Дпоп народные инструменты фортепиано

Программа по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по музыкальному виду искусства «Народные инструменты»

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».Учебный предмет «Фортепиано» направлен на овладение фортепиано как вторым инструментом (дополнительным к основному), расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Скачать:

Вложение Размер
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» ДПОП «Народные инструменты» 81.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Г.УДАЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУ МЕНТЫ»

Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Методическим советом Директор МБОУ ДОД

«___»__________ 20__г. «ДМШ» г. Удачного

Разработчик – Гончарова С.В., преподаватель первой квалификационной категории отделения фортепиано, Отличник культуры РС (Я).

Е.А.Позднякова – преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, директор МБОУ ДОД «ДМШ» п. Айхал, Заслуженный работник культуры РС (Я), Отличник культуры РС (Я).

Н.В.Позднякова – преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано МБОУ ДОД «ДМШ» г. Удачного.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цели и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

— Методические рекомендации преподавателям;

— Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся ;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на овладение фортепиано как вторым инструментом (дополнительным к основному), расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 5 лет (с 4 по 8 класс лет с учетом первоначального опыта, по предмету фортепиано с 1 по 3 класс по программе вариативной части учебного плана); для 5-летнего обучения 4 года (со 2 по 5 класс с учетом первоначального опыта, по предмету фортепиано в 1 классе по программе вариативной части учебного плана).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю для учащихся 8-летнего обучения с 3 по 7 классы, для учащихся 8 класса – 1 час в неделю; для учащихся 5-летнего обучения 0,5 часа со 2 по 4 классы и 1 час в 5 классе.

Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю на протяжении всего обучения.

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

на аудиторные занятия

на внеаудиторную (самостоятельную) работу

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий — индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – не более 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
  1. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод(показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени , предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Количество часов на аудиторные занятия

Количество часов на внеаудиторные занятия

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

— выполнение домашнего задания;

— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

— участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

Второй год обучения (при 5-летнем обучении)

1. Преподаватель должен проработать с учащимся 6-10 разнохарактерных произведений, в том числе 2 этюда, 1-2 ансамбля.

2. Гамма Ми мажор в одну октаву отдельно каждой рукой.

3. Чтение с листа несложных мелодий.

На контрольном уроке в конце полугодия учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из них – в ансамбле с педагогом.

1. Преподаватель должен проработать с учащимся 6-10 разнохарактерных произведений, в том числе 2 этюда, 1-2 ансамбля.

2. Гаммы: Ми мажор двумя руками в одну октаву в прямом и противоположном движении, гамма ми минор (три вида) в одну октаву отдельно каждой рукой.

3. Чтение с листа несложных мелодий.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из них в виде ансамбля с педагогом, прочитать с листа несложную мелодию.

Примерные репертуарные списки

Моцарт Л. Менуэт

Филипп И. «Колыбельная»

Жилинский А. «Веселые ребята»

Берлин Б. «Пони Звездочка»

Королькова И. «Снежинка», «Золушка», «Старый джип» и т.д.

Кабалевский Д. «Ёжик»

Щуровский Ю. «Серенькая кукушечка», «Хитрая лисичка»

Фр.н.п. «Большой олень»

Гн е сина Е. этюд № 16, 19, 21

Николаев А. Этюд № 20

Барток Б. «Эстафета»

Беркович И. Этюд № 23

Лекуппэ Ф. Этюд №26

Гурлитт К. Этюд № 28

Келлер Л. «Летнее утро», «Танец игрушечного медвежонка»

Калинников В. «Киска»

Филиппенко А. «По малину в сад пойдём», «На мосточке»

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Латышский танец «Рыбачок»

Шаинский В. «Песенка крокодила Гены». Переложение О. Геталовой

Чайковский П. «Урок в мышиной школе»

Третий год обучения (при 5-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 5-7 произведений, среди которых: 1-2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 ансамбля.

2. Мажорные гаммы: «соль», «ре», «ля» двумя руками в одну октаву, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом.

На контрольном уроке учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых ансамбль или этюд, прочитать с листа мелодию с несложным аккомпанементом.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 4-6 произведений, среди которых:1-2 пьесы, 1-2 этюда, 1 ансамбль.

2. Минорные гаммы: «соль» «ре», «ля» в одну октаву двумя руками, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить пьесу и этюд.

Примерные репертуарные списки

Бах И.С. «Сицилиана». В легком переложении.

Григ Э. «Утро». В легком переложении

Гайдн Й. Анданте. В легком переложении

Мыльников А. «Дуэт», «Заводные мышки»

Обр. Поливода Б. «Валс кукол», «На велосипеде»

Савельев В. «Настоящий друг». Легкое переложение О. Геталовой

Шуберт Ф. Военный марш. В легком переложении

Шаинский В. «Чему учат в школе». Легкое переложение О. Геталовой.

Шаум Д. «Эскалатор»

Шитте Л. Этюд Си-бемоль мажор

Гедике А. Этюд До мажор

Беркович И Этюд ля минор

Гнесина Е. Этюд До мажор

Николаев А. Этюд До мажор

Гумберг Г. Этюд До мажор

Мыльников А. Четыре этюда (Шуман-этюды)

Геталова О. «Трансформер»

Градески Э. «Маленький поезд». Переложение О. Геталовой

Кикта В. «Кто там ходит, бродйт?», »Солдатик оловянный»

Петерсен Р. Матросский танец. Переложение О. Геталовой

Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»

Шпинглер Ф. «Ты так далека», «Веселый путешественник»

Шпинглер Ф. «Неутомимо», «Элегия»

Червёртый год обучения (при 5-летнем и 8-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 5-7 произведений, среди которых:1 полифоническое произведение, 1-2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 ансамбля.

2. Мажорные гаммы: «си», «фа» двумя руками в одну октаву, аккорды по 3 звука двумя руками, арпеджио (короткие) каждой рукой отдельно .

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом или подбор по слуху несложных песенок.

На контрольном уроке учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых ансамбль или этюд.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 4-6 произведений, среди которых: 1 полифоническое произведение, 1-2 пьесы, 1-2 этюда, 1 ансамбль.

2. Минорные гаммы: «си», «фа» в одну октаву двумя руками, аккорды по 3 звука двумя руками, арпеджио (короткие) каждой рукой отдельно .

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом или подбор по слуху несложных песенок.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых ансамбль или этюд.

Примерные репертуарные списки

Геталова О. «Летом в деревне», «Рикки на прогулке»

Рыбицки Ф. «Серенада странствующего музыканта»

Чешский танец «Фуриант»

Майкапар С. «Мотылёк»

Кригер И. Менуэт

Тюрк Д. Аллегретто

Беренс Г. «Танец марионеток»

Беренс Г. Ор.62,v.I (мелодические упражнения)

Геталова О. «Покатаемся»

Шитте Л. «Гимнастика», «Ручеек»

Моцарт В. Отрывок

Флис Б. «Колыбельная песня»

Ф.Шуберт Сонатина (дуэт для скрипки и фортепиано)

Пятый год обучения (при 5-летнем и 8-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 4-6 произведений, среди которых:1 полифоническое произведение, 1-2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 ансамбля.

2. Ознакомление с мажорными гаммами от чёрных клавиш: «ре-бемоль», «ля-бемоль» двумя руками в одну октаву, аккорды по 4 или по 3 звука каждой рукой отдельно, арпеджио (короткие) каждой рукой отдельно .

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом или подбор по слуху несложных песенок, транспонирование песенок-попевок.

На контрольном уроке учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых может быть полифоническое.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 4-6 произведений, среди которых: произведение крупной формы (вариации, сонатина), 1-2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 ансамбля.

2. Ознакомление с минорными гаммами от чёрных клавиш: «до — диез», «соль — диез» двумя руками в одну октаву, аккорды по 4 или по 3 звука каждой рукой отдельно, арпеджио (короткие) каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом. Творческие задания: подбор по слуху несложных песенок, транспонирование песенок-попевок.

На зачете учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых ансамбль или этюд, прочитать с листа мелодию с несложным аккомпанементом.

Примерные репертуарные списки

Бургмюллер Ф. «Баллада»

Геталова О. «На волнах», «В лучах заходящего солнца», «Колыбельная»

Моцарт В. « Волынка»

Майкапар С. «Всадике»

Гаврилин В. «Каприччио»

Моцарт Л. Менуэт, Бурре

Моцарт В. Менуэт

Бах И.С. Полонез соль минор

Шуман Р. «Солдатский марш»

Диабелли А. Ор. 149 (мелодические упражнения)

Геталова О. «Песенка мотора»

Гурлит К. Этюд До мажор (короткие арпеджио)

Гречанинов А. Этюд До мажор (арпеджио в партии обеих рук)

Черепнин А. «Часы»

Шитте Л. ор.160 № 24

III. Произведения крупной формы

Андре И.А. Рондо До мажор (сочинения для фортепианного дуэта)

Сильванский И. Вариации на тему укр. нар. песни ре минор

Ор. 156 «Три лёгких сонатины» (сочинения для фортепианного дуэта)

Ор. 150 «Две миниатюрные сонатины» (сочинения для фортепианного дуэта)

Хаслингер Т. Сонатина До мажор

Чайковский П. «Вальс»

Шуберт Р. «Немецкий танец»

Градески Э. «Мороженое»

Шестой год обучения (при 8-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 5-7 произведений, среди которых: произведение крупной формы (вариации, сонатина), 1-2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 ансамбля.

2. Ознакомление с мажорными гаммами от черных клавиш: «ми — бемоль», «си — бемоль» двумя руками в одну октаву, аккорды по 4 или по 3 звука каждой рукой отдельно, арпеджио (короткие, длинные) каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом. Творческие задания: подбор по слуху несложных песенок, транспонирование песенок-попевок, досочинение мелодий (ответного предложения).

На контрольном уроке учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых ансамбль, прочитать с листа мелодию с несложным аккомпанементом.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 4-6 произведений, среди которых: 1 полифоническое произведение, 1-2 пьесы, 1-2 этюда, 1 ансамбль.

2. Ознакомление с минорными гаммами от чёрных клавиш: «ми — бемоль», «си — бемоль» в одну октаву двумя руками, аккорды по 4 или по 3 звука каждой рукой отдельно, арпеджио (короткие, длинные) каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом. Творческие задания: подбор по слуху несложных песенок, транспонирование песенок-попевок, досочинение мелодий (ответного предложения).

На зачете в конце года учащийся должен исполнить полифоническое произведение и этюд, или два разнохарактерных произведения, одно из которых с элементами полифонии.

Примерные репертуарные списки

I. Полифонические произведения

Бах И.С. Менуэт ре минор из «Нотной тетради А. М. Бах»

Гедике А. Фугато До мажор, Канон До мажор

Кригер И. Бурре ля минор

Моцарт В. Менуэт ре минор

Пахельбель И. Сарабанда ля минор

У.н.п. «Отчего соловей»

II. Произведения крупной формы

Андре И.А. Рондо Соль мажор

Ор. 163 «Шесть лёгких сонатин» (сочинения для фортепианного дуэта)

«Три сонатины» (сочинения для фортепианного дуэта)

Штейбельт Д. Сонатина До мажор, I ч.

Гладков Г. «Песенка Львенка и Черёпахи»

Гречанинов А. «Мазурка»

Дварионас Н. Прелюдия

Кершнер Л. «Малыш»

Майкапар С. «В садике»

Мясковский Н. Весеннее настроение

Рюигрок А. «Горе куклы»

Уотт Д. «Три поросенка»

Штейбельт Д. Адажио

Дж. Конконе две прелюдии

Шитте Л. Этюд Си-бемоль мажор

Гедике А. Этюд До мажор

Беркович И Этюд ля минор

Гнесина Е. Этюд До мажор

Николаев А. Этюд До мажор

Гумберг Г. Этюд До мажор

Геталова О. «Трансформер»

Градески Э. «Маленький поезд». Переложение О. Геталовой

Кикта В. «Кто там ходит, бродит?», »Солдатик оловянный»

Петерсен Р. Матросский танец. Переложение О. Геталовой

Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»

Шпинглер Ф. «Ты так далека», «Веселый путешественник»

Шпинглер Ф. «Неутомимо», «Элегия»

Фрагменты из оперы Кармен «Хабанера»

Седьмой год обучения (при 8-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 1 полифоническое произведение, 1-2 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль или несложный аккомпанемент.

2. Ознакомление с мажорными гаммами от черных клавиш: «фа — диез» в одну октаву двумя руками, аккорды по 4 или по 3 звука каждой рукой отдельно, арпеджио (короткие, длинные) каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с простым гармоническим аккомпанементом.

На контрольном уроке учащийся должен исполнить полифоническое произведение и этюд, прочитать с листа мелодию с несложным аккомпанементом.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 1 произведение крупной формы, 1 пьесу, 1-2 этюда, 1 ансамбль или несложный аккомпанемент.

2. Ознакомление с минорными гаммами от черных клавиш: «фа-диез» в одну октаву двумя руками, аккорды по 4 или по 3звука каждой рукой отдельно, арпеджио (короткие, длинные) каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с простым гармоническим аккомпанементом.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить произведение крупной формы (по нотам) и пьесу.

Примерный репертуарный список

Бах И.С. Менуэт ре минор, Ария соль минор

Гендель Г. Менуэт ре минор, Две сарабанды

Кирнбергер И. Сарабанда

Корелли А. Сарабанда ре минор

Пёрселл Г. Ария ре минор

Щуровский Ю. «Поле»

  1. Произведения крупной формы

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, I ч.

Беркович И. Вариации на грузинскую нар. песню До мажор

Гедике А. Сонатина До мажор соч.36 № 20

Жилинский А. Сонатина Соль мажор, III ч.

Назарова Т. Вариации на тему Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Рейнеке К. Скерцино Фа мажор из Сонатины Си-бемоль мажор

Варум Ю. «Городок»

Корнелюк И. «Город, которого нет»

Роули А. «В стране гномов»

Шаинский В. «Снежинки»

Шостакович Д. Танец

Штраус И. «Сказки венского леса». В легком переложении

Шуберт Ф. Серенада. В легком переложении

Чайковский П. Детский альбом: «В церкви», «Итальянская песенка»

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

Беренс Г. Этюд До мажор

Бургмюллер Ф. «Беспокойство». Этюд

Геллер С. «На лыжне» Этюд

Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

Майкапар А. «У моря ночью». Этюд

Черни К. Соч. 821. Этюд Ре мажор

Шитте Л. Этюд До мажор

Богословский Н. «Песенка четырёх друзей»

Боккерини Л. Менуэт

Геталова О. «Весенний ветерок»

Островский А. «Школьная полька», «Спят усталые игрушки»

Петров А. «Песенка о морском дьяволе»

Чайковский П. «Фея искренности» из балета «Спящая красавица»

Чайковский П. «Полька» из детского альбома в четыре руки. Переложение Л. Жульевой.

Шостакович Д. «Шарманка»

Восьмой год обучения (при 8-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 1 полифоническое произведение, 1 пьесу, 1-2 этюда, 1 ансамбль, аккомпанемент.

2. Закрепление материала по пройденным гаммам, арпеджио, аккордам.

3. Чтение с листа несложных пьес.

На контрольном уроке учащийся должен исполнить: полифоническое произведение прочитать с листа несложную пьесу или этюд.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 1 произведение крупной формы, 1-2 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль, аккомпанемент.

2. Закрепление материала по пройденным гаммам, арпеджио, аккордам.

3. Чтение с листа несложных пьес.

На зачете (в рамках итоговой аттестации) в конце года учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения (возможно исполнение по нотам).

Примерный репертуарный список

Маленькая прелюдия соль минор

Маленькая прелюдия ми минор

Бем Е. Прелюдия Соль мажор

Гедике А. Инвенция

Кригер И. Сарабанда

Перселл Г. Сарабанда

Циполи Д. Менуэт ре минор

II. Произведения крупной формы

Андрэ И. Сонатина Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч. 2

Гайдн Й. 6 сонатин (по выбору)

Диабелли А. Сонатина Фа мажор

Кабалевский Д. Легкие вариации на тему р.н.п., Сонатина ля минор

Клементи М. Сонатина До мажор

Мелартин Э. Сонатина соль минор

Чимароза Д. Сонатина ре минор, Сонатина ля минор

Альбинони Т. Адажио. В легком переложении

Бин К. «Давным-давно»

Гречанинов А. «Грустная песенка»

Ит.н.п. «Санта Лючия»

Легран М. Мелодия из к/ф «Шербургские зонтики»

Майкапар С. Мелодия

Сенневиль П. «Баллада для Аделины»

Таривердиев М. «Маленький принц»

Франсуа К., Рево Ж. «Мой путь»

Чайковский П. Детский альбом: «Шарманка поет», Полька, Вальс

Шуман Р. «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»

Бургмюллер Ф. «Гроза» Этюд

Лекуппэ Ф. Этюд ля-минор

Лемуан А. Соч. 37, №№ 20-23, 35, 39

Лешгорн А . Соч. 65, тетр. 2 (по выбору)

Черни К. – Гермер Г. Этюды, часть 1: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42

Беркович И. «Украинская плясовая», Полька

Бизе Ж. фрагмент из оперы «Кармен» «Куплеты Тореадора»

Петров А. «Я шагаю по Москве», Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

Чичков Ю. «Что такое Новый год?»

Чайковский П. «Баба Яга» из детского альбома в четыре руки. Переложение Л. Жульевой.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано»и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценкахдостиженияученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии.На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения — контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания выступления

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

— техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

— художественная трактовка произведения;

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками,а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования- составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся отделения хорового пения.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ — игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог — другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися отделения хорового пения по предмету «фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций — 2 часа в неделю в первом классе, со второго по четвёртый классы по 3 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 4 часа в неделю.

Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания — это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний,которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемой нотной литературы
  1. Астахова А. Альбом популярной музыки для фортепиано (выпуски 1,2). Минск 2010.
  2. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке.- Л., 1988.
  3. Барнем Э-М.Дюжина упражнений на фортепиано каждый день (книги 1 – 5). Нвс., 2002.
  4. Брянская Ф. Фортепианная школа для маленьких пианистов в 3-х ч.- М., 2008.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М., 1987.
  6. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С-Пб., 1999.
  7. Геталова О. Детские пьесы для фортепиано. С-Пб., 2006.
  8. Диабелли А., Ванхаль Я. Сочинения для фортепианного дуэта. М., 2005.
  9. Жульева Л. П.И.Чайковский «Детский альбом» в четыре руки. Ростов н/Д., 2011.
  10. Катаргина О. Фортепианная техника в удовольствие. Чел., 2006.
  11. Камаева Т., Камаева А. Чтение с листа на уроках фортепиано. М., 2007.
  12. Мыльников А. Школа игры на фортепиано «Рождение игрушки».М., 2000.
  13. Майлз Дж. Азбука игры на фортепиано.м., 1998.
  14. Металлиди Ж. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-но в четыре руки. Ж.Бизе: «Кармен», «Арлезианка», «Детские игры». С-Пб., 1998.
  15. Металлиди Ж. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-но в четыре руки. П.И,Чайковский: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». С-Пб., 1998.
  16. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. С-Пб., 2008.
  17. Цыганова. Г, Королькова И. Юному музыканту-пианисту (ансамбли).Ростов н/Д., 2011.
  18. Черни К., Андре И. Сочинения для фортепианного дуэта. М., 2006.
  19. Чайковский П. Детский альбом в четыре руки. Переложение Л. Жульевой. Ростов н/Д., 2012.
  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1971.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – М., – Л., 1969.
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1979.
  4. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. – М., 2007.
  5. Бирмак А. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
  6. Браудо И. Артикуляция. – Л., 1973.
  7. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – Л., 1979.
  8. Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. Натансона. Вып 1- 4. – М., 1963, 1967, 1971,1976.
  9. Гат Й. Техника фортепианной игры. – М., 1967.
  10. Гельман Э. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано и способы ее обозначения. – М., 1954.
  11. Голубовская Н. Искусство педализации. – М., 1974.
  12. Гофман И. Фортепианная игра. – М., 1961.
  13. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М., 2002.
  14. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л., 1988.
  15. Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М., 2004.
  16. Коган Г. Работа пианиста. – М., 1979.
  17. Коган Г. У врат мастерства. – М., 1977.
  18. Корыхалова Н. За вторым роялем. – СПб., 2006.
  19. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982.
  20. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л.,1963.
  21. Маккинон Л. Игра наизусть. – Л., 1967
  22. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М., 2002.
  23. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  24. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып 1. – М., 1955.
  25. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.
  26. Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.
  27. Прокофьев Г..П.Формирование музыканта-исполнителя (пианиста). – М., 1956.
  28. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994.
  29. Рафалович О. Транспонирование в классе фортепиано. – Л., 1962.
  30. Ребенок за роялем / Ред.- сост. Я. Достал. – М., 1981.
  31. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., 1964.
  32. Савшинский С.Работа пианиста над техникой. – Л., 1968.
  33. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. – Л., 1963.
  34. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М., 1965.
  35. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.
  36. Теория и методика обучения игре на фортепиано. – М., 2001.
  37. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. / Теплов Б. Избранные труды. – Т.1. – М., 1985.
  38. Тургенева Э. Начальный период обучения игре на фортепиано. – М, 1989.
  39. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1984.
  40. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. – М., 1960.
  41. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1974.
  42. Цыпин Г. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. – М., 1975.
  43. Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985.
  44. Щапов А. Фортепианная педагогика. – М., 1960.

Источник

Читайте также:  Моцарт river flows in you для фортепиано
Оцените статью