- Строи бас-гитар
- Настройка и строи бас-гитары.
- Настройка бас-гитары
- Особенности строя в зависимости от типа инструмента
- EADG (ми-ля-ре-соль) – стандартный строй 4-струнной бас-гитары
- BEADG (си-ми-ля-ре-соль) – стандартный строй 5-струнной бас-гитары
- BEADGB (си-ми-ля-ре-соль-си) – вариант для инструмента с 6 струнами
- DADG (ре-ля-ре-соль) – разновидность строя «drop D»
- CGCF (до-соль-до-фа) – «drop C»
- Методы настройки
- На слух
- С помощью флажолета
- Регулировка тюнером
- При помощи камертона
- При помощи программных тюнеров
- Настройка «drop D», и зачем она нужна
Строи бас-гитар
Р азные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).
Другие строи:
- D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
- D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон.
- C# F# B E (до-фа-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона.
- C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона.
Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.
Также существуют так называемые Dropped-строи:
- D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
- C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):
- F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны поднимаются на полтона.
- F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны поднимаются на один тон.
Строй пятиструнной бас-гитары:
- H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) — эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
- E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) — альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
- A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
- A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) – все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе – Korn и Pantera.
Строй шестиструнной бас-гитары:
Источник
Настройка и строи бас-гитары.
Стандартным строем четырех струнной бас гитары считается строй, аналогичный строю четырех струн шестиструнной гитары — с третьей по шестую, но на октаву ниже:
- Первая струна — Соль (G) большой октавы.
- Вторая струна — Ре (D) большой октавы.
- Третья струна — Ля (A) контроктавы.
- Четвертая струна — Ми (E) контроктавы.
Принцип настройки четырехструнной бас гитары такой же, как и настройка четырех верхних струн шестиструнной гитары (об этом читайте статью «настройка шестиструнной гитары»).
Альтернативные строи четырехструнного баса, как правило, заключаются либо в понижении тона (до двух тонов) всех струн, либо в повышении (не больше, чем на тон). Существуют также и Dropped-строй: когда четвертая струна опускается на один тон.
Стандартный строй пятиструнной бас гитары — это строй четырехструнного баса с добавленной струной Си (H) субконтроктавы, но бывает, что добавляется струна До (C) малой октавы.
Стандартный строй шестиструнного баса — это строй четырехструнного баса с двумя добавленными струнами: Си (H) субконтроктавы и струна До (C) малой октавы. Заметьте, что аналогии с обычной шестиструнной гитарой почти не осталось.
У семиструнной бас-гитары строй такойже как у шестиструнного баса и добавляется струна Фа (F) малой октавы.
На бас-гитарах с большим количеством струн, все или некоторые струны утанавливаются попарно, как на двенадцатиструнной гитаре. Исключение составляют бас-гитары для игры теппингом двумя руками. У таких гитар настройка может произвольной и стандартов не имеет.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Настройка бас-гитары
Чтобы настроить бас-гитару, применяется стандартный строй инструмента с 6 струнами, исключив первые две. Единственным и существенным различием между ними является снижение на один тон для бас-гитары. Регулировка производится несколькими способами, отталкиваясь от стиля исполнения, типа изделия и пожеланий музыканта.
Особенности строя в зависимости от типа инструмента
Изучая аспекты корректировки работы инструмента, целесообразно отталкиваться от музыкального стиля, специфики исполняемых композиций. Существует стандартный строй для гитар различных размеров. Он состоит из ряда символов, первый из которых означает наиболее толстую струну.
EADG (ми-ля-ре-соль) – стандартный строй 4-струнной бас-гитары
Начало записи строя осуществляется от низкой (4) к самой высокой – 1. Считается эталоном настройки, используемой во всех щипковых инструментах с изменениями тональности при необходимости.
BEADG (си-ми-ля-ре-соль) – стандартный строй 5-струнной бас-гитары
Регулировка выполняется аналогично предыдущей с той разницей, что самой низкой является пятая. Каждая последующая нота должна звучать в унисон предыдущей, зажатой в 5-ом ладу.
BEADGB (си-ми-ля-ре-соль-си) – вариант для инструмента с 6 струнами
На таком инструменте настройка первой струны должна соответствовать ноте «до», а не «си».
DADG (ре-ля-ре-соль) – разновидность строя «drop D»
В дроп Д понадобится опустить 4 струну на один тон по сравнению со стандартным гитарным строем для басового инструмента. Этот прием актуален для исполнителей альтернативной музыки.
CGCF (до-соль-до-фа) – «drop C»
В отличие от стандартного, необходимо опустить 4-ку на два тона, а остальные – на один. Настойка используется при альтернативном музыкальном направлении, металле. В таких направлениях глубина и тяжесть звуков подчеркивается низкой тональностью. Рекомендуется приобрести большую толщину, чем при применении остальных настроек.
Методы настройки
При регулировке четырехструнного басового инструмента стоит начинать от большей толщины к меньшей. Предварительно их натягивают на гриф таким образом, чтобы не было сильного напряжения или провисания. Музыканты используют несколько способов, чтобы добиться идеального звучания.
На слух
Этот способ используется при наличии опорного тона – иного музыкального инструмента или камертона. В ситуациях, когда одна из струн имеет правильную настройку, остальные регулируются по ней. Если в качестве опорного тона использовать первую самую тонкую с нотой «соль», инструкция будет выглядеть так:
- сравнить ноту «соль» на фортепиано с первой гитарной струной, при правильной корректировке они должны звучать в унисон, как бы сливаясь;
- вторую зажать на пятом ладу и настраивать до тех пор, пока она не будет звучать в унисон с первой, когда та находится в открытом состоянии;
- дальнейшая регулировка производится аналогичным образом: зажать третью на пятом ладу и добиться слияние звуков при открытой второй и так далее.
По окончании манипуляций инструмент должен чисто воспроизводить звук. Минус способа в том, что струны могут подтягиваться при нажатии пальцами.
С помощью флажолета
Использование флажолета более эффективно. При регулировании инструмента руки остаются свободными. Перед работой лучше установить новый комплект, выстроить изделие по октавным флажолетам.
- Первоначально на первой струне «соль» или G извлекается флажолет при зажатом седьмом ладу. К ней необходимо слегка прикоснуться, не зажимая. Если все сделано верно, исходящий звук получит нужную частоту. При извлечении флажолета получится обертон, соответствующий ноте «Ре».
- Следующим извлекается флажолет на второй, но уже на пятом ладу. Говорить о правильной регулировке можно тогда, когда исходящий звук соответствует первому.
- Такие же манипуляции понадобится проделать с третьей, четвертой струнами.
Перед тем как выполнять настройку бас-гитары на 4 струны, рекомендуется обучиться правильному извлечению флажолетов.
Регулировка тюнером
Использование приспособления позволяет быстро и точно выполнять настройку инструмента даже при отсутствии навыков. С его помощью добиваются идеально чистого звучания. В настройке тюнером применяется буквенное обозначение нот, каждая из которых соответствует определенной струне:
- Нота «Ми» обозначается буквой E – струна №4.
- Нота «Ля» обозначается буквой A – №3.
- Нота «Ре» обозначается буквой D – №2.
- Нота «Соль» обозначается буквой G – №1.
Несмотря на то что тюнер позволяет добиться максимальной точности, стоит со временем отточить технику настройки на слух, это поможет отрегулировать аксессуар в любых условиях.
При помощи камертона
Способ заключается в том, что при помощи камертона выполняется регулировка одной струны, относительно которой настраиваются все остальные. Поскольку инструмент отличается тихим звучанием, настройка бас-гитары выполняется при подключенном звукоусилителе или компрессоре. Можно подсоединить ее к компьютеру, используя микшер. Для точного регулирования пользуются медиатором.
Большинство музыкантов использует вилочковый камертон, который задает эталонную ноту «Ля». Регулирование самой толстой струны проводится при открытой третьей, а остальных – относительно нее. Звук, извлеченный из более тонкой струны, должен совпадать со звуком следующей за ней, зажатой на пятом ладу. Тональность должна полностью совпадать, сливаясь воедино. Подобным образом происходит регулировка.
При помощи программных тюнеров
Самой простой и удобной считается настройка бас-гитары онлайн при помощи тюнера. Он представляет собой компьютерную программу, работающую за счет микрофона, позволяет быстро наладить звучание. Дополнение в виде подключенного к микрофону баса через линейный вход оптимизирует задачу.
Порядок действий несложный:
- подключить гитару к микрофону;
- отрегулировать последовательно все струнки;
- как только звучание будет идеальным, нота на компьютерной программе приобретет зеленый цвет и можно двигаться дальше.
Внимание! Одинаковое звучание говорит о том, что все выполнено правильно и с инструментом все в порядке. Когда зажатая нота издает звук ниже флажолета, необходимо убавить длину. Если проблему исправить не удалось, требуется регулировка мензуры.
Звучание инструмента может быть нарушено из-за неправильного прогиба грифа. К этому приводит разная сила натяжения струн, регулировка которой выполняется анкерными болтами. Только убедившись, что с грифом все в порядке, можно приступать к работе с изделием.
Внимание! Высота между грифом и струной №4 должна находиться в пределах 2,8-2,5 мм, а №1 – не более 2,4 мм. Эти показатели ориентировочны, при извлечении мелодии не должно быть посторонних шумов.
Бас-гитара пользуется популярностью не только у рок-звезд, но и у многих талантливых музыкантов, поэтому технику настройки знать необходимо. Если она выполнена по всем правилам, при воспроизведении музыкальной композиции инструмент будет выдавать звуки без дребезжания.
Источник
Настройка «drop D», и зачем она нужна
Drop D — это альтернативная настройка гитары, в которой самая низкая (шестая) струна настраивается ниже обычного для стандартной настройки звука ми ровно на один тон — в ре. Эта настройка используется на электрогитаре в хэви-метал музыке, а также в блюзе, кантри, фолке и на классической гитаре.
Настройка drop D также является основной среди целого семейства настроек под условным названием «drop 1». Всё это семейство сохраняет те же самые интервалы между всеми струнами, что и в настройке drop D, но характеризуется вариантами фактической высоты всего строя.
Таким образом, остальные настройки «drop 1» можно получить, просто настроив гитару в drop D, а затем перестроив все струны на некоторый фиксированный интервал. Примерами являются настройки drop D♭, drop C, drop B, drop B♭ и drop A. Все они, разумеется, будут использовать те же самые аппликатуры, что и настройка drop D.
Какие эффекты это даёт?
- Самая низкая ре в стандартной настройке — это высота открытой четвёртой струны или пятой струны, прижатой на пятом ладу. Упомянутая перестройка шестой струны добавляет ещё одну ре, на октаву ниже, что может помочь дополнить звучание аккорда D в открытой позиции или любого аккорда с басом ре.
- Открытый низкий звук ре теперь полезен как басовый «дрон» (бурдон) для игры в любой из тональностей или в любом из ладов с тоникой ре.
- Натуральные флажолеты на XII, VII, V и так далее ладах — теперь другие, связанные с ре.
- Все ноты на шестой струне сдвигаются на два лада от того места, где они были ранее в стандартной настройке, и теперь совпадают по названиям с нотами на четвёртой струне. Пауэр-аккорды, для которых раньше требовалось как минимум два пальца на разных ладах, теперь находятся на одном ладу, и их можно сыграть одним пальцем.
- Как и любое изменение в настройке, это приводит к тому, что некоторые аккорды (аппликатуры) могут стать удобнее, в то время как другие — труднее, или вовсе невозможными.
- Настройка drop D формально расширяет диапазон гитары на целый тон.
Что касается акустической гитары, то основная причина использования настройки drop D состоит в том, что аккорд D в стандартной настройке не имеет хорошего низкого баса. Аккорд D в стандартной настройке звучит ощутимо беднее, чем аккорды C, A, G, и, конечно, E (все перечисленные аккорды — наиболее часто используемые). Настройка drop D исправляет это обстоятельство.
Пьеса или песня в тональности ре на акустической гитаре почти всегда может прозвучать лучше в настройке drop D, чем в стандартной. Это обуславливает очень широкое применение такой настройки, в частности, на классической гитаре. Огромное количество академического репертуара для гитары создано именно в этой настройке. В партитуре для классической гитары при этом часто указывается просто «6 = D», а саму настройку явно не называют никаким специальным термином.
Что касается рок-музыки и электрогитары, некоторые группы постоянно настраиваются таким образом, другие могут использовать эту настройку изредка, а некоторые вообще никогда не используют её.
Иногда говорят о «ситарном эффекте» этой настройки (ситар — индийский музыкальный инструмент), когда функция низкого бурдона ре вдохновляет гитариста на поиски новых звучаний, в частности, позволяя ему звучать «как индийская рага».
Среди «преимуществ» настройки drop D также обычно называют её предельную схожесть со стандартной настройкой — перестроена лишь одна струна, а значит, все аппликатуры аккордов и привычное расположение нот на грифе изменяются крайне незначительно.
На видео ниже звучит популярная в России учебная (впрочем, одновременно и концертная) пьеса для классической гитары «Ричеркар» Н. Нигрино (вполне возможно, что на самом деле — Владимира Вавилова). Эта пьеса написана в тональности d-moll, и, хотя чаще попадаются её редакции без перестройки шестой струны, низкий тонический бас может дать весьма красивое звучание.
Видео «В. Шувалов играет Ричеркар Н. Нигрино» .
Источник