Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки
Гармонические функции аккордов
Все существующие аккорды, как правило, относятся к трем основным гармоническим функциям: Т, S, D (тоническая, субдоминантовая, доминантовая).
К тонической группе аккордов относятся аккорды I, III, VI ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с тоническим трезвучием (рис. 1.56).
Рис. 1.56. Аккорды тонической группы
К субдоминантовой группе относятся аккорды IV, II, IV ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с субдоминантовым трезвучием (рис. 1.57).
Рис. 1.57. Аккорды субдоминантовой группы
К доминантовой группе относятся аккорды V, VII, III ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с доминантовым трезвучием (рис. 1.58).
Рис. 1.58. Аккорды доминантовой функции
Источник
Гитара
Функции аккордов
Чтобы проанализировать основные функции аккордов, надо выделить три основные трезвучия — тоническое (T), доминантовое (D), и субдоминантовое (S). Главными называются трезвучия построенные на I, IV и V ступенях мажорного или минорного лада. Именно эти три трезвучия определяют лад.
Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях лада, называются побочными. Их гармонические функции определяются родством с главными. Родство побочных трезвучий хорошо иллюстрируется терцовой схемой.
Функции аккордов
Как видно из рисунка, каждая пара соседних трезвучий содержит два одинаковых звука. Отсюда вытекает, что трезвучие II ступени родственно трезвучию IV и, таким образом, имеет субдоминантовую функцию. Трезвучие III ступени, родственное трезвучиям I и V ступеней, следовательно носит смешанную функцию, тоническую и доминантовую. Трезвучие VI ступени, родственное трезвучиям I и IV, имеет тоническую и субдоминантовую функции. Трезвучие VII носит доминантовую функцию.
Изобразим функциональную связь трезвучий.
Функция | ||
T | S | D |
I | IV | V |
III | II | III |
VI | VI | VII |
Из таблицы видно, что определяющими являются взаимодействие главных трезвучий — T, D, S, при этом тоническая функция T выражается в устойчивости тонического трезвучия и подчинения ему всех других аккордов лада.
Доминантовая функция D характеризуется непосредственной направленностью в тонику, а субдоминантовая S — направленностью от тоники, но подчинением ей через доминанту T — S — D — T.
Это означает, что основными формулами гармонического движения являются:
T — S — T |
T — D — T |
T — S — D — T |
Движение трезвучий мажорной гаммы изображается так:
I | — | II | — | III | — | IV | — | V | — | VI | — | VII | — | I |
T | — | S | — | t | — | S | — | D | — | t | — | D | — | T |
Маленькая буква t, в данном случае, показывает двойственную природу аккорда. Исходя из сказанного, можно изобразить основные функции аккордов мажорной гармонии.
Источник
Аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой функций.
Аккорды тонической функции
К аккордам тонической функции относятся аккорды, которые строятся на I, III и VI ступенях.
Аккорды субдоминантовой функции
К аккордам субдоминантовой функции относятся аккорды, которые строятся на II и IV ступенях в мажоре и II, IV и VI ступенях в миноре.
Аккорды доминантовой функции
К аккордам доминантовой функции относятся аккорды, которые строятся на II, V и VII ступенях.
Своеобразие гармонии той или иной мелодии зависит от множества факторов: количества используемых аккордов, их альтераций и замен, от степени отклонения от принципа квинтового круга. Кроме того, важным элементом гармонии является длина используемого отрезка квинтового круга, которая определяет смену тональностей. Движение тональностей по кругу осуществляется против часовой стрелки.
Доминантсептаккорд разрешается в тонику, и каждый доминантсептаккорд можно принять за местную тонику, т.е. перед ним можно поставить вспомогательный септаккорд к нему. Эта схема лежит в основе «доминантового круга» — это тот же квинтовый круг, но в котором любой аккорд представлен как доминанта по отношению к следующему аккорду против часовой стрелки:
Таким образом, опираясь на «доминантовый круг» можно записать следующий пример гармонического оборота, в котором реализовано движение тональностей:
1). | II7 | V7 | I | ||
D7 | G7 | C |
В примере 2 расширим приведенный гармонический оборот:
2). | VII7 | III7 | VI7 | II7 | V7 | I | |||||
B7 | E7 | A7 | D7 | G7 | C |
Замены.
Замена — это замена одного аккорда на другой в какой-либо гармонической последовательности аккордов с целью ее усложнения, обогащения или развития.
Примеры гармонических последовательностей.
Примеры гармонической последовательности I-IV-V-I в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
I | IV | V | I | |||
Imaj7 | IVmaj7 | V7 | Imaj7 | |||
Cmaj7 | Fmaj7 | G7 | Cmaj7 | |||
Gmaj7 | Cmaj7 | D7 | Gmaj7 |
Примеры гармонической последовательности I-VI-IV-V в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
I | VI | IV | V | |||
Imaj7 | VIm7 | IVmaj7 | V7 | |||
Cmaj7 | Am7 | Fmaj7 | Cmaj7 | |||
Gmaj7 | Em7 | Cmaj7 | Gmaj7 |
Примеры гармонической последовательности II-V-I в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
II | V | I | ||
IIm7 | V7 | Imaj7 | ||
Dm7 | G7 | Cmaj7 | ||
Am7 | D7 | Gmaj7 |
Примеры гармонической последовательности II-V-I-VI в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
II | V | I | VI | |||
IIm7 | V7 | Imaj7 | VIm7 | |||
Dm7 | G7 | Cmaj7 | Am7 | |||
Am7 | D7 | Gmaj7 | Em7 |
Примеры гармонической последовательности I-VI-II-V в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:
I | VI | II | V | |||
Imaj7 | VIm7 | IIm7 | V7 | |||
Cmaj7 | Am7 | Dm7 | G7 | |||
Gmaj7 | Em7 | Am7 | D7 |
Пример джазовой последовательности аккордов VI-II-V-I:
Источник