Древнерусское церковное пение ноты

Содержание
  1. Песнопения Богослужебного Обихода древних распевов
  2. Вечерня. Великое повечерие. Полунощница / Russian evening service
  3. Утреня. 1-й час / Russian morning service. Столповой распев
  4. Литургия Русской Церкви / Russian Liturgy
  5. Византийская Литургия / Byzantian Liturgy
  6. Молебен. Последование погребения. Из венчания. На крещении. Литургия Преждеосвященных даров. Подобны.
  7. Учебный Обиход нотного пения
  8. Всенощное бдение. Литургия. Триоди Постная и Цветная. Расшифровка квадратной ноты. Справка
  9. Цитаты по материалам съездов любителей знаменного пения
  10. САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
  11. Главная
  12. Звукозаписи
  13. Статьи
  14. Иконы
  15. Посетите следующие разделы нашего сайта:
  16. Православие в Интернете: Церковный календарь
  17. Подробнее: Фотографии Афона Фотографии Кавказа
  18. LiveInternetLiveInternet
  19. —Рубрики
  20. —Видео
  21. —Музыка
  22. —Поиск по дневнику
  23. —Подписка по e-mail
  24. —Статистика
  25. Крюки на знаменах-ноты древней Руси
  26. Возрождение традиций древнерусского пения приходит в противоречие с принципами современной музыкальной нотации
  27. Музыка древних культур
  28. Знаменный распев в православной традиции
  29. Древнерусское многоголосие
  30. Секреты темперации

Мы рады представить Вам сборник Игоря Сахно «Песнопения богослужебного Обихода древних распевов». Сия нотная книга явилась результатом долгого и скрупулезного исследования, расшифровки и стилизации малоизвестных нам сегодня распевов, которые ранее долгое время украшали православное богослужение, придавая ему самобытность и неповторимость. В этом нам представляется, прежде всего, уникальность данного рукописного издания. Предлагаем вам также познакомиться и скачать «Учебный Обиход нотного пения» — Синодальный квардатнонтный сборник.

Выберите для просмотра:

Песнопения Богослужебного Обихода древних распевов

Вечерня. Великое повечерие. Полунощница / Russian evening service

Утреня. 1-й час / Russian morning service. Столповой распев

Литургия Русской Церкви / Russian Liturgy

Византийская Литургия / Byzantian Liturgy

Молебен. Последование погребения. Из венчания. На крещении. Литургия Преждеосвященных даров. Подобны.

Учебный Обиход нотного пения

Всенощное бдение. Литургия. Триоди Постная и Цветная. Расшифровка квадратной ноты. Справка

Цитаты по материалам съездов любителей знаменного пения

«Скажу. об одном очень важном отличии знамени от пятилинейной нотации. Дело в том, что пятилинейная нотация в некотором смысле представляет собой, конечный продукт развития принципа записывания мелодии. Этот метод дает большую степень точности фиксации мелоса, чем невменный (метод знаменной нотации). Но тут есть и «оборотная сторона медали». Дело в том, что когда мы поем по нотам, мы как бы «идем на поводу» у записи. Вы, наверное, замечали, что для того, чтобы красиво, свободно спеть какое-то произведение, необходимо как бы перерасти запись, которую вы видите перед собой. Необходимо сделать какое-то усилие, чтобы мелодия начала жить сама по себе, внутри вас, чтобы вы не просто воспроизводили, подобно магнитофону, ноту за нотой как дискретные куски, абсолютно не связанные между собой, а чтобы шла мелодическая волна.

Читайте также:  Это не девочка минус гитара

А наша пятилинейная нотация, к сожалению, мало помогает в этом певчему. Более того — видно, что в ней тенденция к разделению звуков сильнее, чем тенденция к объединению. Даже специальный знак потребовался, лига, чтобы помочь объединять звуки в группы. А в знаменной нотации заложен совершенно другой принцип мышления певчего. Это принцип мышления не ступенями, не тонами, а тонемами, т.е. мелодическими ходами от одной ноты к другой. Движение, динамика заложены уже в самом принципе знаменной нотации. Изучая азбуки знаменного пения XVI в., можно понять, как наши предки чувствовали и мыслили музыкально. »

о. Павел (Коротких)

«. Поэтому я предлагаю такую методику — вживления в мелодический строй знаменного распева при помощи нот, но только на определённом этапе. Суть методики заключается в следующем. Человек, который желает самостоятельно изучать знаменное пение (если нет такой возможности сделать это под руководством наставника), заучивает песнопение наизусть, по нотам. А затем ноты откладывает, и открывает то же самое песнопение в крюках. Параллельно изучает, конечно, какую-нибудь крюковую азбуку, — и, руководствуясь толкованием знамен, начинает петь по крюкам. Если какой-то фрагмент в крюках у обучаемого вызывает затруднения, он может опять открыть ноты, возвратиться, это место вспомнить, проучить и опять возвратиться к крюкам.

Один и тот же певческий материал в намеченных изданиях будет изложен в трех вариантах: крюки безпометные, крюки пометные, и, наконец, ноты. Таким образом, человек, самостоятельно изучающий знаменное пение, может сначала петь по нотам, потом крюкам пометным, и затем переходить к крюкам безпометным, ибо когда материал хорошо выучен, пометы также становятся не нужны. Вот, коротко о данной методике.

Попев византийское пение, я понял, что основа одна. Распев, метод распева, темпы, внутренняя пульсация. Вот тут вчера у нас были два монаха из Афона . они довольно давно изучают пение, поют, — и вот отец Макарий, один из двоих. И мы с ним запели вместе, и он мне сказал такую вещь: обязателен внутренний жесткий ритм. Это — как они на Афоне говорят — внутренний медитативный стержень. Молитвенный. Вокруг которого уже строится пение. Действительно, посмотрим: классическое старообрядческое пение, в архаических записях, — там тоже этот внутренний стержень, размеренность. К сожалению, сейчас общая тенденция намечается среди тех, кто занимается знаменным пением после партеса: ритм у них очень страдает.

Потому что у них стоят музыкальные стереотипы. И, соответственно, силлабическое пение очень сильно страдает. Скажем, стихиру «Прежде век» человек с партесным мышлением будет петь так: (показывает, растягивая лиги и утрируя читок и используя динамические оттенки). А что византийская традиция, что старообрядческая — там, наоборот, размеренность (показывает старообрядческий вариант; затем показывает византийское пение). Абсолютно жесткий ритм. И это очень помогает — прослушивание византийских записей и изучение византийских образцов. »

Глеб Печенкин.Подробнее о съездах

Найти православные храмы, где поют древними распевами вам поможет проект «Знаменная карта» сайта «Клырошанин» (обновление в rar-архиве).

Разместите у себя на сайте один из наших баннеров:

Нам помогают: мы рады вашему вниманию к нашему православому проекту.

Источник

САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Главная

Звукозаписи

Статьи

Иконы

Дорогие братья и сестры, мы рады приветствовать вас на cайте, посвященному традициям православного богослужения! В этом году нашему интернет-проекту исполнится 16 лет. Благодарим вас за то, что вы все это время с нами и предлагаем вам познакомиться со звукозаписями в mp3-формате и нотами древних распевов, которые уже по праву можно назвать частью Священного Предания Православной Церкви. На наших страницах вы также найдете материалы в защиту уставного богослужения, сможете просмотреть коллекцию древнерусских икон и мозаики, а также материалы, посвященные Святой Горе Афон (в т.ч. и видео), и фотографии Кавказа.

Посетите следующие разделы нашего сайта:

Ноты из уникального рукописного сборника И. Сахно «Песнопения Богослужебного Обихода древних распевов» в пятилинейной нотации: Древнерусская и Византийская Литургии. «Учебный Обиход нотного пения» в квадратной ноте: Всенощное бдение, Божественная Литургия и песнопения годового цикла.

Избранные звукозаписи (mp3) песнопений Русской, Византийской и Иверской Церквей в исполнении ансамбля «Сретение», хора храма Трех святителей п/у Игоря Сахно, а также ансамбля «Древнерусский распев» п/у Анатолия Гринденко.

Апологетические статьи: публикации о древнем богослужебном пении, церковнославянском языке и канонической иконописи; материалы на темы литургического богословия; заметки о календарном вопросе.

Избранная коллекция, включающая в себя православные древнерусские иконы XIII-XVII веков, мозаики Киевского Собора Святой Софии XI века, фотографии, а также авторские обои для Рабочего стола популярных форматов.

Материалы о Святой Горе Афон в Греции.

Надеемся, что данные материалы будут вам интересны, поскольку вопросы традиции для Православия в настоящее время весьма актуальны. Ведь, по слову апостола, одним из главных условий для удержания апостасии является хранение предания. Вспомним также слова преподобного Викентия Лиринского: «Особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все… Наш долг не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и что христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков. Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал…»

Цит. из «Памятных записок» аввы Викентия

Новости: 29.07.2019 Опубликована статья Тихона Сысоева и Ольги Поповой Византийское искусство: прорыв к свету, а не занудство. Соприкосновение с византийским искусством — это глоток чистого, свежего воздуха: на душе становится легче, светлее. 07.06.2018 Опубликована беседа иеромон. Рафаила (Нойки) Об отношении к слову. В беседе говорится о духовном опыте старца Софрония (Сахарова), много лет жившего на Афоне, ученика прп. Силуана Афонского. 03.01.2017 Приглашаем всех желающих на литературные курсы. Курсы ведет секретарь Правления Союза писателей России, зав. кафедрой литературы МГИК, Андрей Венедиктович Воронцов. 12.01.2016 Добавлено видео «Беседа со старцем Ефремом Филофейским». 12.11.2015 В «Авторских обоях на Рабочий стол» добавлено 10 горных пейзажей. Перейти на страницу «Фотографии».

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, пишите нам, использую ссылку на почтовую web-форму в правой колонке. Постараемся вам ответить.

Православие в Интернете: Церковный календарь

Ангелоподобным называли основу русского богослужебного пения – знаменный распев. Прежде всего это подобие выражалось в молитвенной силе и духовной чистоте гласовых попевок, выкристализовавшихся в предстоянии Богу Святой Руси.

Расцвет Русского богослужебного пения в XYII веке трагически совпал с началом его вытеснения со стороны западно-светского музицирования, что привело наше церковное пение, при всей его внешней пышности, к духовному упадку. Совершенно очевидно, насколько незаменима для Православной Церкви каноническая икона, писанная особым стилем, соответствующим духу Церковного Предания Православия. По тем же глубоким молитвенно-богословским причинам необходимо и восстановление истинной богослужебно-певческой традиции.

Игорь Сахно, руководитель ансамбля «Сретение»

Знаменный распев — надежный и испытанный путь к молитвенному трезвению ума, «величайшему из величайших деланий», непрельстительному умному деланию, концентрированной умно-сердечной молитве, возводящей душу на Небо.

Подробнее: Фотографии Афона Фотографии Кавказа

Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона вне времени, она — отображение инобытия в нашем мире.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЕДА (1031)
  • восток (12)
  • детям (2)
  • варенье (1)
  • детям (1)
  • картошка (24)
  • кулинарный атлас мира (3)
  • мясо (123)
  • напитки (88)
  • овощи (76)
  • постная кухня (27)
  • птица (72)
  • рыба и морепродукты (116)
  • салаты,закуски,нарезки (131)
  • супы,борщи (32)
  • торты,пироги,десерты (394)
  • алла пугачева (19)
  • Базары,рынки,шоппинг (118)
  • ГЕНИИ (211)
  • ГОРОСКОПЫ (2)
  • НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (1)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (169)
  • делаем вместе (28)
  • ДЛЯ ДОМА (106)
  • ЗДОРОВЬЕ (465)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (1518)
  • ИНФОГРАФИКА (38)
  • ИСКУССТВО (2076)
  • архитектура (150)
  • блог Стаса Садальского (68)
  • выставки (144)
  • декор (458)
  • живопись (566)
  • звездные пары (36)
  • интерьеры (381)
  • искусство фотографии (384)
  • креатив (29)
  • Любимые композиторы (4)
  • мои фотоработы (4)
  • музеи мира (20)
  • поэзия (58)
  • учимся рисовать (4)
  • фильмы (5)
  • шоу-бизнесс (8)
  • этно (3)
  • ювелирное искусство (104)
  • ИСТОРИЯ (528)
  • дворцы России (12)
  • ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ (5)
  • КИНО (525)
  • советские фильмы.полный список.по алфавиту (18)
  • фильмы для души (51)
  • фильмы,актеры,роли (454)
  • шедевры мирового кино фильмы (30)
  • КНИГИ (59)
  • КРЫМ (203)
  • затонувшие корабли (3)
  • легенды крыма (7)
  • однодневные маршруты (95)
  • ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ C АЛЕКСОЙ ГАЙВОРОНСКИМ (2)
  • симферополь (13)
  • фильмы снятые в крыму (1)
  • ФОТО (13)
  • МИР МОДЫ (1509)
  • ARTKA (27)
  • бохо (517)
  • история моды (568)
  • мода (421)
  • стили в моде (36)
  • шебби-шик (28)
  • МУЗЫКА (134)
  • богушевская (5)
  • весь вертинский (14)
  • джаз (17)
  • классика (21)
  • легендарные музыканты (39)
  • музыка из к/ф (2)
  • музыкальные инструменты (9)
  • помощь по сайтам и блогам (19)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (173)
  • православный календарь (19)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (210)
  • весь мир в глазах твоих (194)
  • ЗАМКИ И ДВОРЦЫ (4)
  • Москва (4)
  • тибет глазами oldkurik (12)
  • родились в этот день (55)
  • РУКОДЕЛОЧКИ (2008)
  • бисер (34)
  • букет из конфет (4)
  • вышивка (131)
  • вязание (197)
  • декупаж (65)
  • идеи для творчества (423)
  • из пластиковых бутылок (11)
  • из проволоки (28)
  • канзаши (2)
  • Кастомайзинг (34)
  • кожа (1)
  • кружевоплетение (26)
  • кукольные домики (21)
  • Лэмпворк (3)
  • мастер-класс (625)
  • мои работы (14)
  • мыло (7)
  • новогоднее (76)
  • папье-маше (40)
  • пуговицы (17)
  • разные разности (24)
  • соленое тесто (3)
  • сумки (24)
  • сутаж (1)
  • текстильные игрушки (54)
  • украшения (201)
  • фетр (8)
  • цветы из ткани (76)
  • СИГАРЫ (1)
  • СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ (4)
  • ТЕАТР (522)
  • актерские байки (383)
  • антреприза (9)
  • балет (42)
  • БДТ им.ТоBстоного,Ленинград (3)
  • великие актеры (155)
  • Им.Станиславского (1)
  • Ленинского комсомола (6)
  • малый театр (2)
  • Маяковского театр (5)
  • мОССОВЕТА (1)
  • Моссовета театр (3)
  • МХАТ (6)
  • опера (8)
  • оперетта (2)
  • Островский (1)
  • таганка (3)
  • театр Вахтангова (2)
  • театр о.Табакова (1)
  • театр сатиры (4)
  • экранизация (13)
  • УЖАС (25)
  • учебные заведения (8)
  • учим английский (1)
  • ЭЗОТЕРИКА (155)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Крюки на знаменах-ноты древней Руси

Возрождение традиций древнерусского пения приходит в противоречие с принципами современной музыкальной нотации

Если бы удалось услышать, как пели наши предки, нам были бы понятнее их мысли и чувства. Но это, наверное, невозможно: в прошлом не существовало технологий звукозаписи, и даже современные принципы музыкальной нотации попали в Россию только с петровскими реформами. Для того чтобы реконструировать звучание допетровской музыки, приходится расшифровывать совершенно особое письмо — его называют крюковым, или знаменным. Знаменным, потому что «знамя» — это знак, символ, а крюковым, потому что «крюк» — одно из самых важных «знамен».

Современный ребенок узнает, что такое буквы, цифры и ноты, практически одновременно. Истина «нот всего семь» кажется столь же прописной, как и «Моцарт — великий композитор». О том, что ноты (пятилинейная нотная запись) — изобретение довольно позднее, знают только специалисты, да и то не все. Музыка как явление культуры превосходно существовала в течении тысячелетий и до того, как итальянец Гвидо д’Ареццо ( Guido d’Arezzo , ок. 992 – ок. 1050) предложил «расставить все звуки по полочкам». Его идея записывать музыкальные звуки при помощи кружочков и квадратиков на нотном стане, созданная в самом начале XI века, долгое время оставалась не востребованной. И только в XVI века, после того как изобрели равномерную темперацию, придуманного им стало хватать для записи используемых при музицировании звуков. Однако со сложившейся гармонией принялись спорить модные рок-звезды, остающиеся не понятыми композиторы-авангардисты, диджеи-электронщики, барды-самоучки и, прежде всего те, кто вплотную занимается изучением исконных музыкальных традиций разных народов. Эти традиции создавались во времена, когда не было ни равномерной темперации, ни нотной записи.

Музыка древних культур

Филологи утверждают, что 80% языков современного мира не обладают собственной письменностью, но нет такого этноса, в культуре которого не было бы музыки. В традиционной музыке, как в хромосоме, зашит «культурный код» народа, накопленный им практический и духовный опыт, и даже некоторые представления об устройстве мира.

Музыкальный язык — универсальный. Его не обязательно понимать умом, но можно почувствовать телом. Человек, умеющий пользоваться этим языком, подобен шаману , и его никогда не называли «исполнителем». В русском языке для него использовалось слово «мастер». Мастер был носителем сакрального знания, которым он пользовался для того, чтобы создавать в слушателях определенные состояния с помощью гармонических и ритмических звуковых вибраций. Это знание мастер умел передать ученикам, показывая, как пользоваться голосом и музыкальным инструментом, чтобы вызвать у слушателей соответствующие состояния.

Всякий раз, исполняя переданную учителем «кодовую» музыкальную фразу, ученик вновь пытался воссоздать однажды пережитое состояния. Музыка расширяла границы восприятия, помогала найти в душе ответы на вечные вопросы, сама собой оказывалась мощным инструментом для познания мира. Самым важным для «мастера» при исполнении традиционной музыки было проявить точность не в воспроизведении высоты и длительности каждого отдельного звука, чего он, собственно, и не умел, а воссоздать нужное настроение, состояние души.

Знаменный распев в православной традиции

Православная символика являет собой универсальную систему представлений о мироустройстве и человеке в нем. Сакральное воплотилось в системе христианского богослужения, архитектуре, живописи, обрядах, прикладных формах и, безусловно, в музыке (духовные песнопения, колокольный звон).

Вместе с прочими атрибутами православной культуры (например, иконописью) Русь позаимствовала у Византии и знаменный распев. В «Повести временных лет» говорится о том, что послы князя Владимира были настолько очарованы красотой Византии и проводимых в ее роскошных храмах богослужений, что предпочли веру греческую иным учениям. Почему византийское церковное пение прижилось на Руси? Потому что оно было адаптировано тонко чувствующими звук и слог мастерами под «русский климат»: фонетику и ритмику славянского языка. Кстати, перевод с греческого на славянский был сделан в ритмизированной прозе, что вызвало необходимость внесения изменения и в напевах. Изменилась ли от этого их сакральная суть? Споры на эту тему ведутся до сих пор. Впрочем, долгое время в крупных кафедральных соборах Древней Руси служба велась на греческом языке — их священнослужители были выходцами из Византии. В храмах же и церквях «местного значения», в малых городах, деревнях и селах пение и прочие атрибуты византийской культуры неизбежно «заземлялись», вбирая в себя, в том числе, и соки языческих и народных традиций.

В X веке система пения в Византии окончательно сформировалась. Этот же период стал отправной точкой для становления церковно-певческой культуры на Руси. Стать «гораздым певцом» означало не просто заучить наизусть вокальную партию, но усвоить «дух» музыкального произведения, уметь передавать его слушателям. Понятно, что возникла и необходимость каким-то образом фиксировать (записывать) мелодические ходы, поэтому над текстом стали ставить особые знаки-символы — «знамена» и «крюки». Так, в XI веке и возникла специфическая «знаменная» система пения. Важно, что система (получившая название распева) эта была именно русская, а не греческая.

Поначалу знаменный распев сосуществовал с другими системами пения. Только знаменный распев пережил их все, продолжая развиваться на протяжении всей истории русского богослужебного пения. На время его потеснила европейская музыка с ее простой тональной организацией. Но в XIX веке музыковеды Дмитрий Васильевич Разумовский (1818–1889) и Владимир Федорович Одоевский (1803–1869) начали собирать и расшифровывать древнерусские рукописи, содержащие крюковое письмо. Началось возрождение традиций знаменного распева, с присущими ему полифонией, несимметричными ритмами и ладовой системой (осьмогласием). Живет она и в наши дни, привлекая под свои «знамена» все больше и больше приверженцев.

Собранные рукописи относят к трем различным периодам: раннему (от XI до XIV века), среднему (от XV до XVI века) и позднему (XVII века). Последние расшифровывать значительно легче из-за имеющихся на них киноварных помет. Расшифровка рукописей первых двух периодов пока только начинается и рассматривается как одна из важных теоретических и практических задач современного музыкознания.

В основе знаменного распева лежит иной (нежели в современной европейской нотации) принцип музыкального мышления. Певец строит партию не из набора отдельных ступеней, не тонами, а тонемами, то есть мелодическими ходами от одного исходного состояния к другому. В основе принципа знаменного распева — движение и динамика. Поэтому, изучая азбуки знаменного пения XVI века, можно понять, как музыкально чувствовали и мыслили наши предки. Вот, например: «А светлую стрелу подернути гласом дващи, ступити подерживающи», или «А мрачная стрела с полукрыжем подынуть, подержав, из низу вверх выше строки». Крюки не указывают точно, какова должна быть высота звука, они только подсказывают распев, служат лишь «напоминанием» мастеру, хотя и довольно весомым.

Древнерусское многоголосие

Пение в древней церкви, по утверждениям современных исследователей, было одноголосным. Участие женщин в общественном богослужебном пении со временем было запрещено. Музыкальные инструменты в православной церкви никогда не использовались. Но никто не отрицает такой факт: древнее одноголосное пение на Руси не было в строгом смысле унисонным. Допускались различного рода импровизированные подголоски — как в русском фольклоре. Видимо, позднее из таких подголосков и возник принцип простейшей гармонизации церковных распевов, зафиксированный впоследствии при помощи европейской нотации.

Переход церковного пения от одноголосия к многоголосию иногда сравнивают с появлением третьего пространственного измерения в иконописи. Каноническая икона — это «плоское», двухмерное изображение, лишенное перспективы. Особая техника иконописи не просто помогает сосредоточить внимание на главном образе. Она подчеркивает принадлежность изображенного к иному миру, лежащему за пределами обычного «бытового» восприятия, отражает его глубину, «внепространственность» и «вневременность». Те же цели ставит и достигает (с помощью весьма «аскетичных», на первый взгляд, средств) и одноголосие. Проведение распева в один голос концентрирует внимание на смысле текста. Его задача — помочь прихожанам не только понять этот смысл, но и ощутить его душой и телом. Мелодия выполняет служебную функцию, не заслоняя суть песнопения.

Многоголосное же пение (особенно гомофонно-гармоническое) несет в себе много дополнительной информации чисто эстетического характера. Безусловно, многоголосное пение кажется неподготовленному прихожанину и красивее, и объемнее, и торжественнее. Однако существует точка зрения, что такая «зачаровывающая» окраска создается с помощью средств материального мира — именно гомофонно-гармоническому многоголосию присущи характеристики объемности, веса, плотности и прозрачности фактуры звучания. Таким образом, в случае равноправия и наложения нескольких голосов друг на друга внимание молящегося рассеивается из-за необходимости воспринимать несколько мелодий сразу.

Есть и другая точка зрения. Современный человек держит в поле своего внимание лишь малый участок доступного его познанию. Поэтому для того, чтобы выйти за пределы обыденности и познать потустороннее, молящемуся полезнее рассеять внимание, а не сосредоточить его.

Секреты темперации

Конец знаменному распеву в русской церкви положили петровские реформы. Новая музыка была экспортирована в страну вся целиком — с инструментами, музыкантами, музыкальными произведениями, нотной записью и музыкальной системой. Новая музыкальная система была, что называется, равномерно темперированной . В ней не было никаких чистых интервалов, кроме октавных, зато каждый интервал строился из «кирпичиков» одинакового размера. В частности, это означало, что любую мелодию можно исполнить, начиная от любой ноты. На смену ладам (гласам) пришли тональности. Для того, чтобы превратить лад в тональность, все имевшиеся в нем «неправильности» надо было равномерно распределить по всему звукоряду. Но именно благодаря этим «неправильностям» в ладу появлялись чистые квинты, кварты, терции и сексты.

Между любыми двумя нотами на нотном стане находится бесконечное множество музыкальных звуков, которые теоретически никогда не должны использоваться. На практике их и невозможно использовать, например, на клавишных инструментах. Они словно жестко привязаны к имеющейся музыкальной системе. Но у скрипача или певца свободы больше: он может «интонировать», сдвигая ту или иную ноту в запрещенную область «междунотья». ХХ век принес недоверие к равномерной темперации. Уже Игорь Стравинский признавался, что мыслит скорее модально (то есть ладами), чем тонально.

Композиторы-авангардисты второй половины ХХ века довольно широко использовали в своей нотации знаки «микрохроматики», обозначая ими деление тона более чем на две части. Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Луиджи Ноно использовали в своей музыкальной записи интервалы в четверть и в одну восьмую тона.

Профессиональным музыкантам хорошо известно, что при исполнении музыки строго «по нотам» в ней что-то теряется. Чтобы красиво, свободно спеть какое-то произведение, необходимо как бы «перерасти» разученную нотную запись. Современная система нотной записи мало помогает в этом. Более того, видно, что в ней тенденция к разделению звуков сильнее, чем тенденция к объединению.

Средневековый исполнитель, мастер, мыслил группами нот — мелодический ход, а не отдельный звук, был для него первичен. Ученик сначала заучивал некоторое количество стандартных ходов и только после этого приступал к теоретической части, пробуя сопоставлять знакомые мелодии с определенными сочетаниями знаков. В сущности, примерно то же самое происходит и в рок-музыке, где сначала ищется естественный принцип организации — ход, рифф, последовательность аккордов, «волна», ритмическая фактура, — позволяющий выразить, а потом и передать слушателям состояние души, или эмоциональный настрой исполнителя.

Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Оцените статью