Домра балалайка гитара относятся

Щипковые музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и щипковые.
Щипковые могут быть безгрифовыми (как арфы) или (как гитара) снабженными грифом — в этом случае музыкант имеет возможность управлять высотой звука путем сокращения длины колеблющейся части струны.
Кроме гитары, к грифовым щипковым инструментам относятся мандолина, домра, балалайка и др.
Мандолина, распространившаяся из Италии в XVIII веке, по форме в сущности такая же, как лютня, и в зависимости от типа имеет четыре (неаполитанская) или пять (флорентийская) двойных струн. Строй мандолины — квинтовый, основной способ извлечения звука — тремоло, с помощью медиатора, изготавливаемого из черепашьего панциря или целлулоида.
Домра и балалайка — русские народные инструменты. Домра упоминается впервые в исторических источниках XVI века, балалайка же, которую некоторые исследователи считают упрощенным вариантом домры, известна с XVIII века. Домра имеет полукруглый корпус (кузов), а балалайка — треугольный. На домре играют, перебирая струны, а на балалайке, как правило, защипывая все струны одновременно (т. е. бренча), откуда и происходит старинное название балалайки — «брунька». Домра бывает трех- и четырехструнная. Балалайка современного типа имеет три струны.
Домры и балалайки изготавливаются разных размеров — от пикколо до контрабаса. В таком комплекте они входят в русский народный оркестр.
Мандолины также бывают различных размеров, которые (в порядке увеличения инструмента) называются пикколо, прима, мандола, люта, контрабас. Мандолины вместе с гитарами входят в состав неаполитанского оркестра.
Подлинно народным инструментом в музыкальном быту дореволюционной России была балалайка, лишь в середине прошлого столетия ее стала вытеснять гармоника. Конструкция и форма балалайки подвергались изменениям. Менялось одновременно и внешнее оформление корпуса, и соотношение между его длиной и длиной грифа. Во второй половине XIX века, уже после проникновения в русский быт гармоники, снова стал расти интерес к балалайке. Связано это было с деятельностью замечательного русского музыканта, виртуоза игры на балалайке, организатора и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева (1861 — 1918), горячего пропагандиста народных инструментов.
В конце декабря 1886 года в Петербурге состоялось первое публичное выступление Андреева на балалайке. Концерт имел огромный успех и получил широкий общественный резонанс. Андреев был не только прекрасным исполнителем на балалайке, он вел также огромную работу над усовершенствованием инструмента. По его указаниям и чертежам мастерами Ф. С. Пасербским и позднее С. И. Налимовым была создана балалайка, которая прочно утвердилась на эстраде как концертный инструмент. Пасербским, также при непосредственном участии Андреева, было разработано и изготовлено семейство балалаек— пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, которые вошли в состав Великорусского оркестра, образованного в 1896 году.
Дело, начатое Андреевым, по достоинству оценили русские композиторы. «Какая прелесть эти балалайки, какой поразительный эффект они могут дать в оркестре! По тембру это незаменимый инструмент»,— говорил П. И. Чайковский после одного из концертов В. В. Андреева. А. Г. Рубинштейн, обращаясь к Андрееву, писал: «Эффект, который вы извлекаете из балалайки, поразителен. Вам удалось внести в музыку своеобразный элемент звучания». Так начиналась большая жизнь русских народных щипковых инструментов.

Читайте также:  Madeira гитара hc 09ea

Источник

Народные инструменты (домра, гитара, баян, аккордеон)

Домра

Домра — русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус, длинный гриф, три/четыре струны. В 16—17 вв. была очень популярна у скоморохов. Воссоздана в конце 19 века.

Домра – старинный народный инструмент, жемчужина русской музыки. Благодаря своему неповторимому «солнечному», трепетному, задушевному звучанию, домра является ведущим инструментом народного оркестра. История домры полна загадок: она появилась на Руси тысячи лет назад, но сегодня никто не может с полной уверенностью поведать правду о ее происхождении. Многие зарубежные музыканты считают домру «русским чудом», о чем ярко свидетельствует огромная популярность инструмента за пределами России. Сегодня весь мир охвачен модой на русскую народную музыку. Детские ансамбли русских народных инструментов с успехом гастролируют в самых разных уголках земного шара. Домре аплодирует весь мир! Присоединяйтесь! Наши преподаватели с удовольствием помогут вам в этом.

Гитара

Гитара — (греч. kithára — кифара, цитра) — струнный щипковый инструмент арабского происхождения (через Испанию). Имеет корпус с глубокими выемками по бокам, длинный гриф, шесть/семь струн.

Гитара — традиционно относится к самым популярным музыкальным инструментам: в быту на ней играет и стар и млад. Это – инструмент для компании друзей, похода, романтического вечера…

Профессиональных же исполнителей хорошего уровня не так уж и много, а гитаристов-суперзвезд, как у нас, так и за рубежом насчитываются единицы. Приоритетной задачей преподавателей нашей школы является профессиональное обучение гитаристов: формирование достаточных технических навыков, выразительности, исполнительской культуры. Обучение любительскому музицированию ведется на хозрасчетной основе.

Аккордеон, баян

Аккордеон (франц. accordéon) — одна из наиболее совершенных разновидностей гармони с правой клавиатурой фортепианного типа, левой клавиатурой с басами и готовым аккордовым аккомпанементом. Сконструированный Ф.Бушманом в Берлине в 1822, аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки в Америке, Центральной Европе и в России.

Читайте также:  Как называются линии с нотами

Баян – (по имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в «Слове о полку Игореве») — ручная кнопочная гармонь с полным звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой. Предшественники баяна — четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Баян является не только народным, но и сольным концертным, и оркестровым инструментом.

История баяна и аккордеона насчитывает более 200 лет. За это время они завоевали невероятную популярность в мире. Аккордеон – культовый инструмент Германии, Франции, Италии. Русский баян популярен не только на Западе, но и на Востоке — в Китае и Японии игре на баяне обучаются дети в общеобразовательных школах.

В наше время баян и аккордеон переживают свое второе рождение в России. Сегодня, детские оркестры баянистов и аккордеонистов с успехом выступают на самых разных концертных площадках, участвуют в многочисленных фестивалях и конкурсах в стране и за рубежом. Наш оркестр баянистов и аккордеонистов «Рифей» — лауреат городских и областных конкурсов – ждет новых участников! Здесь вы окунетесь в мир потрясающей Музыки, найдете друзей, почувствуете, как это здорово – выступать на большой сцене! А наши преподаватели помогут каждому ученику развиваться в своем темпе, добиваться успеха, получать удовольствие от творчества.

К обучению принимаются дети: от 6,5 до 9 лет — срок обучения 8 лет; от 10 до 12 лет — срок обучения 5 лет.

Наилучший возраст для начала обучения: домра — 6-8 лет; баян, аккордеон — 7-9 лет; гитара — 8-10 лет.

Источник

Классификация музыкальных инструментов

К группе щипковых музыкальных инструментов относятся балалайки, гитары, домры, мандолины, арфы, гусли, бандуры, банджо, чонгури, дутары и др.

Все щипковые инструменты применяются для сольной и оркестровой игры. Наибольшее распространение в нашей стране получили балалайки, гитары, мандолины и домры. Эти инструменты, несмотря на различное внешнее оформление, по своей конструкции имеют много общего.

Все они состоят из трех основных частей: корпуса, шейки с грифом и головки. В инструментах укреплены струны, количество которых, длина и сечение определяют возможную высоту и объем звучания. Струны протягивают над шейкой и одним концом закрепляют в головке, другим — в нижней части корпуса к струнодержателю (кроме гитар, у которых струны закрепляются на подставке).

Корпус всех инструментов деревянный, различной формы и размеров, что оказывает влияние на силу, высоту и тембр звучания. На шейке инструмента укрепляют специальную накладку— гриф, изготовляемую из твердых пород древесины (мореных черного цвета), или из пластических масс. Поперек грифа всех щипковых инструментов на определенных его участках врезают пластинки из латунной или медной проволоки, делящие гриф на лады. Ладовая система всех щипковых инструментов построена одинаково. Расчет расположения ладов производится так, чтобы переход от одного лада к другому вызывал изменение звучания на полтона.

Следовательно струна, прижатая на двенадцатом ладу, будет звучать на 12 полутонов (или шесть тонов, т. е. октаву) выше открытой струны. Порядок изменения высоты звучания одинаков для всех струн инструмента. На втором, пятом, седьмом, десятом и двенадцатом ладах грифа врезаны светлые пластмассовые кружочки, которые облегчают ориентировку во время игры.

В верхней части грифа, где шейка соединяется с головкой, укрепляют твердый брусочек —верхний порожек. Он необходим для того, чтобы струны лежали на некоторой высоте над грифом, не соприкасаясь с латунной проволокой, и равномерно располагались по ширине грифа. У всех инструментов шейку крепят наглухо к корпусу, кроме гитары, у которой ее положение может быть изменено с помощью винта.

В головке инструментов укреплена колковая механика, т. е. устройство, с помощью которого струны закрепляют, подтягивают или отпускают до нужной высоты звучания (при настройке инструмента). Форма головки различна: в виде простой лопаточки у балалайки, гитары или в виде завитка улитки у домбры и др.

Нижний конец струн у всех инструментов крепят к струнодержателю в нижней части корпуса (кроме гитар, у которых струны закрепляют на подставке, расположенной на верхней деке). Струны проходят над подставкой, устанавливаемой на деке. Расстояние от верхнего порожка до подставки принято называть мензурой. Таким образом, мензура — длина рабочей (колеблющейся) части струны, являющаяся одной из технических характеристик инструмента. От мензуры зависит строй удобство игры и все размеры инструмента.

Балалайки, гитары, домры и мандолины имеют двенадцатиступенный равномерно темперированный строй, т. е. позволяют получать звуки хроматической гаммы.

Гитара — один из самых распространенных видов щипковых музыкальных инструментов, пользующийся широкой популярностью среди любителей музыки. Она предназначена как для индивидуального исполнения музыкальных произведений, так и для ансамблей и эстрадных оркестров.

Гитара впервые появилась в XIV в. в Испании, откуда и завезена в Россию во второй половине XVIII века. Различают испанскую, русскую и гавайскую гитары.

Испанская гитара — шестиструнный щипковый инструмент, настраиваемый по квартам. Она распространена во многих странах Европы и в Америке.

Русская гитара — семиструнный щипковый инструмент, имеющий смешанный строй. Звуковые интервалы между свободными натянутыми струнами составляют малую, большую терцию и кварту.

Гавайская гитара — шестиструнный инструмент, у которой звук извлекают медиатором, прижимая при этом струны к грифу металлической пластинкой.

Гитары выпускаются различных размеров и в различном оформлении, но устройство у всех одинаково. Корпус гитары имеет характерную форму восьмерки и составлен из дна, двух гнутых бочков (обечаек) и деки. Для лучшего соединения этих деталей служат вспомогательные части контробечайки, верхний и нижний клецы.

В зависимости от размеров основных узлов семиструнные гитары подразделяют на следующие типы: большие концертные, нормальные (обыкновенные), уменьшенных размеров.

Большие концертные гитары отличаются от нормальных значительно большим размером основных узлов, имеют мензуру длиной 650 мм, окантованные набором жилок дно и деку, инкрустированную розетку, количество ладов—18.

Нормальные гитары, иначе называемые мужскими, имеют длину мензуры от 610 до 620 мм, количество ладов 19. По отделке и внешнему оформлению они бывают нескольких разновидностей (артикулов).

К гитарам уменьшенных размеров относятся терц-гитара, кварт-гитара и квинт-гитара. Соответственно первую настраивают на терцию, вторую — на кварту и третью — на квинту выше нормальной гитары.

В зависимости от внешнего оформления и отделки в действующем прейскуранте выделяют еще гитары повышенного и высшего качества.

Гитары высшего качества изготовляют преимущественно по индивидуальному заказу.

Балалайка является исконно русским музыкальным инструментом. Предназначена она для сольного и оркестрового исполнения музыкальных произведений. Состоит из корпуса треугольной формы, шейки с грифом, головки с колковой механикой, подставки и струн.

Корпус может быть склеен из пяти, шести или семи клепок (деревянных пластин треугольной формы), деки и задинки. По числу клепок различают балалайки пяти-, шести-, семиклепочные и реже десятиклепочные. Дека, представляющая собой деревянный щит, склеенный из отдельных дощечек резонансовой ели, с круглым резонаторным отверстием в верхней части, усиливает звук и придает ему определенный тембр. С нижней стороны деку усиливают поперечными брусками, которые носят название пружин.

Звуковые свойства инструмента зависят прежде всего от качества изготовления деки. Кроме этого, от деки зависит внешний вид балалайки. Деку украшают обычно обкладкой, розеткой, жилками, фигурным панцирем, уголками, изготовленными из цветной фанеры. Задинка служит опорой для деки и закрепления клепок.

Количество ладов в грифе бывает от 14 до 12.

Балалайки имеют три струны, но выпускаются и четырехструнные (первая двойная) и шестиструнные (все струны двойные).

Для сольной игры применяют балалайки прима, для оркестровой — секунда, альт, бас и контрабас. Балалайка прима в зависимости от мензуры (которая может быть от 350 до 450 мм), вида отделки и количества клепок имеет нескольких разновидностей, но все они имеют квартовый строй.

Оркестровые балалайки поставляют в оркестровом комплекте: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Они различаются между собой размерами и настройкой. Звуковой интервал между настроенными первой и остальными двумя струнами (а у балалаек — бас и контрабас — между всеми тремя струнами) составляет кварту.

Оркестровые балалайки могут быть обыкновенные и повышенного качества (отличаются лучшей отделкой). Все балалайки (кроме басовых) имеют навесной фигурный панцирь из клееной фанеры. У басовых балалаек нижний угол корпуса имеет специальную заостренную подставку (шпиль).

Домра — старинный русский народный музыкальный инструмент. Современная домра имеет корпус формы полушара, составленного из семи клепок, и шейку с грифом, как у балалайки.

Домры бывают трех- и четырехструнные, различаются размером и строем. Строй трехструнных домр — квартовый, четырехструнных — квинтовый.

Все домры применяют исключительно в оркестрах. Они одинаковы по форме и отделке, но различны по размерам и настройке. В оркестровый комплект домр входят: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.

В зависимости от качества применяемых материалов, внешнего оформления и отделки домры изготовляют двух видов: обыкновенного и повышенного качества.

Мандолина — народный четырехструнный музыкальный инструмент, используемый преимущественно в составе оркестров. Все струны парные, настроены с интервалом в квинту.

В зависимости от формы корпуса мандолины подразделяют на овальные, полуовальные и плоские; соответственно они имеют различные тембры: овальные отличаются более мягким тембром, плоские — более резким.

Корпус овальной и полуовальной мандолины составлен из гнутых клепок, количество которых у овальных мандолин от 17 до 33, а у полуовальных — от 7 до 9. Корпус плоской мандолины изготовляют из клееной фанеры. Кроме обычных, выпускают мандолины в оркестровом комплекте: прима, альт (мандола), виолончель (люта) и контрабас. Это преимущественно полуовальные мандолины разных размеров и настройки.

Запасными частями и принадлежностями для щипковых инструментов являются струны для каждого инструмента (отдельные и наборами), колковый механизм (по виду инструментов), струнодержатели, подставки, медиаторы.

К качеству всех щипковых инструментов предъявляются следующие требования. Колковая механика должна обеспечивать плавное натяжение струн и стабильность строя, лады — находиться строго в одной плоскости, их торцевые части — быть хорошо заделаны и зачищены. Не допускаются пятна, царапины и подтеки лака на поверхности инструмента. Настроенный инструмент должен звучать чисто, без дребезжаний струн на всех ладах.

Источник

Оцените статью