Доминантовый кварт терц аккорд

Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение

Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?

Аккорды, их классификация

Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.

Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.

Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.

Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.

Читайте также:  Дебюсси маленький негритенок ноты для фортепиано

Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).

В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.

Что же такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд и тональность

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.

Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.

Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.

Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения

Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:

T 5 3 — тоническое трезвучие, T6 — тонический секстаккорд. удв.1 — удвоение примы в трезвучии или секстаккорде. Разберем, как это выглядит в тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в мажорных диезных тональностях.

Примеры построения в мажорных бемольных тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в минорных диезных тональностях.

Примеры построения в минорных бемольных тональностях.

Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения

Интересно, что доминантсептаккорд можно разрешить не только в тоническое трезвучие, но и в трезвучие VI ступени. В мажоре оно будет минорным, а миноре — мажорным. Такой оборот называется прерванным.

Также доминантсептаккорд может быть с секстой — в данном случае вместо квинты (II ступени лада) появляется секста (III ступень лада), чаще в верхнем голосе. Особенно выразительно оборот с таким аккордом звучит в миноре, т.к. Д7 включает в себя созвучие, энгармонически равное увеличенному трезвучию.

В мажоре возможен альтерированный доминантсептаккорд с пониженной или повышенной квинтой, а в миноре — только с пониженной. При этом аккорд приобретает напряженный характер звучания.

Доминантсептаккорд и его обращения играют важную роль в музыке. Поэтому стоит хорошо понимать его строение, разрешение и не лениться петь его на уроках сольфеджио.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

доминантовый терцквартаккорд (D43)

Проходящий доминантовый терцквартаккорд (D43)

Базовый курс гармонии. Содержание
Поступенное восходящее и нисходящее мелодическое движение между III и V ступенями лада можно гармонизовать проходящими оборотами с доминантовым терцквартаккордом (D43) на слабом времени. В таких оборотах басовый голос обычно движется параллельно верхнему, образуя с ним параллельные децимы или терции, общий тон тянется или повторяется в одном из средних голосов. Выглядит это так:

Обратите внимание, что тонический секстаккорд здесь используется с удвоением квинтового тона.

Кроме того, в восходящем обороте септима D43 разрешается вверх, сам D43 разрешается в вместо T53 в T6, а между сопрано и альтом образуются параллельные квинты (ум.5 и ч 5), но все это в данном случае не является нарушением.

Если голоса поменять местами, то получатся следующие варианты проходящих оборотов с D43:

Задание: Транспонируйте приведенные в нотных примерах проходящие обороты с D43 во все тональности квинтового круга.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Проходящий доминантовый терцквартаккорд (D43)

Базовый курс гармонии. Содержание
Поступенное восходящее и нисходящее мелодическое движение между III и V ступенями лада можно гармонизовать проходящими оборотами с доминантовым терцквартаккордом (D43) на слабом времени. В таких оборотах басовый голос обычно движется параллельно верхнему, образуя с ним параллельные децимы или терции, общий тон тянется или повторяется в одном из средних голосов. Выглядит это так:

Обратите внимание, что тонический секстаккорд здесь используется с удвоением квинтового тона.

Кроме того, в восходящем обороте септима D43 разрешается вверх, сам D43 разрешается в вместо T53 в T6, а между сопрано и альтом образуются параллельные квинты (ум.5 и ч 5), но все это в данном случае не является нарушением.

Если голоса поменять местами, то получатся следующие варианты проходящих оборотов с D43:

Задание: Транспонируйте приведенные в нотных примерах проходящие обороты с D43 во все тональности квинтового круга.

Источник

Терцквартаккорд

Терцквартакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, второе обращение септаккорда с квинтой в основании [1] . Назван по интервалу терции внизу аккорда и кварте, образованной первым и третьим снизу звуками.

Разрешается в полное тоническое трезвучие тональности, в которой построен аккорд. Второе обращение вводных септаккордов имеет то же название, но разрешается в тонический секстаккорд.

Сокращённо терцквартаккорд обозначается буквой, указывающей вид аккорда или его ладовое положение, и цифрами 3 4 <\displaystyle <>_<3>^<4>> , например, доминантовый терцквартаккорд обозначается как D 3 4 <\displaystyle _<3>^<4>> .

Пример доминантового терцквартаккорда в до мажоре — ре — фа — соль — си.

Источник

Терцквартаккорд

Терцквартакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, второе обращение септаккорда с квинтой в основании [1] . Назван по интервалу терции внизу аккорда и кварте, образованной первым и третьим снизу звуками.

Разрешается в полное тоническое трезвучие тональности, в которой построен аккорд. Второе обращение вводных септаккордов имеет то же название, но разрешается в тонический секстаккорд.

Сокращённо терцквартаккорд обозначается буквой, указывающей вид аккорда или его ладовое положение, и цифрами 3 4 <\displaystyle <>_<3>^<4>> , например, доминантовый терцквартаккорд обозначается как D 3 4 <\displaystyle _<3>^<4>> .

Пример доминантового терцквартаккорда в до мажоре — ре — фа — соль — си.

Источник

Оцените статью
Название обращения Обозначение Ступень, на которой строится Строение Разрешение
Доминантовый квинтсекстаккорд D6 5 VII T 5 3 (удв.1)
Доминантовый терцквартаккорд D 4 3 II м3+б2+б3 T 5 3 (разв.)
Доминантовый секундаккорд D2 IV