- Соло двойными нотами. Терция
- Ритм-гитара >Как превратить две партии ритм-гитар из соперников в лучших друзей?
- Эксперименты с каподастром
- Внизу и вверху
- Глушить или не глушить?
- На пути к звездам
- Обращения аккордов
- Переключения
- Унисонные партии
- Октавы
- Гитарные гармонии
- Тишина – наш лучший друг
- 6.3. Сведение электрогитар
- Перегруженные ритм-гитары
- Ритм-гитары на «чистом» звуке
- Соло-гитара
- Использованные плагины
Соло двойными нотами. Терция
Просматривая видеозаписи концертов любимых исполнителей, вы, вероятно, заметили, что время от времени гитаристы исполняют мелодии в две гитары, причем не только риффы, но и соло. Делается это по определенным правилам и звучит довольно интересно. По сути, принцип такой же, как и при пении в два голоса: каждый исполняет свою партию, а вместе получается красиво и выразительно. В гитарной музыке исполнение двойными нотами применяют практически все музыканты, но, конечно, не в каждой песне.
За основу берется соло (желательно, что-то мелодичное) и к каждой ноте добавляется интервал. Точно так же, как вы играли мелодии октавами, а риффы квинтами, соло можно исполнять терциями. Терция состоит из двух нот, поэтому вся мелодия делится на две партии и воспроизводится на гитарах в два голоса. Главное — делать это одновременно. Конечно, терции играют и на одной гитаре, но, во-первых, получается не так интересно, как в две гитары (особенно если играть на драйве), а во-вторых, это не всегда удобно в плане аппликатуры.
Терции бывают двух типов; большие и малые. Они используются в равной степени в зависимости от ситуации.
Большая терция — интервал, включающий в себя два тона, — строится следующим образом: от любой ноты (кроме нот, расположенных на третьей струне) необходимо отсчитать один лад влево и прижать на полученном ладу следующую, более тонкую, струну. Например, возьмем ноту «ля» (пятый лад шестой струны) и построим большую терцию. Отнимаем от пяти один и получаем четыре. Прижимаем четвертый лад на пятой струне — и готово.
Для того чтобы построить малую терцию — интервал, включающий в себя полтора тона, — нужно от любой ноты (кроме нот на третьей струне) отсчитать два лада влево и прижать на полученном ладу следующую более тонкую струну. Таким образом, от ноты «ля» малая терция получится на третьем ладу пятой струны.
По схожему принципу строятся обе терции от нот, расположенных на третьей струне, но в этом случае отсчитывать влево нужно на один лад меньше. Так, если строить большую терцию от ноты «до» (пятый лад третьей струны), то получится, что искомый интервал находится на пятом ладу второй струны, а малая терция — на четвертом ладу второй струны.
Источник
Ритм-гитара >Как превратить две партии ритм-гитар из соперников в лучших друзей?
На мировой музыкальной сцене есть немало отличных групп, но также и нет недостатка в музыкантах классом ниже. То же можно сказать и о записях – какие-то уже стали классикой, а какие-то достойны лишь того, чтобы пылиться на полке. В силах любого гитариста сделать так, чтобы группа звучала хорошо как на сцене, так и на записи. Для этого важно научиться создавать гитарные партии, сочетающиеся и взаимодействующие друг с другом.
Задача – сыграть две партии для одной композиции так, чтобы они звучали по-разному и в то же время дополняли друг друга и музыку в целом. Запись двойных треков может также помочь при разработке интересных партий для живых выступлений.
Примеры в этой статье включают два трека – один звучит в левом канале, другой – в правом, что характерно для миксов. Если вы хотите прослушать одну гитару без другой, просто выберите соответствующий наушник и приложите его к уху. Кроме того, вы можете отделить партии друг от друга с помощью программы SoundSlice.
Если вы хотите, чтобы две гитарные партии хорошо звучали вместе, нужно, чтобы они отличались друг от друга. В данных примерах гитара на левой стороне – это Телекастер через усилитель Vox, а гитара с правой стороны – это бриджевой хамбакер через усилитель Fender. Звуковые отличия между двумя гитарами помогут вам отделить их друг от друга.
Эксперименты с каподастром
Помните: цель – сделать так, чтобы гитары звучали по-разному. Каждый элемент микса должен занимать свое место, и использование каподастра в разных позициях способствует этому. Если песня написана в тональности G, гитарист обычно играет первую ритм-партию без каподастра, а для второй ритм-партии ставит каподастр на третий лад и играет так, словно речь идет о тональности Е. Таким образом партии получают разные текстуры, ведь аккорды и фразы в G отличаются от аккордов и фраз в Е или в любой другой тональности. В Примере 1 вы увидите, как можно разнообразить самую простую аккордовую прогрессию меняя не только аккорды, но и ритм.
Внизу и вверху
Когда я играю композицию на сессии впервые или же выступаю с ней с новой командой музыкантов, я всегда смотрю, что делает другой гитарист. Играет ли он открытые аккорды или же просто бьет по нижним струнам? А может, он играет повторяющийся рисунок на высоких струнах? В любом случае я стараюсь не заходить на его территорию. Пример 2 – демонстрация того, как одна партия обеспечивает смены аккордов, а другая перемещается в их верхней части.
Глушить или не глушить?
Глушение ладонью – отличный прием для игры куплетов, но когда две гитары одновременно играют глушением, это может быть очень опасно, потому что если кто-то один выбьется из ритма, это прозвучит очень нехорошо. Есть способ обойти эту ловушку. Пусть одна гитара играет глушением ладонью, а другая тихо прикасается к струнам, не прерывая их звучания ( Пример 3 ). Ключевое слово здесь – тихо. Второй гитаре нужно следить за тем, чтобы она оставалась на том же или меньшем уровне громкости, что и гитара, играющая глушением. Иначе получится скорее перетягивание одеяла на себя, чем взаимная поддержка.
На пути к звездам
Возьмем большой припев или большое соло, где обе ритм-гитары должны следить за соблюдением пульсации и движения мелодии, подчеркивая при этом определенные доли. Одна гитара может акцентировать восьмые ноты и сильные доли, а другая – просто ударять по сильным долям, не прерывая звучание струн ( Пример 4 ). Короткие ноты продвигают музыку вперед, а длинные сохраняют единство музыкальной ткани.
Обращения аккордов
Эту технику можно комбинировать с приемами, которые мы обсуждали выше. Либо с ее помощью можно добиться того, чтобы обе гитары играли восьмые ноты с чистым звучанием. Если речь идет о двух электрогитарах, они обычно разделяются на левый и правый каналы, поэтому для получения яркого стереозвучания их партии должны отличаться. Пусть один гитарист играет обычные аккорды от тоники, а другой – первые обращения. Это как раз и создаст тот самый эффект стерео, который так нужен продюсеру и звукоинженеру. Партия из первых обращений сама по себе прозвучит довольно странно, но ведь аудитория никогда и не услышит ее в отдельности. Ее можно будет услышать только в сочетании с первой гитарой и с другими инструментами в миксе, поэтому важно, чтобы она звучала хорошо именно в этом контексте ( Пример 5 ). Контекст – очень важная вещь!
Переключения
Если вы играете сессию с другим гитаристом на электрогитаре, вполне естественно меняться друг с другом. Но когда одна и та же электрогитара отвечает сначала за первую ритм-партию, а потом за вторую, ситуация усложняется.
На первой партии можно оставлять пустые места, которые вы потом заполните второй партией. Это создаст чувство взаимодействия гитар. Так можно делать в рамках куплета или же меняться ролями при смене куплетов ( Пример 6 ).
Унисонные партии
Музыка профессионалов обычно создает впечатление «Мы так и планировали», а не «Понятия не имеем, что мы там записали». Самый легкий способ достичь первого эффекта – играть в унисон. Это означает какое-то время играть одинаковые партии ( Пример 7 ). Это очень хорошо работает между линиями вокала в куплете и в конце фраз, например, во второй половине четвертого такта фразы из четырех тактов.
Октавы
Это то же самое, что и унисонные партии, с тем отличием, что здесь требуется немного больше планирования, потому что необходимо разобраться с аппликатурами. Чаще всего игра в октаву звучит лучше и объемнее, чем игра в унисон ( Пример 8 ). Октавные партии также можно применять более свободно, чем унисонные. Многие известные хиты отличаются фразами во вступлениях, где каждая нота играется в октаву.
Гитарные гармонии
Эта идея опять же напоминает унисоны и октавы, но она несколько более сложна. Гармонии должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с аккордами композиции, поэтому начинать такие эксперименты на сессии может быть довольно рискованно, если вы не уверены в том, что делаете. Но если у вас есть время, почему бы не поэкспериментировать. Главное не перестараться, ведь гитарные гармонии могут легко перегрузить песню. Лучше применять их в какой-либо конкретной секции песни, например, в соло или во второй половине второго куплета ( Пример 9 ).
Тишина – наш лучший друг
Отказ от одной или даже двух партий в первом куплете или в первой половине первого куплета может привести к тому, что после этого припев буквально «выстрелит» своим звучанием ( Пример 10 ). Отличная идея для вашего арсенала! Сложно сделать так, чтобы гитарная партия звучала объемнее, чем открытые аккорды на овердрайве, поэтому можно немного приглушить другие партии и приберечь грязь для тех моментов, когда она действительно нужна. Это, пожалуй, самая важная техника из всех, находящихся в вашем распоряжении… И самая легкая!
Хороший набор для аранжировки композиций!
Спасибо за интереснейший урок! Мы с братом разобрали и сыграли все упражнения в две гитары. Очень качественный и полезный урок.
Просто клад, для тех кто хочет звучать интересно.
Очень хороший и понятный материал. Спасибо за труд!
Источник
6.3. Сведение электрогитар
В наших песнях электрогитара играет несколько ролей, и к каждой из них у нас будет свой подход.
Перегруженные ритм-гитары
Каждая партия гитары записана у нас на 4 дорожки (два ближних микрофона на комбике, дальний talkback-микрофон и прямой сигнал через DI-Box). Мы возьмём только два ближних микрофона и меняя их баланс по громкости, подберём подходящий тембр.
Если хочется, чтобы звук медиатора и комнаты был слышен, то можно добавить дорожку talkback-микрофона, но иногда лучше оставить гитары максимально чёткими и близкими, это зависит от песни и от гитарной партии.
Итак, у нас есть две ритм-гитары, которые мы будем панорамировать зеркально в стерео (одну влево, другую вправо), а обрабатывать одинаково в одной группе. Дорожки ближних микрофонов панорамируем на 100% влево или вправо. Дорожки talkback-микрофонов можно панорамировать в противоположную сторону, например для левой гитары talkback-микрофон можно увести на 70% вправо, это создаст широкое пространство и ощущение присутствия в комнате. Talkback-микрофон может как украсить, обогатить звук, так и «размазать», отдалить некоторые партии.
[аудио] Дорожки электрогитары
электрогитары в стерео без talkback-микрофона, и с talkback-микрофоном, затем только левая гитара с talkback-микрофоном и только talkback-микрофон
Все дорожки приходят в группу guitars od stereo, где мы обрабатываем их вместе. Обычно можно отрезать у электрогитар всё, что ниже 100-140 Гц (ориентируйтесь на слух, чтобы гитара не стала слишком «тонкой»). Тем самым мы дадим больше места бас-гитаре и бочке. Затем можно сделать гитару ярче, поднимая у неё высокие частоты в области 9 кГц и выше Hi-Shelf эквалайзером с мягким звуком.
При желании, электрогитару можно слегка скомпрессировать. Например, используем компрессию с ratio 4:1, атакой 10 мс, быстрым релизом (10 мс) и с таким threshold, чтобы компрессор срабатывал только изредка на самым громких пиках и gain reduction было не более 1.5 дБ. При этом пусть компрессор работает раздельно на каждом канале (stereo link off).
С перегруженных гитар можно сделать посыл на FX-дорожку Amb, где стоит общий ревербератор на всю песню. Эта дорожка помогает разным инструментам оказаться в одном пространстве и придаёт глубину нашему миксу, в том числе и за счёт появления «заднего плана» у ритм-гитар. В то же время излишнее количество реверберации «размазывает» микс, так что используйте её умеренно, или не используйте совсем, особенно в быстрых песнях.
[аудио] Электрогитары в стерео
до обработки и после обработки эквалайзером, компрессором, ревербератором (send-эффект)
Чтобы дать больше места вокалу, у гитар, как и у прочих инструментов, можно сделать лёгкий вырез в районе 3-4 кГц, а у вокала добавить эквалайзером в той же области. Так вокал будет выделяться и останется разборчивым даже вместе с громкими гитарами.
Ритм-гитары на «чистом» звуке
Часть песни электрогитары играют с чистым звуком или с лёгким crunch. У нас записаны две одинаковые ритм-партии, одна в левый, другая в правый канал.
Вот как можно панорамировать эти дорожки: ближние микрофоны (mic1, mic2) на 100% Left и 89% Left, talkback-микрофон 100% Right. Вторую гитару панорамируем зеркально. Дорожку DI-Box можно добавить по вкусу, а можно выключить.
То, что мы чуть развели ближние микрофоны каждой из гитар по панораме (на 11%) придаст больше объёма и чуть сдвинет звук к центру. Talkback-микрофоны чуть отодвинут чистые гитары вглубь. Когда вступят перегруженные гитары, те будут звучать шире и ближе, поскольку панорамированы максимально влево и вправо. Это позволит песне раскрываться.
Talkback-микрофоны мы увели в противоположные стороны. Отрежем у них эквалайзером всё, что ниже 200-300 Гц (по желанию) и сделаем их совсем негромкими, чтобы они только чуть добавляли ощущения пространства комнаты. Эти микрофоны можно отправить в отдельную группу, чтобы не эквализировать и не компрессировать их вместе с ближними микрофонами.
С помощью регулировки громкости ближних микрофонов подберём нужный тембр звука. Затем отрежежем низ, чтобы освободить место для бас-гитары и бочки (Low Cut фильтром ниже примерно 100 Гц).
В данной песне и данной партии желательно, чтобы каждая из гитар играла чётко, со стабильной громкостью, лёгким перегрузом и небольшим delay. Для этого дорожки ближних микрофонов отправим в отдельные группы (G L clean и G R clean), в каждой группе отрежем низ, как уже было сказано выше, скомпрессируем с лёгким перегрузом, выделяя атаку (attack 80, release 60, ratio 2.5:1, soft valve emulation), добавим mono delay (¼ delay, feedback 20, mix 10%, lo cut 168 Hz, hi cut 2700 Hz).
[аудио] Электрогитара с «чистым» звуком
без обработки, затем с компрессором и с mono delay
Затем гитары G L clean и G R clean приходят в общую группу guitars clean stereo, где мы приступаем к эквализации. В нашем случае записанные чистые гитары звучат достаточно глубоко и гулко, поэтому приберём в районе 450 Гц, добавим 2 кГц и затем 7 кГц мягким Hi-Shelf фильтром. Результаты эквализации нужно оценивать в общем миксе, чтобы слышать, как инструменты взаимодействуют между собой.
С группы чистых гитар сделаем посыл на FX-дорожку Amb с ревербератором, и посыл на FX-дорожку Ping Pong с плагином Ping Pong Delay. Это придаст звучанию гитар задний план и добавит «полёта». Если вы хотите, чтобы гитары оставались максимально «вблизи», не используйте реверберацию и delay.
Также, как и у других инструментов, можно сделать у гитар лёгкий вырез в области 3-4 кГц, чтобы дать больше места вокалу в этой области.
Соло-гитара
Для соло в этой песне используем только два ближних микрофона. Чтобы сделать соло-гитару шире, можно слегка раздвинуть микрофоны по панораме. Если гитара записана на одну дорожку, можно использовать плагин MonoToStereo, что поможет ей зазвучать более объёмно и чуть выйти вперёд.
Эквализируем соло-гитару так, чтобы она отличалась по тембру от ритм-гитар. Приберём нижние частоты (ниже 100 Гц), для яркости можно добавить в районе 5-8 кГц. Если гитара начинает звучать слишком резко, можно прибрать в районе 3-4 кГц.
[аудио] Соло-гитара
до и после обработки monotostereo и эквалайзером
Добавим соло-гитаре объёма и полёта, отправив с неё посыл на общие FX-дорожки amb и ping pong.
На дорожке amb использован яркий Bright Hall Reverb, у которого прибраны частоты ниже 360 Гц. На дорожке ping pong стоит плагин ping pong delay с параметрами: 1/8 sync, feedback 7.5, lo cut 464 Hz, hi cut 4960 Hz, spatial 80 (spatial меняется от 0 до 100 и определяет широту панорамы). Обе эти FX-дорожки совместно используются для гитар, барабанов и аранжировок, чтобы придать им объёма или отодвинуть на задний план. В зависимости от характера песни можно выбрать подходящие настройки ревербератора и delay.
Панорамировать соло-гитару можно, например, так: в припевах она панорамирована на 40% вправо, чтобы не мешать вокалу, а в соло (где она играет одна) — перемещается в центр.
Использованные плагины
Для обработки электрогитар были использованы следующие бесплатные VST-эффекты:
Эквалайзеры: EngineersFilter, Dual Linkwitz-Riley Filters, PushTec, Nebula 3 Free [ 2055 Angels HI S ]
Компрессоры: de la Mancha D2, Compressive Pro
Ламповый эффект: Voxengo Tube Amp
Ссылки для скачивания плагинов можно найти на этой странице.
Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.
Источник