Блюз >Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только
Дабл-стопы! Это, пожалуй, один из самых важных приемов кантри-гитары — как для игры соло и импровизаций, так и для ритм-партий. Поэтому сегодняшний урок мы посвятим дабл-стопам. Я приготовил для вас довольно простые примеры, которые помогут вам разобраться в том, что же это такое, и научиться использовать их в своей игре. Дабл-стопы отлично вписываются практически в любой стиль, будь то блюз, рок, кантри или другие направления.
Дабл-стоп можно описать как ноты, исполняемые одновременно на двух соседних струнах. В Упр. 1 представлено то, что я называю «дабл-стоповой гаммой». Кантри-гитаристы обычно играют дабл-стопы средним и безымянным пальцем правой (звукоизвлекающей) руки. В данном конкретном случае мы базируемся на А-миксолидийском ладу (A-B-C#-D-E-F#-G). Обратите внимание на третью струну: мы играем ноты чистого миксолидийского лада с добавлением диатонической терции на второй струне. Чтобы добиться мажорного звучания, просто повысьте ноту G на полтона.
Упражнения для гитары с дабл-стопами
Упр. 2 — та же гамма, но с небольшими добавлениями хроматических ходов. Несмотря на то, что изменения эти очень незначительны, они придают звучанию совершенно другой — гораздо более плавный — характер.
А теперь возьмем гамму Упр. 1 и сыграем ее на других парах струн ( Упр. 3 ). Я часто заканчиваю фразы дабл-стопами на третьей и четвертой струнах. Интересная идея — одновременно с дабл-стопом ударять по пятой струне, глуша ее. Получается перкуссивная нота, которая добавляет звучанию яркости и звона — а именно это чаще всего и ассоциируется с игрой на Телекастере.
Иногда я беру самую простую блюзовую фразу и добавляю в нее дабл-стопы. Посмотрите на Упр. 4 . Это очень популярная и даже клишированная блюзовая фраза в А, но для наших целей она подходит очень хорошо. А теперь посмотрите на Упр. 5 . Уже лучше, не правда ли?
Еще один вариант использования дабл-стопов — их смещение по прогрессии I-IV-V легкими щипками. Этот прием я впервые услышал у банджистов, исполнявших блюграсс. Позже я увидел, как Дэнни Гэттон (Danny Gatton) и Брент Мэйсон (Brent Mason) играют так, достигая умопомрачительной скорости! Я был поражен. Вот вам Упр. 6 в тональности С. Попробуйте сами!
На сегодня все. Конечно, то, о чем мы говорили, — всего лишь поверхностное знакомство с дабл-стопами. Если идеи, которые я предложил сегодня, пришлись вам по вкусу, продолжайте работать и изучать бесчисленные возможности этого замечательного приема и не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобы получать интересные уроки гитары.
Источник
Гитарный строй Drop D и Double Drop-D
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Шестиструнная гитара классически настраивается на так называемый испанский строй, в котором 4 открытые струны из шести составляют ми-минорное созвучие, то есть аккорд со звуками Ми (E), Соль (G) и Си (B). Весь строй имеет следующий вид звукового набора, если начинать с шестой — самой толстой — струны: EADGBE. Пятая струна настраивается на звук Ля (A), а четвёртая — на Ре (D). Таким образом, между открытыми 6-й и 1-й струнами, издающими ноты Ми большой и первой октав соответственно, звуковой диапазон составляет 2 октавы.
Нередко стандартную настройку шестиструнной гитары изменяют либо на более низкую, либо, наоборот, высокую. К нестандартным пониженным настройкам относятся гитарные строи Drop D и Double Drop-D.
Что значит гитарный строй?
Строй любого струнного музыкального инструмента, в том числе и гитары, означает стандартную настройку всех его открытых струн на определённую частоту колебания (ноту). Стандартный строй шестиструнной гитары имеет вид EADGBE.
Изменение высоты звука даже одной гитарной струны приводит к статусу нестандартного строя инструмента.
В гитарной настройке, имеющей название Drop D, изменению подвергается шестая струна. Она понижается на 1 тон в звук Ре (D) большой октавы. Все остальные остаются по-прежнему в классической настройке. Схема строя приобретает несколько иной вид: DADGBE.
Снижение высоты звуков бывает либо вынужденным действием гитариста, либо его личной инициативой с целью придания инструменту более «тяжёлого» звучания, актуального при исполнении роковых мелодий либо аккомпанемента (особенно на электрогитаре). Примеры вынужденной перестройки в нижнем регистре:
- исполнение композиций, написанных композиторами именно для этого строя гитары;
- необходимость уместиться в диапазон оригинального произведения при обработке его для гитары;
- в случаях более удобного исполнения квинтаккордов (power chord) на электрогитаре.
Приведём расположение некоторых квинтаккордов на грифе гитары в строе Drop D:
Гитарный строй Double Drop-D (двойной Drop D) предполагает понижение на 1 тон не только шестой, но и первой струны. В этом случае схематически настройка выглядит так: DADGBD. Звучание инструмента становится ещё «тяжелее», чем при Drop D, поэтому такая настройка очень распространена среди гитаристов групп, исполняющих тяжёлый рок.
Какие струны нужны?
Существуют и другие дроп-строи гитары. Самый распространённый из них — Drop C, в котором 6-я струна понижается на 2 тона от классического строя, а все остальные — на 1 тон: CGCFAD. Но в этом случае необходимо сменить комплект струнного аксессуара на более толстый калибр, иначе возможно биение о металлические порожки и ухудшение качества звука в целом. В основном такая настройка производится на акустических гитарах с металлическими струнами и электрогитарах, владельцы которых практикуются на игре рока в разных стилях. И если на гитаре стоит комплект «восьмёрка» или «девятка», то лучше поставить «десятку» как минимум.
Калибр «десятка» означает толщину первой (самой тонкой) струны в тысячной доле от дюйма (0,010»). Все остальные тоже будут соответствовать более толстому калибру.
Для рассматриваемых строев Drop D и Double Drop-D, при которых понижаются 6-я и 1-я струны всего лишь на 1 тон, замены стандартного комплекта в большинстве случаев не потребуется. Считается допустимым понижение или повышение высоты строя в пределах одного тона. Такое действие не принесёт никакого ущерба гитаре и звуку.
Но если гитарист использует тонкий комплект (до «девятки»), то при строе Double Drop-D целесообразнее будет заменить первую струну либо соответствующим элементом из комплекта «десятки», либо поставить ещё одну вторую струну из этого же комплекта (то есть «восьмёрки» или «девятки») на место первой. Натяжение её от стандарта (Си малой октавы) до ноты Ре первой октавы составит 1,5 тона, что вполне компенсируется одновременным ослаблением натяжения шестой струны со звука Ми до Ре большой октавы. Ничего серьёзного даже для грифа классической гитары такая перестройка не создаст.
Как настроить гитару?
Что касается настройки гитары в строй Drop D либо Double Drop-D, то в этом нет никаких сложностей даже для новичка, если у него имеется гитарный тюнер. Даже если у тюнера функция действует лишь только на стандартную настройку гитары, то в таком случае алгоритм настройки на Drop D такой:
- настраиваются все струны на классический лад: EADGBE;
- далее следует ослабить шестую струну и, зажимая её на II ладу, посредством подкручивания соответствующего колка перестроить на звук E (Ми), что для открытой струны будет равняться ноте Ре (D).
При необходимости получения строя Double Drop-D для шестой струны действия соответствуют предыдущим. А первая струна настраивается на ноту Ре первой октавы следующим образом (из стандартного строя):
- первая струна ослабляется на пару оборотов колка;
- вторая струна прижимается на III ладу;
- подкручиванием колка первой струны добиваются одинакового звучания со второй струной, прижатой на III ладу (на этом ладу вторая струна звучит нотой Ре первой октавы).
Как видим, первую струну с тюнером, настроенным на стандарт, приходится перестраивать по слуху по второй струне. Для новичка это может оказаться непосильной задачей, поэтому ему лучше запастись хроматическим тюнером, в котором даже автоматически улавливается истинный звук. Нужно настраивать по обозначениям, принятым в конкретной модели тюнера, что указывается в инструкции по его использованию. Обозначения нот неизменны:
К альтерированным звукам добавляются соответствующие обозначения знаков альтерации:
- диез (повышение чистого звука на полутон) — # (C#, D# и так далее);
- бемоль (понижение чистого звука на полутон) — b (например, Eb, Bb).
Октавы на мониторе тюнеров нередко обозначаются арабскими цифрами. Для гитары актуальны следующие цифры:
- большая октава — 2 (например, шестая открытая струна обозначается на мониторе тюнера как E2);
- малая октава — 3 (вторая открытая струна обозначается B3);
- первая октава — 4 (первая открытая струна — E4).
Если же нет никаких тюнеров под рукой и программ на ПК и смартфоне, то можно настраивать гитару по какому-либо другому настроенному музыкальному инструменту: фортепиано, баяну, трубе, другой гитаре. Однако для этого нужен хорошо развитый слух и опыт настройки. Совсем новичку такой процесс может оказаться вообще невыполнимой задачей, поэтому настройке инструмента необходимо уделять внимание при обучении в первую очередь. И не только по электронным средствам, но и на слух.
Обязательно нужно знать истинное звучание классического строя шестиструнной гитары и нестандартных его видов.
Стандартный струнный строй гитары имеет следующее звучание в нотах:
- №6 (самая толстая) — Ми большой октавы (далее б. о.);
- №5 — Ля б. о.;
- №4 — Ре малой октавы (м. о.);
- №3 — Соль м. о.;
- №2 — Си м. о.;
- №1 (самая тонкая) — Ми первой октавы.
А в описываемых настройках (Drop D и Double Drop-D) шестая струна звучит как Ре большой октавы, а первая — Ре первой октавы. При этом истинное звучание гитары на октаву ниже того, что записано в нотном тексте. Об этом всегда нужно помнить.
Источник
Double ноты для гитары
Просматривая видеозаписи концертов любимых исполнителей, вы, вероятно, заметили, что время от времени гитаристы исполняют мелодии в две гитары, причем не только риффы, но и соло. Делается это по определенным правилам и звучит довольно интересно. По сути, принцип такой же, как и при пении в два голоса: каждый исполняет свою партию, а вместе получается красиво и выразительно. В гитарной музыке исполнение двойными нотами применяют практически все музыканты, но, конечно, не в каждой песне. За основу берется соло (желательно, что-то мелодичное) и к каждой ноте добавляется интервал. Точно так же, как вы играли мелодии октавами, а риффы квинтами, соло можно исполнять терциями. Терция состоит из двух нот, поэтому вся мелодия делится на две партии и воспроизводится на гитарах в два голоса. Главное — делать это одновременно.
Конечно, терции играют и на одной гитаре, но, во-первых, получается не так интересно, как в две гитары (особенно если играть на драйве), а во-вторых, это не всегда удобно в плане аппликатуры. Терции бывают двух типов; большие и малые. Они используются в равной степени в зависимости от ситуации.
Большая терция — интервал, включающий в себя два тона, — строится следующим образом: от любой ноты (кроме нот, расположенных на третьей струне) необходимо отсчитать один лад влево и прижать на полученном ладу следующую, более тонкую, струну. Например, возьмем ноту «ля» (пятый лад шестой струны) и построим большую терцию. Отнимаем от пяти один и получаем четыре. Прижимаем четвертый лад на пятой струне — и готово (рис. 8.15).
Для того чтобы построить малую терцию — интервал, включающий в себя полтора тона, — нужно от любой ноты (кроме нот на третьей струне) отсчитать два лада влево и прижать на полученном ладу следующую более тонкую струну. Таким образом, от ноты «ля» малая терция получится на третьем ладу пятой струны (рис. 8.16).
По схожему принципу строятся обе терции от нот, расположенных на третьей струне, но в этом случае отсчитывать влево нужно на один лад меньше. Так, если строить большую терцию от ноты «до» (пятый лад третьей струны), то получится, что искомый интервал находится на пятом ладу второй струны, а малая терция — на четвертом ладу второй струны.
Упражнение № 95. Соло терциями № 1 (см. ypoк нa DVD).
Ниже представлены партии двух гитар (два голоса), расположенные друг под другом, которые исполняются одновременно (рис. 8.17).
Естественно, для этого необходимы два гитариста. На DVD записано три варианта упражнения: две партии вместе, партия первой гитары и партия второй гитары. Таким образом, приложение дает вам возможность сыграть как бы вместе со вторым гитаристом по очереди в любой роли (для чего следует выучить и первую, и вторую партии). Партии не представляют собой ничего сложного. Подобные упражнения вы отрабатывали в гл. 6. Используйте правила игры в позиции: один лад — один палец — и применяйте переменный штрих. Сначала выучите и отработайте партию первой гитары, затем — второй. После этого приступайте к исполнению вместе с записью на DVD.
Упражнение №96. Соло терциями №2 (см.ypoк на DVD).
В этом упражнении обе партии включают в себя бэнды с возвратом. Первый гитарист делает бэнд на полтона, а второй — на тон. При исполнении в две гитары особенно важным является качество подтяжек (достаточно сфальшивить только одному из гитаристов — результат будет удручающим), поэтому упражнение необходимо играть чисто н синхронно. Даже раскачивание струны во время исполнения вибрато у обоих гитаристов должно происходить одновременно и с одинаковой амплитудой (рис. 8.18).
Упражнение №97. Соло терциями №3 (см. урок на DVD).
Это упражнение наглядно демонстрирует каким образом играются терции в два голоса на одной гитаре. Подобные вещи как правило, исполняются на чистом звуке или на акустике. Обратите внимание на вибрато двумя гальпами (рис. 8.19).
Имеет смысл попробовать исполнять данное упражнение приемом тремоло — размашистым движением кисти правой руки сразу по двум струнам (в «балалаечном» стиле). Уделите особое внимание глушению посторонних звуков.
Источник