- GuitarLine.Ru
- Доминантсептаккорды для гитары
- Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
- Как пользоваться схемами?
- Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
- Большой мажорный – «maj7»
- Малый минорный – «m7»
- Большой минорный – «m(maj7)»
- Полууменьшенный – «m7b5»
- Уменьшённый – «dim7»
- Таблица септаккордов
- Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
- Доминантсептаккорды
- Большие мажорные септаккорды
- Малые минорные септаккорды
- Примеры аккордовых последовательностей
GuitarLine.Ru
Доминантсептаккорды для гитары
Опубликовано: 15.11.2013, автор: sMiles
Мы уже несколько раз затрагивали тему CAGED guitar chord system, как вы уже поняли прочитав, о том как строить мажорные и минорные аккорды, по этой системе можно строить любые аккорды.
Для начала давайте поймем, что значит любые?
Начинающие гитаристы, в первый раз столкнувшись с записью гитарных партий аккордыми еще понимают разницу в звучании между минором и мажором, но когда видят в табах аккорды вида C7 или С13, начинают паниковать.
Не секрет, что аккордом называется любое сочетание из не менеее трех звуков, которые расположены по терциям. Начнем с названия трезвучий, которые вы можете построить по терциям:
- Мажорное трезвучие состоит из большой и малой терции, между крайними звуками трезвучия образуется чистая квинта
- Минорное трезвучие состоит из малой и большой терции, между крайними звуками так же образуется чистая квинта
Если пока не думать об уменьшенных и увеличенных трезвучиях, то кажется что в рамках мажора и минора уже некуда двигаться, ан нет. Вспоминаем недавнюю статью о гармонизации мажорной гаммы септаккордами.
Септаккорд это аккорд, построенный по терциям, который объединяет в себе 4 звука. Бывают аккорды и с большим количеством звуков, хотя на гитаре больше шести одновременно взять все равно не получится.
Если мы посмотрим на септаккорд на примере натурального C мажора, то в состав септаккорда, построенного от ноты C войдут четыре ноты: до, ми, соль, си. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд или Cmaj7 и состоит из большой, малой и большой терций. Образуется такой аккорд на основе трезвучия C, путем добавления к нему четвертого звука, который отстоит от тоники аккорда на большую септиму.
Различные сочетания интервалов для трех нот дают разное звучание(минор или мажор), то же самое происходит и с септаккордами. Если мы возьмем за основу мажорное трезвучие, например C, то при добавлении четвертого звука, отстоящего от ноты G на терцию, мы можем использовать как малую терцию так и большую. Большая терция дает нам в результате аккорд Cmaj7, малая терция дает аккорд C7, который еще называют доминантсептаккордом.
Если смотреть на аккорды с точки зрения гаммы, на ступенях которой они построены, то доминантсептаккорд в мажорной гамме всегда строится на V ступени гаммы, то есть в случае C мажора от ноты G.
В сегодняшней статье я хотел бы снова обратить внимание на CAGED guitar chord system как называют ее буржуи, но теперь применить эту же систему к доминантсептаккордам.
Суть системы заключается в том, что форм любого аккорда мы можем построить итого пять в разных частях грифа, и все эти формы показываются на примере аккордов C, A, G, E и D в первой позиции с использованием открытых струн.
Так что давайте опять обратимся к формам мажорных аккордов CAGED и сопоставим им соответствующие доминантсептаккорды.
Формы аккордов CAGED и доминантсептаккордов C7, A7, G7, E7 и D7
С аккордом G7 есть небольшой нюанс, сама по себе аппликатура мажорного аккорда G очень хорошо переходит в G7 с тоникой на 6-ой струне, однако такой формой при игре аккордов от других нот пользуются не часто, поэтому на диаграмме показана и наиболее употребляемая форма аккорда G7 с тоникой на третьей струне. Кстати, чтобы перейти к этой форме аккорда пришлось только взять септиму F на четвертой струне и квинту D — на второй.
В каждой из аппликатур у нас добавилось по одной дополнительной ноте, например, для мажорного аккорда C это нота Bb, при этом сами формы аккордов изменились не кардинально. Тем проще вам их будет запоминать.
Как и в прошлый раз попробуем применить формы аккордов C7, A7, G7, E7 и D7 для формирования аппликатур аккорда C7:
Формы аккордов C7, A7, G7, E7 и D7 применительно к аккорду C7
Здесь мы используем первую аппликатуру аккорда G7, но для того чтобы не ломать пальцы левой руки пришлось от части нот избавиться, что в общем, не должно сильно повлиять на звучание, так как все ноты аккорда у нас в составе. В данном случае тоника аккорда расположена на третьей струне. Это один из трюков, который вы можете заметить в джазововм аккомпанементе, чаще всего исполнитель не будет играть все ноты аккорда на гитаре, так как в ансамбле так же будут звучать бас и клавиши, к этой теме мы вернемся позднее.
Таким образом, мы можем найти аппликатурную форму аккорда C7 в пяти разных позициях на грифе с первого по двенадцатый лад. Чтобы запомнить эти аккордовые формы попробуйте поработать только с аккордом C7, когда почувствуете уверенность, переключайтесь на остальные:
Доминантсептаккорды C7, A7, G7, E7 и D7 в пяти аппликатурных формах
Теперь вы можете построить доминантсептаккорд от любой ноты на гитаре.
Источник
Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
Септакккорды – что это?
Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.
Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).
На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.
- Малый мажорный (доминантсептаккорд)
- Большой мажорный
- Малый минорный
- Большой минорный
- Уменьшенный
- Полууменьшенный
Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.
Как пользоваться схемами?
В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).
- 1 – прима (основной звук или тоника)
- 3 – большая терция
- b3 – малая терция
- b5 – уменьшённая квинта
- 5 – чистая квинта
- bb7 – уменьшённая септима
- b7 – малая септима
- 7 – большая септима
Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.
Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».
Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.
Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:
1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).
2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.
3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.
Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).
То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.
Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).
Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:
- 1 (тоника) – си (B)
- b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
- 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
- b7 (малая септима от тоники) – ля (A)
Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.
Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).
Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)
Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)
Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)
Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.
Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).
В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.
Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.
Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:
На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:
Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.
Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).
Большой мажорный – «maj7»
Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3
Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)
Основные аппликатуры для гитары:
В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:
Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).
Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:
Малый минорный – «m7»
Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3
Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).
Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:
Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:
Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:
- 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
- 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
- 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.
Большой минорный – «m(maj7)»
Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3
Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…
Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).
Аппликатуры большого минорного септаккорда:
Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:
Полууменьшенный – «m7b5»
Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)
Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3
Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)
Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:
Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:
Уменьшённый – «dim7»
Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).
Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)
Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.
Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3
Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).
Аппликатуры уменьшённого септаккорда:
Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:
Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.
Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]
Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).
Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.
Таблица септаккордов
В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.
Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.
Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
Доминантсептаккорды
Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).
Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.
Большие мажорные септаккорды
По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.
Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.
Малые минорные септаккорды
И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).
В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).
Примеры аккордовых последовательностей
И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.
Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.
№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре
№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.
№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.
№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.
№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.
На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!
Источник