Достойно есть подобен доме евфрафов ноты

ЦЕРКОВНЫЕ ПОДОБНЫ [СЛУШАТЬ] + НОТЫ

Подобны, как часть исконно церковного пения, обладают удивительным свойством. Они не подчиняются законам музыки (мажор/минор). То есть если напев минорный, то он должен сопровождать исключительно печальный текст и наоборот, если мажор, то звучит весело. Одна и та же мелодия подобна используется как для радостного праздника (например, подобен «Радуйся Живоносный Кресте» в службе Воздвижения Креста Господня), так и в период Великого поста, когда радость сменяется покаянием, и Кресту мы поклоняемся (тот же подобен на Крестопоклонной неделе Великого поста).

Или подобен «Тридневен» изначально является текстом воскресной стихиры, но часто на него положено петь тексты, связанные с распятием Господа.

При пении на мелодии подобнов певчии словно сами проникаются смыслом соответствующего текста и пение будет звучать в соответствии с настроением текста, конкретной службы. Это некое незримое действие Святого Духа, душа сама проникается нужным настроением. Я это ощущала на себе, что в самом деле удивительно.

И это ещё раз подтверждает тот факт, что не нужно откладывать подобны в долгий ящик, надо обязательно учить и петь эти мелодии. Уже за нас давно было продумано, что музыкально хорошо подойдет к тому или иному тексту и именно при соблюдении этого правила (своего рода тоже послушание) эффект будет максимальный, в том смысле, что пение будет настраивать молящихся на нужную волну.

Поэтому теперь рассмотрим каждый из наиболее распространенных подобнов по отдельности с нотными и аудио примерами и правилами их распева. Представленные ниже ноты охватывают лишь один вариант распева подобнов. Для многих из них существует несколько вариантов напевов, ноты которых будут представлены в третьей части.

Читайте также:  Литургия древнего распева ноты

ГЛАС 1

Небѐсных чино̀в ра̀дование,/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,/ Пречѝстая Дѐво,/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия,/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,// Богоро̀дице, возложѝхом.

Напев этого самоподобна очень простой и состоит всего из двух колен (мелодий). Оригинал (самоподобен) по сути является богородичном и находится как в приложении отпустительных богородичнов, которые поются в будничные службы в понедельник на «И ныне», если святому полагалась стихира на «Слава», так и в службе понедельника 1-го гласа на стиховне.

В богослужебных книгах указание о пении на «Небесных чинов» встречается достаточно часто. При пении стихиры на данный самоподобен разделить её нужно так, чтобы заключительный текст распевался на мелодию 2-го колена. Еще раз обращаю внимание, что в Минее часто стихиры разделены неверно, следует проверять.
Самоподобен начинается с безударного слога «не» (минорный квартсекстаккорд). Но стихиры, которые начинаются с ударного слога, соответственно должны распеваться с ударного слога «бе» самоподобна (минорное трезвучие).

Пример пения (Оптина Пустынь):

Самоподобен Небесных чинов- Оптина Пустынь

О, дѝвное чу̀до!/ Исто̀чник Жѝзни/ во гро̀бе полага̀ется,/ и лѐствица к небесѝ гро̀б быва̀ет:/ веселѝся Гефсима̀ние,/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме./ Возопиѐм вѐрнии,/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:/ Благода̀тная, ра̀дуйся,/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,/ подая̀й мѝрови// Тобо̀ю вѐлию мѝлость.

Указание на пение на этот самоподобен реже встречается в богослужебных книгах. Он также сложнее по структуре, поэтому распеть его без нот будет не просто.
Самоподобен находится в службе Успения Пресвятой Богородицы, 1-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни.

Пример пения:
из службы Субботы Акафиста ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)

Взбранной Воеводе, глас 1 подобен О, Дивное чудо

ГЛАС 2

Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.

Самоподобен является стихирой на стиховне службы Великой Пятницы.
Состоит из 5-ти колен. Распевается он строго на 9 строк, из которых с 1-й по 4-й повторяются дважды друг за другом, а 9-я является заключительной. На это следует обращать внимание при разделении стихиры (в Минее бывают ошибки). Встречается достаточно часто. Несмотря на большое количество строк, запоминается легко. На него часто поют «Достойно есть» на литургии.

Пример пения (Псково-Печерский монастырь):

Егда во гробе Мариам, глас 2 подобен Егда от древа

До̀ме Евфра̀фов,/ гра̀де святы̀й,/ проро̀ков сла̀во,/ украсѝ дом,/ в нѐмже Божѐственный ражда̀ется.

Самоподобен находится в службе недели святых отцов (1-я стихира на стиховне).
Подобен ему – это стихира в службе русских святых – стихира на «Слава» на стиховне:
Но̀вый до̀ме Евфра̀фов,/ удѐле избра̀нный,/ Ру̀сь свята̀я,/ хранѝ вѐру правосла̀вную,// в нѐйже тебѐ утверждѐние.

Стихиры распеваются на 5 строк, обычно они такие же короткие по тексту, как и подобен, и повторять мелодии колен заново не приходится, если только при пении на него неизменяемых песнопений (к примеру, «Достойно есть»).

Пример пения (Троице-Сергиева Лавра):

Самоподобен Доме Евфрафов

ГЛАС 3

Достаточно известный тропарный самоподобен, является кондаком праздника Рождества Христова.

Дѐва днѐсь Пресу̀щественнаго ражда̀ет, и земля̀ вертѐп Непристу̀пному прино̀сит, А̀нгели с па̀стырьми славосло̀вят, волсвѝ же со звездо̀ю путешѐствуют, нас бо ра̀ди родѝся Отроча̀ Мла̀до, Превѐчный Бог.

Помимо прямых указаний богослужбных книг для случаев пения на этот подобен (к примеру, для кондака Покрова Борогорицы) его прекрасно можно применить в службе в период Великого поста – Суббота Акафиста, где кондак Взбранной Воеводе должен исполняться 8 раз. Поэтому часто для этих целей используют 8 напевов разных подобнов на 8 гласов.

Пример пения (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):

Взбранной Воеводе, глас 3 подобен Дева днесь

ГЛАС 4

Да̀л есѝ зна̀мение/ боя̀щимся Тебѐ Го̀споди,/ Крѐст Тво̀й честны̀й,/ ѝмже посрамѝл есѝ/ нача̀ла тьмы̀ и вла̀сти,/ и возвѐл есѝ нас/ на пѐрвое блажѐнство,/ тѐмже Твоѐ человеколю̀бие сла̀вим,/ Иису̀се Всесѝльне,// Спа̀се душ на̀ших.

Самоподобен является стихирой Октоиха на стиховне утрени в среду.
Состоит из 4-х колен и заключительного, но после 4-го перед заключительным снова следует 1-е. Стихиру следует разделять так, чтобы перед заключительной петь 1-ю мелодию.
Стихиры на этот самоподобен встречаются достаточно редко. Чаще у 4-го гласа можно увидеть подобны «Яко добля» и «Званный свыше». Но они по структуре сложнее и поются обычно по нотам.

Пример пения ( Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):

Стихира Дал еси во образ нам, глас 4 Подобен Дал еси знамение

Самоподобен «Яко добля» находится в службе Георгию Победоносцу (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне).

Я̀ко до̀бля в му̀ченицех,/ страстотѐрпче Гео̀ргие,/ сошѐдшеся днѐсь восхва̀лим тя,/ я̀ко течѐние совершѝв, вѐру соблю̀л есѝ,/ и прия̀т от Бо̀га побѐды твоея̀ венѐц:/ Его̀же молѝ, от тли и бед изба̀витися,/ вѐрою соверша̀ющим// всечестну̀ю па̀мять твою.

Пример пения (Хор ПСТГУ — Течение совершил еси, Филиппе святителю)

Стихиры 4 гласа, подобен ‘Яко добля’

Самоподобен «Званный свыше» — стихира на «Хвалитех» из службы апостолам Петру и Павлу (29 июня).

Зва̀нный свы̀ше,/ а не от человѐк,/ егда̀ земна̀я тьма̀/ помрачѝ о̀чи телѐсныя,/ нечѐстия облича̀я сетова̀ние,/ тогда̀ небѐсный свет облиста̀/ мы̀сленныя о̀чи,/ благочѐстия открыва̀я красоту̀./ Тѐмже позна̀л есѝ изводя̀щаго свет из тьмы̀/ Христа̀ Бо̀га на̀шего:/ Его̀же молѝ,// спастѝ и просветѝти ду̀ши на̀ша.

Пример пения (Хор ПСТГУ — Егда прежде рождества твоего):
Стихиры 4 гласа. Подобен ‘Званный свыше’

Стихиры 4 гласа. Подобен ‘Званный свыше’

ГЛАС 5

Самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте»

Glas_5_Podoben_Raduysya_Zhivonosny_Kreste.pdf

Ра̀дуйся Живоно̀сный Крѐсте,/ благочѐстия непобедѝмая побѐда,/ двѐрь ра̀йская,/ вѐрных утверждѐние,/ Цѐркве ограждѐние,/ ѝмже тля разорѝся и упразднѝся,/ и попра̀ся смѐртная держа̀ва,/ и вознесо̀хомся от землѝ к небѐсным:/ ору̀жие непобедѝмое,/ бесо̀в сопротивобо̀рче,/ сла̀ва му̀чеников,/ преподо̀бных я̀ко воѝстину удобрѐние,/ приста̀нище спасѐния,// да̀руяй мѝру вѐлию мѝлость.

Самоподобен является стихирой на «Слава» на стиховне службы Крестовоздвижения (14 сентября).
Эта же стихира есть также в службе Крестопоклонной недели Великого поста.
Напев подобна «Радуйся…» состоит из 4-х колен и заключительного. Стихиру распределять лучше так, чтобы заключительная мелодия была после 4-го, 1-го либо 2-го колен.
Существуют разные варианты распева для 1-го, 3-го и 4-го колен (см. ноты).

Пример пения —
Из службы Живоносного Источника в Светлую Пятницу ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):

Стихира Богородице Живоносный Источник, глас 5

ГЛАС 6

Самоподобен «Тридневен» – воскресная стихира Октоиха на «Хвалитех».

Триднѐвен воскрѐсл есѝ, Христѐ, от гро̀ба/ я̀коже пѝсано ѐсть,/ совоздвѝгнувый праотца̀ на̀шего./ Тѐмже Тя и сла̀вит/ ро̀д человѐческий,// и воспева̀ет Твоѐ воскресѐние.

Очень проста его структура, всего 2 колена, заканчивается 2-м либо его хорошо заканчивать мелодией заключительного колена напева ирмологического 6-го гласа, называемого в обиходе «Волною морскою» (ноты). При выборе мелодии заключительного колена хорошо сопоставить мелодию с текстом стихиры. Мы можем встретить указания петь на данный подобен как радостные праздничные стихиры (как воскресная, они повествуют о воскресении Господа), так и стихиры, связанные со скорбью о распятии Христа.

Сравните текст воскресной стихиры со следующим текстом Крестобогородична из службы в пятницу на стиховне утрени 3-й седмицы Великого поста, который по указаниям Триоди поётся на данный подобен:

Всечѝстая, я̀ко вѝде Тебѐ/ на крестѐ повѐшена,/ пла̀чущи вопия̀ше ма̀терски:/ Сы̀не Мо̀й, и Бо̀же Мо̀й,/ сладча̀йшее Моѐ Ча̀до,/ ка̀ко терпѝши// стра̀сть поно̀сную.

Заканчивать напевом на «Волною морскою» лучше при радостном тексте стихиры, не делая музыкального ударения на новую мелодию, тем самым не отвлекая от самого текста мелодическим подъёмом. В случае воскресных стихир и иных радостных текстов хорошо музыкально приукрасить и сделать акцент на заключительном тексте, спев его на «Волною морскою».

На эту мелодию также часто поют 3-й антифон «Во Царствии Твоем».

Пример пения (Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):

Стихира глас 6, Подобен «Тридневен»

Стихира на литии службы всем русским святым. Интересен тот факт, что на литии этой службы поются стихиры на все восемь гласов на различные подобны.

Все отложѝвше/ житѐйское томлѐние/ и сла̀дость теку̀щую презрѐвше,/ крест взя̀сте, я̀ко ѝго Божѐственное,/ и Христу̀ послѐдовасте,/ и к Небѐсному поко̀ю чу̀дно вселѝстеся./ О дру̀зи Христо̀ви, сосу̀ди честнѝи,/ святѝи вси, в России просия̀вшии,/ приидѝте посредѐ нас невѝдимо,/ предначина̀юще торжество̀ и пѐние/ и сподобля̀юще даро̀в невещѐственных// ваш пра̀здник соверша̀ющих светолѐпно.

Подобен состоит из 5-ти колен и заключительного, при этом мелодии повторяются после 5-го начиная с 3-го, т.е. 1-е и 2-е поются только один раз. Заканчивать необходимо после мелодии 5-го, в крайнем случае – после 3-го колена.

У этого подобна может быть два окончания, первое – как указано в нотах и второе – на заключительную мелодию «Волною морскою» (как «Тридневен»).

Также существует 2 варианта теноровой партии в 4-м колене — один из тех случаев, когда тенору в единственном лице принадлежит мелодическая партия, а все остальные голоса смиренно ждут, когда тенор её споет 🙂

Пример пения (Хор Нижегородской Духовной Семинарии):

Стихира прп. Серафиму, глас 6 Подобен Все отложше

Не является подобном как таковым. Это ирмологический напев 6-го гласа, но я решила включить его в список вместе с подобнами, поскольку он не употребляется в обиходе постоянно для пения ирмосов в отличие от остальных ирмологических гласов.

Волно̀ю морско̀ю/ Скры̀вшаго дрѐвле,/ гонѝтеля мучѝтеля,/ под землѐю скры̀ша спасѐнных о̀троцы;/ но мы, я̀ко отроковѝцы,/ Го̀сподеви поѝм,// сла̀вно бо просла̀вися.

Воскресные ирмосы на него обычно не поются. Этот напев используется в Великий пост для пения ирмосов канонов Страстной седмицы. Также на него иногда поют ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского, и неизменяемые песнопения «Достойно есть» или песнь Богородицы «Величит душа моя Господа».

Напев не сложный, состоит из 3-х колен и заключительного, после 3-го следует 2-е, т.е. 1-е поётся только один раз. Начинаться может с типичного для 6-го гласа минорного квартсекстаккорда либо, если на начало приходится ударный слог, существует два других варианта начала (см. ноты).

Существует иной более умилительный вариант напева с измененным 3-м коленом для тенора и баса (соответственно используется как минимум для трио). Пример см. на «Достойно есть».

ГЛАС 8

Самоподобен «О, преславного чудесе!»

Glas_8_Podoben_Preslavnogo_chudese.pdf

Самоподобен «О, преславного чудесе!» является стихирой на «Хвалитех» службы Крестовоздвижения.

О, пресла̀вного чудесѐ,/ живоно̀сный сад,/ Крѐст пресвяты̀й,/ на высоту̀ возно̀сим явля̀ется днѐсь./ Славосло̀вят вси концы̀ земнѝи,/ устраша̀ются дѐмонские полкѝ,/ о каковы̀й дар земны̀м дарова̀ся,/ ѝмже Христѐ, спасѝ ду̀ши на̀ша,// я̀ко Едѝн Благоутро̀бен.

Самоподобен содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-я повторяются дважды в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я единожды и заключительная 5-я. Разбивать стихиры необходимо строго по этой схеме. Бывает, правда, что заканчивать приходится после 1-го колена. Встречается достаточно часто для пения стихир на глас 8.

Пример пения — Из службы блаж. Ксении Петербургской (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)

Стихиры блаж. Ксении, подобен «О, преславного чудесе»

Се Женѝх грядѐт в полу̀нощи,/ и блажѐн раб, его̀же обря̀щет бдя̀ща:/ недосто̀ин же па̀ки, его̀же обря̀щет уныва̀юща./ Блюдѝ у̀бо душѐ моя̀,/ не сно̀м отяготѝся,/ да не смѐрти предана̀ бу̀деши,/ и Ца̀рствия вне затворѝшися,/ но воспрянѝ зову̀щи:/ Свят, Свят, Свят есѝ Бо̀же,// Богоро̀дицею помѝлуй нас.

Этот подобен является напевом для тропарей, а не стихир и используется в период Великого поста. Напев очень простой, двухстрочный, заканчивается 2-й строкой.

Пример пения (Оптина Пустынь):

Самоподобен «Се Жених»

Возможно, что приведённые примеры пения подобнов (особенно в монастырском исполнении) растрогают Ваши души и привьют любовь в этим умилительнейшим мелодиям, которые сами заставляют душу молиться и возноситься к Господу.

Ни одно авторское песнопение не обладает таким свойством, потому что в нём присутствует отголосок личности конкретного человека. В церковном пении личность должна преобладать лишь одна — Триединый Господь и всё остальное вокруг Него.

Источник

Оцените статью