Как перестроить гитару в «Drop D» (6-я струна настроена на звук “Ре”)
Для начала давайте разберем что такое строй гитары.
Гитарный строй – это высота звучания открытых (не зажатых) струн.
Для 6-ти струной гитары сложился так называемый классический “испанский строй”.
В нем наиболее удобно играть часто употребляемые гитарные аккорды. Есть очень много самых различных разновидностей гитарного строя, предназначенных для игры в разных музыкальных стилях и направлениях. Мне хотелось бы остановиться на строе, который я иногда использую в своих нотах для гитары. Это строй «Drop D», 6-я струна понижена на тон и настраивается на звук “ре”. Настройка остальных струн не меняется.
Этот строй несколько расширяет возможности инструмента за счет увеличения диапазона, и придает звучанию немного другую окраску.
Вы можете попробовать поиграть композиции в Drop D на своей гитаре, и у вас будет возможность услышать и прочувствовать в полной мере всю прелесть этого строя. Для этого предлагаю скачать несколько табулатур и нот для гитары популярных песен:
Как перестроить гитару в этот строй?
Первый способ – самый хороший способ – это несомненно использовать тюнер. Рекомендую установить себе тюнер на телефон в виде приложения. Такие приложения есть и в айфоне и в андроиде. Это очень удобно.
Настройте гитару обычным способом: ми, си, соль, ре, ля, ми. Затем плавно опустите немного 6-ю струну на тон ниже. На экране тюнера должно быть обозначение “D”. Помните, что нужно опускать 6-ю струну, а не натягивать! 4-я струна тоже “ре”, но на октаву выше. Это две разные “ре”!
Второй способ, если у вас нет под рукой тюнера.
Опустите 6-ю струну так, чтобы ее звучание совпало с 5-й струной, зажатой на 5-м ладу. Помните, что ослаблять 6-ю струну нужно совсем немного! Либо, еще один способ, зажмите 6-ю струну на 7-м ладу и ослабьте 6-ю струну так, чтобы она звучала в унисон с 5-й открытой. Это тоже будет строй «Drop D».
И как всегда желаю успеха в освоении гитары!
Источник
Настройка гитары в строе Drop C
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Помимо стандартной настройки гитары, музыканты используют её альтернативные виды. Существует множество гитарных строев, меняющих тональность и диапазон инструмента. У каждого строя, в том числе и у Drop C, есть своя уникальность.
Особенности
Drop C чаще всего используется для придания «тяжести» звучанию. Во время настройки пять струн – от первой до пятой – понижаются на один тон относительно классической настройки. А шестая струна понижается на 2 тона (от E до C).
Преимуществом является и то, что такая настройка (tuning) облегчает игру power-аккордов в рок-музыке.
Именно поэтому наибольшую популярность строй Drop C сыскал именно среди рокеров. Скорей всего, ими он и был придуман.
Для сравнения:
- стандартный строй гитары: EADGBE (ми-ля-ре-соль-си-ми);
- строй Drop С: CGCFAD (до-соль-до-фа-ля-ре).
Калибр струн
Звучанием не заканчивается отличие строя Drop C от стандарта. Чтобы добиться качественного звука, на гитаре нужно сменить комплект струн на более толстые и жёсткие. Понижение строя ведёт за собой их ослабление, что может значительно усложнить игру на гитаре и исказить чистоту звука.
Чтобы правильно подобрать струны нужной толщины, стоит обратить внимание на параметры самого инструмента и его струнного набора.
Мензура
Размер мензуры гитары влияет на гибкость и эластичность струн. Чем она больше, тем большее натяжение создаёт. Поэтому с увеличением длины мензуры увеличивается и толщина струнного комплекта.
Толщина струн
Тонкие струнные наборы не способны выдержать натяжение строя Drop C. Однако использование толстых имеет ряд недостатков. Амплитуда колебаний уменьшается из-за сильного натяжения, что приводит к скудному звучанию, несмотря на возможность с лёгкостью играть роковые риффы с использованием power-аккордов.
Разные комплекты
Существуют струны как с оплёткой, так и без них. Есть наборы, в которых третья струна тоже в оплётке, как и басовые.
Для строя Drop C такой комплект не подходит, так как в пониженном строе отсутствие оплётки улучшает звук.
Разница калибра
Калибр измеряется в дюймах. Чаще всего на комплектах пишут толщину первой и шестой струн через дефис. Встречаются наборы, в которых указан калибр по отдельности каждого элемента.
Производятся стандартные и нестандартные наборы. В стандартных наборах калибр более уравновешен. Это: 8-38, 9-42, 10-46, 11-50, 12-54.
Нестандартные наборы имеют некоторые «неровности». К ним относятся 9-46, 10-52, 10-60, 11-54, 12-60. Цифры означают размер в тысячной доле от дюйма (то есть цифра 8 равна 0,008 дюйма, 38 равна 0,038 дюйма и так далее).
Нестандартные комплекты лучше подходят для любого нестандартного строя. Однако стандартные наборы 10-46 и выше способны выдержать напряжение строя Drop C.
Расширенные комплекты
Для гитар с увеличенной мензурой созданы особые комплекты: 12-68, 13-72. Их применяют и для стандартных инструментов, но при низкой настройке.
Чтобы не деформировать гитару, стоит учесть некоторые нюансы.
- Если отрегулировать величину мензуры не получается, можно заменить бридж гитары. Меняя бридж, стоит учитывать, что эти устройства бывают «толстыми» и «тонкими». Нужно измерить диаметр детали, которая уже стоит на гитаре.
- Толстые струны могут не влезть в бридж или колки. Иногда может помочь смена бриджа и растачивание колков. Однако не стоит заниматься самодеятельностью, ведь есть риск испортить инструмент в целом.
- Использование толстых струн может привести к разрушению порожка гитары. Стандартно он вытачивается под толщину 10-46. Однако можно расточить порожек, чтобы инструмент не деформировался во время игры.
Сточить порожек вручную можно с помощью набора надфилей.
Лучше всего обратиться к специалистам, так как неправильная обработка сделает деталь непригодной для использования.
Порожки производятся из пластмассы. Поэтому их лучше менять на более прочные из дерева или кости, чтобы струны не продавливали материал, не опускались ниже установленного уровня.
Подходящие наборы
Для строя Drop C существует схема соответствующих ему комплектов. Конечно, это усреднённая информация. Могут быть и другие варианты.
- 10-60 – лучше использовать струны в оплётке, так как они более эластичные, поэтому могут выдержать высокое натяжение.
- 11-52 – допустимый вариант, но могут возникнуть проблемы из-за слабого натяжения.
- 11-54 – сбалансированное среднее напряжение.
- 11-56 – оптимальный набор, так как шестая струна в этом наборе толще предыдущего (может выдержать сильное натяжение).
- 12-54 – использование этого комплекта вполне допустимо. Однако во время игры ритм-партий могут возникнуть трудности. Из-за меньшего натяжения гитара будет звучать тише.
- 12-60 – самый лучший вариант для игры роковых риффов.
Важно помнить, что подобрать идеальный вариант с первого раза практически невозможно. Ведь необходима практика, чтобы «прочувствовать» преимущества и недостатки определённого набора.
Как настроить гитару?
Перестроить гитару в строй Drop C можно, отталкиваясь от стандартного. Существует несколько способов.
Самым быстрым способом перестройки гитары можно считать использование гитарного хроматического тюнера. Для этого можно тюнер включить в автоматический режим и начать каждую струну по отдельности ослаблять до получения нужного символа на дисплее. Для первой это будет D, второй – A, третьей – F, четвёртой – C, пятой – G, шестой – С. Тюнер сам определит нужную октаву.
Перестроить гитару, отталкиваясь от стандартного строя, можно и следующим способом.
- Дёрнуть 5 струну, зажав на третьем ладу.
- Дёрнуть 6 струну, не зажимая её.
- Настроить шестую в созвучие с пятой. Следует учитывать, что звуки получаются разные по октаве (шестая на октаву ниже). Но они всё равно сольются в один. Натренированному уху это будет заметно.
- Настроить пятую, опираясь на второй лад четвёртой струны.
- Все остальные струны настраиваются относительно друг друга на третьем ладу.
Настроить акустику в Drop C можно точно так же, как и электрогитару. Однако звучание от этого резко ухудшится. Риффы электрогитары слишком «жестки» для акустики. Ведь акустическая гитара значительно отличается от электрической. Разнятся и толщина струн, и размеры корпуса, и материалы изготовления.
Но если очень хочется изменить звучание акустики, существует более щадящий способ. Можно использовать каподастр. Этот зажим меняет натяжение струн, а от этого меняется и тональность. При этом не нужно выполнять никаких дополнительных действий. Достаточно закрепить каподастр на нужном ладу, и наслаждаться новым звучанием.
Для того, чтобы получить уникальное звучание, нужно не бояться экспериментировать. Ведь именно тяга к новому создаёт неиссякаемый источник идей.
Подробнее с настройкой гитары в строе Drop C можно познакомиться в следующем видео.
Источник
Настройка «drop D», и зачем она нужна
Drop D — это альтернативная настройка гитары, в которой самая низкая (шестая) струна настраивается ниже обычного для стандартной настройки звука ми ровно на один тон — в ре. Эта настройка используется на электрогитаре в хэви-метал музыке, а также в блюзе, кантри, фолке и на классической гитаре.
Настройка drop D также является основной среди целого семейства настроек под условным названием «drop 1». Всё это семейство сохраняет те же самые интервалы между всеми струнами, что и в настройке drop D, но характеризуется вариантами фактической высоты всего строя.
Таким образом, остальные настройки «drop 1» можно получить, просто настроив гитару в drop D, а затем перестроив все струны на некоторый фиксированный интервал. Примерами являются настройки drop D♭, drop C, drop B, drop B♭ и drop A. Все они, разумеется, будут использовать те же самые аппликатуры, что и настройка drop D.
Какие эффекты это даёт?
- Самая низкая ре в стандартной настройке — это высота открытой четвёртой струны или пятой струны, прижатой на пятом ладу. Упомянутая перестройка шестой струны добавляет ещё одну ре, на октаву ниже, что может помочь дополнить звучание аккорда D в открытой позиции или любого аккорда с басом ре.
- Открытый низкий звук ре теперь полезен как басовый «дрон» (бурдон) для игры в любой из тональностей или в любом из ладов с тоникой ре.
- Натуральные флажолеты на XII, VII, V и так далее ладах — теперь другие, связанные с ре.
- Все ноты на шестой струне сдвигаются на два лада от того места, где они были ранее в стандартной настройке, и теперь совпадают по названиям с нотами на четвёртой струне. Пауэр-аккорды, для которых раньше требовалось как минимум два пальца на разных ладах, теперь находятся на одном ладу, и их можно сыграть одним пальцем.
- Как и любое изменение в настройке, это приводит к тому, что некоторые аккорды (аппликатуры) могут стать удобнее, в то время как другие — труднее, или вовсе невозможными.
- Настройка drop D формально расширяет диапазон гитары на целый тон.
Что касается акустической гитары, то основная причина использования настройки drop D состоит в том, что аккорд D в стандартной настройке не имеет хорошего низкого баса. Аккорд D в стандартной настройке звучит ощутимо беднее, чем аккорды C, A, G, и, конечно, E (все перечисленные аккорды — наиболее часто используемые). Настройка drop D исправляет это обстоятельство.
Пьеса или песня в тональности ре на акустической гитаре почти всегда может прозвучать лучше в настройке drop D, чем в стандартной. Это обуславливает очень широкое применение такой настройки, в частности, на классической гитаре. Огромное количество академического репертуара для гитары создано именно в этой настройке. В партитуре для классической гитары при этом часто указывается просто «6 = D», а саму настройку явно не называют никаким специальным термином.
Что касается рок-музыки и электрогитары, некоторые группы постоянно настраиваются таким образом, другие могут использовать эту настройку изредка, а некоторые вообще никогда не используют её.
Иногда говорят о «ситарном эффекте» этой настройки (ситар — индийский музыкальный инструмент), когда функция низкого бурдона ре вдохновляет гитариста на поиски новых звучаний, в частности, позволяя ему звучать «как индийская рага».
Среди «преимуществ» настройки drop D также обычно называют её предельную схожесть со стандартной настройкой — перестроена лишь одна струна, а значит, все аппликатуры аккордов и привычное расположение нот на грифе изменяются крайне незначительно.
На видео ниже звучит популярная в России учебная (впрочем, одновременно и концертная) пьеса для классической гитары «Ричеркар» Н. Нигрино (вполне возможно, что на самом деле — Владимира Вавилова). Эта пьеса написана в тональности d-moll, и, хотя чаще попадаются её редакции без перестройки шестой струны, низкий тонический бас может дать весьма красивое звучание.
Видео «В. Шувалов играет Ричеркар Н. Нигрино» .
Источник