Доминант септ аккорд с разрешениями от до

Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение

Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?

Аккорды, их классификация

Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.

Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.

Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.

Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.

Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).

Читайте также:  Везти с собой гитару самолетом

В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.

Что же такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд и тональность

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.

Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.

Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.

Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения

Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:

T 5 3 — тоническое трезвучие, T6 — тонический секстаккорд. удв.1 — удвоение примы в трезвучии или секстаккорде. Разберем, как это выглядит в тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в мажорных диезных тональностях.

Примеры построения в мажорных бемольных тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в минорных диезных тональностях.

Примеры построения в минорных бемольных тональностях.

Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения

Интересно, что доминантсептаккорд можно разрешить не только в тоническое трезвучие, но и в трезвучие VI ступени. В мажоре оно будет минорным, а миноре — мажорным. Такой оборот называется прерванным.

Также доминантсептаккорд может быть с секстой — в данном случае вместо квинты (II ступени лада) появляется секста (III ступень лада), чаще в верхнем голосе. Особенно выразительно оборот с таким аккордом звучит в миноре, т.к. Д7 включает в себя созвучие, энгармонически равное увеличенному трезвучию.

В мажоре возможен альтерированный доминантсептаккорд с пониженной или повышенной квинтой, а в миноре — только с пониженной. При этом аккорд приобретает напряженный характер звучания.

Доминантсептаккорд и его обращения играют важную роль в музыке. Поэтому стоит хорошо понимать его строение, разрешение и не лениться петь его на уроках сольфеджио.

Источник

Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение.

В музыке применяется большое количество различных септаккордов. Наиболее распространен септаккорд строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом, и является основным выразителем доминантовой функции лада.

Доминантсептаккорд (V7) состоит из мажорного трезвучия с добавлением сверху малой терции:

V7 является направляющим аккордом, указывающим на тонику. Это обусловлено наличием тритона и VII вводной ступени лада.

Разрешается: в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном и пропущенной квинтой.

В музыке нередко встречается V7 без квинты (неполный V7). При его

разрешении удвоенная прима остается на месте, образуя квинту тонического трезвучия. Таким образом неполный V7 разрешается в полное тоническое трезвучие.

V7 имеет три обращения:

Название обращения Обозначение Ступень, на которой строится Строение Разрешение
Доминантовый квинтсекстаккорд D6 5 VII T 5 3 (удв.1)
Доминантовый терцквартаккорд D 4 3 II м3+б2+б3 T 5 3 (разв.)
Доминантовый секундаккорд D2 IV
Обозн-ие Название Ступ. Интерв. состав
V2 доминантовый секундаккорд IV б2 + б3 + м3
V 4 3 терцквартаккорд II м3 + б2 + б3
V 6 5 квинтсекстаккорд VII м3 +м3 + б2
V7 септаккорд V б3 + м3 + м3

Септима в аккорде разрешается на секунду вниз; в обращениях V7 при разрешении удваивается основной тон.

Билет№24 Вводные септаккорды и их разрешение.

Строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в гармоническом миноре на VII ступени (поэтому и называются вводным).

Вводный септаккорд может быть двух видов:

1. малым (с малой септимой),

2. уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (МVII7) образуется на VII ступени в натуральном мажоре, а уменьшенный — на VII ступени, только в гармонических видах мажора и минора.

Данный аккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада, он является комплексом мелодических неустоев и поэтому связан с тоникой чисто мелодическим тяготением.

При разрешении в тонику септима и квинта движутся на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом в трезвучии I ступени удваивается терция:

Септаккорд VII ступени может разрешиться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным(так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию):

Виды вводных септаккордов

Обозначение Название Строение В каких ладах встречается
МVII7 Малый вводный септаккорд м3 + м3 + б3 Натуральный мажор
УмVII7 Уменьшенный вводный септаккорд м3 + м3 + м3 Только в гармонических ладах

Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.

Вводные септаккорды имеют также три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Разрешаются с тем же голосоведением, что и основной вид, то есть движением септимы и квинты на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом, в трезвучии I ступени обычно удваивается терция.

VIIст. IIст. IVст. VIст.

Вводные септаккорды могут разрешаться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным, так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию.

Схема перехода VII7 в V7 и его обращения.

Особенностью уменьшенных септаккордов является то, что основной вид аккорда и его обращения энгармонически равны. Это объясняется тем, что ум.7 дает в обращении ув.2, энгармонически равную м3. Этот принцип дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей, что используется при совершении так называемых энгармонических модуляций.

(ум) VII7 — является бифункциональным* аккордом (то есть содежит в себе звуки двух разных функций).

Прим. Би… — лат. Ы – дву… в сложных словах указывает на наличие двух признаков.

Источник

Доминантсептаккорд

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.
Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.
Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:

Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора.
Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.
Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.
Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее.
1) Добавить терцию к трезвучию V ступени
2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд


Проанализируем состав доминантсептаккорда:

Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция.
Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука.
Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима.
Обратим внимание на крайние звуки аккорда.

Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:)
Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков.
Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул:
1) Мажорное трезвучие + малая терция
2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3)
Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один.
Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db.
Большая терция от Db это F
Малая терция от F это Ab
Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)

В современной музыке доминантсептаккорд обозначается, как 7 или dom. Например:
С7 Сdom
Важное уточнение: в общении музыканты называют септаккордом по умолчанию именно доминантсептаккордом независимо от того, на какой ступени он построен, также доминантсептаккордом называют любой малый мажорный септаккорд, так как он сохраняет свой характер звучания и функцию.
Важной особенностью доминантсептаккорда является его доминантовость, то есть неустойчивость звучания и стремление разрешиться в тонический аккорд или его функциональные эквиваленты. На этом стремлении построена основа классической гармонии и полный функциональный оборот T-S-D-T отлично ее иллюстрирует.
Если детально проанализировать D7, то можно заметить некоторые важные детали:
1) Он содержит 3 неустойчивых звука тональности (2, 4, 7 ступени)
2) В состав D7 входит тритон, который требует разрешения. 4 ступень в 3 ступень, 7 в 1. При этом оба звука находятся в полутоновом соотношении с устойчивыми ступенями

В блюзе и джазе этот аккорд рассматривается в двух контекстах.

1) По аналогии с классической гармонией для создания напряжения и ощущения тональности. Например, в обороте II-V-I.
Однако в джазе разрешение септаккорда не обязательно, что опять же связано с его звучанием. Например, если мы сыграем аккорды Dm7 – G7, то ощущение тональности C мажор появится без разрешения в тонику, таким образом можно чередовать этот оборот в разных тональностях без появления тоники, но звучание новой тональности будет ощущаться. Это аналогия приема эллипсиса в классической музыки. На основе этого образуется, так называемая цепочка доминанта, когда доминанты разных тональностей длятся в течении нескольких тактов создавая ощущение тональности только одним аккордом. Например, классический бридж в форме джаза:
E7- A7-D7-G7
Этот оборот можно рассматривать, как доминанты 4-х тональностей (A,D,G,C мажоре соответственно)
2) В блюзе доминантсептаккорд приобретает функцию самостоятельного тонического аккорда, что противоречит теории классической гармонии, но отлично звучит в сочетании с блюзовой пентатоникой. Стандартный блюзовый квадрат состоит из септаккордов I, IV,V ступеней где имеет бифункциональную природу с одно стороны может рассматриваться, как подчиненный основной тональности, с другой как временная тоника.

Доминантсептаккорд и модуляции/отклонения

Доминантсептаккорд используется для смены тональности чаще других аккордов, по причине описанной выше. Например, огромное количество популярных песен основано на отклонении в тональность субдоминанты (S) с помощью доминантсептаккорда первой ступени.
Например, С С7 ( D в фа мажоре) F G7 ( возврат) или Am A7 (D для Dm) Dm E7 (возврат в Am).
Также через D7 можно перейти в любую тональность просто вставив D7 новой тональности после аккорда основной тональности.
C Am F E7 Am — отклонение в Am

Альтерации

В современной музыке и джазе доминантсептаккорд часто альтерируется, то есть его ступени повышаются или понижаются.
Если посмотреть на состав D7, то мы можем заметить, что исходя из его определения мы можем изменить только 5 ступень, так как приму, терцию и септиму изменить нельзя (произойдет изменение качества аккорда).
Квинту аккорда можно понизить или повысить, получим аккорды:

Данные аккорд можно использовать вместо D7, для усиления его тяготения в тонику.

Изложение доминантсептаккорда

В трехголосии D7 излагается с пропущенной квинтой, если он не альтерирован:

В четырехголосии можем использовать все звуки аккорда, либо также пропускать квинту и удваивать приму.

Удвоение примы

NB Септима не удваивается никогда, терция в виде исключения
В джазе и современной музыке, терция и септима D7 называются leading tones (ведущие ступени), так как именно они создают уникальное звучание этого аккорда. И очень часто, в малых составах доминантсептаккорд может быть обозначен только этим двумя звуками, так как они не входят в состав ни одного другого септаккорда построенного от того же звука.

Мелодия и доминантсептаккорд

При создании мелодии разложенный D7 создает ощущение тональности и гармонии даже без гармонического сопровождения и может использоваться, как интонация общий форм движения. Также D7 может звучать, как яркая интонация, такой вариант мы встречаем в главном риффе песни You Haven’t Done Nothin Стиви Уандера:

Источник

Оцените статью