Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету » Музыкальный инструмент — фортепиано» ИМ и МИ на 7 лет.
рабочая программа по теме
Программа «Музыкальный инструмент — фортепиано» с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_instrument_fortepiano_7_let.docx | 881.19 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, в том числе, представленного в программах по фортепиано для учащихся отделения.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (фортепиано)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
— выявление одаренных детей в раннем возрасте в области музыкального искусства, эстетического воспитания, духовно – нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевым традициям;
— воспитания у детей культуры сольного музицирования;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства;
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается напринципе вариативности для обучающихся с различнымим музыкальными способностями,обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
- Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»
Срок освоения программы для детей, поступивших в в первый класс
в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет.
Срок реализации данной программы составляет 7лет (с 1 по 7 класс). Программа адресована учащимся 1-7классов фортепианного отделения.
- 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета: «Музыкальный инструмент (фортепиано)»
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
Количество часов на аудиторную нагрузку
Количество часов на (аудиторную) работу в неделю)
Количество часов на (самостоятельную) работу в неделю)
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
В самостоятельную работу обучающихся входят следующие виды внеаудиторной деятельности:
— выполнение домашнего задания;
— подготовка к концертным выступлениям;
— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
— участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Домашняя подготовка обучающихся включает следующие виды самостоятельной работы:
-изучение музыкальных произведений;
-запоминание нотного текста(игра наизусть);
-работа над инструктивным материалом;
-изучение музыкальной терминологии;
-детальная работа над техническими трудностями (пассжами, скачками,
звуковедением и т. д)
-чтение нот с листа;
-подбор по слуху;
-закрепление пианистических умений и навыков.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
- Основная форма работы индивидуальные занятия, рекомендуемая продолжительность урока 40 минут, два раза в неделю. Данная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода и планировать содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
5. Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»
Целью учебного предмета является развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическоеобеспечениеучебногопроцесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
— словесный (объяснение, беседа, рассказ);
— наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
— практический (освоение приемов игры на инструменте);
— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
8.Описание материально-технических условий реализации
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» обеспечивается:
— наличием концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки;
-доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
-учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию;
-условиями для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;
-библиотечным фондом укомплектованным печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой;
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного предмета:
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на усвоение учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» на максимальную , самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные занятий (в неделю )
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 7 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Первый год обучения
Введение в предмет
Организация игрового аппарата
Работа над техническими формами
Работа над штрихами
Работа над артикуляцией
Работа над динамическими оттенками
Работа над интонацией
Понятия о музыкальном синтаксисе(фраза, предложение)
Понятие о полифонии
Понятие о жанре
Второй год обучения
Организация игрового аппарата
Работа над техническими формами
Работа над штрихами
Работа над артикуляцией
Работа над динамическими оттенками
Работа над интонацией
Понятие о полифонии
Понятие о форме
Работа над крупной формой
Художественная работа над произведением
Третий год обучения
Работа над техническими формами
Работа над артикуляцией
Работа над полифонией
Работа над интонацией
Работа над крупной формой
Художественная работа над произведением
Четвертый год обучения
Работа над техническими формами
Работа над полифонией
Работа над малыми формами
Работа над крупной формой
Художественная работа над произведением
Пятый год обучения
Работа над техническими формами
Работа над полифонией
Работа над малыми формами
Работа над крупной формой
Художественная работа над произведением
Шестой год обучения
Работа над техническими формами
Работа над полифонией
Работа над малыми формами
Работа над крупной формой
Художественная работа над произведением
Седьмой год обучения
Работа над техническими формами
Работа над полифонией
Работа над малыми формами
Работа над крупной формой
Художественная работа над произведением
В конце 1 класса обучающийся должен знать:
-ноты и их расположение на клавиатуре;
-лад, тональность, жанр на уровне: «полька», «марш», «вальс», «песня»);
-гаммы (сначала мажорными, затем минорными) в пределах 1 аппликатурной группы с симметричной аппликатурой на уровне подбора по слуху;
В конце 1 класса обучающийся должен уметь:
— подбирать от разных звуков короткие попевки и интонационно доступные любимые и известные мелодии (как одноголосные, так и с простейшим аккомпанементом);
— читать с листа легкий музыкальный текст (при контроле со стороны преподавателя и самостоятельно);
— осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст
(словесно охарактеризовать его характер.
— правильно и удобно сидеть за инструментом и самостоятельно
контролировать свою посадку;
-представление (и слуховое, и мышечное) об основных способах звукоизвлечения (nonlegato, legato в пределах одной позиции), стремление к осмысленному приобретению навыков в этом направлении, стремление контролировать полученный звуковой результат;
-исполнять музыкальные произведения выразительно, в полном соответствии с их художественными и техническими задачами ;
-играть- арпеджио (отдельно каждой рукой) для прочного ощущения клавиатуры;
При игре Этюдов иметь навык координации между руками , 5-ти пальцевой последовательности;
В конце 2 класса обучающийся должен уметь:
— хорошо ориентироваться на клавиатуре;
-бережно относиться к тексту, аппликатуре;
-знать элементарную музыкальную терминологию;
-исполнять контрастную динамику;
-использовать начальные навыки запаздывающей педали;
-иметь навыки интонирования;
-иметь навыки самостоятельной и грамотной работы с нотным текстом;
Требования по гаммам к техническому зачету
Мажорные гаммы :C , Д, G, Е, А — в прямом движении двумя руками в 2 октавы, в противоположном движении с симметричной аппликатурой;
Минорные гаммы — 3 вида ( a-moll, e-moll ) — в 2 октавы двумя руками;
Тонические трезвучия — с обращениями;
Арпеджио короткие – в пройденных тональностях в 2 октавы двумя руками;
– Хроматические гаммы от ( D , Gis )-в противоположном движении.
Мажорные гаммы:C ,D, Е , G в прямом движении в 2 октавы ,в противоположном движении только с симметричной аппликатурой;
Минорные гаммы -3 вида ( a-moll, e-moll – двумя руками);
Хроматические гаммы-отдельными руками от 2-3 клавиш;
Тонические трезвучия с обращениями по 3 звука;
Арпеджио короткие- каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
Требования к Этюдам:
-Передача из руки в руку гаммообразных последовательностей.
-Развитие свободных кистевых движений.
В конце 3 класса обучающийся должен уметь:
-активизировать музыкальный слух;
-исполнять контрастную и разнообразную динамику;
-знать понятие фразы, мотива
-владеть техническими приемами (прямое, противоположное движение, трехзвучные аккорды, хроматические гаммы;
-чтение с листана 1-2 класса ниже;
-прочтение ритмических рисунков;
-подбор аппликатуры, в пределах октавы;
-навык прямой педали.
Требования по гаммам к техническому зачету
Мажорные гаммы : С,D, G,Е,А,F,Н — в 4 октавы в противоположном движении с симметричной аппликатурой;
Минорные гаммы: Е,G, D – двумя руками в 4 октавы;
Хроматические гаммы – двумя руками от всех белых клавиш в прямом движении, от D , G# -в противоположном движении в 2 октавы;
Тонические трезвучия — с обращениями аккордами по 3 звука в пройденных тональностях двумя руками;
Арпеджио короткие -в пройденных тональностях двумя руками в 2 октавы, длинные — от 2 — 3 клавиш отдельными руками.
Мажорные гаммы — (C-dur, G-dur, D-dur , А-dur, Е-dur) –двумя руками в прямом и противоположном движении в 2 — 4 октавы;
Минорные гаммы -3 вида (a-moll, e-moll, d-moll ) двумя руками в 2 октавы;
Хроматические гаммы – от нескольких клавиш в прямом движении, в противоположном от -D;
Тонические трезвучия — с обращениями по 3 звука в пройденных тональностях, двумя руками;
Арпеджио короткие — по 4 звука двумя руками в пройденных тональностях и длинные от 2 — 3 клавиш,отдельными руками в 2 октавы
. Требования к Этюдам:
-смешанный вид техники;
В конце 4 класса обучающийся должен уметь:
-анализировать собственное исполнение;
-знать форму произведения, уметь выстраивать кульминацию;
-подбирать аппликатуру в позициях от белых и черных клавиш;
-читать качественно и осмысленно фортепианную фактуру;
-владеть навыком полупедаль;
-читать с листа двумя руками в умеренном темпе;
Требования по гаммам к техническому зачету
Мажорные гаммы: F-dur, Н-dur ,B-dur, Es-dur, Аs-dur, С-dur, G-dur, D-dur, Е-dur, А-dur — в 4 октавы в противоположном с симметричной аппликатурой;
Минорные гаммы( 3 вида) – a-moll, e-moll, d-moll, h-moll, g-moll, c-moll — в прямом движении в 4 октавы;
Хроматические гаммы — в прямом движении от белых клавиш, в противоположном-от D, Gis;
Тонические трезвучия – с обращениями по 3-4 звука в пройденных тональностях;
Арпеджио– короткие и длинные двумя руками в пройденных тональностях;
Простейшие кадансы –в пройденных тональностях.
Мажорные гаммы : С-dur, G-dur, D-dur, А-dur, Е-dur, F-dur, Н-dur – в прямом и противоположном движении симметричной аппликатурой;
Минорные гаммы: a-moll, e-moll, d-moll, h-moll — 3 вида в прямом движении в 4 октавы;
Хроматические гаммы — в прямом движении от 2 — 3 белых клавиш двумя руками , в противоположном – от D ,Gis в 4 октавы;
Тонические трезвучия – с обращениями аккордами в пройденных тональностях;
Арпеджио– короткие и длинные двумя руками в пройденных тональностях
Требования к Этюдам:
-постепенный переход к 4-х звучным аккордам ( в зависимости от руки).
В конце 5 класса обучающийся должен уметь:
— должен иметь развитое музыкально- образное мышление;
-понимать стилистические особенности произведения;
-анализировать музыкальные формы исполняемых произведений;
-знать и понимать музыкальную терминологию;
-иметь развитую мелкую технику;
-уметь самостоятельно разучивать музыкальное произведение;
Требования по гаммам к техническому зачету
Мажорные гаммы: С-dur, G-dur, D-dur, Е-dur, А-dur, F-dur, Н-dur, В-dur, Еs-dur, Аs-dur, Des-dur в прямом и противоположном движении в 4 октавы;
2 — 3 мажорных гаммы в терцию дециму в прямом движении (от белых клавиш);
Минорные гаммы :3вида –а, е,н,сis, d, g ,с,f.в прямом движении в 4 октавы
Хроматические гаммы : от всех звуков в прямом и противоположном движении
Тонические трезвучия: с обращениями аккордами по 4 звука
Арпеджио короткие, ломаные, длинные ( в 2 — 3 тональностях) — двумя руками
Доминантсептаккорд- построить и разрешить , арпеджио длинные от белых клавиш
Уменьшенный септаккорд — построить и разрешить, арпеджио короткие в пройденных тональностях
Игра простейших кадансов в пройденных тональностях;
Мажорные гаммы : С-dur, G-dur, D-dur, Е-dur, А-dur, F-dur, Н-dur, В-dur, Еs-dur, Аs-dur — в прямом и противоположном движении в 4 октавы;
Минорные гаммы :a-moll, e-moll, d-moll, h-moll, fis-moll,g-moll, с-moll — 3 вида в прямом движении в 4 октавы;
Хроматические гаммы: от белых клавиш в прямом движении от D, Gis –в противоположном движении;
Тонические трезвучия – с обращениями аккордами по 3 — 4 звука;
Арпеджио — короткие, длинные двумя руками в пройденных тональностях, ломаные — двумя руками в 2-3 тональностях;
Доминантсептаккорд и Уменьшенный септаккорд – построить и разрешить в пройденных тональностях;
Игра простейших кадансов – в пройденных тональностях.
Требования к Этюдам:
– мелкая техника (в терцию, дециму);
-репетиции, триоли и т. д.
В конце 6 класса обучающийся должен уметь:
— иметь развитое музыкально- образное мышление;
-знать музыкальную терминологию;
-иметь внутренний слух, предслышание;
-самостоятельно преодолевать технические трудности;
-применять крупную технику(скачки, аккорды);
-иметь развитые все формы музыкального слуха;
— иметь навыки и умения, необходимые для исполнительской практики данного класса;
Мажорные гаммы — ( требования 6 класса) все в прямом и противоположном движении в 4 октавы, в терцию, дециму от белых клавиш (1-2 в сексту) ;
Минорные гаммы– fis-moll, gis-moll + (требования 5 класса) в прямом движении в 4 октавы, гаммы с симметричной аппликатурой ( гармоническую и мелодическую) в противоположном движении;
Хроматические гаммы — в противоположном движении от любого звука;
Арпеджио — короткие, длинные, ломаные в пройденных тональностях;
Доминантсептаккорд — длинными арпеджио от белых клавиш двумя руками без обращений, от черных клавиш — отдельными руками;
Уменьшенный септаккорд- короткими арпеджио во всех тональностях, длинными арпеджио- от белых клавиш
Все требования по 5 классу (первый уровень трудности).
Требования к Этюдам :
– арпеджио 3 – вида;
— смешанные виды техники.
В конце 7 класса обучающийся должен уметь:
За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:
— самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из учебного репертуара;
— иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях;
— уметь понимать художественный образ исполняемого произведения, выявлять его идейно-эмоциональный смысл, представлять характерные черты важнейших жанров и особенности стилей композиторов;
— быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, полифонии, метроритма, фактуры;
— иметь представление о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа;
— уметь применить теоретические знания в исполнительской практике;
— иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки;
— знать историю своего инструмента, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образцы музыки быта, знать имена выдающихся музыкантов, быть знакомым с их исполнительским искусством;
Требования по гаммам:
Все требования по 6 классу — в более высоком техническом уровне исполнения .
Совершенствовать техническую подготовку добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа и качественного звукоизвлечения.
К требованиям по гаммам в объеме 6 класса добавляются еще 2-4 гаммы в сексту от белых клавиш;
Минорные – 3 вида в противоположном движении;
Хроматические гаммы – в противоположном движении от всех клавиш;
11 видов длинных арпеджио — от C, D, Е, G.
Требования могут меняться, как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения ( в зависимости от индивидуальных способностей ученика))
Требования к Этюдам:
– на разные виды техники.
Примерная программа выпускного класса:
- И.С. Бах Сарабанда из Французской сюиты B-dur
- И. Гайдн Дивертисмент A-dur(wue №12, ed/pet/№29)1часть
- Г. Беренс Этюд ор.61 №4
- Ф.Мендельсон Песня без слов №9 e-durop/№3
- И.С.Бах Инвенция h-moll (3-х голосная)
- Й.Гайдн Соната Fdur ,hmoll
- Ф.Бургмюллер Этюд ор. 105№1,3,7
- Э Григ «Поэтическая картинка» ор.3 (по выбору)
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточная аттестация,
- итоговая аттестация.
Текущая аттестация – (поурочный опрос и оценка) проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем и проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности — как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, технических зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценкагодовойработыученика;
- оценка на академическом концерте или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки качества исполнения
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкалеи с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» (отлично)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения:
-артистичное поведение на сцене;
-художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
-корректировка игры при необходимой ситуации;
-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
-понимание музыкальной формы;
-ясность ритмической пульсации;
-яркое динамическое разнообразие;
Оценка «4» («хорошо»)
_оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле):
— незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
-грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
-недостаточный слуховой контроль;
-стабильность воспроизведения нотного текста;
-попытка передачи динамического разнообразия;
Оценка «3» («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
-неустойчивое психологическое состояние на сцене;
-формальное прочтение текста;
-слабый слуховой контроль;
-неопределенные артикуляционные штрихи;
— однообразие и монотонность звучания;
Оценка «2» («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
-частые «срывы» и остановки при исполнении;
-отсутствие слухового контроля;
-ошибки в воспроизведении нотного текста;
-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
-отсутствие выразительного интонирования;
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы — урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы учащегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика — интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов — формирование музыкально-исполнительского аппарата учащегося. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Хорошо продуманный репертуар позволяет уделять основное внимание личности ученика, тем самым усиливая художественно- игровую сторону музыкального обучения. Формирование и выбор репертуара для каждого ученика представляет собой серьезную методическую и художественную работу преподавателя пианиста. Умение творчески сочетать в программе ученика произведения для публичного исполнения (освоенные с максимальной степенью завершенности) с произведениями для общего развития, выявления перспектив развития, поддержания интереса к работе (т.е. пройденные в порядке ознакомления) является одним из серьезных показателей педагогического мастерства, определяющим в конечном счете успешное освоение образовательной программы каждым ребенком. Индивидуальный план учащегося – это нечто большее, чем список произведений, намеченных к изучению. Индивидуальный план – это педагогический диагноз и прогноз. При составлении индивидуального плана учитываются:
— особенности его общего и музыкального развития;
— конкретные исполнительские возможности;
— перспективные учебные задачи.
Множество индивидуальных подходов в формировании репертуара не исключает единство принципов в выборе художественного материала:
— академический репертуарный комплекс;
— доступность по музыкальным техническим задачам;
— разнообразие по форме стилям и видам фортепианных фактур
— особенности его общего и музыкального развития;
— вкусовые пристрастия ученика;
— конкретные исполнительские возможности;
— перспективные учебные задачи.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
-самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
-периодичность занятий — каждый день;
-объем часов недельной нагрузки — от 2 до 3 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьмипрограммы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результатзанятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и планировать на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Методические,здоровьесберегающие рекомендации по организации обучения игры на фортепиано:
Всемирная Организация Здравоохранения выделила 6 компонентов здоровья:
— физический и физиологический;
Здоровьесберегающий и здоровьетворящий подход к процессу занятий дает возможность сохранять здоровье детей при их достаточно высокой загруженности, а также укреплять его и, по мере возможности, корректировать те или иные отклонения в психофизическом развитии. Занятие музыкой способна воздействовать на разные компоненты здоровья детей как позитивно, так и негативно в зависимости от правильности и обоснованности самой системы занятий.
В решение задач представленной образовательной программой входит процесс выравнивания стартовых способностей учащихся на начальном этапе обучения, т. е. «подтягивание» слабых детей к более сильным, а также интенсивное развитие более способных учащихся в течение всего периода занятий. Этот процесс следует рассматривать не только с позиций развития музыкально-пианистических способностей, но с позиций использования занятий музыкой в качестве здоровьесберегающего и здоровьетворящего компонентов обучения.
Здоровье это не просто отсутствие болезни, а «состояние физического, психического и социального благополучия». Очевидно, следует исходить из того, что перечисленные компоненты здоровья тесно взаимосвязаны. Например, не одна болезнь не бывает только телесной или психической, также как эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психическое здоровье, интеллект не редко зависит от психофизиологических способностей человека и т. д.
Рассматривая каждый компонент здоровья в связи с обучение детей в классе фортепиано, можно сделать вывод о возможности положительного влияния занятий на их здоровье. Развитие интереса к занятиям музыки происходит одновременно с развитием наглядно-образного мышления. Это музыкальные игры и упражнения имитативного, и креативного характера, слушание музыки и рассказы о музыке, рисования и т. д., а как известно, при равномерном сочетании наглядно-образного словесно-логического мышления происходит гармоническое развитие обоих полушарий коры головного мозга. В тоже время, развитие наглядно-образного мышления детей активизирует переход от непроизвольной памяти к произвольной, т.е. влияет на их интеллектуальное развитие.
При многократном повторении одного и того же движения (освоение какого-либо пианистического навыка) развивается механическая память и тактильные ощущения. В связи с этим работая над организацией игрового аппарата ребенка с подключением произвольной памяти, необходимо тщательно контролировать правильность закрепляемых движений.
В результате занятий музыкой развивается музыкальная память, музыкальный слух и все его взаимосвязанные между собой разновидности: звуковысотный, тембровый, ритмический, гармонический, мелодический, ладотональный, динамический. Воспитание музыкального слуха способствует развитию фонематического слуха, позволяющего различать интонации разговорной речи, что в свою очередь помогает усвоению учебного материала на уроках литературы, русского и иностранного языков.
Мелкая моторика и широкие движения крупных мышц рук – основы пианистической игры – благотворно влияют на развитие межкорковых образований коры головного мозга правого полушария, а сам процесс игры на фортепиано есть результат взаимодействия зон чувств и движения (сенсомоторных зон), отвечающих за координацию движений.
Музыкальное воспитание и обучение детей невозможно без развития психо-эмоциональной сферы. Пробуждая эмоционально – творческое начало ребенка педагог тем самым поддерживает и развивает стремление его к самовыражение через собственное творчество.
Коррекционное воздействие на темперамент учащихся на этапе их роста и развития, возможно, оказывать с помощью правильного подбора репертуара. Учеников с инертными нервными процессами (интровертов) целесообразно воспитывать преимущественно на динамически-ярком, ритмически характерном и разнообразно по темпам музыкальном материале в отличие от учеников с преобладанием процессов возбуждения (экстравертов), которым следует чаще давать произведения спокойного, кантиленного характера. Тем самым дается возможность высоко реактивным детям входить в охранительного торможение, а низко реактивным, за счет увеличения раздражителей, иметь возможность максимально прочувствовать разнообразие эмоциональных ощущений, увидеть Мир через искусство в новом измерении.
Музыкальное воспитание важно не только в плане познания искусства. Сегодня доля эстетического воспитания в современной школе занимает все большее место в связи с развитием гуманизации образования. Подготовка специалистов даже в далеких от искусства профессий неизбежно включает художественные факторы в систему творческого мышления. Развитию способности ориентироваться в новой социальной целостности, способности к решению сложных и многогранных задач, поставленных жизнью, помогает музыкально-эстетическое воспитание и, как одно из его основных звеньев, обучение игре на фортепиано
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой учебной литературы 1 класс
- Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке» 1-2 ч.С-П.1999.
- Артобалевская А. «Первая встреча с музыкой» М.
- Барсукова С. «Музыкальная мозаика» Р.-Д.2002.
- Барсукова С. «Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов» Р. 2001г
- Барсукова С. «Веселые нотки» Р.2006г.
- Борзенков А., Березовский Б. «Начинаю играть на рояле» С-П 2004г.
- Геталова О. «В музыку с радостью» С-П 2004г
- С.Голованова «Первые шаги»М. 2002г.
- Григоренко В. «Пьесы для фортепиано» М.1998г.
- Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу» 1 и2 выпуск
- Королькова И. «Первые шаги маленького пианиста»Р.2005г.
- Королькова И. «Музыканту-крохе»Р.2004г. 1-2ч
- Лещинский И., Пороцкий В. «Малыш за роялем» М. 1994г.
- Любомудрова А., Туманян А. Хрестоматия для фортепианр 1 класс М.2001г.
- Ляховицкая С., Баренбойм С. «Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей» 1ч Л.1981г
- Лирические пьесы «Поющие клавиши» 1-4 кл. С-П 2005г.
- Милич Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей 1 класс М.2002г.
- Николаев А. «Школа игры на фортепиано» М. 2004г.
- Старовойтова Л. «Цветок открывается» 1-2 выпуск М.2000г.
- Сотникова О. «Я учусь играть» С-П 2001г.
- Станг Ф., Чернышова Н. «Хрестоматия педагогического репертуара» С-П2004г.
- Тургенева Э., Малюков А. «Развитие музыкально-творческих навыков» М.2002г.
- Туркина Е. «Котенок на клавишах» 1,2,3 ч.С-П1998.
- Турусова И. Хрестоматия педагогического репертуара М. 2003г.
- Харитонова И. А. «От простого к сложному» Н.1996.
- Цыганова Г., Королькова И. «Юному музыканту- пианисту «1классР. Д.2006.
- Цыганова Г., Королькова И. «Альбом ученика-пианиста» 1 класс Р.Д.2006.
- Цыганова Г. «Альбом ученика пианиста «, хрестоматия подготовительного класса Р.2005г.
- Чернышков С. «На рояле вокруг света» 1класс М. 2003.
- класс
- Альбом пьес и ансамблей для младших и средних классов ДМШ, Сост. Доля Ю., Р. 2005.
- Беренс Г. 32 избранных этюда ор.61, 88, М. 1966.
- Бетховен Л. 15 Пьес 1 вып., М.1973.
- Кабалевский Д. «Альбом пьес для детей», М.1982.
- Карафинка М., Этюды для фортепиано на разные виды техники 2, 3, 4, 5 классы ДМШ ред. Гиндин Р., К.1972.
- Катанский В. «Шедевры фортепианной музыки», М.2005.
- Клементи М. Сонатины ор.36, 37, 38 ред. Руббаха, М. 1978.
- Костромитина Л., Борисова Е. «Альбом юного музыканта», С-П 2004.
- Майкапар С. «Бирюльки», М. 1989.
- Майкапар С. «Двадцать педальных прелюдий», Л.1967.
- Михалевская Н., Парсамова И. «Забытые мелодии» 1ч., М.1998.
- Питерсон О. «Джазовые этюды и пьесы», С-П1997.
- Трауб А., Эфрусси Е. «Этюды для развития техники левой руки», М.1992.
- Хачатурян А. «Детский альбом» 1-2 тетр., М.1974.
- Ходош В. «У лукоморья», Р-Д. 1999.
- Цыганова Г., Королькова И. «Альбом ученика-пианиста» хрестоматия (2-5)классы, Р.Д. 2006.
- Цыганова, И. Королькова «Юному музыканту- пианисту» (2, 3, 4, 5 классы).
- Чайковский П. «Детский альбом», М. 1995.
- Челкаускас Ю. «Для самых маленьких» выпуск 5, .М.1978.
- Чернышков С. «На рояле вокруг света» фортепианная музыка XX века (3, 4, 5 классы).
- Шуман Р. «Альбом для юношества», М.1973.
- «Альбом начинающего пианиста», выпуски 1, 2 сост. Бакулов А. ,Сорокин К., М. 1999.
- Библиотека юного пианиста, вып. 1,2, М. 2001.
- Пьесы для 2-3 года обучения « Волшебные звуки» сост. Терехова М., Костромитина Л., С-П 2000.
- Пьесы для 1-4 классов «Мое концертное выступление». Тетр. 1 сост. Полозова М., С-П 2004.
- Пьесы русских, советских, зарубежных композиторов. Выпуски 1,2,3 Л.1981.
- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. Р.2003.Выпуски 1,2,3.
- Пьесы для фортепиано выпуск 5 ред. Б. Розенгауз, М.1975.
- Пьесы для фортепиано выпуск 4 ред. Н.Макаровой, М.1973.
- Репертуарная серия «Фортепиано» выпуск 2-5, сост. Голованова М., 1995.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей «Музыка для детей» вып. 1,2,3 сост. Сорокин К. М.1986.
- Сборник пьес для фортепиано 3-4 классы сост. Барсуков С., Р. 2004.
- Сборник пьес «Современная фортепианная музыка для детей» вып. 1-5 сост. Копчевский Н., М. 1986.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей «Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1, 2 сост. Глущенко А., Л. 1988.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей»Юный пианист» Вып. 1, 2, сост. Нантансон В., Ройзман Л., М.1975.
- Сборник фортепианных пьес и этюдов (советских композиторов) для уч-ся3-4 классов, Л.1963.
- Учебное пособие для младших и средних классов ДМШ «Хрестоматия маленького пианиста» сост. АртобалевскаяА. , С-П 2004.
- Учебное пособие «Маленький музыкант», М. 2005.
- Учебное пособие «Маленькому пианисту», С-П 1999.
- Учебное пособие «Юному музыканту- пианисту» вып. 1-4, Р. 2003.
- Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс сост. Турусова И., М. 2004.
- Хрестоматия для фортепиано 2 класс ДМШ сост. Бакулова А., Сорокин К., М. 2003.
- Хрестоматия для фортепиано 2 класс ДМШ сост. Любомудрова А., Туманян А., М.2001.
- Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс сост. Костромитина Л., Борисова Е., С-П 2004г.
- Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ сост. Четвертухина Т. , Верижнекова Т. М. 2004г.
- Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ сост. Бакулов А., Сорокин К., М.1991г.
- Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ сост. Любомудрова А., Туманян А., М.1989г.
- Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ Выпуски 1, 2 сост. Любомудрова А. Сорокин К., М.2001г.
- Хрестоматия для фортепиано 3-4 класс ДМШ сост. Диденко С. М. 2002.
- Хрестоматия для учащихся младших и средних классов. Пьесы, ансамбли, гаммы, С-П 2004.
- Хрестоматия для фортепиано сост. Любомудрова А., Сорокин К., Туманян А., М.1997.
- Хрестомкатия для фортепиано 4 класс ДМШ сост. Бакулова А., М.1992.
- Хрестоматия для фортепиано 4 класс ДМШ сост. Четвертухина Т., Верижнекова Т., М.2004.
- Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ 5 класс выпуски 1, 2 сост. Любомудова А. Сорокин К., М.1997.
- Хрестоматия для фортепиано 5 класс ДМШ сост. Диденко, М. 2002.
- Хрестоматия «Альбом ученика паниста» вып. 1-4 сост. Цыганова Г., Р. 2005.
- Хрестоматия «Фортепиано» сост. Милич Б., М.2002.
- «Чтение с листа» на уроках фортепиано (игровой курс) Т. Камаева, А. Камаев, М. 2006.
- Фортепиано 3, 4, 5 классы сост. Милич Б., М. 1994.
- Этюды выпуск 2, 3, 4, 5, 6, ред. Челкаускас Ю., М.1988.
- 50 этюдов Л. Шитте ор.108, ор.68 ред. Милованова О.
- Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. ред. Бузони Ф., М. 2003.
- Бах И.С. «Мой Бах» сост. Егорова, М 2006.
- Бах И.С. Инвенции ред. Бузони Ф., М.1975.
- Бах И.С. Французские сюиты, М. 2001.
- И.С.Бах «Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа» обр. Д.Кабалевского, М. 1967.
- Гендель Г. «Избранные произведения для фортепиано» ред. Ройзман, М.1978.
- Полифонические пьесы для фортепиано1-3 класс сост. Сорокин К., .М. 1994.
- Полифонические пьесы, выпуск 3 сост. Блажевич А., .М. 1992.
- Полифонические пьесы, выпуск 4 сост. Дельнова В., М. 1974.
- Полифонические пьесы Выпуск 1,2 сост . Копчевский Н.М.1980.
- Полифонические произведения для детей и современников И.С.Баха, сост. Гудова Е. Чернышков С., М. 2002.
- «Полифонические произведения, старинные танцы», тетр.1 (3 — 4классы), М.1995.
- «Полифонические пьесы 16-18 веков» (3 — 7 класс), сост. Старикова О., С-П 2004.
- Полифоническая тетрадь, сост. Якимчук М., С-П 1999.
- Пьесы западно-европейских композиторов15-17 век., сост. Григоренко В., М. 2002.
- Хрестоматия для фортепиано (полифонические пьесы) 1, 2, 3 выпуск (2, 3, 4, 5 классы).
- Бетховен Л. «Багатели», М.1969.
- Бородин А. Маленькая сюита, М.1971.
- Гайдн Й. Сонаты 1, 2, 3, 4 том, Лейпциг 1980.
- Глинка М. Пьесы, М. 1993.
- Дворжак А. Избранные пьесы, тетр. 1 — 2.
- Дворжак «Юморески» А., М.1975.
- Жубанов А. «Таджикские танцы», А-А.1978.
- Исакова А. «Школьные годы», А-А. 1980.
- Исакова А. Фортепианные пьесы для детей, М.1998.
- Кабалевский Д. «Фортепианная музыка для детей и юношества», выпуск 11, М.1989.
- Кирсанова Э. «Фортепианные пьесы композиторов Средней Азии и Казахстана», А-А.1982.
- Металлиди Ж. «Фортепианные циклы», С.-П.1999.
- Милич Б. Фортепиано 1-2 ч. (6, 7 классы).
- Михалевская, И. Парсамова «Забытые мелодии» 2 — 3ч. Н., М.1998.
- Музыка для детей, выпуск 6, М. 1976.
- Чайковский П. «Времена года», М. 1993.
- Чернышков С. «На рояле вокруг света» фортепианная музыка ХХ века ( 6-7класс).
- Ф. Шопен «Ноктюрны», М. 1973.
- Шопен Ф. «Экспромты», М. 1961.
- Шуман Р. «Детские сцены» для фортепиано, Р-Д. 1999.
- Избранные классические сонаты, выпуск 1, 2, 3, М. 1993.
- «Музыкальная мозаика» выпуск 3, Р-Д.2002.
- Произведения крупной формы, выпуск 2, 1.
- Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано, выпуск 5, Л. 1990.
- Хрестоматия для фортепиано. Пьесы., выпуск 1, 2, 3 (6, 7 классы), М.1984.
- Хрестоматия для фортепиано. Крупная форма., выпуск 1, 2, 3 (6, 7 классы), М.1980.
- «Шедевры классической музыки» (в переложении для 2-х фортепиано), Н.2001.
- Юный пианист 3 ч., М. 1967.
- Бургмюллер Этюды Ф. ор.105., Р-Д.1999.
- Мошковский М. 15 этюдов ор.72.
- Мошковский М. 20 маленьких этюдов ор.91., С-П. 1998.
- Черни К. (ред. С. Диденко) Избранные этюды, М.1979.
- Черни К. Школа беглости для фортепиано ор. 299, 1-2 тетр., М.1999.
- Черни К. Этюды ор. 740, М. 1994.
- Ежедневная разминка юного пианиста (вып.6-7) ред. А.Бакулов, М. 1992.
- Этюды для фортепиано 6 класс, ред. С.Гиндин, М.Карафинка, К.1986.
- Этюды для фортепиано 7класс.
- Этюды 1, 2, 3, 4 тетр., ред. Г. фон Бюлова, М. 1990.
- Черни К. Этюды ор 636, С. 1894.
- Этюды для развития техники левой руки (ред. А.Трауб, Е.Эфрусси ), М.1992
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965
3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». 2-е изд. М, Советский композитор,1973
4. Корто А. «О фортепианном искусстве». М., Музыка, 1965
5. «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве». М., Музыка, 1966
6. Гофман И. «Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре». М., Музыка, 1961
7. Коган Г. «Работа пианиста». М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. «Игра наизусть», Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», М., Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд. М., Музыка, 1987
11. Петрушин В. «Музыкальная психология». М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. » Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом». М., 1997
13. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975
15. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта»
Источник