Дорийским ладом обыгрываем аккорд

Что такое дорийский лад и в чем его особенность

Привет! Мы продолжаем серию постов о ладах на гитаре. Разберем натуральные лады – классические и наиболее часто используемые. Узнаем, как может практически применить знания о ладовой системе гитарист. Сегодня разбираемся с дорийским ладом.

Дорийский лад. Общая информация

Дорийский лад – это одна из самых древних звуковых систем, бывшая в ходу еще в Средние века и во времена Античности. Название тоже связано с античной Грецией, а точнее с племенем дорийцев.

Это минорная гамма, которая звучит как натуральный минор с поднятой шестой ступенью. Его строение: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон, или же 2 тетрахорда Т-П-Т, соединенные тоном посередине. Это делает его симметричным.

Так выглядит звукоряд Am-dorian:

Отличия от обычного минора

От натурального минора дорика отличается повышенной шестой ступенью. Посмотрите на картинку с построением выше: у шестой ноты стоит знак диеза. Приподнятая ступень придает мелодиям возвышенное, светлое настроение, гамма становится чуть более мажорной.

Аппликатуры дорийского лада

Построим звукоряд от одной из тоник. Представленную схему можно двигать по грифу и получать одинаковый звуковой рисунок в различных тональностях. К примеру, построим ля-минор от пятого лада. Начинаем с шестой струны:

Читайте также:  Ноты вокализа рахманинова для фортепиано

Перешагиваем через лад и попадаем на следующую тонику.

Простейшим примером дорики на фортепиано будет последовательность от «ре» до «ре», сыгранная на белых клавишах.

Аккорды дорийского лада

Чаще всего строятся от натуральных минорных. Для примера возьмем Am, в базовом варианте составленный нотами А-С-Е. А вот Am-dorian включает в себя четвертый звук F#, то есть ту самую повышенную шестую. Другим способом можно получить этот аккорд, заменив один звук (не тонику) на F#. Например: А-F#-Е.

Дорийский лад в музыке

Больше всего его любят джазовые, блюзовые, фанк-музыканты, в т. ч. импровизаторы. Начиная с 50-х годов эта гармония стала даже популярнее обыкновенного минора, а теперь почти полностью вытеснила.

В Средневековье его активно использовали при написании церковной музыки, чтобы добиться возвышенного звучания, настроения «светлой печали». В возрождении этого строя в 20 в. большую роль сыграл Джими Хендрикс, который много экспериментировал и с другими ладами.

Сейчас довольно часто встречается при создании поп-музыки.

Среди популярных композиций в дорике можно назвать:

  1. The Beatles – Eleanor Rigby.
  2. Майлз Дэвис – So What.
  3. Джордж Гершвин – Summertime.

Дорийские аккорды придают композиции оттенки античной мелодии или средневековой баллады. В некоторых сочетаниях они создают этническое звучание и восточный колорит, но считаются диссонантными. Из-за негармоничного для современного слушателя звучания их нельзя применять слишком часто.

Куда лучше строить из дорики соло, звучание будет вполне гармоничным, но новым на слух.

Видео

На мой взгляд, у Александра Зилкова есть лучшее видео-объяснение ладовой системы, рекомендую посмотреть.

Надеюсь, вы сможете применять новые навыки при создании собственных композиций. Умения обращаться с ладовой теорией позволяет талантливо импровизировать и писать аранжировки.

Расскажите в комментариях, как быстро вам удалось освоить этот прием.

Зачем нужен дорийский лад. Видеоурок по импровизации:

Что Такое Дорийский Лад. Рассказывает педагог ГМКЭДИ Михаил Суджян:

Источник

Обыгрывание аккордов минорного класса

6 комментарий (-ев) к статье «Обыгрывание аккордов минорного класса»

а где же звуковой файл, чтобы послушать? желательно для каждого примера отдельно.

Блин,забыл выложить:) Сделаю

Весьма полезно! Но почему в некоторых местах руки тянутся сыграть немножко другие ноты? В 9 примере на аккорд Cm вместо C Bb D G странным образом кажется (может именно мне только) интереснее C B D F#.

А на мой взгляд в этой пользы мало. Ну, проиграйте гамму от второй ступени мажорного лада по клавишам самого мажорного лада. Ну, судьба у этой гаммы такая, быть ей дорийской. Это же не вы ее сделали такой? И совсем не напряжетесь, обыгрывая аккорд второй ступени такими нотами, так как они естественны для тональности песни. В целом ведь просто использованы звуки основного тонического лада, а такая интерпретация только все усложняет.
Будучи отнюдь не противником теории в практической музыке, все-таки такой взгляд на построение мелодии, находящейся естественно в определенной тональности, на некоторый аккорд, гармонизирующий эту мелодию, это скорее просто факт, который замечает грамотный музыкант, владеющий дорийскими, миксолидийскими… ладами. На практике же разве что очень одаренный композитор будет сидеть и тупить, сочиняя мелодию, вспоминая, какими же мне ладами рекомендовали обыгрывать в сегодняшнем блюзе минор второй ступени в мажоре, учитывая что я отклонился туда из минора… сделать осознанный выбор, выдавить таки 3-5 нот мелодии и перейти к следующему аккорду. При таком подходе вряд ли выйдет хит, даже при условии соблюдения всех теорий. Скорее всего человек чувствует звучащее у него внутри настроение джаза… и генерирует мелодию лишь меньшей отчасти осознанно. А вот при обратном инжиниринге мы как раз и узнаём все озвученные раскладки. Они окажутся просто естественным складом стиля, а не задумкой автора. Другой вопрос, что такое ощущение музыки, стилей и умение применять это, генерировать мелодии естественным путем достигается, конечно же, широкими теоретическими знаниями и опытом слушания, исполнения, анализа….
Если цель статьи разложить жизнь по полочкам? То она имеет право на жизнь. Если цель — помощь композитору? То как-то сомнительно.

Вы не первый попали в большое заблуждение,которое пытаетесь выдать за истину.Если бы композиторы не искали гаммы и не применяли эти знания на практике,то не было бы вообще никакого развития.Большинство композиторов рождали свой стиль исключительно из теоретических предпосылок.Например,лады Мессиана не могли появиться естественным образом — это результат работы вдохновения и ума.То же самое и с импровизацией.Тот кто думает,что не надо знать гаммы и способы обыгрывания аккордов чаще всего обыгрывает все одно гаммой в результате чего импровизацию уже невозможно слушать через 8 тактов.Послушайте любого известного импровизатора и Вы услышите использование не 10-15 способов обыгрывания,а гораздо большее их количество.Развитие идет только через работу и постоянный поиск,который является теоретическим — практически большую часть невозможно найти.Можете посмотреть любую школу и любой учебник.Ну а лучшее доказательство — это конечно импровизации мастеров и музыка гениев)

Источник

Дорийский лад

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Поскольку я уже упоминал о недопустимости трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание. Также несложно заметить, что дорийский лад состоит из двух одинаковых тетрахордов вида T-П-Т, что является одной из причин его популярности (симметрия основа музыки!)

Послушайте пример звучания:

Как и любой другой натуральный лад дорийский имеет свои характерные интервалы, аккорды и каденции, которые позволяют наиболее полно и четко его обозначить.
Обычно есть несколько контекстов использования этого лада в музыке. В блюзе очень часто используется дорийский-блюзовый лад смесь блюзовой пентатоники и дорийского минора. Более подробно его я рассматривал здесь. В фанке очень часто употребляется ход типа:

Обратите внимание,что для обозначения лада необходимо всего две ступени (если учесть,что в басу будет основной тон аккорда) — это мажорная 6 и минорная третья. Обе они присутствует в этом ходе.

Наиболее характерным является интервал сексты на первой ступени лада, который получил название дорийская секста. Послушайте фанковый грув с использованием характерных ходов дорийского лада.

Очень часто дорийское звучание может появляться случайным образом, например, как проникновение мажорных элементов в минорную гамму. Хотя звучание будет идентичным, но принципы использования совсем разные. Отличие, как всегда в природе модальных ладов, которые являются самодостаточными. Использование дорийского лада в импровизации:

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения(m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных септаккордов содержащих в себе какое-либо минорное трезвучие:

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и характерным интервалам.

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда, минор на 2 ступени, мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого,как правило вводит дорийский лад.

Использование в композиции.

Как уже упоминалось данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания этнического,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Источник

Дорийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

Дорийский лад. Общая информация

Дорийский лад – один из типов натурального звукоряда, отличающийся от классического минора, который был широко распространен во времена средневековья и античности. Он до сих пор используется в различных современных композициях, и каждому музыканту необходимо понимать, как он выстраивается, чтобы расширить свой музыкальный словарь. В данной статье мы подробно расскажем про дорийскую гамму, как ее строить и использовать.

Отличия от обычного минора

Дорийский лад относится к минорному наклонению, однако отличается от обычного звукоряда своим настроением.

Для начала давайте вспомним, как выглядит стандартная минорная гамма на примере тональности Ля-минор.

A – B – C – D – E – F – G

В дорийской гамме мы поднимаем шестую ступень – то есть, ноту F. Соответственно, у нас получается следующая последовательность нот. Таким образом, строение дорийского лада выглядит вот так:

A – B – C – D – E – F# – G

Эта ступень дает минорному ладу более радостное и мажорное звучание, которое в современной музыке больше ассоциируется с джазом и фанком.

Попробуйте построить дорийский минор от любой другой тональности – например, от Гаммы Ре-минор .

Аппликатуры дорийского лада

Аппликатура дорийского лада на гитаре почти ничем не отличается от классической минорной гаммы. Для удобства мы построим классическую аппликатуру от пятого лада. Ее же можно переносить по грифу, меняя тонику и получая нужные вам ноты.

Шестая струна: 5 – 7 – 8

Пятая струна: 5 – 7

Четвертая струна: 4 — 5 – 7

Третья струна: 4 – 5 – 7

Вторая струна: 5 – 7 – 8

Первая струна: 5 – 7 – 8

Как можно увидеть, аппликатура очень схожа с блюзовой гаммой . Эти два лада очень часто комбинируют между собой, добиваясь интересного и самобытного звучания.

Аккорды дорийского лада

Чаще всего дорийский лад используется для обыгрывания минорных аккордовых последовательностей .

Для того чтобы построить дорийский аккорд, нам нужно добавить к уже готовой аккордовой форме ту самую повышенную шестую ступень, получая дорийскую сексту. Вот пример, использующий аккорд Am. Его базовая форма выглядит так:

Достроим к этому минорному трезвучию дополнительную ноту – нашу шестую ступень. У вас получится:

Кроме этого, вы можете поменять одну из ступеней на тот самый F# и получить следующую схему:

Это трезвучие также обладает характерным «дорийским» звучанием.

Дорийский лад в музыке

Из всех ладов народной музыки дорийский используется больше всего. Очень часто его можно услышать в фанке и джазе, а также в поп-музыке. Ниже приведены примеры песен с использованием дорийского лада:

  1. John Coltrane – Impressions
  2. Jimi Hendrix – Purple Haze
  3. Santana – Evil Ways
  4. Miles Davis – Milestones
  5. The Beatles – Eleanor Rigby

Использование дорийского лада

Использование дорийской гаммы оправдано, в первую очередь, в джазовой и фанковой импровизации. Стоит сказать, что аккорды, которые выстраиваются через дорийские ступени, относятся к диссонантным, и использовать их надо очень осторожно. Если же ваша задача – играть соло, то чтобы заставить звучать композицию интереснее, как раз можно использовать дорийский лад. Неслучайно это одна из самых популярных гамм в поп-музыке.

Кроме этого, дорийский лад можно использовать для создания этнического звучания, и стилизации песни под греческие композиции или средневековые баллады. Данный тип минора дает грустное звучание, в котором время от времени появляются нотки радости.

Источник

Оцените статью