- Строй гитары: описание и особенности
- Строй гитары — что это такое?
- Стандартный строй гитары (таблица)
- Пониженный строй (таблица)
- Строй Drop D (Дроп Д)
- Строй Drop C
- Двойной Drop-D
- DADGAD
- Открытые строи гитары (таблица)
- Open D
- Open G
- Open C
- Повышенные строи
- Безопасное повышение строя каподастром
- Что следует знать при смене строя на гитаре?
- Бас-гитара
- Строй шестиструнной гитары
- Строй семиструнной гитары
- Пониженный строй Drop C (До)
- Шаг 1: настроить гитару, в Drop D (Ре)
- Шаг 2: настраиваем 5-ю струну
- Шаг 3: настройка 4-ой струны
- Шаг 4: струна F (3-я)
- Шаг 5: 2-я струна
- Шаг 6: струна D (1-я струна)
- Шаг 7: Настройте толстую струну в C (До)
- Настройка «drop D», и зачем она нужна
Строй гитары: описание и особенности
Перед началом игры на гитаре необходимо правильно подготовить инструмент. Строй гитары позволяет получить уникальное звучание композиции благодаря разным методам.
Строй гитары — что это такое?
Это способ настройки частоты звучания струн. Существует стандартный и альтернативный вариант. Каждый вид имеет особенности и преимущества, а также свою схему.
Для создания применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте присваивается буква латинского алфавита. Имеет также значение регистр букв. Он означает верхнюю и нижнюю октаву. Запомнить расположение удобнее будет начиная с самой тонкой струны.
- E — нота «ми» настраивается на первой струне;
- B — нота «си» извлекается второй по счету;
- G — нота «соль» при не зажатой третьей струне;
- F — нота «фа» используется при открытом строе;
- D — нота «ре» воспроизводят четвертой;
- A — нота «ля» на свободной пятой струне;
- E — нота «ми» верхней октавы последняя;
- C — нота «до» применяется в drop стиле;
- # — символ означает повышение ноты на один полутон.
Латинские буквы, обозначенные маленьким прописным шрифтом — малая октава (e), заглавной — большая (E).
Стандартный строй гитары (таблица)
Стандартный строй гитары основан на классической испанской настройке.
Струна | Нота | Октавы |
1 | e | первая |
2 | b | малая |
3 | g | малая |
4 | d | малая |
5 | A | большая |
6 | D | большая |
К данному виду относятся также все варианты, разработанные по схеме: EBGDAE. Начинающему гитаристу лучше начинать со стандартного вида.
Пониженный строй (таблица)
Схож с классическим вариантом. Отличие состоит в том, что шестая нота подстраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву. Благодаря этому, зажимать аккорды становится проще. Стиль способен создать живые композиции. В основном используется для металла.
Струна | Нота | Октавы |
1 | d | первая |
2 | b | малая |
3 | g | малая |
4 | d | малая |
5 | A | большая |
6 | D | большая |
Строй Drop D (Дроп Д)
Базовая разновидность, основанная на понижении тона шестой струны — строй drop d. Играют по схеме: DADGBE
Строй Drop C
Настраивание путем понижения тональности — строй drop c. Схема: CGCFAD. Для игры перебором удобнее будет настроить двойной drop.
Двойной Drop-D
Система схожа с Drop D. Различие — понижение на тон («ми» на «ре»).
DADGAD
Строй, который популярен в фольклорной музыке. Схема: DAGDAD.
Открытые строи гитары (таблица)
Основаны на чистом звучании. Разновидность распространена в народной музыке. Можно удобно проигрывать аккорды с зажатием.
Струна | Нота | Октавы |
1 | d | первая |
2 | a | малая |
3 | f # | малая |
4 | d | малая |
5 | A | большая |
6 | D | большая |
Open D
Получается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.
Open G
Строй open g будет звучать как «соль мажор». Схема: DGDGBD. Данную технику используют для исполнения шансона.
Open C
При такой настройке получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.
Повышенные строи
Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.
- Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
- Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».
Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.
Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.
Безопасное повышение строя каподастром
Каподастр — специальный зажим, который устанавливается на грифе. При его помощи можно добиться эффекта повышения тональности.
Внимание! Часто проводить эксперименты с гитарой не рекомендуется, т. к. оборудование изнашивается.
На начальном этапе, чтобы подобрать звучание, понадобится дополнительный комплект расходных материалов.
Что следует знать при смене строя на гитаре?
При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.
После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.
Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.
- Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
- Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
- Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.
Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.
Бас-гитара
Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.
- DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
- CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
- DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
- HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
- ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.
Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.
Строй шестиструнной гитары
Характерно использование классической испанской схемы. Построение: EBGDAE. В зависимости от типа композиции, следует выбирать разный строй шестиструнной гитары. Также для необычного исполнения музыканты индивидуально настраивают инструмент и пробуют новые решения.
Drop используются для тяжелого звука. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего варианта. Понадобятся специальные струны, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.
Строй семиструнной гитары
Смешанным типом инструмента является семиструнная гитара. Ее используют для исполнения романсов, народных композиций. Настройка обычная, но с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует с первой струны. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.
- BEADGBE — эталонный вариант подготовки инструмента;
- AEADGBE — снижается каждая струна на 1 тон;
- DHGDCGD — принцип Булата Окуджавы близок музыкантам;
- GDGCFAD — вариант на тон ниже классического drop стиля;
- AEADGBE — используется в джаз композициях.
Проверить настройку необходимо следующим образом. «Ля» должно быть созвучно с камертоном. Звучание второй струны должно быть в зажатом виде. Остальные должны быть настроены по принципу стандартного строя 6-струнной гитары. Семиструнная электрогитара по мощности и диапазону звука намного выше классических акустических инструментов, но учиться на ней сложно. Дополнительная струна позволяет получить интересные решения.
Каждый музыкант индивидуально выбирает гитарный строй своего инструмента. Для качественного звучания важно подобрать способ настройки правильно. Начинающим гитаристам важно научиться правильно держать инструмент, а для настройки лучше отдавать предпочтение классическому методу. Более опытные музыканты останавливаются на альтернативных вариантах. Они позволяют добиться уникального звучания нот и оригинальности композиции.
Источник
Пониженный строй Drop C (До)
Есть несколько различных вариаций строя Drop C, в этом уроке мы будем рассматривать наиболее распространенный вариант, C-G-C-F-A-D. Эти инструкции предполагают, что Вы уже настроили гитару классическим способом (E-A-D-G-B-E).
Шаг 1: настроить гитару, в Drop D (Ре)
Drop C очень похож на Dpop D , если вы настроены Drop D, а затем опустили вниз каждую струну на один тон, вы получите Drop C. Именно поэтому мы используем строй Drop D в качестве отправной точки. Если вы еще не настроены в строй Drop D, сделайте это сейчас .
Шаг 2: настраиваем 5-ю струну
Теперь, когда ваша низкая E (Ми) является D (Ре) , поместите палец на пятый лад 6-й струны. Так как Вы настроены в Drop D, нота на этом ладу будет G (Соль) . Держите палец на этом ладу. Теперь извлеките звук из пятой и шестой струны одновременно или поочередно, опускайте пятую струну, пока струны не зазвучат одинаково.
Шаг 3: настройка 4-ой струны
Зажмите пятый лад струны G. Это будет нота C, опускайте 4-ю струну пока струны не зазвучат в унисон.
Шаг 4: струна F (3-я)
Зажмите пятый лад струны C. Это будет нота F, опускайте 3-ю струну пока струны не зазвучат в унисон.
Шаг 5: 2-я струна
Зажмите четвертый лад (именно четвертый) струны F. Это будет нота A, опускайте вторую струну пока не добьетесь одинакового звука.
Шаг 6: струна D (1-я струна)
Зажмите на второй струне пятый лад. Это нота D. Настройте первую струну по ней.
Шаг 7: Настройте толстую струну в C (До)
Хорошо, так теперь ваши настройки сверху вниз должна выглядеть следующим образом D-G-C-F-A-D — остался один последний шаг, это опустить самую толстую струну (D (Ре)) до C (До) . Используйте четвертую струну для ориентира, Иэвтеките звук из четвертой струны и самой толстой струны и опускайте толстую струну до C (До).
Ниже в таблице сравниваются различия между Drop D и Drop C.
Источник
Настройка «drop D», и зачем она нужна
Drop D — это альтернативная настройка гитары, в которой самая низкая (шестая) струна настраивается ниже обычного для стандартной настройки звука ми ровно на один тон — в ре. Эта настройка используется на электрогитаре в хэви-метал музыке, а также в блюзе, кантри, фолке и на классической гитаре.
Настройка drop D также является основной среди целого семейства настроек под условным названием «drop 1». Всё это семейство сохраняет те же самые интервалы между всеми струнами, что и в настройке drop D, но характеризуется вариантами фактической высоты всего строя.
Таким образом, остальные настройки «drop 1» можно получить, просто настроив гитару в drop D, а затем перестроив все струны на некоторый фиксированный интервал. Примерами являются настройки drop D♭, drop C, drop B, drop B♭ и drop A. Все они, разумеется, будут использовать те же самые аппликатуры, что и настройка drop D.
Какие эффекты это даёт?
- Самая низкая ре в стандартной настройке — это высота открытой четвёртой струны или пятой струны, прижатой на пятом ладу. Упомянутая перестройка шестой струны добавляет ещё одну ре, на октаву ниже, что может помочь дополнить звучание аккорда D в открытой позиции или любого аккорда с басом ре.
- Открытый низкий звук ре теперь полезен как басовый «дрон» (бурдон) для игры в любой из тональностей или в любом из ладов с тоникой ре.
- Натуральные флажолеты на XII, VII, V и так далее ладах — теперь другие, связанные с ре.
- Все ноты на шестой струне сдвигаются на два лада от того места, где они были ранее в стандартной настройке, и теперь совпадают по названиям с нотами на четвёртой струне. Пауэр-аккорды, для которых раньше требовалось как минимум два пальца на разных ладах, теперь находятся на одном ладу, и их можно сыграть одним пальцем.
- Как и любое изменение в настройке, это приводит к тому, что некоторые аккорды (аппликатуры) могут стать удобнее, в то время как другие — труднее, или вовсе невозможными.
- Настройка drop D формально расширяет диапазон гитары на целый тон.
Что касается акустической гитары, то основная причина использования настройки drop D состоит в том, что аккорд D в стандартной настройке не имеет хорошего низкого баса. Аккорд D в стандартной настройке звучит ощутимо беднее, чем аккорды C, A, G, и, конечно, E (все перечисленные аккорды — наиболее часто используемые). Настройка drop D исправляет это обстоятельство.
Пьеса или песня в тональности ре на акустической гитаре почти всегда может прозвучать лучше в настройке drop D, чем в стандартной. Это обуславливает очень широкое применение такой настройки, в частности, на классической гитаре. Огромное количество академического репертуара для гитары создано именно в этой настройке. В партитуре для классической гитары при этом часто указывается просто «6 = D», а саму настройку явно не называют никаким специальным термином.
Что касается рок-музыки и электрогитары, некоторые группы постоянно настраиваются таким образом, другие могут использовать эту настройку изредка, а некоторые вообще никогда не используют её.
Иногда говорят о «ситарном эффекте» этой настройки (ситар — индийский музыкальный инструмент), когда функция низкого бурдона ре вдохновляет гитариста на поиски новых звучаний, в частности, позволяя ему звучать «как индийская рага».
Среди «преимуществ» настройки drop D также обычно называют её предельную схожесть со стандартной настройкой — перестроена лишь одна струна, а значит, все аппликатуры аккордов и привычное расположение нот на грифе изменяются крайне незначительно.
На видео ниже звучит популярная в России учебная (впрочем, одновременно и концертная) пьеса для классической гитары «Ричеркар» Н. Нигрино (вполне возможно, что на самом деле — Владимира Вавилова). Эта пьеса написана в тональности d-moll, и, хотя чаще попадаются её редакции без перестройки шестой струны, низкий тонический бас может дать весьма красивое звучание.
Видео «В. Шувалов играет Ричеркар Н. Нигрино» .
Источник