G ♯ B
Д ♭ 7 D ♭ F А ♭ C ♭ (B)
Д 7 D F ♯ А C
Д ♯ 7 D ♯ F (G) А ♯ C ♯
E ♭ 7 E ♭ грамм B ♭ D ♭
E 7 E G ♯ B D
П 7 F А C E ♭
F ♯ 7 F ♯ А ♯ C ♯ E
G ♭ 7 G ♭ B ♭ D ♭ F ♭ (E)
G 7 грамм B D F
G ♯ 7 G ♯ B ♯ (C) D ♯ F ♯
A ♭ 7 А ♭ C E ♭ G ♭
А 7 А C ♯ E грамм
A ♯ 7 А ♯ C (D) E ♯ (F) G ♯
B ♭ 7 B ♭ D F А ♭
В 7 B D ♯ F ♯ А

Схемы аккордов для гитары

В стандартной настройке левая сторона — это нижняя струна ми. x означает отключение строки.

  • А 7 : x02020
  • В 7 : x21202
  • С 7 : x3231x
  • D 7 : xx0212
  • E 7 : 020100
  • Ф 7 : 131211
  • G 7 : 320001

Доминант 7 Sus2

  • А 7sus2 : x02000
  • В 7sus2 : x24222
  • С 7sus2 : x30333
  • D 7sus2 : x57555
  • E 7sus2 : x79777
  • F 7sus2 : xx3543
  • G 7sus2 : 303033

Доминант 7 Sus4

  • А 7sus4 : x00030
  • В 7sus4 : x24252
  • С 7sus4 : x35363
  • D 7sus4 : xx0013
  • E 7sus4 : 020200
  • F 7sus4 : 111311
  • G 7sus4 : 330011

Источник

Оцените статью