Дошкольное музыкальное воспитание с нотами

Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

посёлка Октябрьского муниципального образования

Т.Ю. Даньковская

«Обучение нотной грамоте детей 4 – 7 лет»

Методическое пособие музыкальным руководителям

по обучению нотной грамоте детей дошкольного возраста,

используемые в совместной и индивидуальной деятельности.

Даньковская Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

О.В. Тараненко – заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Н.Г. Пономаренко – старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

В этом пособии Вы познакомитесь с элементами музыкальной грамоты. Узнаете как можно обучить музыкальной грамоте детей дошкольного возраста, как проходит знакомство с нотами, названием нот, нотными знаками, ритмом. Научитесь и научите проговаривать ритмические рисунки.

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Вот, не читайте сейчас дальше, а попробуйте ответить на этот вопрос.

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Существует множество определений музыки. Но ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Когда мы слышим спокойную музыку – мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей.

Когда мы слушаем быструю музыку нам хочется танцевать, или что – то делать, у нас учащается дыхание и пульс. Поэтому, на праздниках играет весёлая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения.

Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться. Во время войны музыка поддерживала в людях боевой дух, не давала угаснуть надежде на победу.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали её в последний раз.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

Знакомство с нотами, с названием нот,

знакомство с длительностями нот.

1. Как называются ноты и где они живут.

Предлагаю познакомить детей со сказками о каждой нотке.

На каждую ноту есть своя, по-своему, интересная сказка. Мы рассуждаем о сказке. Дети отвечают на все вопросы, заданные мной, чтобы лучше усваивался материал детьми.

2. Знакомство с длительностями нот.

Затем, знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» — длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью картинок различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

а) Работа с картинками. Ритм в картинках.

б) Цепочки из картинок.

в) Затем, предлагаю нотки (кружочки) без картинок.

Объясняю, что длинная нотка – это большой круг, а короткая нотка – маленький круг.

г) Цепочки из кружков разного размера.

д) Цепочки в виде рыбок.

Так же можно предложить цепочки из солнышек, божьих коровок и т.д.

е) Знакомство с паузой.

ж) Как выглядят (пишутся) ноты

з) Какого цвета нотки и где живут?

и) На каждую нотку есть небольшая попевка.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко воспроизводят ритм. Услышав разную высоту звука, они понимают, что ноты звучали разные. С большим восторгом относятся к увиденному ритму. Пройдя все этапы подготовки, получив базовые знания о нотах, дети понимают, что петь можно разными звуками, а не «гудеть» на одной нотке.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по музыкальной грамоте.

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение.

Методы и приемы обучения грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой сторо.

НОД «Веселые нотки» знакомит детей с элементами нотной грамоты.

Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в виде сказки не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следя.

Презентация на тему «Знакомство детей дошкольного возраста с нотной грамотой» с анимацией.В презентации использованы материалы из сборника Наталии Ветлугиной Музыкальный букварь.

Источник

Дошкольное музыкальное воспитание с нотами

Автор: И. Левидов
Год: 1939
Издательство: Музгиз
Страниц: 112
Формат: PDF
Размер: 10,3 МВ
Язык: русский

Идея охраны и культуры детского голоса получает в условиях нашей действительности все более широкое и планомерное практическое осуществление. В этом сказывается одна из характерных черт социалистического строя, при котором забота о развитии всех народных сил, способностей, дарований поднята на уровень общегосударственной задачи. Самая мысль об охране и воспитании детского голоса могла плодотворно развиться только на советской почве; она нашла действенный отклик среди школьных преподавателей пения и в кругах музыкальной и всей советской общественности.
Значение литературы по вопросу детского пения очень велико, тем более потому, что при обучении пению детей нельзя целиком переносить сюда приемы и методы вокального обучения взрослых. Особенности детского голосового аппарата, детского организма и интеллекта вызывают необходимость разработки специальной научно-обоснованной методики вокальной работы с детьми. Создание такой методики — сложная задача, решение которой стоит на очереди и обусловлено дальнейшим накоплением опыта экспериментальной и учебно-практической работы.
Автор надеется, что публикуемая ныне работа в какой-то мере восполнит существующий пробел и, не претендуя на роль методики, тем не менее окажет посильную помощь работникам в области детского пения, так как излагает уже накопленный опыт, следовательно, содержит известные методические элементы.

Автор: Г. Науменко
Год: 2013
Издательство: Современная музыка
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 6,0 МВ
Язык: русский

Автор представляет в книге концепцию методики работы с детьми по обучению их народному пению с учетом новых сведений по музыкальному интонированию и певческим возможностям детей, а также на базе их творческого потенциала, песенного фольклора, который дети исполняют в своих играх и забавах. Адресована она руководителям детских хоровых коллективов, учителям музыки дошкольных учреждений и общеобразовательных школ; также может использоваться в качестве одного из учебных пособий к курсам «Введение в народоведение» и «Мир народной культуры», разработанным для начальной и средней школы, а также программам «Наследие», «Истоки», «Радуга», «Развитие». Одной из целей «Фольклорной азбуки» является попытка поднять интерес к более широкому использованию песенного фольклора в сфере детского музыкального образования и, прежде всего, в одном из наиболее массовых его видов — хоровом пении.

Автор: Н. Метлов
Год: 1985
Издательство: Просвещение
Страниц: 144
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский

В книге представлены статьи известного педагога-музыканта Николая Афанасьевича Метлова. Содержание статей раскрывает вопросы взаимосвязи всех видов музыкальной деятельности дошкольников.
Музыкальный руководитель, воспитатель получат практические рекомендации, как развивать у детей музыкальный слух, вести работу по обучению пению, организовать детский оркестр, провести утреннюю гимнастику под музыку и т.д.

Автор: К. Белорусец и др.
Год: 1996
Издательство: Открытый мир
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

Дорогой читатель! Тетрадь, которую ты держишь в руках, мы разделили на две
части.
В первой части мы хотим познакомиться с тобой. Мы будем задавать тебе самые разные вопросы, а ты будешь то композитором, то сочинителем, то художником. Словом, понадобится вся твоя смекалка. Если захочешь, тебе помогут друзья, родители и, конечно, уроки МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.
Во второй части тетради ты начнёшь учиться, чтобы стать ИСПОЛНИТЕЛЕМ, и прочитаешь сказку о том, что такое МУЗЫКА.

Автор: Я. Сатуновский
Год: 1973
Издательство: Физкультура и спорт
Страниц: 28
Формат: DJVU
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский

В книге «Шире круг» представлены детские подвижные игры народов СССР. Каждая игра сопровождается песенкой. Издание будет в первую очередь интересно воспитателям детских садов и педагогам начальных классов школ, музыкальным руководителям и родителям.

Автор: Н. Улашенко
Год: 2009
Издательство: Волгоград: ИТД «Корифей»
Страниц: 112
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Данное пособие содержит музыкально-методический материал, который может быть использован для проведения музыкальных занятий с детьми младшей группы детского сада. В работе содержатся разнообразные игровые приемы, с помощью которых можно развить у детей не только навыки совместных игровых действий, но и певческие, и танцевальные, а также артистические способности.
Музыкально-игровой материал работы может быть использован как основа творческих импровизаций в играх с детьми. Он поможет сориентировать педагогов на применение материала на занятиях с детьми как раннего, так и более старшего возраста.
Пособие адресовано музыкальным работникам, воспитателям ДОУ, родителям.

Автор: Т. Сауко, А. Буренина
Год: 2001
Издательство: С.-Пб.: Музыкальная палитра
Страниц: 120
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет и методическое сопровождение к ней поможет организовать систему работы по развитию движений и музыкальных способностей у детей раннего возраста.
Для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, Домов ребенка, воспитателей групп “Особый ребенок”, дефектологов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, а также родителей.

Автор: А. Арисменди
Год: 1989
Издательство: Прогресс
Страниц: 176
Формат: PDF
Размер: 2,7 МВ
Язык: русский

Альсира Легаспи де Арисменди — известный уругвайский педагог, автор переведенной на русский язык книги «Педагогика и марксизм».
В новой своей книге автор в доступной, популярной форме рассказывает о месте дошкольного музыкального воспитания в общем развитии ребенка, раскрывает связь музыкальных способностей с другими задатками ребенка. В книге приводятся песни народов Латинской Америки.

Автор: И. Выродова
Год: 2007
Издательство: школьная пресса
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский

Эта книга посвящена развитию маленького ребенка средствами музыки в процессе эмоционального общения со взрослым. Музыкальные игры с детьми от рождения до двух лет, специально подобранные, выстроенные в определенную систему, будут способствовать развитию музыкальности малыша, формированию у него стимула к занятиям различными видами музыкальной деятельности, окажут положительное влияние на его общее развитие, помогут ему установить первые контакты со сверстниками.
Книга адресована прежде всего родителям, а также педагогам и психологам
детских дошкольных учреждений.

Автор: В. Гудимов, А. Лусинян, О. Ананьева
Год: 1998
Издательство: Гном-пресс
Страниц: 34
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский

Пособие «Поющая азбука» предназначено для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Для пения (соло, ансамбль, хор) с буквенно-цифровым обозначением сопровождения.

Автор: О. Зайцева
Год: 2005
Издательство: Академия развития
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский

В сборник вошли песни, игры, танцы, сценарии праздников для детей дошкольного и школьного возраста. Увлекательные сюжеты не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. Сценарий «День Ивана Купалы» станет настоящей тематической находкой для музыкальных руководителей детских садов и организаторов детских школьных лагерей. Новогодняя дискотека, «День смеха», праздник для выпускников детского сада порадуют изобилием игр, конкурсов, веселых розыгрышей.
Книга адресуется музыкальным руководителям, воспитателям детских садов, учителям начальной школы.

Автор: С. Пушкина
Год: 1998
Издательство: Кифара
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский

Сборник фольклорных материалов для детей младшего возраста (старшие группы детского сада и начальная школа) подготовлен автором инсценировок русских народных песен, игр и сказок с учетом потребности в них учебных и любительских коллективов, в которых осуществляется эстетическое воспитание детей и развитие детского творчества на основе русского фольклора.
В настоящее время этой проблеме уделяется много внимания, растет число Центров эстетического воспитания и творчества детей, а также различных клубных кружков. Понимание того, что именно народные традиции, народное искусство — лучшие помощники в сохранении здоровья детей и в их разностороннем развитии, диктует необходимость все новых и новых публикаций фольклорного материала, адаптированного в соответствии со спецификой работы с детьми, и особенно младшего возраста.

Автор: В. Трусова
Год: 1998
Издательство: С.-Пб.: б.и.
Страниц: 82
Формат: PDF
Размер: 4,3 МВ
Язык: русский

Книга предназначена для общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для широкого использования на музыкальных занятиях в детских садах, школах, кружках, секциях.

Автор: И. Москалькова, М. Рейниш
Год: 1998
Издательство: Музыка
Страниц: 120
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Данное пособие содержит методические рекомендации педагогам, ведущим курс сольфеджио в дошкольных группах, а также поурочные планы работы с дошкольниками (60 уроков) и музыкальный материал к ним. Для педагогов детских музыкальных школ.

Автор: И. Кошмина
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается издание: «Давайте играть. Музыкальные игры и песни. Выпуск 1». Автор-составитель И. Кошмина. Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Автор: В. Шейн
Год: 2002
Издательство: ГНОМ и Д
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Выпуск 2 является продолжением серии пособий «ГАМ­МА». В данном пособии продолжается ознакомление детей дошкольного возраста с основами музыкальной грамоты. Здесь вводятся ноты ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, понятия ритма и пе­сенного творчества, а также скрипичный и басовый ключ и гамма.
Музыкальные занятия построены в форме игры, что по­зволяет педагогу постоянно вовлекать-детей в процесс позна­ния при помощи вопросов, загадок и заданий.
Автором использованы в играх в качестве действующих лиц любимые персонажи детских сказок: птички, зверушки, игрушки, что способствует, наряду с широким применением наглядности, развитию интереса и активности детей.
Пособие «ГАММА» адресовано, прежде всего, педагогам, преподающим музыку в детских садах, школах, кружках, а также родителям, самостоятельно обучающим своих детей музыке.

Автор: В. Шейн
Год: 2002
Издательство: ГНОМ и Д
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский

Данное пособие состоит из развивающих музыкальных игр и ставит своей целью обучение детей 3-6 лет основам музыкальной грамоты в увлекательной игровой и театрализованной форме.
Предлагаемые игры развивают у детей мелодический, тембровый, эвуковысотный слух, чувство ритма, стимулируют индивидуальное и коллективное детское творчество.
В книге используются различные виды театров (кукольный, настольный), игрушки киндер-сюрпризы, мягкие игрушки, картинки фланелеграфа.
Книга «Гамма» предназначена для широкого круга читателей: педагогов музыкальных школ, хоровых студий и кружков, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений и родителей, занимающихся музыкальным развитием детей.

Автор: С. Белецкий
Год: 1993
Издательство: Омск: ЭДМШ
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский

Тетрадь может быть использована как на начальном этапе обучения, при формировании навыков нотной записи, так и в последующем, для заданий сочинения и записи собственных мелодий на тексты двустиший лото «Азбука музыки».

Автор: М. Белованова
Год: 2010
Издательство: Феникс
Страниц: 187
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Сборник рассчитан на детей 5-7 лет, начинающих обучаться на фортепиано.
С одной стороны это учебник, в котором от имени веселого маленького персонажа — Мидольки — жителя волшебного королевства Семьнасемь даются основные музыкальные понятия. С другой стороны — это тетрадь, дневник, в котором ребенок выполняет домашние задания, рисует, пишет, раскрашивает.
Первая часть сборника — донотный период — это собрание упражнений и песенок для игры без нот (пение их по лесенкам и игра с помощью кружочков на инструменте, все эти песенки написаны с аккомпанементом учителя). Вторая часть сборника — знакомство с нотной грамотой на основе 11-линейной системы. Подбор мелодии сделан в соответствии с изучаемым в каждом конкретном случае нотным диапазоном.
Учебник очень понравится молодым педагогам, т. к. представляет собой поурочную разбивку. Уроки по этому учебнику проходят весело, материал запоминается легко и основательно.

Автор: О. Панкова, О. Гвоздева
Год: 1994
Издательство: Новосибирск: УМЦ комитета по культуре Администрации Новосибирской области
Страниц: 35
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский

В результате многолетней работы в ССМШ, а также занятий с учениками Музыкального лицея Новосибирской консерватории, у нас сложилась определенная методика преподавания игры на фортепиано, которая помогает быстрому продвижению детей в овладении инструментом и позволяет им воспринять интонационно-художественную природу музыки.
Проецируя на методику преподавания фортепиано учение В. Асафьева о музыкальной интонации и опираясь на психологию слушательского восприятия, которая исследуется в трудах Е. Назайкинского и В. Медушевского, мы заняты проблемой всестороннего развития музыкального слуха детей.

Источник

Читайте также:  Ария керубино non so piu ноты
Оцените статью