Духи с зелеными нотами

Зеленая парфюмерия: трава-мурава или нечто-то более серьезное?

[С.Полье, Мск] В рамках цикла материалов, подробно рассказывающих о различных семействах парфюмерии, пришло время обратиться к одной из самых интересных категорий. Это ароматы, суть которых понимают многие, но, одновременно, описать которые словами затрудняется почти каждый. Речь, конечно же, о зеленой парфюмерии, зеленых нотах в композициях. Что это такое, какие запахи относятся к этой группе, какие сказки ходят о «зелени»? Давайте попробуем разобраться, но предупреждаю – просто не будет.

В материале:

Зеленая парфюмерия: что это такое?

Возможно вы обратили внимание, что серьезные порталы или СМИ, говоря о зеленом семействе парфюма, как правило обходятся краткими очень обтекаемыми формулировками, с примерным таким смыслом:

Зеленые ароматы – это парфюмерное семейство, включающее в себя композиции с акцентами на ноты трав, листьев, реже некоторых видов водорослей. Это в подавляющем большинстве свежие запахи.

Есть вариации, в которых указывается на натуральность ингредиентов, но я намерено опустил это описание, т.к. 100% натуральность отнюдь не гарантирована. Об этом поговорим отдельно ниже. Почему же многие избегают говорить о зеленых ароматах подробно? Скорее всего, не хотят разбираться, бояться ошибиться. Почему мы говорим? Потому что вам интересно, и мы желаем вместе разобраться. А страхи и ошибки — ну их!

Читайте также:  Необычные струны для гитары

В чем, собственно, трудность. «Травы и листья» — вот, что вызывает сомнения. Когда говорится в общих словах, вроде бы все ясно, но, когда возникают детальные вопросы – какие это травы и какие листья – начинается сущий бардак.

Простое и сложное в зеленых ароматах

Я уже говорил в начале, что большинство людей, если угодно, интуитивно понимает, что такое зеленая парфюмерия. Сложность в том, чтобы объяснить это другим. Зачем это надо? А для чего вам знать, что аромат цветочный, древесный, фужерный, кожаный, шипровый или любой другой?

  • Во-первых, чтобы примерно представлять по словесному описанию незнакомые духи.
  • Во-вторых, чтобы понимать друг друга при общении и описании испробованной композиции.
  • В-третьих, люди не рождаются сразу опытными и просвещенными. Все когда-то узнавали что-то впервые. Это относится к рассматриваемому семейству парфюмерии.

Главное, на мой взгляд, понять две вещи: что относится к зеленым ароматам, а что не относится категорически.

Простое

Давайте попробуем визуализировать простую ситуацию. Середина лета, раннее, но комфортное солнечное утро, и вы находитесь где-то в сельской местности. Деревушка стоит на пригорке, внизу синеет лентой извилистая речушка, а между ними роскошный луг. Высокие травы, редкие полевые цветы.

Оркестром трещат кузнечики в колышущемся травостое, где-то над головой попискивают едва заметные пичужки. Несколько в стороне крестьянин косит эти густые травы, укладывая их ровными рядками. Ветерок доносит запах свежескошенной травы, и вы прекрасно знаете этот зеленый аромат. Но этого мало, вы и сами срываете большой пучок зелени, и закапываетесь в него носом. Растения и так покрыты росой, но на месте срыва обильно выделяется влага, и к приятной свежести, которой было достаточно и раньше, прибавляется сочность.

Настроение еще более улучшается. Хочется, чтобы эта идиллия не проходила никогда.

Это и был настоящий зеленый запах:

  • свежий;
  • сочный;
  • растительный;
  • энергичный;
  • приятный большинству людей.

Кстати, о большинстве. Зеленые духи – это вовсе не вчера придуманное семейство. Им уже много лет, и пики их популярности приходились на конец 1940-х, на 1970-ые. Сегодня существует мнение (и судя по всему ему стоит доверять), что ароматы зеленой группы не просто возвращаются в тренд, но делают это на продолжительное время.

Согласитесь, пока все просто. Но всегда есть «но»!

Сложное

Духи с запахом свежескошенной травы – такое описание зеленых ароматов так же встречается очень часто. Однако это очень примитивная формулировка. Тот самый пучок сорванной сочной растительности несомненно даст желаемый запах. Но трава траве рознь. К примеру:

  • Обычный осот, несомненно даст зеленый запах. Причем, чем моложе растительность, тем более сочной и свежей будет аромат.
  • Свежий базилик определенную «зеленость» предоставит, но пряного в нем все же больше.
  • Цветущая растительность, например, лаванда. Куда она больше относится – к цветам или траве? Согласитесь, ситуация не однозначна.

Сравните еще и вид растений. Тот же базилик в свежем виде порцию зелени даст, а в сухом только пряность. Что вам скажет слово «базилик», указанное в описании к духам? Ничего, кроме пряной составляющей. Цветы лаванды без листьев дадут порцию свежести. А зелени?

Аналогичная ситуация и с листьями. Не будем даже касаться засушенных, поговорим только о свежесобранных. Опять же, несколько ярких примеров:

  • Размятый лист березы, кроме своего запаха, обязательно даст зеленой свежести.
  • Лист черной смородины обладает настолько характерным запахом, что за ним (запахом) вполне вероятно не будет слышаться ничего зеленого, но определенной свежести он все же добавит.
  • Лист пачули возможно немногие могли ощущать лично – растение тропическое – но существует точное правило, относящее этого ингредиент к древесным запахам. То есть никакой зелени, в ольфакторном смысле, здесь нет.

Я, конечно, вредный человек 😉 Но, поверьте, в этот раз вовсе не пытаюсь вас запутать и довести до мысли: «Мне никогда этого не понять!». Описывая сложности восприятие зеленых запахов, я лишь показываю неоднозначность словесных формулировок. Но не переживайте, мы с вами обязательно во всем разберемся.

Все свежее зеленое?

Чтобы немного отдохнуть от сложностей предыдущих разделов, поговорим о глупостях. Именно глупостями и полной ерундой являются иногда встречаемые сведения, что «все свежие запахи и есть зеленые».

По большому счету, тут и говорить не о чем. Достаточно вспомнить любую разновидность «парфюмерного колеса», чтобы увидеть, что зеленые – это всего лишь одна из разновидностей группы «свежие» (Fresh). Рядом находятся акватические (водные) и цитрусовые. Никто же не будет отрицать, что водные ароматы – свежи. Но разве их можно перепутать с «зеленью»?

Конечно, при желании можно подтянуть, например, свежие водоросли. Но это будет лукавством. Морская растительность в свежем виде – это скорее сочетание акватических и зеленых нот (а также иногда соленых, морских и многих иных). То есть это два семейства одновременно.

Зеленые ноты: что к ним относится?

Хотелось бы сказать: вот вам список зеленых ингредиентов, знакомьтесь и радуйтесь. Но… нет. И прежде всего, потому что:

Наличие зеленых нот в композиции не делает аромат зеленым. Другие составляющие могут значительно доминировать, и «зелень», добавив свой голос в общий ансамбль, не выйдет на первый план.

Примеров можно привести множество:

Но все же можно привести примеры особо распространенных нот семейства зеленых. Пусть они и не всегда формируют направление, но при высоком содержании все же вытягивают ароматы в рассматриваемую группу:

Классика. По одной из гипотез, именно этот ингредиент когда-то натолкнул на мысль об использовании зеленых нот в парфюмерии.

Очаровательная свежесть и сочность этих нот используется давно и часто. Обладают специфическим и очень тонким дополнительным звучанием.

Этот ингредиент так же применяется в парфюмерии давно, однако именно он становится все более популярным, снова выводя зеленые духи в мировые тренды. Кроме свежести и энергичности обладает характерным, но нежным и приятным фруктовым отзвуком.

Искусственно синтезированные ноты

Сюда же можно отнести и знаменитые альдегиды, широко применяемые в зеленых ароматах.

Прочитав завершающий пункт, может появиться вопрос: «А как же сведения об обязательной натуральность зеленых нот?». Это миф, но давайте рассмотрим его подробнее.

Все ли зеленые ноты натуральные?

В каждом мифе, как и в шутке, всегда есть доля правды. Очень многие зеленые ноты действительно натуральные. Производители обязательно расскажут, что делают это исключительно из любви и уважения к нам с вами – потребителям. Но на мой субъективный взгляд, тут гораздо больше прагматизма, чем честности.

Например, вспомните, как делаются цветочные духи. Не погружаясь в детали технологии, напомню лишь, что из

50 000 лепестков жасмина получается всего 15 миллилитров эфирного масла. Согласитесь, дорогое удовольствие. Есть смысл сэкономить, создав некий искусственно заменитель. А трава? Ее же не по былинке собирают, не по росточку – взял охапку и скосил, готово дело. Скорее всего, синтезировать нечто аналогичное дороже выйдет.

Конечно, альдегиды – немного другое дело. Все же их задача дать запах несуществующий в живой природе, и зеленые ароматы в том числе. Для чего-то красивого и необычного «зеленые альдегиды» вполне могут быть применены.

Вывод. Заявления о 100% натуральности зеленых нот – миф. Однако многие ингредиенты действительно могут иметь натуральное происхождение.

История зеленого парфюма, или Другие мифы о духах зеленого семейства

К сожалению, порадовать точной историей появления и развития парфюмерии зеленого семейства не могу. Информации в достоверных источниках нет, и это дает повод многим описывать появление этого семейства как заблагорассудится. Соберем несколько баек.

Байка №1. Гальбанум

Суть мифа в том, что гальбанум – чуть ли не главная и обязательная зеленая нота на планете. Ребята и девчата, гальбанум получают из травянистых растений – это правда, но гальбанум в результате – это смола (более или менее густая, может быть и вовсе жидкой, или, наоборот, полностью застывшей). Может ли смола обладать зеленым запахов? Наверное, все в жизни бывает, но гальбан (а именно так он называет правильно по-русски, хотя в парфюмерии почему-то прижился латинский термин galbanum) больше похож запахом на морковь с не всегда приятной горчинкой.

С другой стороны, в сочетании с другими зелеными нотами гальбан действительно часто дает очень интересное сочетание, и нередко используется в парфюмерии этого семейства. Так что назвать galbanum зеленой нотой можно с большой натяжкой, но в зеленых композициях его можно встретить часто.

Причем тут история? Знакомство в гальбаном произошло еще в ветхозаветные времена. Точно известно, что о веществе был осведомлены в Древней Греции, Персии. Находят растения, из которых гальбанум производится, в горах Ирана и близлежащих местностях, где парфюмерное творчество развито с незапамятных времен.

Соединяя воедино эти сведения, некоторые делают вывод о появлении зеленых ароматов в одно из указанных времен. Мы с вами видим, что в этой версии много прорех, и сведения не доказывают древность появления этой группы. Как, в принципе, не доказывают и обратного.

Байка №2. Первый зеленый

Другая версия, наоборот, значительно омолаживает зеленую парфюмерию. И относит ее появление к 1947 году. Именно в это время появился знаменитый, очень неординарный для своего времени, но ставший необычайно популярным, парфюм Balmain’s Vent Vert, созданный Жерменой Селье. Согласно этой легенде, это были первые духи, в составе которых появился ингредиент «зеленые ноты».

Мне сложно сказать, так ли это. Вполне возможно, что зарождение термина и произошло в указанное время. Но у меня все же сомнения, что это «первый зеленый». Да, зеленую сущность Vent Vert никто отрицать не будет (цветочно-зеленую), но неужели раньше никто не догадался «понюхать траву»?

То есть с древних пор люди научились добывать масло из лепестков цветов. Догадались забраться в железы мускусных оленей, чтобы применить в духах этот самый мускус. Научились использовать болезненные выделения из пищеварительного тракта кашалотов, названные амброй. А понюхать скошенную траву ума не хватило? «Не верю!» (с).

Байка №3. Послевоенное обновление

Этот миф плотно связан с предыдущим. Его достоверность крайне сомнительна, но уж очень он поэтичен. В нем есть все для хорошего романа – трагичность, напряженность, оптимизм и хеппи-энд.

Суть в том, что появление зеленых духов связывают с окончанием Второй мировой войны. После жутких трагедий, после чудовищных разрушений и истязаний, война завершилась. Вокруг руины, миллионы жертв… Но окончание кровопролития – праздник. Прекращение бомбежек означает, что скоро начнется восстановление, созидание, обновление.

Людям требовался оптимизм. Поэтому в моду и вошли зеленые ароматы – из-за своего жизнелюбия, энергичности, позитивности, с которыми они прямо ассоциируются!

Согласитесь, красиво. Жаль, что неверно. О появлении этой группы ароматов в более раннее время мы уже говорили. Можно возразить, что конец 1940-ых пусть не породил, но снова ввел моду на духи зеленого семейства, но как тогда объяснить всплеск популярности «зелени» в 1970-х (одни только Chanel #19 чего стоят), а современный взлет в конце 2010-ых? Что за пертурбации произошли в это время?

Зеленой парфюмерии не существует!

Это уже не миф. Это легкий хайп заголовка. Конечно, зеленая парфюмерия есть, иначе бы зачем вся эта статья. Но есть здесь и доля истины. Действительно, «травяные духи» очень и очень редко существуют без примеси других семейств.

Это логично. Тот же запах скошенной травы прекрасен, но много ли желающих благоухать исключительно им? Поэтому и смешиваются группы:

  • Цветочно-зеленые. В основном женские ароматы.
  • Фужерно-зеленые. Эти чаще встречаются у мужчин.
  • Зеленые-цитрусовые. Зеленые-акватические. Это настоящие заряды свежести, подходящие обоим полам.

Из всего сказанного легко складывается и ответ на следующий вопрос – когда именно зеленая парфюмерия наиболее хороша.

Для какой погоды подойдут зеленые ароматы?

На мой взгляд, здесь все просто. Когда хочется наибольшей свежести? Когда окружающая среда ее не предоставляет. Вряд ли духи зеленого семейства будут уместны в сильный мороз. Жара же, наоборот, их стихия.

Значит ли это, что зеленые ароматы подойдут только летом? По большому счету, да. Но все же я бы не был столь категоричен. Приведу один пример. Скорее даже лайфхак для женщин.

Представьте, зима – мороз и стужа. Солнце уже село, и большая компания собралась на вечеринку в теплом помещении. Грохочет музыка, благоухает тяжелой парфюмерией для холодного времени года, еще более активной от энергичных танцев своих обладательниц. А вы… опаздываете.

Ждете пока раскрасневшиеся подруги не утомятся танцами, пока не заполнят смесью своих ароматов все пространство. Чем именно тут пахнет? Уже не понять.

И тут появляетесь вы, незаметно сделав несколько пшиков легкой летней «зеленью» непосредственно перед входом. Как вы будете восприниматься окружающими? Правильно, как нечто новое, молодое, яркое, задорное и жизнерадостное. Как противовес «отяжелевшим» присутствующим, как самое заметное явление этих минут 😉

Примеры популярной «зелени»

В заключении надо привести примеры популярной парфюмерии зеленого семейства. Те, что уже как-либо упоминались по ходу текста, больше не указываем.

Разумеется, это лишь мизерная часть «зеленого айсберга». Таких ароматов тысячи. Чтобы увидеть все композиции нашего справочника, в которых присутствуют зеленые нотки, просто нажмите на кнопку:

Подбирайте парфюмерию по своему вкусу. Любите себя. Приятного вам аромата!

Сергей Полье,

Специально для Ваш-Аромат.ру

В качестве иллюстрации использован коллаж из материалов, найденный в свободном доступе в сети Интернет.

При использовании материалов гиперссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Все экспертные оценки являются субъективными мнениями авторов. Все фото кликабельны.

Источник

Оцените статью