- Бой «Четверка» на гитаре. Схемы для начинающих.
- Описание боя
- Гитарный бой четверка на гитаре без глушения
- Схема 1
- Схема 2
- Бой четверка с глушением – первый вариант
- Бой четверка с глушением – второй вариант
- Песни под бой четверка
- Общая информация о гитарном бое
- Виды боя на гитаре
- Виды переборов на гитаре. 21 схема игры перебором.
- Виды переборов
- Легкие и простые переборы
- Обозначения на схемах переборов
- Перебор 4 «Четверка» схемы
- Обратная четверка
- Б3213
- Перебор 6 «Шестерка» схемы
- Б32123
- Б321321
- Б12Б12 (612512)
- Песни для отработки:
- Перебор 8 «Восьмерка» схемы
- Б3231323
- Б3212323
- Б3231232
- Б313Б312 — для песни Костер
- 12312312
- Длинная Восьмерка 6-4-3-2-1-2-3-4
- Б1234123
- 6-4-3-4 и 5-4-3-4 — Вороны-ДДТ
- Песни для отработки:
- Вальсовые переборы
- Перебор Б(21)(21)
- Перебор Б(321)(321)
- Еще вальсовый Б3(21)
- Песни для отработки:
- Заключение
Бой «Четверка» на гитаре. Схемы для начинающих.
Описание боя
Бой четверка – основа основ, которую необходимо знать каждому гитаристу. С помощью него играется масса песен, и именно этот бой легче модифицировать и изменять, подгоняя под нужды своей композиции. При всей своей простоте, именно на его основе строятся остальные виды боев – например, бой восьмерка или бой шестерка, поэтому его надо разучивать в первую очередь. Ниже представлен подробный разбор этого штриха, в котором разбираются все частные моменты и нюансы.
Гитарный бой четверка на гитаре без глушения
Итак, начать стоит с самых простых аспектов этого вида гитарного штриха – это как играть им без глушения и прочих дополнений. Существует две схемы данного боя.
Схема 1
Первая – это стандартное движение рукой вверх и вниз, когда расслабленная конечностью бьет по струнам и таким образом обыгрывает простейший ритмический рисунок. Выглядит это так:
Вниз – вверх – вниз – вверх, и так далее.
При этом акцент может выставляться как на первый и третий удар, так и не просто третий. Обязательно запомните эту деталь – она понадобится чуть позже. Кроме того, важно выделять некоторые удары для выделения ритма самой песни – это будет полезно для того, чтобы не запутаться и поддерживать четкий ритм и структуру композиции.
Схема 2
Второй вариант боя. Он строится на основе техники игры «даунстроук» и чуть проще, чем первый. Его суть заключается в том, чтобы первые три удара наносить только вниз, и последний – вверх. Выглядит это так:
Вниз – вниз – вниз – вверх – и так далее.
Можно немного модифицировать бой для более красивого звучания – делать вместо одного удара «вверх» сразу два – «вверх-вниз», однако в два раза быстрее, чтобы попадать в такт и размер. Однако перед тем, как проявлять фантазию, лучше выучить то, как он играется в стандартном варианте.
Акценты в этом штрихе также выставляются либо только на третий удар, либо на первый и третий.
Сложно сказать, действительно ли второй вариант легче первого. Попробуйте их оба и выберите самый оптимальный для себя, какой будет удобнее.
Бой четверка с глушением – первый вариант
Следующий шаг в изучении того, как играется бой 4 на гитаре – понять то, как исполнять его с заглушкой. Чаще всего она используется для того, чтобы, опять же, подчеркнуть ритмический рисунок и проставить нужный акцент. Именно поэтому теперь стоит вспомнить прошлую информацию. Мы проставляли акцент на ударе вниз – и именно его мы и будем глушить. Получается следующее:
Вниз – вверх – глушение – вверх – и так далее.
В целом, в этом нет ничего сложного, и выучив несколько песен, где он используется, можно набить руку и без проблем играть этим штрихом.
Если вы хотите глушить струны, играя при этом вторым вариантом этого боя, то схема будет выглядеть следующим образом:
Вниз – вниз – глушение – вверх – и так далее.
Стоит также добавить, что даже если вы выделяете акцентом первый удар – его глушить не нужно ни в одном из способов. Глушится только слабая доля, а это – сильная.
Бой четверка с глушением – второй вариант
А вот второй способ игры этим боем немного сложнее, чем то, что описывалось до этого. Фишка этого штриха в том, что он по факту представляет собой сильно расширенную четверку, к которой добавили дополнительные удары и заглушки. Выглядит он необычным образом, а именно:
Вниз – вверх – глушение – вверх – вверх – глушение – вверх – и так далее.
Можно даже косвенно назвать этот необычный штрих «семеркой», но по сути это расширенный вариант игры четверкой . Способ сложнее, поэтому потребует определенных тренировок и координации, однако если играть им часто и каждый день, то и его одолеть можно довольно быстро.
Песни под бой четверка
Ниже представлен список песен, которые исполняются, или которые можно исполнять боем четверка на гитаре. Старайтесь учить их в разных вариантах исполнения – без глушения, с простым глушением и усложненным, и тогда вы сможете отработать сразу несколько типов штриха, тем самым разнообразив вашу технику и манеру игры.
- В. Бутусов — «Девушка по городу»
- Алиса — «Небо славян»
- Король и Шут — «Воспоминания о былой любви»
- Руки Вверх — «Крошка моя»
- Чайф — «Никто не услышит»
- Би-2 — «Лайки»
- Кино — «Спокойная ночь»
- Кино — «Звезда по имени Солнце»
- Кино — «Пачка сигарет»
- Кино — «Группа крови»
- Сектор Газа — «Life»
- Наутилус Помпилиус — «Дыхание»
- Мумий Тролль — «Владивосток 2000»
- Машина времени — «Поворот»
Общая информация о гитарном бое
Основное, что можно сказать по поводу этого боя, заключается в одной простой вещи – играйте под метроном и ровно. Начинайте с низкого темпа и постепенно набирайте его. Не пытайтесь сразу начать играть сложный ритмический рисунок из второго боя с глушением, лучше сначала освойте простые азы, и только потом переходите к частым моментам.
Еще хороший способ быстро научиться этому типу штриха – играть песни с аккордами на гитаре для новичков. При этом следите, чтобы все ноты звучали равномерно и без дребезжания. Особую сложность, конечно, может вызвать второй тип штриха с глушением – однако надо просто понять порядок ударов и играть его медленно. Пусть он не будет звучать хорошо, но это поможет научиться играть его быстро, натренирует мышечную память. Учите песни, где используется этот бой – и тогда в скором времени он вам поддастся.
Источник
Виды боя на гитаре
Виды гитарного боя для знающих и не знающих нотную грамоту
Тем, кто не знает нотной грамоты, увидев здесь изображение ритмической сетки типичной для ударных инструментов, огорчаться не стоит. Всё гораздо проще – надо обращать своё внимание не ноты и паузы с обозначением длительностей, а на счёт написанный под нотами 1 и 2 и т.д. и на направление удара по струнам написанного над нотами ^. Галочка указывающая на ноту обозначает удар по струнам идущий сверху вниз V. Галочка, обращённая от ноты ^, указывает обратное направление удара снизу вверх. Подчеркнутые цифры или буквы обозначают, что при счёте на них приходится удар по струнам. Например: 1 и 2 и – удар по струнам приходится на счёт 2, или ещё один пример: 1 и 2 и 3 и — все удары приходятся на (и) следовательно, остаётся только посмотреть направление удара выставленного над нотами.
Как играть на гитаре различные виды боя
Обратите внимание, что до 11ой цифры написаны простые виды гитарного боя для которых достаточно счёта 1 и 2 и 3 и. С 12ой цифры начинается более сложные виды, где для облегчения счёта добавлен слог та дающий возможность насытить ритм большим количеством ударов и тем самым ещё более разнообразить виды гитарного боя. Здесь представлены разновидности боя в самых распространённых размерах 2 четверти, 3,4 и 6 четвертей. Овладев навыком игры и поняв ритмическую структуру боя в представленных размерах Вы без особого труда не только играть разнообразными видами боя, но и придумывать свои варианты гитарного боя возможно даже более интересные и более ритмически насыщенные, чем те, что Вам предложены здесь. Главное обратить своё внимание структуру являющуюся основой гитарного боя. Это чередование сильных, относительно (менее) сильных и слабых долей. Сильные доли всегда более громкие по звукоизвлечению и играются ударом сверху вниз. Сильной долей (самой громкой по звучанию) является первая доля – здесь во всех размерах она обозначена цифрой 1 и при ударе по струнам на эту долю необходим акцент. Относительно сильными долями (менее громкими по звучанию) в размере 4/4 будут доля обозначенные цифрой 3, в размере 6/8 доля 4.
Виды боя на гитаре в размере две четверти
Виды боя на гитаре в размере три четверти
Виды боя на гитаре в размере четыре четверти
Виды боя на гитаре в размере шесть восьмых
Источник
Виды переборов на гитаре. 21 схема игры перебором.
Виды переборов
Перебор – это один из основных способов игры на гитаре. Он представляет собой защипывание струн и извлечение звуков по отдельности, а не одновременно, как в случае с гитарным боем. Это позволяет значительно расширить простор для аранжировок и мелодических ходов, поскольку не заставляет в точности помнить построение и формы аккордов. Как и в случае и с боем, существует ряд привычных и простых схем переборов, которые используются в большом количестве песен. Именно о них и пойдет речь в данной статье – как они играются, называются, и на каких композициях их можно отрабатывать.
Легкие и простые переборы
Исходя из заголовка и названия этой статьи, можно понять, что все описанные тут способы игры подойдут для новичков, как основа развития пальцев и техники. Все дело в том, что представленные переборы хоть и звучат очень мелодично, но, тем не менее, не дают большого пространства для импровизаций и интересных мелодических рисунков или фраз. Тем не менее, перед тем, как начинать играть красивые переборы фингрестайлом – нужно однозначно освоить стандартные способы исполнения.
Наиболее легкими из представленного списка однозначно являются «Шестерка» и «Четверка», поскольку не имеют в своем составе большое количество струн. Первым способом исполняется известная песня группы Сплин «Бог устал нас любить», а вторым – Yesterday группы «The Beatles».
Обозначения на схемах переборов
В левой части схемы вертикально расположенные цифры обозначают струны с 6-ой по 1-ую. Красными точками обозначена схема игры перебором.
Перебор 4 «Четверка» схемы
В этом способе игры задействовано, как понятно из названия, четыре струны – басовая, плюс три верхние – ми, си и соль. Все схемы, так или иначе, состоят из этих комбинаций.
Первая схема – когда вы сначала дергаете басовую струну, а далее поочередно третью, вторую и первую. После этого опять идет бас – и так далее. Это очень просто, и даже новичок быстро освоится в рисунке.
Эта схема выглядит таким образом – сначала играется бас, потом третья, потом первая, и потом вторая струна. Этот перебор немного посложнее предыдущего, потому что переход с третьей на первую менее очевиден, однако его тоже можно освоить довольно быстро.
Играется этот перебор так – сначала вы дергаете бас, потом третью струну, потом вторую, и после этого возвращаетесь к третьей. Этот способ игры очень прост, и выучить его не составит никакого труда.
Еще один способ играть «Четверку» — это сначала дергать бас, а потом последовательно проигрывать все струны с первой по третью.
Обратная четверка
А это уже более сложный вариант перебора «Четверки». Для него потребуется некоторое время потренировать координацию и даже, возможно, играть его медленно. Играется он примерно таким образом: сначала дергайте одновременно басовую, первую и вторую струну – они должны зазвучать вместе. После этого дергайте третью струну – играть должна только она. На третий такт дергайте опять первую и вторую, без баса. И на четвертый – только третью.
Обратная четверка сложнее своих аналогов, но и звучит она поинтереснее, чем остальные переборы – поэтому точно стоит научиться ее играть.
Как ни странно, но это более экзотический вид перебора – используется он не очень часто. Его схема выглядит так – бас, потом вторая, потом первая, и потом третья. В результате получается интересный мелодический рисунок, который, правда, подойдет не ко всем песням.
Б3213
Немного модифицированный вариант привычного перебора, направленный на более богатое звучание. Его схема выглядит так: бас, потом третья, потом одновременно звучит вторая и первая, потом третья снова. Это делает звук аккорда более богатым и интересным.
Перебор 6 «Шестерка» схемы
«Шестерка», наравне с одноименным боем, является самым классическим типом из всех переборов на гитаре . Им играет огромное количество, как русских, так и зарубежных песен, а гитаристы чаще всего начинают свое знакомство с этой техникой игры именно с него.
Б32123
Самый классический тип «Шестерки», играется таким способом: вы дергаете басовую струну, после этого последовательно играете третью, вторую, первую, и, не останавливаясь, вторую и третью. Получается цикличный мелодичный мотив, который можно узнать по большому количеству песен, им сыгранных.
Б321321
Нестандартный способ игры, который встретишь гораздо реже самого первого. Схема перебора выглядит следующим образом: сначала играет бас вместе с третьей, после этого последовательно вторая и первая струны. И после этого без остановки проигрыш третьей, второй и первой повторяется. Эта схема чуть проще остальных, поскольку требует меньше памяти и координации.
Б12Б12 (612512)
Весьма специфичный способ игры, который встречается не очень часто. Главное отличие заключается в том, что в данном случае бас звучит дважды. Схема при этом выглядит так: сначала идет нижний бас – то есть шестая или пятая струна, в зависимости от аккорда. После этого последовательно проигрывается первая и вторая струна. Далее без остановки надо дернуть верхний бас – то есть пятую или четвертую струну, в зависимости от того, какая игралась до этого. Потом вы последовательно дергаете первую и вторую струну. Этот вид шестерки сложнее остальных и потребует чуть больше времени для отработки.
Песни для отработки:
1. The Animals – House of the Rising Sun;
2. Сплин – Я хотел бы пройти;
3. Любэ – Там за туманами;
4. Петлюра – Солдат.
Перебор 8 «Восьмерка» схемы
Наиболее сложная категория переборов, поскольку имеют в себе длинные последовательности нот и задействованных струн. Тем не менее, однозначно стоит научиться играть таким способом, хотя бы для развития координации и техники игры.
Б3231323
Этот вид перебора имеет следующую схему: сначала играется бас, потом последовательно третья, вторая, третья, первая, третья, вторая и третья струны. То есть, по сути, он имеет в себе два одинаковых мелодических рисунка, которые разделяются звуком первой струны. Таким способом обыгрываются аккорды «Одинокая звезда».
Б3212323
Небольшая модификация классической «Восьмерки», указанной выше. Играется этот тип таким образом: бас, потом последовательно третья, вторая, первая, вторая, третья, вторая, третья струны. Можно сказать, что этот способ более очевидный и удобный, поскольку вы по факту играете восходящую последовательность нот с дополнительным проходом по вторым и третьим струнам.
Б3231232
Еще одна вариация перебора. Схема строится на следующем паттерне: бас, потом третья, вторая, третья, первая, вторая, третья и вторая струна.
Б313Б312 — для песни Костер
Данный вид перебора прекрасно иллюстрирует многообразие их видов – это специфичная манера игры, которая была придумана Андреем Макаревичем специально для песни «Костер», аккорды к которой можно найти на сайте. Схема выглядит так: сначала играется бас, потом последовательно третья, первая, третья – и потом опять бас, третья – первая и вторая струны. Это не очень простой рисунок, который, тем не менее, будет не очень сложно освоить при должной тренировке.
12312312
Необычный способ игры перебором. Его главное отличие заключается в отсутствии баса – и наличии только высоких струн. Выглядит это так, как написано ниже:
Первая, вторая, третья, первая, вторая, третья, первая, вторая.
В целом, ничего сложного – по факту, это повторение одного и того же мелодического рисунка несколько раз.
Длинная Восьмерка 6-4-3-2-1-2-3-4
Свое название этот вид перебора получил, потому что при его игре по факту надо пройтись почти по всем струнам. Выглядит схема так: Бас – четвертая – третья – вторая – первая – вторая – третья – четвертая. Таким образом, играются аккорды «Я верю».
Б1234123
Перебор, в котором обыгрывается нисходящая нотная последовательность. Схема выглядит так: бас, первая, вторая, третья, четвертая, первая, вторая, третья струны.
6-4-3-4 и 5-4-3-4 — Вороны-ДДТ
Перебор, которым играются аккорды «Вороны», композиции группы ДДТ. Выглядит схема таким образом: нижний бас – четвертая – третья – и четвертая струна, после этого, не останавливаясь – верхний бас – четвертая – третья – четвертая струна.
Песни для отработки:
1. Машина Времени – Костер (аккорды);
2. ДДТ – Вороны;
3. Фактор 2 – Одинокая звезда;
4. Ляпис Трубецкой – Я верю;
5. Сектор Газа – Лирика;
6. Бременский Музыканты – Солнце Взойдет.
Вальсовые переборы
Специфичный тип переборов, характерный для размера 3/4. Именно в нем играются, например, аккорды «Прогулки по воде» — знаменитой песни группы Наутилус Помпилиус. Стоит сказать, что в данном случае играть надо с отчетом «Раз-два-три» — ритме вальса, откуда и пошло название манеры исполнения. То есть бас будет на счет «раз», а остальное – на «два» и, соответственно, «три».
Перебор Б(21)(21)
Схема выглядит таким образом: Бас – и дважды надо дернуть первую и вторую струну. Помните о ритме вальса – и тогда все будет звучать как надо.
Перебор Б(321)(321)
Модифицированный вариант первого способа. Схема следующая: бас – дважды надо дернуть одновременно три верхние струны.
Еще вальсовый Б3(21)
Схема выглядит так: бас – потом третья – и потом одновременно надо дернуть вторую и первую струны.
Песни для отработки:
1. Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде;
2. Олег Митяев – Изгиб гитары желтой;
3. Булат Окуджава – Грузинская песня;
4. Крематорий – Мусорный Ветер;
5. Юрий Визбор – Милая моя.
Заключение
В целом, в приведенных выше переборах нету ничего сложного. Главная задача – это понять, как они играются правильно, и потом отрабатывать их на приведенных ниже песнях. Старайтесь, чтобы каждая струна звучала как должна – то есть без дребезга, а также потренируйтесь, чтобы пальцы не путались в больших нотных последовательностях. После отработки эти переборов можно приступать уже к освоению фингерстайла.
Источник