Доминант септ аккорд это

Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд
Состав аккорда:
малая септима
чистая квинта
большая терция
прима

Доминантсептаккорд (септаккорд V ступени, главный септаккорд) — малый мажорный септаккорд, строящийся на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7 (или V7).

Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику. Его переход в тоническое трезвучие является основанием для образования мажоро-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда. Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом, так как состоит из первых семи гармоник натурального звукоряда.

Содержание

Голосоведение с доминантсептаккордом

Разрешение

Доминантсептаккорд разрешается в тоническое трезвучие, при этом септимовый тон должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду, таким образом переходя в терцовый тон трезвучия. Остальные голоса, составляющие по сути простое доминантовое трезвучие, идут по правилам мелодического соединения: бас скачком на кварту вверх или квинту вниз переходит в тонику, в неё же разрешаются терцовый (вводный) и квинтовый тоны. Таким образом, тоническое трезвучие оказывается неполным ― с пропущенным квинтовым тоном), но с утроением основного. Если вводный тон находится в одном из средних голосов, его можно вести ходом на терцию вниз, тогда трезвучие получается полным. Также встречается понятие прерванный оборот. В данном случае доминантсептаккорд разрешается в трезвучие 6-й ступени(оборот прерывается).

Сам доминантсептаккорд также может быть неполным: в таком случае в нём пропускается квинтовый тон и удваивается основной. Неполный доминантсептаккорд может быть разрешён в полное тоническое трезвучие.

Читайте также:  Марш преображенского полка ноты для трубы

Литература

  • Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. Издание 16-е, дополненное. Под ред. М. О. Штейнберга ― М.: Госмузиздат, 1937

См. также

  • Вводный септаккорд
  • Терцквартаккорд
  • Квинтсекстаккорд
  • Секундаккорд
  • Обращение доминантсептаккорда

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Доминантсептаккорд» в других словарях:

доминантсептаккорд — доминантсептаккорд … Орфографический словарь-справочник

доминантсептаккорд — сущ., кол во синонимов: 1 • аккорд (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Доминантсептаккорд — (музыкальный) септаккорд, построенный на V ступени мажора или минора и имеющий доминантовую функцию. См. Септаккорд, Доминанта в музыке … Большая советская энциклопедия

Доминантсептаккорд — см. Септаккорд … Музыкальная энциклопедия

доминантсептаккорд — доминантсептакк орд, а … Русский орфографический словарь

Аккорд — (музыкальный; итал. accordo), или гармония, есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех. Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Русская песня — Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия

Септаккорд — Септаккорд аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… … Википедия

Доминантовый септаккорд — (доминантсептаккорд) септаккорд, построенный на V ступени (доминанте) мажора или гармонического минора. Обозначается D7, имеет структуру малого мажорного септаккорда. Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом, так как… … Википедия

Источник

Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение

Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?

Аккорды, их классификация

Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.

Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.

Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.

Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.

Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).

В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.

Что же такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд и тональность

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.

Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.

Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.

Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения

Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:

T 5 3 — тоническое трезвучие, T6 — тонический секстаккорд. удв.1 — удвоение примы в трезвучии или секстаккорде. Разберем, как это выглядит в тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в мажорных диезных тональностях.

Примеры построения в мажорных бемольных тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в минорных диезных тональностях.

Примеры построения в минорных бемольных тональностях.

Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения

Интересно, что доминантсептаккорд можно разрешить не только в тоническое трезвучие, но и в трезвучие VI ступени. В мажоре оно будет минорным, а миноре — мажорным. Такой оборот называется прерванным.

Также доминантсептаккорд может быть с секстой — в данном случае вместо квинты (II ступени лада) появляется секста (III ступень лада), чаще в верхнем голосе. Особенно выразительно оборот с таким аккордом звучит в миноре, т.к. Д7 включает в себя созвучие, энгармонически равное увеличенному трезвучию.

В мажоре возможен альтерированный доминантсептаккорд с пониженной или повышенной квинтой, а в миноре — только с пониженной. При этом аккорд приобретает напряженный характер звучания.

Доминантсептаккорд и его обращения играют важную роль в музыке. Поэтому стоит хорошо понимать его строение, разрешение и не лениться петь его на уроках сольфеджио.

Источник

Доминант септ аккорд это

Учебное видео по этой теме можно посмотреть здесь .

Септаккорд – это аккорд из четырех звуков на расстоянии терции.

Доминантсептаккорд – септаккорд на пятой ступени мажора и гармонического минора. Пятая ступень называется доминанта , благодаря ей этот септаккорд получил свое имя.

Доминантсептаккорд – наиболее типичный носитель функции доминанты (ощущение конфликта, остро поставленного вопроса) и один из наиболее важных аккордов в музыке. По своему характеру он противоположен тоническому трезвучию, которое выражает покой и устойчивость. Два этих аккорда часто приходятся на основные точки в развитии музыкального произведения: доминантсептаккорд выражает высшую степень напряжения, кульминацию, и остро требует разрешения в тоническое трезвучие.

Структура доминантсептаккорда Доминантсептаккорд – частный случай септаккорда. То есть, в простейшем виде он состоит из четырех звуков на расстоянии терции. По структуре он малый мажорный. Это значит, что три нижних звука складываются в мажорное трезвучие, а между крайними образуется малая септима.

Доминантсептаккорд обозначается латинской буквой D и цифрой 7: D 7 .

Аккордовые тоны доминантсептаккорда Нижний звук любого септаккорда называется основной тон , выше – терцовый тон , еще выше – квинтовый тон и самый верхний – тон септимы .

У доминантсептаккорда основной тон – пятая ступень, терцовый тон – седьмая ступень (в миноре – седьмая повышенная), квинтовый тон – вторая ступень и тон септимы – четвертая ступень.

Если Вы строите доминантсептаккорд в мажоре, Вам не нужно беспокоиться о его структуре: благодаря знакам при ключе все большие и малые терции выстроятся в нужных местах автоматически. В миноре для доминантсептаккорда требуется VII повышенная ступень. Не забудьте поставить знак седьмой гармонической (чаще всего это диез или бекар) перед терцовым тоном.

Доминантсептаккорд – неустойчивый и требует разрешения. В классической музыке доминантсептаккорд разрешается согласно строгим правилам. Основной тон идет на кварту вверх (также можно повести его на квинту вниз). Терцовый тон идет на ступень выше и также разрешается в тонику. Точно также в тонику разрешается квинтовый тон – он идет на ступень вниз. И только тон септимы движется в третью ступень, на ступень ниже.

​ ​ Разрешение доминантсептаккорда

Например, если это будут петь четыре певца, то нижний голос споет пятую ступень и затем первую; средний – седьмую ступень, затем – первую; еще один средний – вторую и затем первую; верхний – четвертую и затем – третью ступени.

Аккорд, в который разрешается доминантсептаккорд выглядит странно – как терция, нижний звук которой утраивается в унисон или в октаву. Это – вариант тонического трезвучия. У него отсутствует квинтовый тон. Поэтому снизу под ним обычно пишут «неп.», что значит неполное. Зато основной тон у него берется три раза. Поэтому справа от обозначения аккорда приписывают «xx1» (1 – основной тон). В курсе сольфеджио этот аккорд иногда также называют тонической терцией.

​ ​ Примеры разрешения доминантсептаккорда

Для старшеклассников и родителей

Подробно доминантсептаккорд изучается в курсе гармонии в музыкальных училищах. В этой статье, написанной для учеников музыкальных школ, следует остановиться лишь на некоторых моментах. Их следует иметь в виду, если Вы импровизируете, сочиняете музыку или, к примеру, подбираете аккомпанемент к любимой песне.

Во-первых , в классической гармонии доминантсептаккорд берется не только в элементарном виде, но и в других расположениях. В басу у него всегда основной тон, а вот другие тоны могут идти в различном порядке, переноситься на октаву, удваиваться. Однако, правило разрешения соблюдается во всех случаях.

Различные варианты построения доминантсептаккорда с разрешением

Во-вторых , существует неполный доминантсептаккорд , у которого отсутствует квинтовый тон, а основной удваивается. Неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие (1). И наоборот – полный доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие (2).

Неполный (1) и полный (2) доминантсептаккорд с разрешением

В-третьих , доминантсептаккорд может разрешаться не в тоническое трезвучие, а в трезвучие шестой ступени. Такой гармонический оборот называется прерванным. В типичных случаях он как бы отсрочивает конец музыкального произведения, а после него звучит полная каденция, в которой доминантсептаккорд положенным образом разрешается в тоническое трезвучие.

Источник

Оцените статью
Название обращения Обозначение Ступень, на которой строится Строение Разрешение
Доминантовый квинтсекстаккорд D6 5 VII T 5 3 (удв.1)
Доминантовый терцквартаккорд D 4 3 II м3+б2+б3 T 5 3 (разв.)
Доминантовый секундаккорд D2 IV