Арии, романсы и песни из репертуара Беньямина Джильи
Наиболее популярные произведения для голоса (тенор) в исполнении итальянского певца
Арии, романсы и песни из репертуара Беньямина Джильи
для тенора в сопровождении фортепиано
составитель И.Назаренко
«Музыка», 1970г.
номер 6409
Имя выдающегося итальянского певца Беньямино Джильи (1890—1957), обладавшего лирическим тенором редкой красоты, пользуется огромной популярностью. Более сорока лет выступал он на сценах крупнейших оперных театров и концертных, залов, а напетые им грампластинки и кинофильмы с его участием сделали его славу поистине всемирной.
О том, как он впервые почувствовал непреодолимое желание стать певцом, о трудностях и победах на этом пути, о своих триумфальных выступлениях рассказывает Джильи в книге «Воспоминания» («Метопе»). Джильи призывает молодых певцов к выдержке и настойчивости в овладении трудным искусством bel canto, которое требует многолетней работы и отказа от преждевременных выступлений на профессиональной сцене. При этом певец советует начинающим вокалистам никогда не переступать границ, предначертанных природой. Сам Джильи в своей исполнительской деятельности всегда отдавал предпочтение произведениям нежного лирического характера, и лишь во второй половине своего долгого творческого пути он включил в репертуар и драматические оперные партии: Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Радамес («Аида» Дж. Верди), Хозе («Кармен» Ж. Бизе) и другие.
Лучшей школой для молодых певцов Джильи считал классическое наследие композиторов XVII— XVIII вв. Так, вспоминая о годах обучения в Римской музыкальной академии и о тех трудностях при формировании высоких звуков, с которыми ему пришлось столкнуться, он пишет: «Я привык, например, петь на полном дыхании, всей силой моих легких, но в результате получалось, что некоторые высокие ноты я брал с трудом. Э. Розатти (педагог Джильи.— И.Н.) помог мне развить некоторые модуляции тона и ощутить их пропорции. Он заставил меня отложить на время оперные партии и сосредоточил все мое внимание на нежных мелодиях XVII—XVIII веков; из них особенно запомнилась мне «Фиалка» Моцарта. Через полгода упорной работы — мы занимались с ним не только в академии, но и частным образом у него дома —я смог наконец так исполнять необычайно трудное «Ingemisco.» из «Реквиема» Верди, что маэстро остался очень доволен.»
Молодым тенорам Джильи советовал обязательно освоить трудную, но очень полезную для развития вокальной техники заключительную арию Эдгара из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Музыку Беллини и Доницетти Джильи считал замечательной вокальной школой, поскольку «…произведения этих композиторов безжалостно обнажают все слабости каждого исполнителя». Хотя в операх Беллини и Доницетти петь труднее, чем, например, в операх Пуччини, но певцу, овладевшему этим репертуаром, уже не будут трудны никакие другие оперные партии.
Исполнительский диапазон Джильи чрезвычайно широк. Наряду с классикой XVII-ХVIII вв. певец исполнял популярные арии, романсы и песни композиторов позднейшего времени. Значительное место в репертуаре Джильи принадлежит знаменитым неаполитанским песням. Полемизируя с критиками, упрекавшими его в том, что он «ничего не делает для воспитания вкуса слушателей», Джильи писал: «Подобная критика никогда не тревожила меня. Я не обращал внимания на нее. и иногда мне удавалось вызвать интерес к музыке у людей, которые раньше никогда не интересовались ею». Джильи очень ценил контакт с аудиторией; вот что писал он по поводу «избитых» произведений, в частности, знаменитой песенки Герцога («La donna ё mobile.»), этой замечательной мелодической находки XIX века, которую он неизменно включал в программу своих концертов: «Я не могу согласиться с тем, что, раз эта песня слишком популярна, то ее не стоит петь. То же самое можно сказать по поводу и всех других «избитых» арий, которые я имел обыкновение включать в программу концертов:. «Та иль эта. » («Риголетто» Дж. Верди), «Милая Аида.» («Аида» Дж. Верди), «Холодная ручонка.» («Богема» Дж. Пуччини) и т. д. Я становился самым счастливым человеком по мере того, как мой концерт превращался в семейное празднество где публика, забывая обо всем на свете, волновалась и настойчиво просила, чтобы я пел ее любимые произведения».
В настоящий сборник вошла лишь небольшая часть обширного репертуара певца, включавшего, как уже говорилось, самые разнообразные произведения.
Составитель стремился отобрать те арии, романсы и песни, которые были наиболее любимы певцом и исполнялись им особенно часто. Некоторые произведения, вошедшие в сборник, в Советском Союзе публикуются впервые.
Сборник рассчитан на учащихся музыкальных учебных заведений, профессиональных певцов и педагогов, а также на многочисленных любителей вокального искусства.
И. НАЗАРЕНКО,
кандидат искусствоведения
- Дж. Каччини. Амариллис. (Мадригал)
- К. Монтеверди. Плач Ариадны из оперы «Ариадна»
- А. Страделла. Pieta, Signore.
- А. Кальдара. Лес тенистый, подруги сосны. (Ария из пасторальной драмы «Постоянство в любви побеждает обман»)
- Дж. Бонончини. Страсть в груди моей не гаснет. (Ария из оперы «Гризельда»)
- A. Скарлатти. Уж солнце сверкает. (Канцонетта)
- Т. Джордани. О милый мой. (Ария)
- Г. Гендель. Речитатив и ария Ксеркса из оперы «Ксеркс»
- B. Моцарт. Фиалка
- Ф. Шуберт. Ave, Maria!
- Ж. Бизе
- Agnus Dei
- Песня Надира из оперы «Искатели жемчуга»
- Г. Доницетти
- Ария Эдгара из оперы «Лючия ди Ламмермур»
- Каватина Неморино из оперы «Любовный напиток»
- Дж. Верди
- Ария Макдуфа из оперы «Макбет»
- Песенка герцога из оперы «Риголетто»
- A. Бойто. Ариозо Фауста из оперы «Мефистофель»
- Дж. Пуччини. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» («Горели звезды. »)
- Р. Леонкавалло. Речитатив и ариозо Канио из оперы «Паяцы»
- Я. Масканьи. Прощание Туридду с матерью из оперы «Сельская честь»
- Ф. Чилеа. Плач Федерико из оперы «Арлезиана».
- Дж. Т. Коттрау. Санта Лючия.
- Ф. Тости. Последняя серенада.
- B. Кьяра. Гордая прелесть осанки. (Болеро)
- Э. Капуа
- Мое солнышко
- О Мари!
- Л. Денца. Дивные очи.
- Э. Куртис. Одиночество
- Р. Фальво. Скажите, девушки
- Ц. Биксио. Лишь для тебя, Лючия.
- В. Каннио. Моя Кармела
- Э. Тальяферри. Неаполитанская серенада
Скачать ноты
Источник
Г. Доницетти Ноты для голоса
Произведения итальянского композитора и Гаэтано Доницетти
Г. Доницетти
Избранные дуэты из опер
для сопрано и тенора в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1983г.
номер 2917
Дуэт Адины и Неморино. Из оперы «Любовный напиток»
Дуэт Норины и Эрнесто. Из оперы «Дон Паскуале».
Дуэт Линды и Карло. Из оперы «Линда ди Шамуни»
Дуэт Бетли и Даниэле. Из оперы «Бетли, или Швейцарская хижина»
Дуэт Лукреции и Дженнаро. Из оперы «Лукреция Борджиа»
Скачать ноты
Г. Доницетти
Воспоминания о Вене
вокальный цикл для высокого голоса с фортепиано
«МУЗГИЗ», 1963г.
номер 2289
В миланском издании Дж. Рикорди данный вокальный цикл, кроме пяти песен, содержит два дуэта; последние в настоящем издании опущены. Многочисленные редакционные коррективы внесены в нотный текст без специальных оговорок.
Слова К. Гуаита. Перевод С. Ю. Левина
Цыганка. Не любишь Ты! Час свиданья. Вздох. Мертва ты!
Скачать ноты
Концертный репертуар вокалиста
Г. Доницетти
Речитатив и ария Шеврез
из оперы «Мария ди Роган»
для баритона в сопровождении фортепиано
«МУЗГИЗ», 1962г.
номер м30025г
Перевод с итальянского Г.Таракановой
То Ричарда послание!
«С тобою я прощаюсь, любовь моя;
Одна лишь могила то узнает, что для всех было тайной.
Слезы туманят взор мой.
Ах, я всем сердцем всегда с тобою.
Свой поцелуй прощальный я шлю с портретом»
Как? Что вижу? Это Мария!
Правда ль? И здесь Ричард был ночью с нею!
Возможно ль? Нет, нет. это призрак очам моим явился.
Верить не смею.
Ах, то не сон ли мне снился!
Ярким, как солнце, светом жизнь вся была согрета.
Я жил, лишь о ней мечтая, в грезах любви витая.
Ах, то был сон прекрасный!
Но мы над ним не властны!
Радость любви моей скрылись во тьме ночей.
Ах, надежда и свет любви моей все скрыла тьма ночей.
Любви ее так жаждал я, лишь в ней одной вся жизнь моя, лишь в ней вся жизнь моя,
лишь в ней вся жизнь моя, лишь в ней вся жизнь моя!
Её любви так жаждал я, ах в ней одной жизнь вся моя!
Ах,ах,хи,хи,ха,ха и т.д.
Скачать ноты
Спасибо Вадиму за сборник!
Вокальный репертуар
собрание вокальных пьес иностранных композиторов
Доницетти
Приди к морю!
Oh vieni la mare
(баркаролла)
«Тритон», 1935г.
номер т616
Тексты на итальянском и русском
Перевод Г.Гнесина
Скачать ноты
Иностранные романсы и песни
Г.Доницетти
Цыганка
для голоса с сопровождением фортепиано
«Музыкальный сектор», 1929г.
номер гм3706им
Тексты на русском и итальянсокм, перевод Н.М.Спасского
В траве орошенно росой ледяной
Покрытая темной небес пеленой.
Скачать ноты
Gaetano Donizetti
L’Elisire D’Amore / Элексир любви
ridotto con accompagio di piano-forte
dal maestro
Luigi Truzzi
номер m6400-6401g
ADINA, ricca e capricciosa fìttojuola HEINEFETTER
NEMORINO Coltivatore, giovane semplice innamorato d’Adina GENERO
BELCORE, sargente di guarnigione nel Villaggio DABADIE
Il dottor DULCAMARA, medico ambulante FREZZOLINI
GIANNÉTTA, vilianella SACCHI
CORI E COMPARSE
Villani e Vili ànelle, Soldati e Suonatori dèi reggimento:
— Un Notaro, due Servitori un Moro.
L’azione e in um Villaggio nel paese de’ Baschi
Le Scene sono nuove, d’invenzione ed esecuzione del Sig Alessandro Sanquirico, e trovansi vendibili presso l’Editore Giò Ricordi
INDICE DELL’OPERA L’ELISIRE D’AMORE
per Canto con accompagnamento dì Piano Forte.
PRELUDIO
INTRODUZIONE
CORO (Bel conforto al-mietitore )
CAVATINA ( Quanto e bella, quanto e cara ) per Tenore.
CAVATINA ( Della crudele Isotta ) pér Soprano
CAVATINA ( Come Paride vezzoso) per Basso, e stretta dell Introduzione
RECITATIVO ( Intanto o mia ragazza)
SCÉNA e DUETTO ( Chiedi all’aura lusinghiera) per Soprano e Tenore
CORO ( Che vuol dire codesta sonata )
CAVATINA ( Udite, udite o rustici ) per Basso
SCENA e DUETTO ( Voglio dire) per Tenore e Basso
RECITATIVO ( Caro Elisir! sei mio! )
SCENA e DUETTO ( Esulti pur la barbara ) per Soprano e Tenore
TERZETTO ( In guerra ed in amore ) per Soprano Tenore e Basso
QUARTETTO ( Adina credimi ) e stretta Finale I
INTRODUZIONE ATTO II ( Cantiamo, facciam brindisi )
RECITATIVO ( Poiché cantar ci alletta)
BARCAROLA a due voci ( Io son ricco e tu sei bella)
RECITATIVO ( Silenzio e qua il notaro )
SCENA ( Le feste nuziali )
SCENA e DUETTO ( Venti seudi ) per Basso e Tenore
CORO ( Saria possibile? )
QUARTETTO ( Dell’elisir mirabile ) per due Soprani Tenore e Basso
RECITATIVO e DUETTO ( Quanto amore. ) per Soprano e Basso
ROMANZA ( tna furtiva lagrima) per Tenore
RECITATIVO (Eccola)
ARIA ( Prendi per me sei liberò) per Soprano e Tenore
RECITATIVO( Altó fronte)
ARIA ( Ei corregge ogni difetto) per Basso
тексты на итальянском языке
Скачать ноты
Источник