Конспект музыки в 1 классе «Музыкальная азбука»
специалист в области арт-терапии
Тема урока: «Музыкальная азбука».
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала. Урок-игра.
Цель урока : знакомство с основами музыкальной грамоты.
Задачи: способствовать развитию выразительной стороны вокального исполнения, осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, интонаций; помочь знакомству детей с нотной грамотой, элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом, звукорядом; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать желание учиться слушать музыку и исполнять её.
Предметные : развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально — творческой деятельности.
Метапредметные: применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные : понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.
Познавательные : уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление элементов нотной грамоты.
Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.
Регулятивные: понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных образов животных, адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.
— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!».
— Перед началом исполнения песни надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
— Давайте выполним разминку на дыхание: вдох носом и 3 резких выдоха.
Упражнение «Пушинка»: руки по разным сторонам, сдуваем воображаемую пушинку с одной руки на другую за 4 выдоха; затем за 6; за 8.
— Ребята, скажите, что такое азбука? (Азбука – это первая учебная книга для детей, которая учит ребят знать буквы и складывать их в слова.)
— Кто создал первую славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий.)
— А вы знаете песню про азбуку? (Да!)
Исполнение песни «Азбука» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой).
Работа по теме урока.
— Мы спели песню про азбуку, в которой записаны буквы. Скажите, на каком уроке мы с вами находимся? ( На уроке музыка.)
— А наша азбука будет какая? (Музыкальная.)
– Давайте определим тему нашего урока: «Музыкальная азбука».
Работа с учебником (с. 22).
— Откройте учебник. Вот она, музыкальная азбука, которая нам расскажет, из чего состоит музыка. Посмотрите на Музу. Что она делает? (Записывает музыку.) Разве у музыки есть такие значки, которые можно записать?
— Давным-давно музыку записывали особыми значками. Рассмотрите их в учебнике. Только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. Термин «нота» (лат. nota – знак) употребляется для обозначения звука условным знаком.
Работа в тетради (с. 8).
— Муза приготовила много заданий.
Музыкальные звуки складываются в мелодии. Мелодия – это душа музыки. Что необходимо для того, чтобы записать мелодию? (Ноты.) Возьмите ручку и впишите в пустые клеточки слово.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот .
— Посмотрите в учебник: мышата несут таблички с названиями нот. Прочитайте их названия. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
Эти ноты все подряд
— Ноты записываются на нотном стане, или нотоносце.
— Открывает нотоносец ключ. Но какой, сейчас узнаете сами.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. ( Д. Лукич )
— Какой ключ открывает нотный стан? (Скрипичный.)
— Теперь мы укрепим ключ на свое место – на нотном стане и разместим на нем все ноты по порядку. Я буду читать стихотворение про звукоряд, а вы подсказывайте мне названия нот и записывайте их в своей тетради.
Звукоряд от До до До ,
Впереди всех нота До ,
А за нею на горе
Машет ручкой нота Ре ;
Третья нота из семи,
Безусловно, нота Ми .
А под нею нота Фа .
В огороде есть фасоль –
Здесь же в нотах только Соль .
Быстро пальцем шевеля,
Проиграла ноту Ля .
У ребят у всех спроси,
Как закончить гамму? Си !
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Вот теперь на нотном стане
И давайте-ка все ноты
Дружно напоем подряд.
Учащиеся поют звукоряд.
— Муза предлагает нам найти все ноты на клавиатуре. Я называю ноту, а вы сначала находите ее на клавиатуре, нарисованной в вашей тетради, а затем я попрошу кого-нибудь из вас найти эту ноту на клавиатуре фортепиано.
(Учащиеся выполняют задание.)
— Объявляется остановка в нашем путешествии. Физкультминутка.
( «Стаккато» — прыжки пальцами по 4 в каждой строчке.)
А теперь прыжки, ребята!
Прыг – стаккато! Прыг – стаккато!
Если прыгать, словно мячик,
Будто конь во время скачек,
Резко, коротко и быстро,
Как кузнечик в поле чистом,
Как пружинки, четко, звонко,
Словно шарик от пинг-понга,
Значит, те прыжки, ребята,
Знакомство с песней. Работа по тетради (с. 9).
— Вы з наете песн ю про ноты? (Нет.) Текст песни, которую мы сейчас услышим, вы можете прочитать в тетради. Давайте прослушаем песню «Нотный хоровод».
Звучит песня В. Герчик а «Нотный хоровод».
— О чем поется в песне? (Ноты водят хоровод.) Как звучала песня? Кто исполнял песню? (Дети, детский хор.) Повторите названия нот. (Д о , ре, ми, фа, соль, ля, си.)
— Выполните задание в рабочей тетради. Вам надо дописать недостающие ноты звукоряда и подписать названия нот.
– Муза приготовила еще одно интересн о е задани е . Разгадайте зашифрованные слова.
— Очень часто в ребусах отдельные слоги: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» – изображают соответствующими нотами. Рассмотрите положение нот на нотном стане.
– Придумайте слова, в которых есть слоги – названия нот. (Репа, домик, фары, синица, мир, фасоль, поляна , Оля, мимоза .)
Работа по учебнику (с. 23).
— У Музы есть песенка про ноты, которую она предлагает нам разучить. Рассмотрите картинку в учебнике. Предположите, как эта песенка называется. («Семь подружек».)
Послушайте песню В. Дроцевича «Семь подружек»..
— О ком поется в песне?
— Что вы можете сказать о подружках?
— Как звучала песня?
Разучивание песни В. Дроцевича «Семь подружек».
Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их … (машинисты).
— Машинист нам дает гудок, потому что наш урок подходит к концу и пора возвращаться. С егодня мы были на станции «Музыкальная азбука» вы узна ли, из чего состоит музыка? ( Да, и з нот.)
— Сколько нот в музыкальной азбуке? (Семь.)
— Наше путешествие сопровождало много песен. Какие новые песни вам запомнилась из этого путешествия? («Нотный хоровод» и «Семь подружек».)
— Оцените свою работу на уроке, подняв карточку.
Было комфортно, все понятно;
Не много затруднялся, не все понятно;
Было трудно, ничего не понятно.
— Наше занятие закончено. До свидания!
Музыка 1 класс
Тема урока: «Музыкальная азбука».
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала. Урок-игра.
Цель урока: знакомство с основами музыкальной грамоты.
Задачи: способствовать развитию выразительной стороны вокального исполнения, осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, интонаций; помочь знакомству детей с нотной грамотой, элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом, звукорядом; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать желание учиться слушать музыку и исполнять её.
Предметные : развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально — творческой деятельности.
Метапредметные: применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.
Познавательные: уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление элементов нотной грамоты.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.
Регулятивные: понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных образов животных, адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.
Ход урока.
— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!».
— Перед началом исполнения песни надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
— Давайте выполним разминку на дыхание: вдох носом и 3 резких выдоха.
Упражнение «Пушинка»: руки по разным сторонам, сдуваем воображаемую пушинку с одной руки на другую за 4 выдоха; затем за 6; за 8.
— Ребята, скажите, что такое азбука? (Азбука – это первая учебная книга для детей, которая учит ребят знать буквы и складывать их в слова.)
— Кто создал первую славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий.)
— А вы знаете песню про азбуку? (Да!)
Исполнение песни «Азбука» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой).
Работа по теме урока.
— Мы спели песню про азбуку, в которой записаны буквы. Скажите, на каком уроке мы с вами находимся? ( На уроке музыка.)
— А наша азбука будет какая? (Музыкальная.)
– Давайте определим тему нашего урока: «Музыкальная азбука».
Работа с учебником (с. 22).
— Откройте учебник. Вот она, музыкальная азбука, которая нам расскажет, из чего состоит музыка. Посмотрите на Музу. Что она делает? (Записывает музыку.) Разве у музыки есть такие значки, которые можно записать?
— Давным-давно музыку записывали особыми значками. Рассмотрите их в учебнике. Только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. Термин «нота» (лат. nota – знак) употребляется для обозначения звука условным знаком.
Работа в тетради (с. 8).
— Муза приготовила много заданий.
Музыкальные звуки складываются в мелодии. Мелодия – это душа музыки. Что необходимо для того, чтобы записать мелодию? (Ноты.) Возьмите ручку и впишите в пустые клеточки слово.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
— Посмотрите в учебник: мышата несут таблички с названиями нот. Прочитайте их названия. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
Эти ноты все подряд
Образуют звукоряд.
— Ноты записываются на нотном стане, или нотоносце.
— Открывает нотоносец ключ. Но какой, сейчас узнаете сами.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. ( Д. Лукич)
— Какой ключ открывает нотный стан? (Скрипичный.)
— Теперь мы укрепим ключ на свое место – на нотном стане и разместим на нем все ноты по порядку. Я буду читать стихотворение про звукоряд, а вы подсказывайте мне названия нот и записывайте их в своей тетради.
Звукоряд от До до До,
Впереди всех нота До,
А за нею на горе
Машет ручкой нота Ре;
Третья нота из семи,
Безусловно, нота Ми.
А под нею нота Фа.
В огороде есть фасоль –
Здесь же в нотах только Соль.
Быстро пальцем шевеля,
Проиграла ноту Ля.
У ребят у всех спроси,
Как закончить гамму? Си!
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Вот теперь на нотном стане
И давайте-ка все ноты
Дружно напоем подряд.
Учащиеся поют звукоряд.
— Муза предлагает нам найти все ноты на клавиатуре. Я называю ноту, а вы сначала находите ее на клавиатуре, нарисованной в вашей тетради, а затем я попрошу кого-нибудь из вас найти эту ноту на клавиатуре фортепиано.
(Учащиеся выполняют задание.)
— Объявляется остановка в нашем путешествии. Физкультминутка.
( «Стаккато» — прыжки пальцами по 4 в каждой строчке.)
А теперь прыжки, ребята!
Прыг – стаккато! Прыг – стаккато!
Если прыгать, словно мячик,
Будто конь во время скачек,
Резко, коротко и быстро,
Как кузнечик в поле чистом,
Как пружинки, четко, звонко,
Словно шарик от пинг-понга,
Значит, те прыжки, ребята,
Знакомство с песней. Работа по тетради (с. 9).
— Вы знаете песню про ноты? (Нет.) Текст песни, которую мы сейчас услышим, вы можете прочитать в тетради. Давайте прослушаем песню «Нотный хоровод».
Звучит песня В. Герчика «Нотный хоровод».
— О чем поется в песне? (Ноты водят хоровод.) Как звучала песня? Кто исполнял песню? (Дети, детский хор.) Повторите названия нот. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
— Выполните задание в рабочей тетради. Вам надо дописать недостающие ноты звукоряда и подписать названия нот.
– Муза приготовила еще одно интересное задание. Разгадайте зашифрованные слова.
— Очень часто в ребусах отдельные слоги: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» – изображают соответствующими нотами. Рассмотрите положение нот на нотном стане.
– Придумайте слова, в которых есть слоги – названия нот. (Репа, домик, фары, синица, мир, фасоль, поляна, Оля, мимоза.)
Работа по учебнику (с. 23).
— У Музы есть песенка про ноты, которую она предлагает нам разучить. Рассмотрите картинку в учебнике. Предположите, как эта песенка называется. («Семь подружек».)
Послушайте песню В. Дроцевича «Семь подружек»..
— О ком поется в песне?
— Что вы можете сказать о подружках?
— Как звучала песня?
Разучивание песни В. Дроцевича «Семь подружек».
Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их … (машинисты).
— Машинист нам дает гудок, потому что наш урок подходит к концу и пора возвращаться. Сегодня мы были на станции «Музыкальная азбука» вы узнали, из чего состоит музыка? (Да, из нот.)
— Сколько нот в музыкальной азбуке? (Семь.)
— Наше путешествие сопровождало много песен. Какие новые песни вам запомнилась из этого путешествия? («Нотный хоровод» и «Семь подружек».)
— Оцените свою работу на уроке, подняв карточку.
- Было комфортно, все понятно;
- Не много затруднялся, не все понятно;
- Было трудно, ничего не понятно.
Источник