Два максима ноты для фортепиано

Песня «Два Максима». История. Ноты. Видео

4 апреля родился советский композитор Сигизмунд Кац (1908—1984).

Песня «Два Максима» Сигизмунда Каца на стихи Владимира Дыховичного. История создания

Кац Сигизмунд Абрамович (1908—1984), советский композитор, народный артист России (1980), лауреат Сталинской премии (1950), автор оперетт, песенно-хоровых сюит, камерных и инструментальных произведений, песено-музыкальных композиций для драматического театра, популярных песен «Как у дуба старого» (1939), «Шумел сурово Брянский лес» (1942). и др.

Вечером 21 июля 1941 года в Москве раздались сигналы воздушной тревоги. Более двухсот фашистских самолетов приближались к городу. Это был первый налет вражеской авиации на советскую столицу. Но хотя продолжался он несколько часов, фашистским стервятникам не удалось нанести городу большие повреждения. Со значительными потерями они вынуждены были вернуться на свои базы.

Так началась долгая воздушная битва за столицу, битва, в течение которой фашисты сбросили на Москву более ста тысяч одних только зажигательных бомб. Но все же город остался почти невредимым, и в этом заслуга не только наших отважных летчиков и зенитчиков, но и тысяч москвичей — добровольцев-дружинников ПВО. Среди них был и молодой композитор Сигизмунд Кац.

— Я хорошо помню свой пост № 4, чердачное окно, улицу,— вспоминает композитор.— Иногда в перерывах между авианалетами приходилось сидеть «без дела», и мы — дворовая ПВО,— пользуясь этим, слушали и смотрели, как вдалеке от нашего района грохотали зенитки и скрещивались стрелы прожекторов. В такие ночи я обычно пытался сочинять — это немного отвлекало от тяжелых мыслей, связанных с внезапно наступившей войной, и немного избавляло от чувства страха. А страшно было. Еще только вчера, когда тяжелая фугасная бомба упала во двор соседнего дома, нас чуть не сбросило с крыши взрывной волной…

Читайте также:  Грезы любви листа пианино

«Так, так, так!»—говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» — говорит пулемет… — пытался вникнуть я в стихи В. Дыховичного, которые он мне вручил утром.

Дыховичный Владимир Абрамович (1911—1963), советский драматург, писатель-сатирик, поэт и эстрадный чтец-декламатор, автор текстов песен «Два Максима», «Мишка-Одессит», «Ленинградские мосты» и др.

…Поэт Владимир Дыховичный выступал перед ранеными бойцами в одном из московских госпиталей. Он обратил внимание, что под лестницей стоял, как бы готовый к бою, станковый пулемет «максим». Поэту рассказали, что в одной из палат лежит раненый пулеметчик, которого тоже зовут Максимом.

Когда Дыховичный через несколько дней снова побывал в этом госпитале, он узнал, что «тезки» — Максим-пулеметчик и его пулемет— отбыли на фронт. У поэта стали складываться строки будущего стихотворения:

На границе шумели березки,
Где теперь пришлось нам воевать,
Там служили-дружили два тезки —
Их обоих Максимами звать.
Был один — пулеметчик толковый
(Познакомьтесь с Максимом моим!),
А другой — пулемет был станковый
По прозванию тоже «максим».

Композитор написал песню на эти стихи.

— Я сразу почувствовал,— говорит С. Кац,— как ослабевает напряжение предшествовавших дней и бессонных ночей, растет уверенность и спокойствие, ощущение своей причастности к единой семье защитников любимой Москвы. Впервые за все дни войны я уснул со спокойной творческой совестью: первая моя военная песня была создана…

Утром композитор понес ее на радио. Там новая песня вызвала споры. Одни считали, что она слишком легковесна, не соответствует духу времени, другие не соглашались с такой точкой зрения. В конце концов решено было пустить песню в эфир — пусть ее оценят сами радиослушатели.

И вот началась передача, где должна была впервые прозвучать песня «Два Максима». У микрофона выступал не профессиональный певец, а тоже Максим — герой известной кинотрилогии «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» — популярный киноартист, ныне народный артист СССР Борис Чирков. Сначала он спел «Крутится, вертится шар голубой», потом обратился с теплым приветствием к фронтовикам, а закончил свое выступление новой песней о тезках Максима.

После передачи стало ясно, что спор о песне решен. На радио приходило много писем от фронтовиков с просьбой повторить песню, бойцы обещали драться так же, как сражается Максим-воин вместе со своим пулеметом.

Позже «Два Максима» записал на пластинку певец Г. Виноградов. Песню часто передавали по радио, особенно после сообщений об удачных действиях наших войск.

— Нередко,— вспоминает композитор,— собравшиеся у репродукторов говорили: «Сегодня на фронте дела, видно, хороши, опять «Максимов» передавали…»

Это была лучшая похвала песне.

Источник: Луковников А. Е. Друзья-однополчане. Москва, 1980

Песня «Два Максима». Ноты

Ноты песни «Два Максима» Сигизмунда Каца на стихи Владимира Дыховичного.

Инструмент: ноты для голоса и аккорды;

Уровень сложности: начальный;

Источник: Луковников А. Е. Друзья-однополчане. Москва, 1980.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.

Песня «Два Максима». Текст

На границе шумели березки,
Где теперь пришлось нам воевать,
Там служили-дружили два тезки —
Их обоих Максимами звать.
Был один — пулеметчик толковый
(Познакомьтесь с Максимом моим!)
А другой — пулемет был станковый
По прозванию тоже «максим».

Крепко связаны дружбою старой,
Принимали грозные бои
Неразлучною дружною парой
Оба тезки — Максимы мои.
Очень точно наводит наводчик,
А «максим», словно молния, бьет.
«Так, так, так!» — говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» — говорит пулемет.

От осколка германской гранаты
Не случилось уберечься им:
Пулеметчик был ранен, ребята.
Поврежден пулемет был «максим».
Дни леченья проносятся мимо,
И дружку произведен ремонт,
И опять оба тезки Максима
Возвращаются вместе на фронт.

А на фронте — горячий и хлесткий
Ураганный бой гудит опять.
И опять служат-дружат два тезки,
И обоих Максимами звать.
Снова точно наводит наводчик,
С максимальною силою бьет.
«Так, так, так!» — говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» — говорит пулемет.

Песня «Два Максима». Слушать онлайн. Видео

Песня «Два Максима» («На границе шумели березки») Сигизмунда Каца на стихи Владимира Дыховичного. Исполняет Евгений Беляев. Фрагмент фильма-концерта «Поёт Евгений Беляев». 1970-е гг.

Источник

Сигизмунд Кац — Песни ноты

Ноты для голоса в сопровождении фортепиано к песням композитора С.Каца, тексты


Сигизмунд Кац
Песни Том 2
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1984г.
номер с6867к

Судьбу композитора СИГИЗМУНДА КАЦА можно назвать счастливой и не только потому, что в самые ранние годы раскрылся его музыкальный дар, но и потому, что жизнь его всегда была богата встречами с интересными людьми. Дирижер Николай Семенович Голованов, услышав прекрасную игру мальчика на фортепиано, сказал: «Тебе надо брать уроки в Москве у известного пианиста и педагога Александра Борисовича Гольденвейзера, я тебе в этом помогу».

Занятия с Гольденвейзером длились год и оказали большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие Каца. Прощаясь с ним, Гольденвейзер говорил: «Мне кажется, что мы расстаемся ненадолго», но все сложилось иначе. С. Кац занялся композицией. Будучи студентом музыкального техникума имени Гнесиных, он написал музыку к «Левому маршу» В. Маяковского и об этом рассказал поэту; Маяковский выслушал его и сказал: «Мой «Левый марш» не нуждается в музыкальном сопровождении, он и без музыки хорошо организован, ритм его и так понятен слушателю». Однако через несколько дней поэт и композитор встретились на Неглинной в музыкальном секторе Госиздата, «Левый марш» был показан комиссии, куда входили известные музыканты Мясковский, Гедике, Жиляев. и сочинение, принятое к печати, вскоре вышло в свет. Ноты «Левого марша» Сигизмунд. Кац подарил Маяковскому. Они до сих пор хранятся в музее-квартире поэта.

В 1932 году Кац служил в 3-м полку Московской пролетарской дивизии. Дважды Герой Советского Союза генерал армии П. И. Батов вспоминает:«Красноармеец Кац помог нам организовать полковой хор, сочинив «Марш пролетарской дивизии», получивший премию на всеармейском конкурсе, выступал как солист-пианист с оркестром Наркомата обороны под управлением Чернецкого».
На композиторском отделении Московской государственной консерватории С. Кац занимался увлеченно. Интересно вспомнить и то! что его дипломной работой был 1-й акт оперы «Капитанская дочка», соната для фортепиано, квартет для деревянных духовых инструментов. В годы консерваторской учебы Сигизмунд часто бывал в Сочи у писателя Николая Островского, они сердечно дружили. Островский очень любил музыку, у него был прекрасный рояль, и по вечерам Кац играл любимые произведения писателя; была среди них и песня «Орленок» Виктора Белого, она еще не была издана, и Сигизмунд Кац аккомпанировал по рукописи певице Вере Духовской. Услышав эту песню, Николай Островский сказал: «Дзыга! (так называл он Каца) напишн такую песню, как «Орленок», она мне очень нравится». В ту пору уже звучали песни «Партизан Железняк», «Дан приказ ему на Запад» и другие. Помог случай: в Ростовской газете «Молот» (вспоминает Кац) я прочел стихи молодого поэта Анатолия Софронова «Как у дуба старого», передо мной сразу же встали бесстрашные воины Красной Армии, конники Буденного, защитники первых дней революции, о которых с таким жаром рассказывал мне Николай Островский в Сочи. Завидная судьба стала у песни «Как у дуба старого». Она быстро завоевала широкую популярность, зазвучала тогда в Государственном джазе СССР, в оперетте «Взаимная любовь», во многих хорах, а позднее стала музыкальной основой хореографической картины «Партизаны» в Государственном ансамбле танца под управлением И. Моисеева.

Композитору эта песня была особенно дорога, так как она явилась началом его песенного пути.
В грозные дни Великой Отечественной войны Сигизмунд Кац написал много песен, которые звучали на всех фронтах и в тылу: Летом 1942 года из Политуправления Брянского фронта в Москву приехал политрук Серафим Китаев,- он попросил написать песню к 25-й годовщине Октября. «Особенно нужна песня, — говорил он, — для партизанских отрядов. Мы хотим перебросить ее через линию фронта. Брянский фронт вдоволь снабжает партизан боеприпасами и продовольствием, а из леса все время радируют: «Патроны и оружие мы сами отберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь».
Рассказывает Анатолии Софрово. «И мы с Сигизмундом начали думать, какой же должна быть партизанская песня? Марш? Вряд ли в лесу можно маршировать. Вальс? — тоже не годится. И как-то невольно вспоминали: «Шумел, горел пожар московский». «Реве та стогне Днипр широкий». Так и добрались, наконец, до первой строчки «Шумел сурово Брянский лес». Затем родилась и вся песня. Я не могу забыть, с какой завистью провожал меня, военного корреспондента газеты «Известия», Сигизмунд Кац в полет через линию фронта. Вдвоем нас в самолет не взяли. Он был перегружен боеприпасами, медикаментами, мукой, солью. Самолет благополучно сел на замерзшее озеро, а» ночью в партизанской землянке я впервые спел песню «Шумел сурово Брянский лес». Партизаны примолкли, слушая внимательно, потом тихонько стали подпевать, запомнив мотив уже с первого раза: Так началась жизнь нашей новой песни».
Позднее песня «Шумел сурово Брянский лес» была исполнена по Всесоюзному радио популярным певцом Георгием Абрамовым в сопровождении хора н оркестра, став достоянием многомиллионной слушательской аудитории.

Много замечательных песен написал С. Кац с поэтами Сурковым, Фатьяновым, Коваленковым, Светловым. Однако наиболее активное творческое содружество продолжало оставаться с Софроновым. С ним были написаны песни, озаренные любовью к Москве; среди них особую известность приобрела песня «Здравствуй, столица». В произведениях Сигизмунда Каца нашла яркое отражение тема борьбы за мир. Песни «Шире круг», «Если хочешь ты найти друзей», «Дай руку товарищ далекий» неоднократно отмечались премиями на международных и всесоюзных конкурсах, а заглавная строчка песни «Дай руку, товарищ далекий» многократно появлялась на плакатах, страницах газет, в виде лозунга, призывающего людей к борьбе за мир. В архивах композитора хранится пленка с записью этой песни на немецком языке, подаренная композитору одним из активных ее исполнителей антифашистом Эрнстом Бушем.
Творческая биография Каца была бы неполной, если бы мы не вспомнили о его прекрасной музыке к кинофильмам «Машина 22-12», «Боксеры», к спектаклям «В одном городе», «Московский характер», «Женихи»; он — автор оперетт «Чемпион мира», «Звездный рейс», «Нежная ночь», «Я вам пишу». И снова песни.

Музыка Сигизмунда Каца нашла дорогу к миллионам сердец. Композитору присуждена Государственная премия СССР, он удостоен почетного звания народного артист РСФСР, его яркие и мелодичные песни звучат по радио, телевидению, в концертных залах, записываются на пленку, грампластинки, издаются музыкальными издательствами. Слушатели разных поколений ждут новых радостных встреч с вдохновенным неувядающим творчеством композитора.
Н. ЗАРАХОВИЧ заслуженный работы культуры РСФСР

  • С тобой, Родина! Слова Л. Куксо
  • День рождения нашей страны. Слова М. Пляцковского
  • Матросская слава. Слова А. Жарова
  • Я верю тебе. Слова В. Малкова
  • Говорящее письмо. Слова Б. Брянского и Л.Куксо
  • Огни, Огни. Слова З.Петровой
  • Я пою! Слова Н. Лабковского
  • Комсомолия, вперед! Слова Н. Лабковского
  • Живая память. Слова С. Острового
  • Незримый фронт. Слова Я. Халецкого
  • У нас в общежитии свадьба. Слова Н.Доризо.
  • Если хочешь ты найти друзей. Слова В. Харитонова
  • Ефрейтор в отпуску. Слова А. Недогонова
  • Ночи весенние. Слова А. Недогонова
  • Где-то играет гитара. Слова И. Волобуевой
  • В краю степном. Слова П. Градова
  • Первый снежок. Слова П. Градова
  • Мой город. Слова П. Градова
  • Крымская ночь. Слова Л. Куксо
  • Девушка с Черного моря. Слова Л. Куксо
  • Друзья-туристы. Слова Л. Куксо
  • Десять последних минут. Слова Л. Куксо
  • Осень. Слова Л. Куксо
  • Новые дома. Слова Л. Куксо
  • Солнце встает. Слова Л. Куксо.
  • Места партизанские. Слова Л. Куксо
  • Московская песенка. Слова Н. Лабковского
  • Комсомольский эшелон. Слова М. Матусовского
  • Бульварами тенистыми. Слова Ю. Благова.
  • Если хочешь, провожай. Слова М.Пляцковского
  • Как тебя не любить? Слова Н. Лабковского.
  • Пожелание счастья. Слова Е. Долматовского
  • Песенка веселого человека. Слова 3. Петровой
  • ПЕСНИ НА СТИХИ АБХАЗСКИХ ПОЭТОВ
    • Мы гостю рады от души. Слова Д. Гулиа, перевод М. Соболя.
    • В Абхазии. Слова И. Тарбы, перевод Н.Тихонова.
    • У родника. Слова Д.Гулиа, перевод М. Соболя.
    • Про солнце. Слова Д. Гулиа, перевод С. Маршака
    • Жил джигит на абхазской земле. Слова Д. Гулиа, перевод М.Соболя

Скачать ноты

Источник

Оцените статью