Доминант септ аккорд фа диез минор

Доминантсептаккорд

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.
Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.
Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:

Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора.
Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.
Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.
Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее.
1) Добавить терцию к трезвучию V ступени
2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд

Читайте также:  Ноты для баяна ободзинского


Проанализируем состав доминантсептаккорда:

Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция.
Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука.
Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима.
Обратим внимание на крайние звуки аккорда.

Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:)
Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков.
Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул:
1) Мажорное трезвучие + малая терция
2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3)
Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один.
Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db.
Большая терция от Db это F
Малая терция от F это Ab
Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)

В современной музыке доминантсептаккорд обозначается, как 7 или dom. Например:
С7 Сdom
Важное уточнение: в общении музыканты называют септаккордом по умолчанию именно доминантсептаккордом независимо от того, на какой ступени он построен, также доминантсептаккордом называют любой малый мажорный септаккорд, так как он сохраняет свой характер звучания и функцию.
Важной особенностью доминантсептаккорда является его доминантовость, то есть неустойчивость звучания и стремление разрешиться в тонический аккорд или его функциональные эквиваленты. На этом стремлении построена основа классической гармонии и полный функциональный оборот T-S-D-T отлично ее иллюстрирует.
Если детально проанализировать D7, то можно заметить некоторые важные детали:
1) Он содержит 3 неустойчивых звука тональности (2, 4, 7 ступени)
2) В состав D7 входит тритон, который требует разрешения. 4 ступень в 3 ступень, 7 в 1. При этом оба звука находятся в полутоновом соотношении с устойчивыми ступенями

Читайте также:  Помоги мне ноты для духового оркестра

В блюзе и джазе этот аккорд рассматривается в двух контекстах.

1) По аналогии с классической гармонией для создания напряжения и ощущения тональности. Например, в обороте II-V-I.
Однако в джазе разрешение септаккорда не обязательно, что опять же связано с его звучанием. Например, если мы сыграем аккорды Dm7 – G7, то ощущение тональности C мажор появится без разрешения в тонику, таким образом можно чередовать этот оборот в разных тональностях без появления тоники, но звучание новой тональности будет ощущаться. Это аналогия приема эллипсиса в классической музыки. На основе этого образуется, так называемая цепочка доминанта, когда доминанты разных тональностей длятся в течении нескольких тактов создавая ощущение тональности только одним аккордом. Например, классический бридж в форме джаза:
E7- A7-D7-G7
Этот оборот можно рассматривать, как доминанты 4-х тональностей (A,D,G,C мажоре соответственно)
2) В блюзе доминантсептаккорд приобретает функцию самостоятельного тонического аккорда, что противоречит теории классической гармонии, но отлично звучит в сочетании с блюзовой пентатоникой. Стандартный блюзовый квадрат состоит из септаккордов I, IV,V ступеней где имеет бифункциональную природу с одно стороны может рассматриваться, как подчиненный основной тональности, с другой как временная тоника.

Доминантсептаккорд и модуляции/отклонения

Доминантсептаккорд используется для смены тональности чаще других аккордов, по причине описанной выше. Например, огромное количество популярных песен основано на отклонении в тональность субдоминанты (S) с помощью доминантсептаккорда первой ступени.
Например, С С7 ( D в фа мажоре) F G7 ( возврат) или Am A7 (D для Dm) Dm E7 (возврат в Am).
Также через D7 можно перейти в любую тональность просто вставив D7 новой тональности после аккорда основной тональности.
C Am F E7 Am — отклонение в Am

Альтерации

В современной музыке и джазе доминантсептаккорд часто альтерируется, то есть его ступени повышаются или понижаются.
Если посмотреть на состав D7, то мы можем заметить, что исходя из его определения мы можем изменить только 5 ступень, так как приму, терцию и септиму изменить нельзя (произойдет изменение качества аккорда).
Квинту аккорда можно понизить или повысить, получим аккорды:

Данные аккорд можно использовать вместо D7, для усиления его тяготения в тонику.

Изложение доминантсептаккорда

В трехголосии D7 излагается с пропущенной квинтой, если он не альтерирован:

В четырехголосии можем использовать все звуки аккорда, либо также пропускать квинту и удваивать приму.

Удвоение примы

NB Септима не удваивается никогда, терция в виде исключения
В джазе и современной музыке, терция и септима D7 называются leading tones (ведущие ступени), так как именно они создают уникальное звучание этого аккорда. И очень часто, в малых составах доминантсептаккорд может быть обозначен только этим двумя звуками, так как они не входят в состав ни одного другого септаккорда построенного от того же звука.

Мелодия и доминантсептаккорд

При создании мелодии разложенный D7 создает ощущение тональности и гармонии даже без гармонического сопровождения и может использоваться, как интонация общий форм движения. Также D7 может звучать, как яркая интонация, такой вариант мы встречаем в главном риффе песни You Haven’t Done Nothin Стиви Уандера:

Источник

Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры

Септакккорды – что это?

Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.

Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).

На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.

  • Малый мажорный (доминантсептаккорд)
  • Большой мажорный
  • Малый минорный
  • Большой минорный
  • Уменьшенный
  • Полууменьшенный

Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.

Как пользоваться схемами?

В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).

  • 1 – прима (основной звук или тоника)
  • 3 – большая терция
  • b3 – малая терция
  • b5 – уменьшённая квинта
  • 5 – чистая квинта
  • bb7 – уменьшённая септима
  • b7 – малая септима
  • 7 – большая септима

Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.

Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».

Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.

Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:

1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).

2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.

3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.

Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).

То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.

Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).

Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:

  • 1 (тоника) – си (B)
  • b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
  • 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
  • b7 (малая септима от тоники) – ля (A)

Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.

Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»

Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).

Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)

Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)

Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)

Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.

Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).

В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.

Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.

Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:

На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:

Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.

Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).

Большой мажорный – «maj7»

Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3

Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)

Основные аппликатуры для гитары:

В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:

Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).

Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:

Малый минорный – «m7»

Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3

Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).

Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:

Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:

Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:

  • 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
  • 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
  • 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.

Большой минорный – «m(maj7)»

Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3

Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…

Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).

Аппликатуры большого минорного септаккорда:

Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:

Полууменьшенный – «m7b5»

Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)

Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3

Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)

Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:

Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:

Уменьшённый – «dim7»

Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).

Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)

Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.

Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3

Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).

Аппликатуры уменьшённого септаккорда:

Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:

Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.

Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]

Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).

Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.

Таблица септаккордов

В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.

Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.

Септаккорды в открытой и 1-ой позиции

Доминантсептаккорды

Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).

Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.

Большие мажорные септаккорды

По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.

Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.

Малые минорные септаккорды

И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).

В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).

Примеры аккордовых последовательностей

И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.

Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.

№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре

№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.

№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.

№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.

№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.

На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!

Источник

Оцените статью