Два вальса шуберта ноты

Четыре благородных вальса

31 января 1797 года родился знаменитейший австрийский композитор всех времен Франц Петер Шуберт. Его инструментами были скрипка и фортепиано. За свою, к сожалению, недолгую жизнь он написал около 600 песен, 9 симфоний, огромное количество фортепианной и камерной музыки. Но они не стали популярными при жизни. Его симфонии не исполнялись, а из всего количества песен и половина не была напечатана. Поэтому прожил композитор всего лишь 31 год.

Жизненные неудачи и болезни погубили талантливого музыканта. Семья маленького Шуберта приветствовала музыкальные стремления сына. Отец часто играл на виолончели, а братья на разнообразнейших инструментах. Мать была дочерью слесаря, а отец учителем в школе. Первыми учителями Франца стали отец и брат, которые собственно и научили его играть на фортепиано и скрипке. У него также был отличный сильный голос. Поэтому часто посещал и пел в церковном хоре.

Когда мальчику исполнилось 11, отец решил отдать сына в школу подготовки церковных певчих. Франц быстро учился. В школьном оркестре ему даже доверяли обязанности дирижера, играл также в группе на скрипке. В группе он исполнял самые разнообразные произведения. Он знакомится с симфониями, увертюрами, квартетами. Его любимым произведением была симфония Моцарта соль – минор. Любимым композитор стал Бетховен. В эти годы юноша начал сочинять.

Первыми произведениями стал ряд песен и фантазия для фортепиано. Его талант заметил Сальери, известный композитор, который потом начал работу совместно с Шубертом. Вскоре парень решил, что ему не нужна школа церковных певчих, томные занятия, скучные предметы. Он решил забросить это и целиком посвятить себя музыке. Отец же не разделял его предпочтений, так как прекрасно знал, насколько тяжело быть музыкантом. Пытался всячески уберечь от этого сына, запрещал в праздники быть дома.

Читайте также:  Доренский прелюдия фа минор ноты

С 1813 года он все больше и больше писал новой музыки. Таким образом он заканчивает свою первую симфонию ре-мажор. На последней странице он вывел следующую надпись: «Окончание и конец», что символизировала окончание произведения и конец школе. Хотя Шуберт постоянно чувствовал денежную нужду, он не сдавался и продолжал писать. Отцу так и не удалось уберечь сына.

Именно материальные неудачи помешали его личной жизни, женитьбе на Терезе Гроб. Последние годы жизни он провел, переезжая от одного друга к другому. Он был человеком гордым, самостоятельным. Не смотря на все это, для нас он остался гениальным мастером своего дела. Подробнее с его творчеством можно ознакомиться у нас на сайте.

Смотрите также ноты произведений композитора Франц Шуберт:

Источник

Ноты для баяна — Ф.Шуберт — Избранные произведения

Ф. Шуберт (ноты для фортепиано)

  • Концертный репертуар баяниста
    • Экспромт Ля-бемоль мажор
    • Экспромт Ми-бемоль мажор
    • Вальсы Шуберта Выбранные и сомкнутые в сюиту С.Прокофьевым
    • Лесной царь

Переложения для баяна


Ф. Шуберт
Избранные произведения
в переложении для баяна
составитель А. Судариков
«Музыка», 1981г.
номер 11290

  • Лендлер. Op. 171, № 3
  • Лендлер. Op. posth
  • Вальс. Op. 9a, № 2
  • Вальс. Op. 18B, №4
  • Немецкий танец. Op. 33f № 2
  • Немецкий танец. Op.. 33, № 5
  • Немецкий танец. Op. 33, № 7
  • Сентиментальный вальс. Op. 50, № 5
  • Благородный вальс. Ор. 77, № 5
  • Благородный вальс. Ор. 77, № 6
  • Благородный вальс. Ор. 77, № 9
  • Благородный вальс. Ор. 77, № 11
  • Экосез
  • Экосез
  • Менуэт. Op. posth
  • Менуэт
  • Военный марш. Ор. 51, № 1
  • Утренняя серенада
  • Вечерняя серенада. Транскрипция Ф. Листа
  • Музыкальный момент. Ор. 94,- № 3.
  • Пчелка
  • Экспромт. Ор. 142, № 2
  • Аллегретто
  • Скерцо

Переложение А. Сударикова

Скачать ноты


Male utwory wielkich mistrzow
SHUBERT
na akordeon

opracowal Jozef Fedyczkowski
polskie widawnictwo muzyczne

Pstrag
Kolysanka
Taniec niemiecki (op. 33 nr 3)
Taniec niemiecki (op. 33 nr 7)
Ecossaise Ecossaise
Ecossaise (op. 49 nr 3)
Walc (op.. 91 nr 3)
Walc (op. 91 nr 8)
Lendler.
Lendler
Lendler
Wedrouika
Walc (op. 18 nr 6)
Walc (op. 9 nr 33)
Andante z Kiuartetu d-moll Smierc i Moment musical (op. 94 nr 3)
Menuet z Sonaty G-dur.
Marsz roojskoinu
Wiosenne nadzieje.

Скачать ноты

Источник

Два вальса шуберта ноты

О ВАЛЬСАХ ШУБЕРТА.

«Балы, красавицы, лакеи, юнкера, И вальсы Шуберта, и хруст французской булки, Любовь, шампанское, закаты, переулки. » Всем практически до боли известна эта цитата из песни группы «Белый орел». Однажды на концерте Михаил Задорнов подошел к основателю группы и вокалисту Владимиру Жечкову и указал ему на неточность:
— Булка не хрустит, а Шуберт не писал вальсов!
— Это его проблемы.

С тех пор с легкой руки сатирика был запущен миф, что Шуберт не писал вальсов, миф этот опорочил не только великого композитора, но заодно и автора стихов — поэта Виктора Пеленягрэ. На самом деле за свою жизнь Шуберт написал и опубликовал около 250 вальсов.

Значительную часть творческого наследия Франца Шуберта составляет фортепианная музыка. Она стала смыслом жизни композитора. Особенно изысканными и необычными были вальсы Шуберта. Наполненные чуткостью и лиричностью, они несли ощущение светлой печали. За всю жизнь композитор сочинил огромное количество произведений в танцевально-бытовом жанре, но вальсы лидируют по количеству.

Франц Шуберт был чрезвычайно интересной личностью. Главными чертами характера композитора являлись скромность, обаятельность, наивность и искренность. Он был настоящим трудоголиком и всегда старался добиваться совершенства во всем чем занимался. Именно благодаря данным чертам характера композитору удавалось собирать вокруг себя большое количество таких же талантливых и творчески одаренных людей.

Так, постепенно образовался круг единомышленников, который был назван в честь композитора «Шубертовский кружок». В общество культурных и просвещенных людей входили следующие значимые для того времени фигуры:

Художники: Мориц Швинд, Леопольд Купельвизер. Поэты и драматурги: Иоганн Майерхофер, Бауэрнфельд Эдуард, Грильпарцер Франц.
Скрипач Йозеф Шпаун; литератор Франц Шобер; певец Иоганн Михаэль Фогль.

Мероприятия, которые могли проводиться по несколько раз в неделю в разных местах, например, дома у одного из членов сообщества или в уютной венской кофейне, имеющей название «Под венгерской кроной», были названы «Шубертиадами».

Основными занятиями являлись не только танцы и игра на музыкальных инструментах, но разговоры о политике, обсуждение свежих новостей. В те времена подобное поведение могло вызвать осуждения в обществе. Одного из членов данного кружка даже арестовали за излишнюю свободу слова.

На этих вечерах Шуберт мог продемонстрировать собственный талант. Большая часть вальсов написаны во время проведения таких музыкальных мероприятий. Атмосферу того времени не передать словами: галантные кавалеры и их дамы кружились в танце под волшебную музыку, под непревзойденные вальсы. В те времена этот танец был на вершине популярности. В отличии от других жанрово-бытовых образцов музыка Шуберта наполнена удивительной лиричностью и поэтичностью. Иногда композитор приносил готовые номера, а иногда мог часами импровизировать, создавая все более новые и интересные танцы. Не все номера были записаны: Шуберт приходил домой уставший и ложился спать. По утру ему было сложно вспомнить объемный музыкальный материал.

В XIX веке музыка Шуберта была известной, как в узких, так и широких кругах, особенно актуальна среди интеллигенции. Но, к большому сожалению, сочинение музыкальных произведений приносило композитору совсем небольшой доход.

За всю жизнь Шуберт написал и опубликовал около 250 вальсов.
Композитор постоянно импровизировал и буквально на ходу сочинял новые произведения, находясь в ощущении творческого полета, и нередко забывал записывать или запоминать произведение. Так, на одном из вечеров у Шуберта особенно хорошо получалось создавать вальсы. Присутствующий музыкант, обладающий абсолютным слухом, в точности записал композицию. На следующей неделе он подошел к Францу и показал сочинение автору. Внимательно просмотрев ноты, сочинитель ответил молодому человеку: «Какая чудесная работа! А кто ее автор?»
В кружок Шуберта входили люди самых разных направлений в науке и искусстве, как музыканты, так и художники, поэты и писатели. Обсуждение политических новостей нередко было настолько шумным и ярым, что в один день полиция арестовала одного человека, проявившего собственное мнение на сложившуюся ситуацию в городе.
Вальсы под номерами 3, 4, 6 и 12 были использованы и прозвучали в фильме «Звериная натура», который вышел на экраны в 2001 году.

Когда были написаны Шубертом первые вальсы, этот танец еще только начинал входить в моду. Маленький Франц, который жил пригороде Вены, имел счастье слушать народные танцы, в число которых входили и самые известные прототипы вальсы – лендлеры и вальцеры.

По сравнению с вальсом, который появился лишь в конце XVIII-го века, прототипы были более грубыми по звучанию, так как относились к числу народных танцев. Мелодия вальса стала более рельефной, воздушной и изящной, от предшественников сохранился только трехдольный метр и формула аккомпанемента. Именно вальсы Шуберта произвели музыкальную революция в данном жанре, они стали иметь романтическую окраску.

К характерным чертам, присущим именно вальсам в творчестве Шуберта, можно отнести:

Миниатюрность.
Композиции написаны в простой двухчастной или трехчастной форме. По продолжительности они составляют примерно от двух до пяти минут.

Лиричность.
Мелодия выражает состояние героя. Повышается драматургическая функция. Увеличивается эмоциональный диапазон.
Звукоизобразительность. Композитор старается использовать все инструментальные возможности фортепиано.

Контрастность разделов.
Единство композиции достигается сопоставлением разных по эмоциональной окраске музыкальных материалов.

Модуляции в далекие степени родства создают особую колористическую функцию. Также характерно использование хроматизмов, обостряющих напряжение.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные черты относятся преимущественно к зрелому творчеству композитора. В раннем творчестве можно найти как сами вальсы, так и их музыкальных предшественников. Так, необычным примером ранних вальсов является Немецкий танец. Тональность ми мажор открывает слушателю светлый мир жизни. Изящные форшлаги и другие украшения в мелодии подчеркивают жанрово-бытовую природу тематизма. Ритмичность и гармонию, опирающаяся преимущественно на тонико-доминантовые соотношения отражают принадлежность к фольклору народов Австрии. Слушатель будто погружается в удивительный мир культуры этой страны, с ее традициями и обычаями.

Вальс си минор №6 op.18.
Си-минорный вальс является самым известным произведением в данном жанре. Лиричность и поэтичность музыкального материала отражают ощущение полета. Простота изложения мысли подкупает с первого такта. В целом, выдержаны все характерные черты танца, сохраняется танцевальность и ощущение плавности. Опора на доминанту создает ощущение напряженности. Вальс состоит из двух достаточно рельефных и контрастных тем. Пунктирный ритм первой темы реализует устремленность движения. Вторая тема обостряется наличием множества диссонирующих интервалов, в том числе тритона. Возвращение первой темы в мажорном варианте знаменует утверждение оптимистической концепции. Об этом свидетельствует также изложение музыкального материала параллельными секстами, которые в музыке ассоциируются с дуэтом согласия.

Вальс-каприс.
Особенно изящным произведением для фортепиано можно считать «Вальс-каприс» №6 из цикла «Венские вечера». Изначально вальс был написан Шубертом для исполнения в четыре руки. Авторство принадлежит двум талантливым композиторам Францу Шуберту и Ференцу Листу. Романтик Лист являлся популяризатором классической музыки, он создал более виртуозное переложение сочинения для исполнения в две руки. Послушать произведение в концертной обработке Листа можно в исполнении талантливого пианиста Владимира Горовица.

12 вальсов op. 91.
Представляет собой циклическое произведение. Это своеобразная музыкальная шкатулка из миниатюр. Особенностью каждого номера позволительно назвать то, что его можно исполнять бесконечно. Это маленькие комнаты сознания человека, которые наполнены определенным эмоциональным аффектом. По собственным масштабам пьесы могут занимать всего лишь три строчки. Это лаконично высказанные мысли. Стоит отметить, что данный опус предназначался для непрерывного исполнения. Номера выставлены лишь условно:

Так, первые два номера написаны в одной тональности Ми мажор.
Третий номер помогает осуществить модуляцию в четвертый номер, написанный в тональности ля мажор.
Пятый номер продолжает развитие предыдущего номера, но меняется мелодическое проведение. Регистр становится выше, появляется пунктирным ритм.
Шестой номер лирический, написан в минорной тональности. Чувствуется лёгкая меланхолия. Регистр остается также высоким, но учащается ритмическая пульсация мелодии.
Седьмой номер продолжает меланхолическую линию, написан в a-moll.
Восьмой номер отражает любимый прием Шуберт — сопоставление одноименных тональностей, в следующем номере вновь будет мелькать ля минор, создавая ощущение предопределенности. Динамика станет непостоянной, нестабильной.
Десятый номер – это кульминация цикла. Для сочинения характерны следующие приемы: мажорно-минорный лад, столь характерный для творчества романтиков, преобладание триольных ритмов и высоких регистров. Создается ощущение нахождения в лёгком невесомом пространстве. Это один из самых крупных по размеру номеров.
Одиннадцатый номер – светлый, но более приземленный вальс. В нем можно проследить черты лендлера. Тональность – соль мажор.
Двенадцатый номер – это логичное завершение цикла в тональности Ми мажор. Данный номер будто бы объединяет все предыдущие, сочетая в себе все характерные черты.

На протяжении звучания всего цикла остается неизменным ритм вальса. Показаны разнообразные картины жизни. Это словно многоквартирный дом, где каждая комната живет по своим законам, но все строится на едином ритме жизни. Каждый имеет собственную музыку, собственный взгляд на вещи. Но развитие событий, драматургия у каждого своя, неповторимая и выразительная, весёлая или печальная. Моменты, запечатленные в памяти и сохранившиеся навсегда.

Вальсы Франца Шуберта – это новая страница в истории развития фортепианной миниатюры. Упоительность и возвышенность образов позволяют причислить композиции именно к романтической эпохе. Каждый вальс представляет собой музыкальный шедевр.

Источник

Оцените статью