Донотный период обучения фортепиано

Донотный период обучения фортепиано

Краткое описание работы: План-конспект открытого урока преподавателя по классу фортепиано Алоян С. Ф. с учащейся первого класса Линник Дарьей.

«Начало – дело такой огромной важности, что

тут хорошо только самое лучше».

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения — введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. В работе с начинающими должны быть задействованы музыкально-воспитательные приёмы обучения, близкие к воспитанию дошкольников. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От преподавателя помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств.

Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка. И поскольку главнейшей из первоначальных задач является «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в форме увлекательной игры.

Читайте также:  Босса нова власов ноты для баяна

Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:

— Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

— Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.

— В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.

— В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.

— В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.

Тип урока : обучающий, познавательный.

Форма занятия: Индивидуальный урок.

Цель:
— Формирование и развитие первоначальных навыков игры на фортепиано без знания нотной записи.

Задачи:
— Обучение двигательным навыкам, приёмам игры на фортепиано у обучающихся в доступной для них форме, учитывая психологические особенности деятельности детей.
— Развитие взаимосвязи слуховых представлений с двигательно-техническими навыками.
— Воспитание интереса к музыкальным занятиям.

Оборудование и материалы:

— просторное светлое помещение;

— подставка для ног;

Психологические условия на уроке:

Утверждение радости на уроке. Личностно-ориентированное общение с учетом индивидуальных способностей, уровня музыкального развития. Дифференцированный подход.

Психологически комфортная атмосфера – эмоциональное удовлетворение, стремление к получению знаний.

Ребенок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им заданиям, иметь устойчивый интерес к занятиям.

1. Организационный момент: (проверка готовности к уроку — ноты, дневник, посадка)
2. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

Воспитание чувства ритма.

Упражнения для формирования навыков звукоизвлечения.

Игра песенок по лесенке.

С первого же урока преподавателю необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку,
способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений — один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. По словам А.Д.Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано — период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не
усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки — свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы.

П.- Дашенька, давай с тобой послушаем мелодии, которые мы пели на прошлых уроках, а ты попробуешь угадать и назвать эти песенки. Играю несколько песенок из сборника Березняка «Первые шаги»: «Солнышко», «Листопад», «Идёт коза».

— Молодец! А теперь давай простучим наши весёлые считалочки и стишки на столе. Хорошо опираясь всей рукой, особенно чувствуя опору в локтях, мы начинаем простукивать по тетради стихи. При этом я прошу проговаривать не только словами, но и ритмослогами на ТИ-ТИ-ТА-А-А. Такое задание приучает ребёнка к чтению по тексту. Он начинает следить по тетради, чтобы не сбиться в ритмослогах. Мы простучали считалочки «Острова», «Шесть котят». Стих «Соловей, зяблик» мы пробуем простучать, комбинируя 2 и 3 пальцами. Умница!

А теперь немного разомнёмся перед игрой на инструменте – гимнастика.

Упражнение «Шалтай-болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинай покачивать ими навстречу друг другу. То, скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение.
Упражнение.
Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи, плеч, дать всему корпусу, и рукам свободно упасть вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляются, принимают исходное положение.

Упражнение «Мельница»
Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, опустить руки свободно, они висят, как плети. Поочерёдно раскачивать ими. Очень важно не забывать о дыхании ребёнка о том, что оно должно быть специально организовано педагогом, Т.к. многие двигательные «неполадки» учеников, непластичные движения), бывают нередко связаны с задержкой дыхания, судорожным подъёмом плеч при вдохе, недостаточно спокойным чередованием вдоха и выдоха. . Упражнение.
Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный, После небольшой паузы — снова вдох. Важно естественно сочетать дыхание играющего с «дыханием» музыкальной фразы, с дыханием самой музыки.

Следующие упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальцев, как единый рычаг, работающий «от плеча».

Ребёнок имитирует движения боксёра, с силой выбрасывая руки вперёд, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнение.
Рисуйте в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2,3,4,5 пальцами.
Упражнение.
Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимать плечи, руки собранные, лёгкие. Эти упражнения помогут почувствовать правильную работу пальцев и укрепить мышцы, участвующие в ней.
Упражнение с мячом.
а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.
б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге.
Данные упражнения воспитывают ловкость, быстроту реакции. Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, особенно сгибатели основных фаланг. Работу «целого» пальца «из ладони» можно почувствовать в следующих упражнениях.
Упражнение.
Свободно, без усилий «открывайте», и «захлопывайте» все пальцы
одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается посередине.
Упражнение «Иди ко мне»
Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме
первого) по 2 раза. Палец, целый, не «ломающийся» в суставах.
Упражнения для освобождения рук:
Упражнение.
Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой. Ладони держать близко друг к другу; плечи, руки свободные, кисть и предплечье составляют единое целое.
Упражнение.
Похлопывание ладонью по крышке рояля, выполняйте упражнение всей рукой, не сгибая её в локте. Активизируются мышцы плеча, хорошая опора на ладонь.

Ученица представляет, что она стирает. Постирал- надо прополоскать, затем вытряхнуть. Если хорошо вытряхнуть брызги разлетятся далеко. И платочек наш быстро высохнет.

Какие мы молодцы, Дашуня! А теперь садимся к фортепиано. Напомни мне, как ты должна сесть.

— У. Как новая кукла

Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени при помощи своих рук. Перед тем как руки опустить на клавиши, надо показать ребёнку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше запястья (плечи при этом не поднимать). Здесь надо сказать ребёнку, что запястье — это как бы мостик, соединяющий руку с клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых клавиш, ни выше, ни ниже. Овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный требующий терпения и большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика. Важным условием для развития правильных игровых навыков являются: — плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании её на клавиатуру и при подъёме и собранные, не растопыренные пальцы; отсутствия напряжения в мышцах кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить, что его руки — это его голос. В работе с учащимися педагог в нужных случаях «переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения, своими руками в буквальном смысле слова формирует, лепит податливые руки ребёнка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям.

Перед тем как опустить руку на клавиатуру, ставлю перед Дашей на клавише маленькое деревянное яичко и прошу его взять. Она берёт его просто, не нацеливаясь, без напряжения. Точно так же как это яйцо, я прошу «взять» звук. Мягко и плавно опустить круглую ладонь на клавиатуру, а затем всё это проделать , опираясь на «пенёчек» 3-его пальца. Делаем это поочерёдно правой и левой рукой.

Предлагаю рисовать над клавиатурой «медовую радугу». Нити этой радуги тянутся по всей клавиатуре не прерываясь. Попутно всё время спрашиваю , в какой мы октаве, какими звуками играем и поём, в какой регистр прилетели.

Ещё одно упражнение на данном этапе развития мы используем – это «Бабочка и Жук». Взлёт и приземление. Легко взлетаем как бабочка и с опорой приземляемся как жук. Играем это упражнение 2-ым и 3-им пальцами. Обращаю внимание Дашеньки на то, чтобы она старалась садиться на пенёчки, следила за первым пальцем, чтоб не смотрел по сторона , а следил за остальными пальцами. А ещё обязательно над пальчиками должна быть «крыша» «свод».

Далее игра простых песенок по музыкальной лесенке. «Серый кот», «Солнышко», «Ёжик», «Ручеёк». На данном этапе мы можем уже пробовать играть правой и левой руками, распределяя между ними фразы.

Следующий раздел нашего урока – работа над ритмом. Даша очень любит игру с ритмическими карточками.

На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. Нет никакой необходимости давать объяснения, почему одни длительности названы восьмыми, а другие четвертными. Долгие звуки связываются с одним наименованием, короткие с другим. Создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, причём без всякого счёта, Ритм исполнения мелодий контролируется слухом. Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять и словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с ритмики, словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет смысла. Музыкальный же текст, чтобы быть понятным, обязательно должен быть прочитан в своей временной организации.

Работа над развитием ритма развивает в детях умение анализировать. Ведь для того, чтобы услышать все ритмические нюансы мелодии ребёнок должен быть очень сосредоточен. Но чтобы это его не утомило, я попрошу Дашу очень хитро послушать и определить, каких звуков было больше: коротких или длинных. Что звучит в начале, как заканчивается мелодия. Весь это процесс, конечно же, потребует от ребёнка внимания.

Последний раздел нашего урока. Ансамблевое музицирование.

Даша уже знает, что такое дуэт, фортепианный ансамбль. Играем песенку «Наша Таня» по О. Геталовой. Объясняю Даще из каких звуков состоит её партия. Говорим о настроении в этой песне.

Повторяем «Калинку» по Л. А. Баренбойму. Прошу ещё кого-то из преподавателей простучать в бубен вместе с нами ритмический рисунок партии для хорошего настроения и красивого звучания. А. Даше объясняю, что это уже не дуэт, а трио.

Преподаватель дает оценку работе ученицы на занятии, оценивает удачные моменты и неудачные. В домашнем задании даёт установку на преодоление недостатков, ошибок. А также освоение и работа над новыми заданиями.

Повторять теоретический материал.

Игра за инструментом. Твёрдо выучить песенку «Ручеёк». Следить за положением рук, корпуса, посадкой во время игры.

Все ритмические упражнения точно простучать.

Повторять ансамблевые песенки.

Спасибо за урок! До свидания!

© 2020 «Мелодинка. Олимпиады и публикации». Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта «Мелодинка. Олимпиады и публикации»:
Всероссийское СМИ «Талантоха». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Источник

Начальный этап обучения игре на фортепиано. Донотный период
методическая разработка

В работе рассматривается начальный этап обучения игре на фортепиано в музыкальной школе, который включает в себя знакомство с инсрументом, постановку рук, слушание музыки, воспитание чувства ритма, работу над звуком, знакомство со штрихами, игру в ансамбле с преподавателем.

Скачать:

Вложение Размер
sotssayt_nachalnyy_etap_obucheniya.docx 35.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальный этап обучения игре на фортепиано.

Шуланкина Валерия Алексеевна,

преподаватель фортепиано ДМШ № 13

  1. Вступление.
  2. Начало занятий:
  • беседа о музыке;
  • знакомство с инструментом;
  • понятие звуковысотности;
  • посадка за инструментом, упражнения;
  • постановка руки, упражнения;
  • первые песенки;
  • нумерация пальцев.
  1. Слушание музыки.
  2. Воспитание чувства ритма, игра в ансамбле с педагогом.
  3. Работа над выразительным исполнением, знакомство со штрихами.
  4. Заключение.

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, пронеся ее через всю свою жизнь. Большая заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку эту встречу. Очень важно, чтобы в этот момент рядом с учеником был опытный педагог, который учитывал бы возрастные особенности своего младшего друга, понимал его детскую душу.

«Музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» ( Асафьев).

« Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках» ( Шостакович). Только с таким отношением к искусству музыки можно посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Музыка помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Язык музыки не нуждается в переводе. Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» ( Кабалевский).

Начальный этап является важным периодом в развитии ребенка, он оказывает решающее воздействие на всё последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей.

Основные задачи, которые педагог должен ставить в начале обучения – это привитие любви к музыке и к инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей ученика.

Беседа о музыке.

На первом занятии я вначале беседую с учеником о музыке, о ее роли и значении в жизни человека, рассказываю о других видах искусства: литературе и живописи. Я говорю ему о том, как неинтересно было бы жить, если бы он никогда не слышал красивой музыки, не видел бы картин художника и не имел бы книг. Узнаю, какая музыка ему нравится, какие есть любимые песни, сказки, любит ли он рисовать и что. Затем, чтобы раскрыть выразительные возможности музыки, литературы и живописи, можно показать репродукцию с картины Д. Золана из цикла «Мир детства», где изображена маленькая девочка с игрушечной собачкой, прочитать стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине» и сыграть пьесу П. Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Для этого я использую методическое пособие «Музыкальная радуга» Т.Е. Щикуновой, Ю.Н.Глазковой (изд. Нижний Новгород). После этого я объясняю ребенку, что поэт, писатель использует в своем творчестве слово, художник – краски, а композитор – звуки, но все они рассказывают о ком-то или о чем-то.

Дальше я рассказываю ученику о том, что бывают звуки музыкальные, а бывают шумовые. Показываю специальные картинки ( из книги Е.А. Королевой «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках») и прошу его определить, где изображены шумовые звуки, а где – музыкальные.

Знакомство с инструментом, поняти звуковысотности.

Следующий этап – это знакомство с инструментом: рассказываю о пианино и рояле, как переводится слово «фортепиано». Спрашиваю ребенка, какие еще музыкальные инструменты он знает. Открываю инструмент сверху и показываю, как при нажатии клавиши молоточек подскакивает и снизу ударяет по струнам, заставляя их звучать. Сразу же объясняю, что бывают звуки высокие и низкие, при этом голос низкого «толстого» звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого» с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. Можно при этом прочитать стихотворение «Море и небо» из сборника «Музыкальные картинки» Л. Хиреско:

Вот из темных вод

Поднимается с волною кашалот…

А вокруг тепло, светит солнышко,

Стайки птичек летят в вышину…

Ночью звездочки, днем ни облачка,

Ветерок чуть колышет волну…

Но кашалоту все равно,

Он уплывает на дно…

Когда же педагог играет те же звуки в обратном направлении, то они становятся ниже, толще. Большую помощь в понятии «высокие и низкие звуки» может оказать какая-нибудь игрушка, например, машинка, попугай. Педагог исполняет правой рукой звукоряд вверх, а левая рука, которая держит игрушку, движется над клавиатурой в сторону правой, но поднимаясь постепенно вверх. Когда же правая рука играет звукоряд вниз, то левая рука движется влево, постепенно опускаясь.

Потом можно попросить ученика показывать с помощью игрушки направление движения звуков во время игры педагога звукоряда. Задание затем усложняется: педагог играет звукоряд, а ученик стоит спиной к клавиатуре и отгадывает: с горки или на горку едет машина( идет кукла), вверх или вниз летит попугай.

Посадка за инструментом, упражнения.

Перед тем, как посадить ребенка за инструмент, я провожу с ним упражнения на расслабление, раскрепощение. Мне нравятся упражнения А. Артоболевской, о которых она рассказывает в своем пособии «Первая встреча с музыкой». Их я применяю в своей практике:

Упражнение 1. «Шалтай-болтай»: ученик стоит прямо, затем опускает руки свободно вниз, слегка нагибаясь вперед. Потом он начинает покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны.

Упражнение 2. Ученик стоит ровно, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль туловища. Потом он начинает раскачивать вначале одной, другой рукой взад-вперед.

На начальном этапе эти упражнения я делаю с учениками на каждом уроке.

Следующие упражнения мы делаем уже сидя за инструментом: ребенок сидит ровно, на половине стула, руки и плечи – свободные, ноги – на скамеечке, делает опору на ноги.

Упражнение 1 имеет два названия: « Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Ребенок сидит, как кукла на витрине, затем расслабляется. Делаем несколько раз.

Упражнение 2. Исходная позиция – «Новая кукла». Затем ученик качает туловищем вперед и назад с прямой спиной, потом расслабляется – кукла сломалась. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка).

Знакомство с клавиатурой.

Рассказываю ребенку о том, что клавиатура состоит из белых и черных клавиш. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» — смотрит в окошко, а «до» и «ми» стоят рядом с окошком. «Соль» и «ля» стоят на балконе, а «фа» и «си» прижались к балкону. Чтобы запомнить название белых клавиш я рассказываю стихотворение из сборника Артоболевской:

« До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре».

Записываю его ученику для выучивания.

Далее я показываю, что эти ноты опять повторяются и что расстояние от одной клавиши до другой с таким же именем называется «октава». Позднее рассказываю, какие бывают названия октав.

Постановка руки, упражнения.

Прежде чем ребенок сыграет первый звук, я даю ему в руку маленький мячик, чтобы рука приняла форму купола. Или можно положить руки на чашечки коленок. Можно сделать упражнение на закрытой крышке инструмента или за столом: руки лежат свободно – ручки спят( пальчики спят), далее – ручки проснулись, собираем пальцы в «свод», вздохнули – поднимаем плавно руки, и выдохнули — опускаем их опять на стол.

Следующее упражнение – «парашютик» делаем по-очереди каждой рукой на клавиатуре: плавно опускаем руку на средний палец на любую клавишу – парашютик приземлился, затем плавно поднимаем руку – парашютик взлетает и опускаем на этот же палец на другую клавишу. Так «летаем» каждой рукой отдельно по всей клавиатуре. Начиная с извлечения отдельных звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в сознательную, творческую работу за инструментом – работу над фортепианным звуком. Играя первые упражнения, уже важно учить слушать взятый звук, ощущать кончиком пальца, дослушивать до конца. Дослушав один звук, руку плавно снимают и переносят на следующую клавишу.

Первые песенки, нумерация пальцев.

На первом же занятии я показываю ученику легкие песенки для игры: «Светит солнышко», «Киска, где была», «Василек». Ребенок запоминает, с какой клавиши начинается песенка, пытается сам сыграть и спеть. В нотной тетради я записываю названия нот песенки буквами и слова. Первые песенки играем третьим пальцем сначала правой рукой, потом левой. Перед этим объясняю ученику, что у каждого пальчика есть свой номер: у большого – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый, мизинец – пятый. В сборнике Лидии Хиреско «Музыкальные картинки» есть замечательная яркая страничка с изображением руки и стихотворением про пальцы, которое я читаю детям:

Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец – боковой — Называется БОЛЬШОЙ. Палец ВТОРОЙ — Указчик старательный, — Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ТРЕТИЙ твой палец — Как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ Неповоротливый он и упрямый Совсем как в семье братец младший – любимец, По счету он ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ.

Затем даю упражнение на столе на запоминание нумерации пальцев: руки спят – свободно лежат на столе, пальчики проснулись – ставим кисть на пальцы – и здороваются: 1-й палец левой руки поднимаем два раза и опускаем, при этом говорим: «Здравствуйте, здравствуйте!» Первый палец правой руки отвечает так же: «Здравствуйте, здравствуйте!». Так по очереди здороваются все пальцы рук. Потом можно попросить ученика, чтобы поздоровались третьи пальцы, первые, пятые, т.е. вразбивку. Одновременно это упражнение развивает цепкость пальцев. Другой вариант – пальчики ученика здороваются с пальцами педагога. При этом должно быть хорошее ощущение кончиков пальцев, сопротивление.

Для лучшей ориентации на клавиатуре, предлагаю поиграть песенки в разных октавах. Так ребенок быстрее запомнит название октав. Эти же песенки в дальнейшем ребенок пробует подбирать от других клавиш.

На начальном этапе обучения я обязательно включаю в свои занятия с детьми слушание музыки. Это важное звено системы музыкального воспитания и путь обогащения музыкального опыта детей. Приобщая ребенка к музыке, важно привить интерес к слушанию музыки и развить у него способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Задача преподавателя – научить детей любить и понимать музыку, помня, что любое произведение необходимо слушать, не отвлекаясь: — лучше выбирать небольшие произведения; — слушание музыки должно быть регулярным занятием.

Репертуар по слушанию музыки должен быть понятным, интересным. Постепенно дети знакомятся с такими понятиями, как: — характер произведений ( бодро, шутливо, весело, юмористично, задорно, игриво, ярко, таинственно, мечтательно, загадочно, фантастически, празднично, блестяще, радостно, ласково, спокойно, нежно, трогательно, возвышенно, легко, печально, уныло, жалобно, скорбно, трагично, хмуро, торжественно, важно, величественно, решительно); — изменчивость музыкального материала (повторность и контрастность); — ладовая окраска музыки (мажор и минор); — динамические оттенки – громко f, тихо р, crescendo и diminuendo.

Музыкальный материал по слушанию музыки можно подбирать, используя следующую тематику: 1. Песня, марш, танец. Я рассказываю детям об этих жанрах музыки, их особенностях. Использую в работе следующие произведения: «Марш» С. Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского из «Детского альбома», «Солдатский марш» Р. Шумана из «Альбома для юношества», «Вальс», «Мазурка» П.Чайковского из «Детского альбома», «Детский танец» Майкапара, «Контрданс» Ю.Некрасова, «Польку» М.Глинки, «Веселый танец» Антюфеева, «Осенняя песнь. Октябрь» П.Чайковского, «В разлуке» Гречанинова, «Щебетала пташечка» Руднева, «Ой, летает сокол» Берковича, «Песня Любарского», «Старинная французская песенка» П. Чайковского. 2. О чем может рассказать музыка. Я говорю детям о том, что музыка выражает различные настроения, переживания человека. Это развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, способность отличать смену настроений. Примеры: «Первая утрата» Р. Шумана, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Весело-грустно» Л.Бетховена, «В разлуке» А. Гречанинова, «Болезнь куклы» , «Сладкая греза» П.Чайковского из «Детского альбома», «Хорошее настроение» В.Коровицына из цикла «Джазовая коллекция», «Раздумье» С.Майкапара. 3. Музыка и образы животных и птиц. Я рассказываю о том, что музыка обладает выразительными возможностями, в ней можно уловить характерные черты образов, персонажей. Примеры: «Медведь» Г.Галынина, «Ежик» Д. Кабалевского, «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Канарейка» И.Гофе, «Воробушки» В.Коровицына, «Танец медвежат» Ю.Виноградова, «Обезьянки на дереве» Б.Берлина.

4. Природа и музыка. Рассказываю о выразительных и изобразительных возможностях музыки, что в музыке можно услышать дождь, гром, плеск ручейка, музыка может выразить выразить настроения дня (утро, день и вечер) и времен года. Примеры: «Дождик» И.Кореневская, «Эхо в горах» С.Майкапар, «В лесу ночью» А.Гедике, «Падают листья» В.Коровицын, «Танец капель», «Дождь и солнце» Д.Благой из «Альбома пьес», «Солнечный день» Э.Сигмейстер, «Лесная картинка» А.Караманов, «На опушке» И.Беркович, «Утро» Р.Глиэр из «Альбома фортепианных пьес», «Облака плывут» А.Гречанинов, «Ручей» Б.Зейдман. Во время прослушивания произведения ребенок рисует на листе бумаги то, что он увидел и услышал в музыке. Музыкальное произведение я проигрываю несколько раз. Еще я предлагаю ученику подобрать дома стихотворение, родственное по характеру этому музыкальному сочинению. В своей работе над слушанием музыки я использую методическое пособие «Музыкальная радуга» Т.Е. Щикуновой и Ю.Н. Глазковой.

Воспитание чувства ритма.

Игра в ансамбле с педагогом.

Ритм в музыке обладает большой выразительной силой, иногда значительно ярче, чем остальная музыкальная ткань. Поэтому чем раньше ребенок прочувствует и осознает ритмоинтонационные соотношения, тем ритмически верно будет исполнение произведений в будущем. Работу по развитию метро-ритмического чувства ребенка начинаю с первых занятий. Объясняю, что музыка — искусство временное (Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени). Далее предлагаю промаршировать и станцевать под разные ритмические структуры, потом прохлопать: марш – 2/4 – активно шагаем, хлопаем четвертями; менуэт – 3/4 — мягко шагаем, хлопаем четвертями; полька – 2/4 – легко прыгаем, хлопаем восьмыми; вальс – 3/4 — плавно кружимся, хлопаем четвертями. Длительности нот объясняю на примере сказки «Дружная семья» из книги Е.А. Королевой «Азбука музыки в стихах и картинках», одновременно рисуя персонажей этой сказки: «Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка (целая нота)

Две бабушки (половинки)

Мамы с папами (четверти)

И ребятишки (восьмые)

Они часто ходили в парк на прогулку. А чтобы гулять было весело, ребята придумали считать свои шаги. Им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. И чтобы продлить счет, придумали они после каждого числа добавлять букву «и».

По дороге бегут ребятишки И считают шаги – шалунишки, А выходит у них вот так: Что ни счет – то шаг.

Раз и два и три и четыре и

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали И шаги свои вмиг сосчитали:

Раз и два и три и четыре и

Ну, и бабушки, чтоб не отстать, Тоже стали шагать и считать:

Раз и два и три и четыре и

Тут прабабушка тихо сказала: — А я тоже шаги сосчитала:

Раз и два и три и четыре и Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли, считать шаги устали И пошли домой отдыхать. Значит сказку пора кончать.

Потом даю ребенку задание прошагать и посчитать свои шаги как ребятишки, как мамы с папами, как бабушки и как прабабушка. Далее объясняю, что ребятишки – это восьмые, мамы с папами – четверти, бабушки – это половинки, а прабабушка – это целая длительность. Затем даю задание прохлопать отдельные слова, произнося их вслух: со-лныш-ко

С самого начала, объясняя длительности звуков, говорю и о паузах, что пауза – это знак молчания, перерыв в звучании, но не в движении, это как бы дыхание в музыкальной речи. Как записываются паузы объясняю, когда начинаем изучать запись нот.

Очень большое развитие в воспитании чувства ритма дает игра ученика в ансамбле с педагогом. Самая главная задача в ансамбле – это добиваться синхронности. При знакомстве с пьесой, играю сначала свою партию и прошу ученика охарактеризовать эту музыку. Ансамбли даю из сборников :

«Маленький пианист» (под редакцией М.Соколова) – «Говорит Москва» И.Дунаевского, «С добрым утром» О.Фельцмана, «Колыбельная слоненку» И.Юсупова; «Нотки-клавиши» ( составитель Т.А. Бабичева) — «Колокольчики Папагено» В.А.Моцарта, «Спокойной ночи, малыши» А.Островского, русская народная песня «Калинка»; «Пора играть, малыш» ( автор С. Барсукова) – «Часы», «Сон», «Снег», Чистюли», «Солнышко», «Музыканты», «Карандаш», «Плясуны».

Работа над звуком, над выразительным

исполнением. Знакомство со штрихами.

«Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком» (Г.Нейгауз)

Осознание и определение каждого момента прикосновения к инструменту – умение, которое воспитывается в процессе обучения.

Воспитание культуры звукоизвлечения занимает одно из центральных мест в обучении начинающего пианиста и требует от него большого эмоционального и слухового внимания. Начиная с извлечения отдельных звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в сознательную, творческую работу за инструментом – работу над фортепианным звуком.

Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, например, ноты веселые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием. Первая задача ученика – определиться в своем художественном замысле, как бы услышать желаемое звучание. Вторая – подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук. С первых занятий начинается процесс совместного творчества учителя и ученика.

Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. В беседе с ребенком нужно обсудить, какая это песенка по характеру, какое настроение в ней надо передать. Настроение, а, следовательно, темп, динамику одной и той же песенки можно менять. Например, «Едет, едет паровоз» — решить с ребенком, какие звери будут кататься на паровозе и как они будут петь эту песенку. Например, медведи едут медленно и громко, зайцы-трусишки — быстрее и тише, белочки — быстро, весело. Другая песенка — «Два кота», здесь серый и черный кот, их можно изобразить по-разному: серого – более мягким, тихим звуком, а черного – погромче и веселее. Исполняя выразительно небольшие мелодические линии, необходимо следить за тяготением звуков к вершине фразы и к ее окончанию, что способствует живому развитию и цельности музыкальной мысли.

На начальном этапе обучения овладение штрихами я провожу в следующем порядке: non legato, staccato, legato.

Штрих non legato позволяет добиться более полного погружения руки в клавишу, лучше почувствовать гибкость и свободу рук, воспитать координацию. Первоначальное упражнение для освоения этого штриха – «парашютик», о котором я говорила выше.

Штрих non legato может быть глубоким, точным, легким ( в зависимости от характера произведения). Если музыка тихая и мягкая, то руки двигаются пластично и осторожно (песни «Киска, где была», «Василек», «Серый кот», «Птичка под моим окошком»), при исполнении величавой музыки руки двигаются широко и тяжело ( «Ой, звоны звонят», «Ода к радости» Бетховена), энергичная музыка требует организованных, собранных, точных действий рук («Цыплята», «Как под горкой», «Петушок», «Охотник и зайка»). Важно воспитывать в ученике понимание этого сложного игрового процесса – умение предслышать и слышать звуковой результат, осознавать его и исправлять, если звучание не соответствует нужному качеству.

При освоении навыка штриха staccato я вначале даю упражнения: «Лягушка и кузнечик» — на столе: одна рука лягушка, другая кузнечик ( на третьем пальце). Лягушка приближается к кузнечику, он пугается и отпрыгивает. Третий палец обязательно должен быть упругим. Потом это упражнение делаем на клавиатуре. Звук должен быть звонким и рука должна потом упасть на клавиатуру. Другое упражнение «Кузнечик» — отталкиваемся от клавиши третьим пальцем и на него же приземляемся. Палец можно сравнить с ножкой кузнечика. Это упражнение делаем и правой и левой рукой. В основе навыка игры staccato лежат целесообразные и экономные движения рук при активной чувствительности кончика пальцев, в котором сосредоточена вся энергия. Рука же быстро отскакивает ( как мячик). Выполнять этот прием следует легкой рукой, стараясь избегать зажатости в запястье. Штрих staccato можно исполнять тремя приемами, которые зависят от образа, характера пьесы: — утяжеленное staccato – исполняется рукой от локтя; — отрывистый удар – исполняется рукой от запястья; — пальцевое staccato – исполняется активным кончиком пальца.

Самые первые пьесы, которые я даю на staccato – это ансамбль А.Бородина «Полька», Королькова «Капельки», «Ежик», Беркович «Игра», Барсукова «Догони», «Мой конек»(чешская народная песня в обр. Барсуковой), Степшина «Игра в мяч», Е. Ботяров «Молоточек», Лонгшамп-Друшкевичова «Воробышек» ( к этой пьеске придумали подтекстовку: «Прыг-скок, прыг-скок с веточки на ветку, прыг-скок, прыг-скок серый воробей» – 2 раза).

Штрих legato. Занимая ведущее место в ряду различных приемов (туше) в фортепианной игре, этот элемент пианистического мастерства очень сложен.

Сначала мы делаем с учеником упражнения за столом: пальчики шагают, потом побежали, следить, чтобы пальцы не стучали, без лишнего нажима. Еще очень хорошее упражнение «Кошечка»: в замедленном темпе пальцы шагают по коленке, делая глубокие вмятины, «ступая, как кошечка». Можно принести мягкую игрушку и походить по ней пальчиками обеих рук. Дальше переходим к инструменту и делаем упражнение «Динозаврик»: ребенок садится боком к инструменту, рука лежит свободно на клавиатуре, пальчики проснулись и стали шагать сверху вниз. Играет сначала правая рука, потом садимся другим боком и левая рука уже идет пальчиками снизу вверх. Можно в паре с педагогом сесть против друг друга и идти навстречу друг другу. Затем ребенок садится прямо к инструменту и шагает двумя пальцами по клавишам: 2-й – 3-й – 2-й (обязательно возвращаясь на второй палец). Теперь можно поиграть ансамбль «Колыбельная» Беляева из сборника «Маленький пианист» (под ред. Соколова), где в партии ученика конечной точкой опоры является последний звук, а первые два звука – затакт. Это произведение очень подходит для первоначального ознакомления со штрихом legato.

Для соединения двух, трех, четырех, пяти звуков я еще использую в своей работе сказку «Путешествие по волнам» из книги «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» Е. Королевой: Жил на свете храбрый цыпленок Цып. Однажды сделал он себе из бумаги лодочку и отправился на ней путешествовать. Сначала плыл он по ручейку, и были там волны вот такие:

За старой сосной ручеек впадал в небольшую речку, в которой волны были вот такие:

Маленькая речка встретилась с большой рекой. Там были волны вот такие:

А большая река впадала в море. Волны здесь были высокие-высокие, вот такие:

Источник

Оцените статью