Дпоп струнные инструменты фортепиано

ДПОП «Струнные инструменты»

Форма обучения — очная

Нормативный срок обучения — 8(9) лет

Язык, на котором осуществляется обучение — русский

Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой — специальность, ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, хоровой класс, оркестровый класс, элементарная теория музыки.

Практика — не предусмотрена

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий —

Возраст приема в 1 класс

Срок реализации программы

Дополнительный год обучения

Наличие собственного инструмента для домашних занятий

Учебная нагрузка на 1 учащегося

от 6 до 12,5 часов в неделю

Форма проведения занятий

Индивидуальная (специальность, ансамбль);

групповая (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, хоровой класс, оркестровый класс, элементарная теория музыки)

График учебного процесса

4 учебных четверти. Каникулы, как правило, совпадают с каникулами в общеобразовательной школе.

Система оценки качества образования

Промежуточная и текущая аттестация: зачет, академический концерт, контрольный урок, переводной экзамен и др.

Выпускной экзамен (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)

Документ об окончании

Свидетельство об освоении программы с итоговыми оценками по всем предметам

Источник

ДПОП в области музыкального искусства НВРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ учебный предмет ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Скачать:

Вложение Размер
dpop_v_oblasti_muzykalnogo_iskusstva_nvrodnye_instrumenty_strunnye_instrumenty_uchebnyy_predmet_obshchee_fortepiano.docx 77.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им.А.В.ЛИВНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО

Срок обучения 4 – 8 (9) классов , возраст 6,5 – 8 лет Срок обучения 2 – 5(6) классов, возраст 6,5 – 10 лет Срок обучения 3 – 8 классов, возраст 6,5 – 8 лет (струнные инструменты)

п.г.т. Излучинск 2018г.

Директор МАОДО «ДШИ им.А.В.Ливна»

Программа учебного предмета «Фортепиано» Разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты»

Сутыркина Ольга Александровна – преподаватель теоретических дисциплин

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цели и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

— Методические рекомендации преподавателям;

— Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся ;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Струнные инструменты» составляет6лет (с 3 по 8 класс), для 8-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» – 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения – 4 года (со 2 по 5 класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся струнного отделения, для учащихся отделения народных инструментов — 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю.

Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

на аудиторные занятия

на внеаудиторную (самостоятельную) работу

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий — индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока — 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
  1. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод(показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени , предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Количество часов на аудиторные занятия

(отдел духовых и ударных инструментов)

Количество часов на внеаудиторные занятия

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

— выполнение домашнего задания;

— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

— участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся струнных отделений и отделений духовых и ударных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

Первый год обучения соответствует:

3 классу струнного отделения для 8-летнего обучения,

4 классу отделения народных инструментов для 8-летнего обучения,

2 классу для учащихся на отделении народных инструментов по 5-летнему обучению.

Второй год обучения соответствует:

4 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

5 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения,

3 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения.

Третий год обучения соответствует:

5 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

6 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения,

4 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения.

Четвертый год обучения соответствует:

6 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

7 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения,

5 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения.

Пятый год обучения соответствует:

7 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

8 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения.

Шестой год обучения соответствует:

8 классу струнного отделения 8-летнего обучения.

Ознакомление с инструментом «фортепиано»,основными приемами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обученияигре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий «квинтовый круг», «лад», «тональность».

Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд- тоническое трезвучие- отдельно каждой рукой.

За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома,а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки

Пьесы полифонического склада

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А. Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Скарлатти Д. Ария

Гнесина Е. «Фортепианная азбука»

«Маленькие этюды для начинающих»

Лешгорн А. «Избранные этюды для начинающих» соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды

Гречанинов А. Соч.98: «В разлуке», «Мазурка»

Глинка М. Полька

Кабалевский Д. «Клоуны»,»Маленькая полька»

Майкапар А. Соч.28: «Бирюльки», «В садике», «Пастушок»,

Хачатурян А. Андантино

Штейбельт Д. Адажио

Примеры переводных программ

Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская нар.песня «Висла»

Ансамбль — «Здравствуй, гостья зима»

Майкапар А. «В садике»

Продолжение работынад совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

За год учащийся должен изучить:

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж. Пьеса ля минор

Аглинцова Е. Русская песня

Кригер И. Менуэт

Курочкин Д. Пьеса

Левидова Д. Пьеса

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Гедике А. Ригодон

Телеман Г.Ф. Гавот

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Беркович И. Этюд Фа мажор

Гурлит М. Этюд ля минор

Майкапар А. Этюд ля минор

Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

БерковичИ. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й. Анданте Соль мажор

Гедике А. Русская песня, соч. 36

Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах А. «Воробей»

Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович Д. Марш

Штейбельт Д. Адажио

Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М. Хор «Славься»

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»

Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»

Примеры переводных программ

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

Руббах А. «Воробей»

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. «В церкви»

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

За год учащийся должен освоить:

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

Домажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор,

Менуэт ре минор

Гедике А. Фугетты соч. 36: Домажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф Ария

Пёрселл Г. Сарабанда

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:

сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор, ре минор

Чюрленис М. Фугетта

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19

Диабелли А. Сонатина

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина Домажор № 1, 1 ч.

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк Д.Г. Песенка

Гедике А. Русская песня

Александров А. Новогодняя полька

Гайдн Й. Анданте

Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»,

Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31

Гречанинов А. «На лужайке», Вальс

Григ Э. Вальс ми минор

Дварионас Б. Прелюдия

Лоншан-Друшкевич К. Полька

Моцарт В. 14 пьес: № 8

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г. «Ласковая просьба»

Сигмейстер Э. Блюз

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б. Пастораль

Бетховен Л. Афинские развалины

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф. Немецкий танец

Чайковский П. Танец феи Драже

Моцарт В. Ария Папагено

Примеры переводных программ

Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21

Дварионас Б. Прелюдия

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Чайковский П. Детский альбом: Полька

2 полифонических произведения,

1 часть крупной формы,

продолжение формирования навыков чтения с листа,

гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арман Ж. Фугетта

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии доминор, ми минор

Рамо Ж. Менуэт в форме рондо

Гендель Г. 3 менуэта

Кирнбергер И.Ф. Сарабанда

Корелли А. Сарабанда

Скарлатти Д. Ария ре минор

Циполи Д. Фугетта

Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор

Гедике А. Инвенция ре минор

Гурлит К. Этюд Ля мажор

Гедике А. Этюд ми минор

Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18

Гнесина Е. Маленький этюд на трели

Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн А. Соч. 65

Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35

Андрэ А. Сонатина Соль мажор

Бенда Я. Сонатина ля минор

Вебер К. Сонатина До мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

Кулау А. Сонатина № 4

Клементи М. Сонатины Домажор, Фа мажор

Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор

Мюллер А. Сонатина, 1 ч.

Плейель Р. Сонатина

Моцарт В. Легкие вариации

Кикта В. «Вариации на старинную украинскую песню»

Алябьев А. Пьеса соль минор

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

Дварионас Б. Прелюдия

Гедике А. Скерцо

Гречанинов А. Соч. 98, № 1

Лядов А. Колыбельная

Кюи Ц. «Испанские марионетки»

Кабалевский Д. Токкатина

Майкапар А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»

Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор

Николаева Т. Детский альбом: Сказочка

Питерсон О. «Зимний блюз»

Роули А. «Акробаты»

Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская

Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»

Хачатурян А. Андантино

Ансамбли в 4 руки

Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки

Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

Шмитц М. «Веселый разговор»

Примеры переводных программ

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10

Моцарт В. Аллегретто

Алябьев А. Пьеса соль минор

Черни-Гермер 1 тетрадь: № 29

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12

Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

2-4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

мажорные гаммы от черных клавиш, к ним -аккорды и арпеджио на 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор,Фа мажор

Бах И.С. Менуэты Соль мажор,до минор

Гедике А. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор

Гендель Г. Сарабанда с вариациями,Фугетта

Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения

композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост.

Маттезон И. Ария, Менуэт

Моцарт В. Контрданс

Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта

Павлюченко С. Фугетта ми минор

Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4

Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26

Беренс Г. Соч.100№4

Геллер С. Соч.47№12,13

Дювернуа Ж. Соч.176№43,44

Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8

Лемуан А. Соч. 37 №№ 20,23,35,39

Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 30,32,34-36,38,42,43

Шитте Л. Соч. 68 №№ 2,3,6,9

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.

Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46

Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151

Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27

Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36

Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.

Мелартин Э. Сонатина соль минор

Шуман Р. Детская сонатина

Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор

Кулау Ф. Сонатина Домажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.

Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор

Тирольская песня, соч. 107

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»

Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7

Шопен Ф. Кантабиле

Шуман Р. Альбом для юношества: Сицилийская песенка

Чайковский П. Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс

Парцхаладзе М. «Осень», «Танец», «Колокольчики»

Слонов Ю. Скерцино

Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»

Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль

Майкапар А. Соч. 8: Мелодия

Соч. 28: Колыбельная

Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»

Ансамбли в 4 руки

Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка

Мартини Дж. Гавот (перел.Гехтмана)

Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный

альбом для фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах)

Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4

Шуберт Ф. Лендлер

Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»

Примеры переводных программ

Гедике А. Этюд соч. 47, № 15

Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4

Чимароза Д. Сонатина ре минор

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 35

Гольденвейзер А. Соч.11: фугетта ми минор

Кулау Ф. Сонатина соч.55 №3: 2 ч.

2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Бах И.С. Маленькие прелюдии, ч.2: До мажор, ре минор,

Ре мажор, Французские сюиты: до минор (менуэт),

си минор (менуэт)

Майкапар А. Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор

Мясковский Н. Соч. 43: «Элегическое настроение», канон

«Маленький дуэт»,2-голосная фуга ре минор

Люлли Ж.Б. Жига («Библиотека юного пианиста, средние

классы ДМШ», сост. Б.Милич)

Перселл Г. Прелюдия До мажор (там же)

Скарлатти Д. Менуэт (там же)

Циполи Д. Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1,

сост. Самонов, Смоляков)

Барток Б. Менуэт

Беренс Г. Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7

Бертини А. 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9

Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8

Лешгорн А. Соч. 65, 3 тетрадь;Соч. 66: №№ 1-4

Черни-Гермер 2 тетрадь: №№ 6-12

Бетховен Л. Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор, 1 ч.

Вебер К.М. Сонатина До мажор

Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11: 1 ч.

Клементи М. Сонатины Соль мажор, Фа мажор

Кулау Ф. Сонатины №№ 1,4, соч. 55

Чимароза Д. Соната соль минор

Кабалевский Д. Вариации на русскую тему соч.51№1

Моцарт В. Сонатина№5 фа мажор: 1 ч.

Беркович И. Вариации на украинские темы

Бетховен Л. 7 народных танцев: Алеманда Ля мажор,

Григ Э. Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12

Глиэр Р. Колыбельная

Грибоедов А. 2 Вальса

Моцарт В. Контрданс Си-бемоль мажор,До мажор

Косенко В. Скерцино, соч. 15

Пахульский Г. «В мечтах»

Питерсон О. «Волна за волной»

Прокофьев С. Соч. 65: «Ходит месяц над лугами», «Прогулка»

Чайковский П. Соч. 39: «Утреннее размышление»

Соч. 39: Мазурка, Русская песня

Шуман Р. Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,

Песенка жнецов, Пьеса Фа мажор, Всадник,

Ансамбли в 4 руки

Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка», «Сказка»

Глиэр Р. Менуэт, соч. 38

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Рахманинов С. «Сирень»

Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч.33

Глиэр Р. Мазурка, соч. 38

Вебер К.М. 6 легких пьес в 4 руки

Примеры программ итогового зачета

Беренс Г. Этюд соч. 61 и 88, № 3

Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)

Вебер К.М. Сонатина Домажор, 1 ч.

Косенко В. Скерцино, соч. 15

Лешгорн А. Этюд соч. 66, № 4

Мясковский Н. 2-голосная фуга ре минор

Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.

Питерсон О. «Волна за волной»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано»и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения — контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания выступления

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

— техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

— художественная трактовка произведения;

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования- составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ — игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог — другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения народных инструментов по предмету «фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций — 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания — это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемой нотной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор,2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. –СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты.Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. -М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.-М.,1993

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М.,Музыка, 2006

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. — М.:Музыка 2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов.Вып 4.V-VIкл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:Государственноемузыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-IIкл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовыхкрохотулечек: Учеб.пособие – СПб: Союз художников, 2008

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лещинская И. Малыш за роялем. — М.:Кифара, 1994

Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком».Изд. «Композитор», СПб, 1994

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999

Фортепианные циклы для ДМШ.Изд. «Композитор», СПб, 1997

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4.Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах – М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова–М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой- М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. — М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм-М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс.Тетради 3,6,9,11. «Музыка», 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая- М., 1961

Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» — М., 2002

Фортепиано 5кл. ДМШ, ч.I: Учеб.пособие/ сост. — редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973

Фортепиано 6кл. ДМШ, ч.II: Учеб.пособие/ сост. — редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб.пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды 1,2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р. Альбом для юношества: /М.:Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып.II.:Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб.пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е.– Ростов- н/Д: Феникс, 2008

  1. Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». 2- е изд. Ленинград, 1979

4. Корто А. «О фортепианном искусстве». Москва, 1965
5. «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве», Москва, 1966

6. Гофман И. «Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва, 1961

7. Коган Г. «Работа пианиста». Москва, 1953

8. Маккинон Л. «Игра наизусть», Ленинград, 1967

9. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», Москва, 1963

10. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд. Москва, 1987

11. Петрушин В. «Музыкальная психология». Москва, 1997

12. Смирнова Т. » Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом». Москва, 1997

13. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». Москва, 1974

14. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Москва, 1973

15. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта», Москва, 1959

Источник

Читайте также:  Ярмак армия под гитару
Оцените статью