Допиши недостающую ноту звукоряда подпиши названия нот

Конспект музыки в 1 классе «Музыкальная азбука»

специалист в области арт-терапии

Тема урока: «Музыкальная азбука».

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала. Урок-игра.

Цель урока : знакомство с основами музыкальной грамоты.

Задачи: способствовать развитию выразительной стороны вокального исполнения, осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, интонаций; помочь знакомству детей с нотной грамотой, элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом, звукорядом; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать желание учиться слушать музыку и исполнять её.

Предметные : развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально — творческой деятельности.

Метапредметные: применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные : понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

Познавательные : уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление элементов нотной грамоты.

Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

Регулятивные: понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных образов животных, адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.

— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!».

— Перед началом исполнения песни надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.

— Давайте выполним разминку на дыхание: вдох носом и 3 резких выдоха.

Упражнение «Пушинка»: руки по разным сторонам, сдуваем воображаемую пушинку с одной руки на другую за 4 выдоха; затем за 6; за 8.

— Ребята, скажите, что такое азбука? (Азбука – это первая учебная книга для детей, которая учит ребят знать буквы и складывать их в слова.)

Кто создал первую славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий.)

— А вы знаете песню про азбуку? (Да!)

Исполнение песни «Азбука» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой).

Работа по теме урока.

— Мы спели песню про азбуку, в которой записаны буквы. Скажите, на каком уроке мы с вами находимся? ( На уроке музыка.)

— А наша азбука будет какая? (Музыкальная.)

– Давайте определим тему нашего урока: «Музыкальная азбука».

Работа с учебником (с. 22).

— Откройте учебник. Вот она, музыкальная азбука, которая нам расскажет, из чего состоит музыка. Посмотрите на Музу. Что она делает? (Записывает музыку.) Разве у музыки есть такие значки, которые можно записать?

— Давным-давно музыку записывали особыми значками. Рассмотрите их в учебнике. Только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. Термин «нота» (лат. nota – знак) употребляется для обозначения звука условным знаком.

Работа в тетради (с. 8).

— Муза приготовила много заданий.

Музыкальные звуки складываются в мелодии. Мелодия – это душа музыки. Что необходимо для того, чтобы записать мелодию? (Ноты.) Возьмите ручку и впишите в пустые клеточки слово.

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот .

— Посмотрите в учебник: мышата несут таблички с названиями нот. Прочитайте их названия. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си.)

Эти ноты все подряд

— Ноты записываются на нотном стане, или нотоносце.

— Открывает нотоносец ключ. Но какой, сейчас узнаете сами.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ – дверной. ( Д. Лукич )

— Какой ключ открывает нотный стан? (Скрипичный.)

— Теперь мы укрепим ключ на свое место – на нотном стане и разместим на нем все ноты по порядку. Я буду читать стихотворение про звукоряд, а вы подсказывайте мне названия нот и записывайте их в своей тетради.

Звукоряд от До до До ,

Впереди всех нота До ,

А за нею на горе

Машет ручкой нота Ре ;

Третья нота из семи,

Безусловно, нота Ми .

А под нею нота Фа .

В огороде есть фасоль –

Здесь же в нотах только Соль .

Быстро пальцем шевеля,

Проиграла ноту Ля .

У ребят у всех спроси,

Как закончить гамму? Си !

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

Вот теперь на нотном стане

И давайте-ка все ноты

Дружно напоем подряд.

Учащиеся поют звукоряд.

— Муза предлагает нам найти все ноты на клавиатуре. Я называю ноту, а вы сначала находите ее на клавиатуре, нарисованной в вашей тетради, а затем я попрошу кого-нибудь из вас найти эту ноту на клавиатуре фортепиано.

(Учащиеся выполняют задание.)

Объявляется остановка в нашем путешествии. Физкультминутка.

( «Стаккато» — прыжки пальцами по 4 в каждой строчке.)

А теперь прыжки, ребята!

Прыг – стаккато! Прыг – стаккато!

Если прыгать, словно мячик,

Будто конь во время скачек,

Резко, коротко и быстро,

Как кузнечик в поле чистом,

Как пружинки, четко, звонко,

Словно шарик от пинг-понга,

Значит, те прыжки, ребята,

Знакомство с песней. Работа по тетради (с. 9).

— Вы з наете песн ю про ноты? (Нет.) Текст песни, которую мы сейчас услышим, вы можете прочитать в тетради. Давайте прослушаем песню «Нотный хоровод».

Звучит песня В. Герчик а «Нотный хоровод».

— О чем поется в песне? (Ноты водят хоровод.) Как звучала песня? Кто исполнял песню? (Дети, детский хор.) Повторите названия нот. о , ре, ми, фа, соль, ля, си.)

Выполните задание в рабочей тетради. Вам надо дописать недостающие ноты звукоряда и подписать названия нот.

– Муза приготовила еще одно интересн о е задани е . Разгадайте зашифрованные слова.

— Очень часто в ребусах отдельные слоги: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» – изображают соответствующими нотами. Рассмотрите положение нот на нотном стане.

– Придумайте слова, в которых есть слоги – названия нот. (Репа, домик, фары, синица, мир, фасоль, поляна , Оля, мимоза .)

Работа по учебнику (с. 23).

— У Музы есть песенка про ноты, которую она предлагает нам разучить. Рассмотрите картинку в учебнике. Предположите, как эта песенка называется. («Семь подружек».)

Послушайте песню В. Дроцевича «Семь подружек»..

— О ком поется в песне?

— Что вы можете сказать о подружках?

— Как звучала песня?

Разучивание песни В. Дроцевича «Семь подружек».

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их … (машинисты).

— Машинист нам дает гудок, потому что наш урок подходит к концу и пора возвращаться. С егодня мы были на станции «Музыкальная азбука» вы узна ли, из чего состоит музыка? ( Да, и з нот.)

— Сколько нот в музыкальной азбуке? (Семь.)

— Наше путешествие сопровождало много песен. Какие новые песни вам запомнилась из этого путешествия? («Нотный хоровод» и «Семь подружек».)

— Оцените свою работу на уроке, подняв карточку.

Было комфортно, все понятно;

Не много затруднялся, не все понятно;

Было трудно, ничего не понятно.

— Наше занятие закончено. До свидания!

Музыка 1 класс

Тема урока: «Музыкальная азбука».

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала. Урок-игра.

Цель урока: знакомство с основами музыкальной грамоты.

Задачи: способствовать развитию выразительной стороны вокального исполнения, осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, интонаций; помочь знакомству детей с нотной грамотой, элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом, звукорядом; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать желание учиться слушать музыку и исполнять её.

Предметные : развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально — творческой деятельности.

Метапредметные: применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

Познавательные: уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление элементов нотной грамоты.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

Регулятивные: понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных образов животных, адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.

Ход урока.

— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!».

— Перед началом исполнения песни надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.

— Давайте выполним разминку на дыхание: вдох носом и 3 резких выдоха.

Упражнение «Пушинка»: руки по разным сторонам, сдуваем воображаемую пушинку с одной руки на другую за 4 выдоха; затем за 6; за 8.

— Ребята, скажите, что такое азбука? (Азбука – это первая учебная книга для детей, которая учит ребят знать буквы и складывать их в слова.)

Кто создал первую славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий.)

— А вы знаете песню про азбуку? (Да!)

Исполнение песни «Азбука» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой).

Работа по теме урока.

— Мы спели песню про азбуку, в которой записаны буквы. Скажите, на каком уроке мы с вами находимся? ( На уроке музыка.)

— А наша азбука будет какая? (Музыкальная.)

– Давайте определим тему нашего урока: «Музыкальная азбука».

Работа с учебником (с. 22).

— Откройте учебник. Вот она, музыкальная азбука, которая нам расскажет, из чего состоит музыка. Посмотрите на Музу. Что она делает? (Записывает музыку.) Разве у музыки есть такие значки, которые можно записать?

— Давным-давно музыку записывали особыми значками. Рассмотрите их в учебнике. Только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. Термин «нота» (лат. nota – знак) употребляется для обозначения звука условным знаком.

Работа в тетради (с. 8).

— Муза приготовила много заданий.

Музыкальные звуки складываются в мелодии. Мелодия – это душа музыки. Что необходимо для того, чтобы записать мелодию? (Ноты.) Возьмите ручку и впишите в пустые клеточки слово.

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

— Посмотрите в учебник: мышата несут таблички с названиями нот. Прочитайте их названия. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си.)

Эти ноты все подряд

Образуют звукоряд.

— Ноты записываются на нотном стане, или нотоносце.

— Открывает нотоносец ключ. Но какой, сейчас узнаете сами.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ – дверной. ( Д. Лукич)

— Какой ключ открывает нотный стан? (Скрипичный.)

— Теперь мы укрепим ключ на свое место – на нотном стане и разместим на нем все ноты по порядку. Я буду читать стихотворение про звукоряд, а вы подсказывайте мне названия нот и записывайте их в своей тетради.

Звукоряд от До до До,

Впереди всех нота До,

А за нею на горе

Машет ручкой нота Ре;

Третья нота из семи,

Безусловно, нота Ми.

А под нею нота Фа.

В огороде есть фасоль –

Здесь же в нотах только Соль.

Быстро пальцем шевеля,

Проиграла ноту Ля.

У ребят у всех спроси,

Как закончить гамму? Си!

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

Вот теперь на нотном стане

И давайте-ка все ноты

Дружно напоем подряд.

Учащиеся поют звукоряд.

— Муза предлагает нам найти все ноты на клавиатуре. Я называю ноту, а вы сначала находите ее на клавиатуре, нарисованной в вашей тетради, а затем я попрошу кого-нибудь из вас найти эту ноту на клавиатуре фортепиано.

(Учащиеся выполняют задание.)

Объявляется остановка в нашем путешествии. Физкультминутка.

( «Стаккато» — прыжки пальцами по 4 в каждой строчке.)

А теперь прыжки, ребята!

Прыг – стаккато! Прыг – стаккато!

Если прыгать, словно мячик,

Будто конь во время скачек,

Резко, коротко и быстро,

Как кузнечик в поле чистом,

Как пружинки, четко, звонко,

Словно шарик от пинг-понга,

Значит, те прыжки, ребята,

Знакомство с песней. Работа по тетради (с. 9).

— Вы знаете песню про ноты? (Нет.) Текст песни, которую мы сейчас услышим, вы можете прочитать в тетради. Давайте прослушаем песню «Нотный хоровод».

Звучит песня В. Герчика «Нотный хоровод».

— О чем поется в песне? (Ноты водят хоровод.) Как звучала песня? Кто исполнял песню? (Дети, детский хор.) Повторите названия нот. о, ре, ми, фа, соль, ля, си.)

Выполните задание в рабочей тетради. Вам надо дописать недостающие ноты звукоряда и подписать названия нот.

– Муза приготовила еще одно интересное задание. Разгадайте зашифрованные слова.

— Очень часто в ребусах отдельные слоги: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» – изображают соответствующими нотами. Рассмотрите положение нот на нотном стане.

– Придумайте слова, в которых есть слоги – названия нот. (Репа, домик, фары, синица, мир, фасоль, поляна, Оля, мимоза.)

Работа по учебнику (с. 23).

— У Музы есть песенка про ноты, которую она предлагает нам разучить. Рассмотрите картинку в учебнике. Предположите, как эта песенка называется. («Семь подружек».)

Послушайте песню В. Дроцевича «Семь подружек»..

— О ком поется в песне?

— Что вы можете сказать о подружках?

— Как звучала песня?

Разучивание песни В. Дроцевича «Семь подружек».

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их … (машинисты).

— Машинист нам дает гудок, потому что наш урок подходит к концу и пора возвращаться. Сегодня мы были на станции «Музыкальная азбука» вы узнали, из чего состоит музыка? (Да, из нот.)

— Сколько нот в музыкальной азбуке? (Семь.)

— Наше путешествие сопровождало много песен. Какие новые песни вам запомнилась из этого путешествия? («Нотный хоровод» и «Семь подружек».)

— Оцените свою работу на уроке, подняв карточку.

  • Было комфортно, все понятно;
  • Не много затруднялся, не все понятно;
  • Было трудно, ничего не понятно.

Источник

Читайте также:  Киш кукла колдуна ноты для фортепиано
Оцените статью