Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук; • Терция; • Квинта; • Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.
Обращения доминантсептаккорда.
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы: 1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2 2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3 3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.
Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.
Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.
Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.
Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.
D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.
Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.
Разрешение
В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.
Проверка:
На какой ступени строится D7? Ответ:
Из каких интервалов состоит D7? Ответ:
Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята! Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение
Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?
Аккорды, их классификация
Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.
Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.
Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.
Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.
Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).
В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.
Что же такое доминантсептаккорд?
Доминантсептаккорд и тональность
Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.
Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.
Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.
Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения
Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:
Название обращения
Обозначение
Ступень, на которой строится
Строение
Разрешение
Доминантовый квинтсекстаккорд
D6 5
VII
T 5 3 (удв.1)
Доминантовый терцквартаккорд
D 4 3
II
м3+б2+б3
T 5 3 (разв.)
Доминантовый секундаккорд
D2
IV
T 5 3 — тоническое трезвучие, T6 — тонический секстаккорд. удв.1 — удвоение примы в трезвучии или секстаккорде. Разберем, как это выглядит в тональностях.
Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в мажорных диезных тональностях.
Примеры построения в мажорных бемольных тональностях.
Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в минорных диезных тональностях.
Примеры построения в минорных бемольных тональностях.
Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения
Интересно, что доминантсептаккорд можно разрешить не только в тоническое трезвучие, но и в трезвучие VI ступени. В мажоре оно будет минорным, а миноре — мажорным. Такой оборот называется прерванным.
Также доминантсептаккорд может быть с секстой — в данном случае вместо квинты (II ступени лада) появляется секста (III ступень лада), чаще в верхнем голосе. Особенно выразительно оборот с таким аккордом звучит в миноре, т.к. Д7 включает в себя созвучие, энгармонически равное увеличенному трезвучию.
В мажоре возможен альтерированный доминантсептаккорд с пониженной или повышенной квинтой, а в миноре — только с пониженной. При этом аккорд приобретает напряженный характер звучания.
Доминантсептаккорд и его обращения играют важную роль в музыке. Поэтому стоит хорошо понимать его строение, разрешение и не лениться петь его на уроках сольфеджио.
Источник
Доминантсептаккорд
В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности. Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима. Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:
Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора. Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд. Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков. Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее. 1) Добавить терцию к трезвучию V ступени 2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд
Проанализируем состав доминантсептаккорда:
Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция. Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука. Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима. Обратим внимание на крайние звуки аккорда.
Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:) Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков. Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул: 1) Мажорное трезвучие + малая терция 2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3) Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один. Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db. Большая терция от Db это F Малая терция от F это Ab Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)
В современной музыке доминантсептаккорд обозначается, как 7 или dom. Например: С7 Сdom Важное уточнение: в общении музыканты называют септаккордом по умолчанию именно доминантсептаккордом независимо от того, на какой ступени он построен, также доминантсептаккордом называют любой малый мажорный септаккорд, так как он сохраняет свой характер звучания и функцию. Важной особенностью доминантсептаккорда является его доминантовость, то есть неустойчивость звучания и стремление разрешиться в тонический аккорд или его функциональные эквиваленты. На этом стремлении построена основа классической гармонии и полный функциональный оборот T-S-D-T отлично ее иллюстрирует. Если детально проанализировать D7, то можно заметить некоторые важные детали: 1) Он содержит 3 неустойчивых звука тональности (2, 4, 7 ступени) 2) В состав D7 входит тритон, который требует разрешения. 4 ступень в 3 ступень, 7 в 1. При этом оба звука находятся в полутоновом соотношении с устойчивыми ступенями
В блюзе и джазе этот аккорд рассматривается в двух контекстах.
1) По аналогии с классической гармонией для создания напряжения и ощущения тональности. Например, в обороте II-V-I. Однако в джазе разрешение септаккорда не обязательно, что опять же связано с его звучанием. Например, если мы сыграем аккорды Dm7 – G7, то ощущение тональности C мажор появится без разрешения в тонику, таким образом можно чередовать этот оборот в разных тональностях без появления тоники, но звучание новой тональности будет ощущаться. Это аналогия приема эллипсиса в классической музыки. На основе этого образуется, так называемая цепочка доминанта, когда доминанты разных тональностей длятся в течении нескольких тактов создавая ощущение тональности только одним аккордом. Например, классический бридж в форме джаза: E7- A7-D7-G7 Этот оборот можно рассматривать, как доминанты 4-х тональностей (A,D,G,C мажоре соответственно) 2) В блюзе доминантсептаккорд приобретает функцию самостоятельного тонического аккорда, что противоречит теории классической гармонии, но отлично звучит в сочетании с блюзовой пентатоникой. Стандартный блюзовый квадрат состоит из септаккордов I, IV,V ступеней где имеет бифункциональную природу с одно стороны может рассматриваться, как подчиненный основной тональности, с другой как временная тоника.
Доминантсептаккорд и модуляции/отклонения
Доминантсептаккорд используется для смены тональности чаще других аккордов, по причине описанной выше. Например, огромное количество популярных песен основано на отклонении в тональность субдоминанты (S) с помощью доминантсептаккорда первой ступени. Например, С С7 ( D в фа мажоре) F G7 ( возврат) или Am A7 (D для Dm) Dm E7 (возврат в Am). Также через D7 можно перейти в любую тональность просто вставив D7 новой тональности после аккорда основной тональности. C Am F E7 Am — отклонение в Am
Альтерации
В современной музыке и джазе доминантсептаккорд часто альтерируется, то есть его ступени повышаются или понижаются. Если посмотреть на состав D7, то мы можем заметить, что исходя из его определения мы можем изменить только 5 ступень, так как приму, терцию и септиму изменить нельзя (произойдет изменение качества аккорда). Квинту аккорда можно понизить или повысить, получим аккорды:
Данные аккорд можно использовать вместо D7, для усиления его тяготения в тонику.
Изложениедоминантсептаккорда
В трехголосии D7 излагается с пропущенной квинтой, если он не альтерирован:
В четырехголосии можем использовать все звуки аккорда, либо также пропускать квинту и удваивать приму.
Удвоение примы
NB Септима не удваивается никогда, терция в виде исключения В джазе и современной музыке, терция и септима D7 называются leading tones (ведущие ступени), так как именно они создают уникальное звучание этого аккорда. И очень часто, в малых составах доминантсептаккорд может быть обозначен только этим двумя звуками, так как они не входят в состав ни одного другого септаккорда построенного от того же звука.
Мелодия идоминантсептаккорд
При создании мелодии разложенный D7 создает ощущение тональности и гармонии даже без гармонического сопровождения и может использоваться, как интонация общий форм движения. Также D7 может звучать, как яркая интонация, такой вариант мы встречаем в главном риффе песни You Haven’t Done Nothin Стиви Уандера: