Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано

Содержание
  1. Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано
  2. Чайковский — Детский альбом
  3. Композиции
  4. Идея создания
  5. Заключение
  6. Русская музыка для детей. Хрестоматия из 122 пьес для фортепиано 22 выдающихся русских композиторов в редакции В. Ландштейна
  7. Musique russe pour les enfants. Oeuvres choisies de 22 éminents compositeurs russes. Transcriptions faciles pour piano par W. Landstein (Les morceaux sont classés dans un ordre progressif de difficulté, 4 volumes)
  8. Москва, П. Юргенсон, 1897—1911
  9. Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»
  10. «Утренняя молитва»
  11. «Зимнее утро»
  12. «Домашние игры и танцы»
  13. «Игра в лошадки»
  14. «Марш деревянных солдатиков»
  15. «Болезнь куклы»
  16. «Похороны куклы»
  17. «Новая кукла»
  18. «Вальс»
  19. «Полька»
  20. «Мазурка»
  21. «Русская песня»
  22. «Мужик на гармошке играет»
  23. «Камаринская»
  24. «Итальянская песенка»
  25. «Неаполитанская песенка»
  26. «Старинная французская песенка»
  27. «Немецкая песенка»
  28. «Возвращение домой».
  29. «Нянина сказка»
  30. «Баба Яга»
  31. «Сладкая грёза»
  32. «Песня жаворонка»
  33. «Шарманщик поет»
  34. «В церкви»

Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано

Автор: Ю. Левитин
Год: 1975
Издательство: Советский композитор
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский

В «Детский альбом» композитора Юрия Абрамовича Левитина вошли двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано. Издание адресовано ученикам младших и средних классов детских музыкальных школ.

СОДЕРЖАНИЕ:

Первая тетрадь (диезные тональности)
1. Марш
2. Пастушок
3. Первый вальс
4. Жалоба
5. Кузнечики
6. Пастух играет
7. Игрушки пляшут
8. Сказка
9. Ясное утро
10. Страшная история
11. Друг за другом
12. Второй вальс
Вторая тетрадь (бемольные тональности)
13. Простая песенка
14. Свирель
15. В цирке
16. Грустная песенка
17. Колыбельная
18. Ручеек
19. Третий вальс
20. Прощание
21. Рыцари с картинки
22. Грустная сказка
23. По чёрненьким
24. Последний вальс

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Чайковский — Детский альбом

До второй половины 19 века детская музыка в России была практически не развита. Да, в фольклоре было немало музыкальных произведений для детей и про детей, но серьезные академические композиторы практические не обращались к миру ребенка. Первым путь в этом направлении проложил П. И. Чайковский. Он создал цикл пьес и назвал их “Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано”. В истории же этот сборник остался как “Детский альбом”.

Композиции

Альбом включает в себя 24 произведения. Каждая пьеса имеет свое название (“Зимнее утро”, “Камаринская”, “Похороны куклы” и т.д.) и посвящен какому-либо аспекту жизни ребенка, бытовой сцене. Считается, что в цикле есть несколько сюжетных линий: прежде всего, это пробуждение ребенка и повседневные игры. Композитор также включил в альбом традиционные фольклорные мелодии (французскую, неаполитанскую, немецкую и итальянскую песенки, а также русскую камаринскую). Чайковский использовал и церковные мотивы, например, шестой глас, получивший свое переложение в пьесе “В церкви”.

Идея создания

Идею создать цикл детских пьес П. И. Чайковский вынашивал достаточно долго. Возможно, впервые он задумался об этом в кругу семьи своей младшей сестры — А.И. Давыдовой. Композитор очень любил её детей, часто приезжал к ним в гости и находил в общении с этой семьей так недостающий ему душевный покой и уют. Кроме того, Чайковский тесно взаимодействовал с воспитанником своего брата Колей. Композитор общался с мальчиком, участвовал в его воспитании, вникал в его внутренний мир. Еще одним фактором, повлиявшим на желание Чайковского создать детский альбом, стал пример композитора Р. Шумана. У Шумана есть цикл “Детские сцены”, произведший впечатление на Чайковского и вызвавший у него желание создать что-то подобное. Еще один любопытный эпизод, предшествовавший написанию цикла — это встреча с мальчиком уличным певцом во Флоренции. Чайковский был восхищен его исполнением, в своем письме он отмечал, как мило в устах ребенка звучала взрослая и даже трагическая песня.

30 апреля 1878 г. Чайковский сообщил в письме издателю П. И. Юргенсону о том, что начинает работу над циклом детских пьес. Работа шла достаточно быстро, первоначальные варианты пьес были созданы буквально за несколько дней. В дальнейшем композитор исправлял и переписывал партитуры, а в июле 1878 г. отправил их Юргенсону для издания. Отправляя пьесы, композитор указал, что стоимость каждой составляет 10 рублей, соответственно за весь альбом он назначил цену 240 рублей.

Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову. На момент издания цикла мальчику было 6 лет. В своих письмах к сестре Чайковский упомянул о том, что хочет, чтобы Бобик (так он ласково называл племянника), мечтающий сочинять музыку, занимался по этим пьесам. Надо сказать, что племянник Володя занимал в жизни композитора очень важное место. Кроме Детского альбома тот посвятил ему также Шестую симфонию. После смерти композитора В. Давыдов стал его наследником и распорядителем авторских прав на его произведения.

Заключение

Детский альбом — важный этап в развитии музыки для детей в России. Он стал толчком для создания подобных произведений. Цикл не раз переиздавался, а также был переложен для духовых, струнных инструментов, камерного оркестра и ансамбля ударных инструментов. В Советском союзе Детский альбом не был забыт. Однако в названия пьес были внесены некоторые идеологические коррективы. Так, например, пьеса “Утренняя молитва” была переименована в “Утренние размышления”, а название заключительной пьесы “В церкви” было изменено на “Хор”.

Источник

Русская музыка для детей. Хрестоматия из 122 пьес для фортепиано 22 выдающихся русских композиторов в редакции В. Ландштейна

Musique russe pour les enfants. Oeuvres choisies de 22 éminents compositeurs russes. Transcriptions faciles pour piano par W. Landstein (Les morceaux sont classés dans un ordre progressif de difficulté, 4 volumes)

Москва, П. Юргенсон, 1897—1911

Русская музыка для детей. Избранные пьесы (хрестоматия) для фортепиано 22 выдающихся русских композиторов. Лёгкие транскрипции (переложения) и редакция В. Ландштейна. Пьесы распределены в порядке усложнения в 4 сборниках «Русским детям» (122 произведения)

Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№№ 34420, 34421, 34422 и 34682), комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, Неглинный проезд, 14, четыре выпуска 1897—1911 гг.

Содержание

Сборник (хрестоматия) № 1

1. Глинка, М. Жаворонок

2. Ребиков, В. Танец ландышей

3. Чайковский, П. Русская песня [из Детского альбома]

4. Гречанинов, А. «Со вьюном хожу»

5. Мусоргский, М. Слёзы

6. Чайковский, П. Дуэт из оперы «Пиковая дама»

7. Рубинштейн, А. Мелодия

8. Кюи, Ц. Душечка, малютка

9. Ипполитов-Иванов, М. Хор студентов из оперы «Ася»

10. Аренский, А. Вальс

11. ,, Круговая порука

12. Ребиков, В. Вальс из балета «Белоснежка»

13. Глинка, М. Не щебечи, соловейко

14. Рубинштейн, А. Поляк и полька. Костюмированный бал

15. Глиэр, Р. Вальс

16. Глинка, М. Северная звезда

17. Даргомыжский, А. Романс. Безумно жаждать твоей встречи

18. Чайковский, П. Старинная французская песенка [из Детского альбома]

19. ,, Вальс из балета «Спящая красавица»

20. ,, Песенка без слов (опус 40)

21. ,, Осень. Из детских песен (опус 54)

22. ,, Вальс из балета «Лебединое озеро»

23. Гречанинов, А. У ворот, у ворот (уличная)

24. Чайковский, П. Мужик на гармонике играет [из Детского альбома]

25. ,, Утренняя молитва [из Детского альбома]

26. Даргомыжский, А. Романс. Чаруй меня, чаруй!

27. Копылов, А. Урок музыки

28. Чайковский, П. Отче наш [Литургия святого Иоанна Златоуста], опус 41

29. Аренский, А. Тебе поём

30. Ладухин, Н. Лёгкая пьеса

Сборник (хрестоматия) № 2

1. Аренский, А. Журавель

2. ,, Спи дитя моё, усни

3. Глинка, М. Гуде витер. Малороссийская песня

4. Кюи, Ц. У Катеньки резвушки

5. ,, Весенняя песня

6. Глинка, М. Сомнение

7. Даргомыжский, А. Романс «Камень тяжёлый на сердце лежит»

8. Чайковский, П. Декабрь. Святки [вальс, Времена года]

9. Аренский, А. Расскажи, мотылёк

10. Глиэр, Р. Русская песня

11. Амани, Н. Песенка

12. Чайковский, П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

13. ,, Весна. Из детских песен (опус 54)

14. ,, Тебе поём [Литургия Святого Иоанна Златоуста]

15. ,, Вальс из балета «Лебединое озеро»

16. Рубинштейн, А. Трепак

17. Амани, Н. Экспромт

18. Чайковский, П. Польский [Полонез] из оперы «Евгений Онегин»

19. Ладухин, Н. Лёгкая пьеса

20. Копылов, А. Прыганье на одной ножке

21. Направник, Э. Ария Маши из оперы «Дубровский»

22. Чайковский, П. Шарманщик поёт [из Детского альбома]

23. Рубинштейн, А. Тореадор и испанка. Костюмированный бал

24. Мусоргский, М. В деревне

25. Ребиков, В. Вальс из Балетной сюиты

26. Направник, Э. Романс из оперы «Дубровский»

27. Ребиков, В. Девочка куклу качает

28. Чайковский, П. Грустная песенка [из опуса № 40]

29. Ипполитов-Иванов, М. Шествие сардара. Кавказские эскизы

30. Чайковский, П. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Сборник (хрестоматия) № 3

1. Аренский, А. Христос воскресе

2. Ребиков, В. Беззаботность

3. Глиэр, Р. Колыбельная

4. Даргомыжский, А. Болеро «Оделась туманами Сьерра-Невада»

5. Чайковский, П. Танец баронесс из балета «Спящая красавица»

6. » Pas de quatre из балета «Спящая красавица»

7. » Хор менестрелей из оперы «Орлеанская дева»

8. Кюи, Ц. Мать и дитя

9. Аренский, А. Отче наш

10. Глинка, М. Каватина «Любви роскошная звезда» из оперы «Руслан и Людмила»

11. » Сон Рахили к трагедии «Князь Холмский»

12. Ребиков, В. Вальс из сказки «Ёлка»

14. Чайковский, П. Легенда [из детских песен опус 54]

15. » Баркарола [из «Времён года» опус 37bis №6]

16. Рубинштейн, А. Танцы кашмирских невест из оперы «Фераморс»

17. » Танцы баядерок из оперы «Фераморс»

18. Чайковский, П. Панорама из балета «Спящая красавица»

19. » Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама»

20. » Трепак [Русская пляска] из балета «Щелкунчик»

21. Глиэр, Р. Молитва

22. Майкапар, С. Колыбельная

23. Панченко, С. Элегия

24. Направник, Э. Дуэт из оперы «Дубровский»

25. Аренский, А. Серенада

26. Арендс, Г. Танец жриц из балета «Саламбо»

27. Направник, Э. Вокализ Маши из оперы «Дубровский»

28. Калинников, В. Грустная песенка

29. Ипполитов-Иванов, М. Кавказские эскизы. «В ауле»

30. Мусоргский, М. Раздумье

31. Скрябин, А. Impromptu à la Mazur (опус 2 № 3)

Источник

Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Зимнее утро»

Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.


Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

«Болезнь куклы»

Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

«Похороны куклы»

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас –
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое –
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Старинная французская песенка»

В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

«Немецкая песенка»

В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

«Возвращение домой».

«Нянина сказка»

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

«Сладкая грёза»

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»


Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

«Песня жаворонка»

Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

«Шарманщик поет»

Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

«В церкви»

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

Источник

Читайте также:  Гитара по английскому языку перевод
Оцените статью