Древний инструмент африки ручное пианино

Калимба (мбира)

Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.

Устройство

Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.

На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.

Как звучит калимба

Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.

Читайте также:  Имперский марш детское пианино

Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.

За века существования калимба почти не претерпела влияние европейской музыкальной культуры, но есть и инструменты, настроенные в привычной традиционной гамме.

История

В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.

Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.

В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.

Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.

Виды калимб

Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.

Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.

Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.

Применение инструмента

Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.

«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.

Как играть на калимбе

Мбиру удерживают обеими руками, в звукоизвлечении участвуют большие пальцы рук. Иногда ее кладут на колени, так исполнитель может задействовать большие и указательные пальцы. Калимбисты уверенно исполняют мелодии даже на ходу, иногда используется специальный молоток для удара по язычкам. Техника игры не так сложна, как может показаться. Человек, обладающий слухом, легко научится играть на «ручном пианино».

Как выбрать калимбу

При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.

Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.

Источник

калимба — Самое интересное в блогах

Узнала про существование такого музыкального инструмента, как калимба

13-14 февраля 2021 г. Серый луг

В эти выходные ездили на базу отдыха Серый луг.

Места там сказочно красивые. Несколько домиков, на ровном плато, а вокруг возвышаются пики гор. Недалеко граница с Россией — начало Алтайского края. Вокруг кристально чистый воздух, звенящая тишина и спокойствие.

Видео. Калимба своими руками в домашних условиях.

unknown artist

unknown artist

Неизвестный Художник – так величает себя талантливый человек из Новосибирска, 45-ти лет от роду. Сам он говорит о себе, что находится в вечном поиске неизвестного. У него есть план жизни на завтра – постояннодействующий, в котором, например, такие пункты: «зажечь утром благовоние и пристально наблюдать, как причудливо извивается струйка дыма; не пропустить момент сумерек и смотреть из окна, как сгущаются синие тени на снегу; разбить на счастье Родины что-нибудь из посуды, стараясь не испугать при этом кошку»… и еще много других, которые я с удовольствием «забрала» бы себе. Он снимает удивительные фото, объединенные под заглавием «Моя неизвестная Сибирь». Он пишет картины, музыку ( саундтреки к несуществующим фильмам и мультикам) и исполняет ее. Oн делает старинные музыкальные инструменты, которые звучат в его композициях. Необычные по форме, с удивительными звуками и сказочными названиями.

1.ПОСОХ ДОЖДЯ, КОЛЁСНАЯ ЛИРА (Hurdy-Gurdy),КАНТЕЛЕ, КАЛИМБА

2, 3. КОЛЁСНАЯ ЛИРА (Hurdy-Gurdy)

4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРФА

6. ВИДЫ КЛЮЧЕЙ ДЛЯ НАСТРОЙКИ

8. ФЛЕЙТЫ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Многие из них я увидела впервые, поэтому полезла в Википедию, чтоб узнать побольше.

Колёсная ли́ра(органиструм, хёрди-гёрди) — струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр. В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не «навлечь на себя гнев царский и Божий», они исполняли под звуки своих лир духовные стихи. (Википедия)

Посох дождя— древний экзотический инструмент, который так же называется «флейта дождя», hmara (хмара -бел-туча), трубка дождя, посох дождя. Кроме этих часто встречающихся названий, его также могут величать «водопадом», «палочкой дождя» или «шумом дождя». Этот древний инструмент, испокон веков используемый шаманами Африки, Индонезии, Северной и Латинской Америки для управления стихией дождя и грозовыми тучами. Имитирует звук идущего дождя и создает эффект переливания воды, ощущение падающих капелек и журчания ручья. Чем длиннее посох, тем дольше звук и тем он гуще и плотнее.

Ка́нтеле(карельск. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырёх. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала». (Википедия)

Калимба — древнейший и самый распространенный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. (Википедия)

Арфа — Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя — закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемой чаще всего из клёна, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (ввиду больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.

Калимба

Новый клип Ольги Арефьевой. Театр.

Сообщаем хорошую новость для всех поклонников творчества Ольги Арефьевой

Африканское ручное фортепиано

Калимба — древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» у нас является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

ЛЁТЧИТЦА


На фоне грандиозных событий последних месяцев, таких, как убийство Деда Хасана, полемики в СМИ о предполагаемых кандидатах на место убитого пахана, репортажей о воровских сходках и прочей познавательной и повышающей культурный уровень народонаселения информации, концерт Ольги Арефьевой в столичном клубе Mezzo Forte прошёл абсолютно незамеченный никем, кроме тех, кто на этом концерте присутствовал. Мы с друзьями были в числе этого подавляющего меньшинства и лишний раз убедились в том, что всё по-настоящему красивое, важное и ценное с точки зрения главных потребностей человеческой души никогда не будет достоянием «масс» и не привлечёт острого внимания СМИ и прочих «носителей слова и образа» по причине отсутствия «гвоздя», призванного стимулировать толстые задницы ленивых обывателей. Впрочем, сейчас я не об этом. Я о концерте и моих впечатлениях и ассоциациях.
Именно в Mezzo Forte чуть более года назад я впервые увидел живое выступление Арефьевой. Хотелось вернуться в этот счастливый зимний вечер и повторить, «прокрутить заново» те чувства и эмоции, которые я испытал тогда. Повторить не получилось. Певица ни разу за весь свой стаж работы на сцене не дала двух одинаковых концертов! Повторение одного и того же, раз за разом, изо дня в день, повышает «уровень исполнительского мастерства» артиста, даёт полезную практику «наработки» и, одновременно с этим, лишает исполнителя права на искренность, чистоту эмоций, превращая работу на сцене в рутину, а практику концертных выступлений в банальное ремесло.
Для того, чтобы дать почувствовать в себе профессионала, Ольге не надо «качать пресс исполнительского мастерства» однообразным «чёсом» с одной программой по всем залам, где имеется сцена и электрические розетки. Её профессионализм очевиден, а искренность подачи не вызывает никаких сомнений ни у кого. Своими не регулярными и совершенно разными концертами Арефьева добилась того, что её поклонники ждут каждое новое выступление, как яркое и долгожданное событие. И, насколько я помню и знаю, она ещё ни разу не подвела никого!
Программа в Mezzo Forte 25 января заявлялась как «Электричество». По моим ощущениям, это был самый «жёсткий» концерт в истории последних выступлений группы «Ковчег». Весь акцент выступления был сделан именно на музыку, поэтому элементы шоу от театра «Калимба» были представлены лишь выходом Лены Калагиной в лётном шлеме во время исполнения «Авиатора», Лидии Макеевой в «Големе» и Андрея С с ангельскими крыльями за спиной и с хрустальным шаром в руках во время исполнения «Трубача». К элементам шоу можно было причислить несложные световые и визуальные эффекты, проецируемые на висящий над сценой экран. Всё остальное было МУЗЫКОЙ. Включая артистизм, эмоции, пластику и отчаянно — женственную энергетику самой певицы. Это всё было Музыкой!
Концерт начался с давно знакомой и любимой песни «Саван». Звук в зале был отстроен на «пять баллов» и давал возможность прочувствовать всем телом мощь рок-группы и , в то же время, разобрать каждое слово в прозвучавших песнях. Среди ожидаемых и «раскрученных» хитов, таких как «Голем», «Иллюзия», «Авиатор», «Каждый шаг через больно», «Еженедельник» очень мощно прозвучали давно не исполняемые на концертах хард-роковая «Хамелеон» и блюз «Поезд за горизонт». С последнего альбома были исполнены «Хвоин» и «Трудоголя» (именно год назад, в Mezzo Forte я и услышал их впервые, как «новые». Тогда, когда новый альбом ещё не планировался. Только «Хвоин», Арефьева представила тогда как «Два дерева»)
Было много новых (относительно) песен. «Дорога на Сион», «Лётчитца» «Путешествие двух лордов к Святой Земле» и несколько других. Я уже слышал их на последних концертах, но к 25 января они окончательно приобрели монументальное «электрическое» звучание (хотя, учитывая непрекращающийся «творческий зуд» у Ольги Арефьевой, говорить об «окончательной версии» этих песен не рискну. Возможно, на следующем концерте они зазвучат по-другому).
Пластика самой Примы была, как всегда, волшебно — неподражаема! Некоторая скупость движений (что вполне можно объяснить крошечным размером сцены) компенсировалась их совершенством. Особо драматично и выразительно было исполнение «Иллюзии», в которой Ольга , завязав себе глаза широкой повязкой, пела всю песню, не видя зала и окружающего пространства. Создавалось впечатление, что сама она находилась на грани миров, видение одного из которых выпало только ей. Так кто же она? Наверное, всё-таки, Лётчитца. На протяжении всего концерта она периодически давала это понять, простирая над сценой руки наподобие самолётных крыльев. Она — пилот Аэроплана, курсирующего между многими мирами и доставляющий в наш с вами образы, чувства, эмоции из других. И, что самое важное, из мира, который носит имя Её сердца. Сердца Лётчитцы, Авиатора и Певицы Ольги Викторовны Арефьевой.

Волшебно звучащая калимба (Мбира, Сансула, Ликембе, Санза, Маримбула)

Калимба— Древний африканский музыкальный щипковый инструмент семейства ксилофонов (другие названия: Мбира, Сансула, Ликембе, Санза, Маримбула, и т.д.)
Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент.
Чистый красивый звук обладает исцеляющей силой.
Игра на калимбе балансирует гармоничное развитие правого и левого полушарий мозга. Развивает творческие способности. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire.

Существует несколько вариантов данного инструмента.
Вот, например, пятиоктавная мбира.

А вот небольшая («карманный вариант»):

Количество нот: 11
• Тональность C (пентатоника)
• Материал корпуса: дерево киаат
• Материал пластин-язычков (ламелл): сталь

Хью Трейси калимбы (HUGH TRACEY KALIMBA) — это НОВЫЙ музыкальный инструмент. Делают на их «родине», в Южной Африке, на небольшой фабрике, основанной англичанином Hugh Tracey в 1950 году. Все калимбы собираются вручную.
Эти калимбы адаптированы для европейского потребителя и отличаются от аутентичных калимб чистым колокольчикообразным звуком и длительным сустейном (плямммммммммм)
Что касается длительности звучания, то на Хью Трэйси калимбе можно искусственно укоротить длительность звучания язычка — достаточно подложить под язычки свернутый в трубочку (не слишком туго!) носовой платок — что в определенных композициях может дать интересный эффект.

Добавить дребезжание тоже можно (как, например, на Хью Трэйси Каримбе) — на язычки между передним и вторым(прижимным) порожком подвешиваются металлические колечки, которые при игре начинают дребезжать создавая дополнительный эффект типа шейкера и которые при необходимости можно легко снять.

Добавлю еще, что уже некоторые наши мастера стали делать подобные музыкальные инструменты.

unknown artist

Неизвестный Художник – так величает себя талантливый человек из Новосибирска, 45-ти лет от роду. Сам он говорит о себе, что находится в вечном поиске неизвестного. У него есть план жизни на завтра – постояннодействующий, в котором, например, такие пункты: «зажечь утром благовоние и пристально наблюдать, как причудливо извивается струйка дыма; не пропустить момент сумерек и смотреть из окна, как сгущаются синие тени на снегу; разбить на счастье Родины что-нибудь из посуды, стараясь не испугать при этом кошку»… и еще много других, которые я с удовольствием «забрала» бы себе. Он снимает удивительные фото, объединенные под заглавием «Моя неизвестная Сибирь». Он пишет картины, музыку ( саундтреки к несуществующим фильмам и мультикам) и исполняет ее. Oн делает старинные музыкальные инструменты, которые звучат в его композициях. Необычные по форме, с удивительными звуками и сказочными названиями.

1.ПОСОХ ДОЖДЯ, КОЛЁСНАЯ ЛИРА (Hurdy-Gurdy),КАНТЕЛЕ, КАЛИМБА

2, 3. КОЛЁСНАЯ ЛИРА (Hurdy-Gurdy)

4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРФА

6. ВИДЫ КЛЮЧЕЙ ДЛЯ НАСТРОЙКИ

8. ФЛЕЙТЫ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Многие из них я увидела впервые, поэтому полезла в Википедию, чтоб узнать побольше.

Колёсная ли́ра(органиструм, хёрди-гёрди) — струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр. В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не «навлечь на себя гнев царский и Божий», они исполняли под звуки своих лир духовные стихи. (Википедия)

Посох дождя— древний экзотический инструмент, который так же называется «флейта дождя», hmara (хмара -бел-туча), трубка дождя, посох дождя. Кроме этих часто встречающихся названий, его также могут величать «водопадом», «палочкой дождя» или «шумом дождя». Этот древний инструмент, испокон веков используемый шаманами Африки, Индонезии, Северной и Латинской Америки для управления стихией дождя и грозовыми тучами. Имитирует звук идущего дождя и создает эффект переливания воды, ощущение падающих капелек и журчания ручья. Чем длиннее посох, тем дольше звук и тем он гуще и плотнее.

Ка́нтеле(карельск. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырёх. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала». (Википедия)

Калимба — древнейший и самый распространенный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. (Википедия)

Арфа — Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя — закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемой чаще всего из клёна, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (ввиду больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.

Источник

Оцените статью