- Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение
- Аккорды, их классификация
- Доминантсептаккорд и тональность
- Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения
- Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения
- Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение.
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Обращения доминантсептаккорда
Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение
Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?
Аккорды, их классификация
Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.
Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.
Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.
Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.
Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).
В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.
Что же такое доминантсептаккорд?
Доминантсептаккорд и тональность
Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.
Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.
Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.
Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения
Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:
Название обращения | Обозначение | Ступень, на которой строится | Строение | Разрешение | ||||||||||||||||||||||||||||||
Доминантовый квинтсекстаккорд | D6 5 | VII | T 5 3 (удв.1) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Доминантовый терцквартаккорд | D 4 3 | II | м3+б2+б3 | T 5 3 (разв.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Доминантовый секундаккорд | D2 | IV |
Обозн-ие | Название | Ступ. | Интерв. состав |
V2 | доминантовый секундаккорд | IV | б2 + б3 + м3 |
V 4 3 | терцквартаккорд | II | м3 + б2 + б3 |
V 6 5 | квинтсекстаккорд | VII | м3 +м3 + б2 |
V7 | септаккорд | V | б3 + м3 + м3 |
Септима в аккорде разрешается на секунду вниз; в обращениях V7 при разрешении удваивается основной тон.
Билет№24 Вводные септаккорды и их разрешение.
Строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в гармоническом миноре на VII ступени (поэтому и называются вводным).
Вводный септаккорд может быть двух видов:
1. малым (с малой септимой),
2. уменьшенным (с уменьшенной септимой).
Малый вводный септаккорд (МVII7) образуется на VII ступени в натуральном мажоре, а уменьшенный — на VII ступени, только в гармонических видах мажора и минора.
Данный аккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада, он является комплексом мелодических неустоев и поэтому связан с тоникой чисто мелодическим тяготением.
При разрешении в тонику септима и квинта движутся на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом в трезвучии I ступени удваивается терция:
Септаккорд VII ступени может разрешиться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным(так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию):
Виды вводных септаккордов
Обозначение | Название | Строение | В каких ладах встречается |
МVII7 | Малый вводный септаккорд | м3 + м3 + б3 | Натуральный мажор |
УмVII7 | Уменьшенный вводный септаккорд | м3 + м3 + м3 | Только в гармонических ладах |
Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.
Вводные септаккорды имеют также три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Разрешаются с тем же голосоведением, что и основной вид, то есть движением септимы и квинты на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом, в трезвучии I ступени обычно удваивается терция.
VIIст. IIст. IVст. VIст.
Вводные септаккорды могут разрешаться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным, так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию.
Схема перехода VII7 в V7 и его обращения.
Особенностью уменьшенных септаккордов является то, что основной вид аккорда и его обращения энгармонически равны. Это объясняется тем, что ум.7 дает в обращении ув.2, энгармонически равную м3. Этот принцип дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей, что используется при совершении так называемых энгармонических модуляций.
(ум) VII7 — является бифункциональным* аккордом (то есть содежит в себе звуки двух разных функций).
Прим. Би… — лат. Ы – дву… в сложных словах указывает на наличие двух признаков.
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Обращения доминантсептаккорда
Как и любой септаккорд , доминантсептаккорд (D7) имеет три обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд (D43) и секундаккорд (D2), которые применяются везде в качестве доминантовой гармонии, кроме каденций, где традиционно используются D 53 (преимущественно в половинных серединных) и D 7 (в полных заключительных и прерванных). В серединных каденциях после D53 можно использовать D2 с проходящей или взятой скачком септимой в басу:
Нормы голосоведения при использовании обращений те же, что и при использовании основного доминантсептаккорда : VII ступень (терцовый тон) и II ступень (квинтовый тон) разрешаются в I ступень (приму тоники), IV ступень (септима) – в III (терцовый тон тоники), лишь основной тон при разрешении обращений D 7 в аккорды тоники остается на месте как устойчивый и общий.
Таким образом, D65 и D43 разрешаются в T 53, D2 – в T 6:
Как и основной D7, его обращения, за исключением D43, могут быть полными и неполными (без квинты, но с удвоенной примой), и с секстой вместо квинты. Секста в D65 и D2, как и в D 7, обычно используется в верхнем голосе:
При перемещении D 7 и его обращений, а также при переходе одного вида аккорда в другой (например, D 65 в D 43) септима аккорда должна либо остаться на месте (выдерживаться) в одном голосе, либо меняться местами с квинтой:
Доминантовый квинтсекстаккорд (D65) строится на 7-й ступени лада. Может употребляться в тех же случаях, что и D6: как вспомогательный между T53, а также с проходящей и взятой скачком септимой в сопрано. Разрешается в T53:
Доминантовый терцквартаккорд (D43) строится на 2-й ступени лада. Разрешается в T53:
В восходящем проходящем обороте D43 разрешается в T6:
D43 используется преимущественно после T, T6, II7, VII65; иногда – после II53 и III53. Тип соединения – гармонический.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на 4-й ступени лада. Разрешается в T6.
Используется после T, T6, S, II6, II65, VII43, D.
В серединной каденции после D53 проходящая либо взятая скачком септима в басу, образуя D2, сглаживает цезуру между предложениями:
В этом случае 2-е предложение периода должно начинаться с T6.
Задание
Играйте на фортепиано гармонические обороты, приведенные выше, и транспонируйте из в тональности квинтового круга. Не забудьте повысить 7-ю ступень в аккордах доминанты в миноре (гармонический вид минора).
Источник