Две минуты одну ноту

Длительности нот

Давайте рассмотрим как в музыке отобразить длину звука (сколько по времени звучит каждая нота?), это поможет Вам определить ритм мелодии, написанной на бумаге. Рассмотрим сначала относительную длину ноты (звука). Мы будем считать в слух: РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И, РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И.

Длительность ноты будем выражать с помощью этого счёта (буква «И» нам тоже очень нужна во время счёта).

Итак, исходя из простой математики:

  1. Целая нота – это длительность, когда мы успеваем посчитать: Раз и Два и Три и Четыре и (звук ноты длится столько, сколько вы проговариваете то, что написано жирным шрифтом, причём каждое слово проговариваете без пауз с одинаковой скоростью — монотонно)
  2. Половинная (длительность ноты в два раза короче) – Раз и Два и
  3. Четверть или четвертная нота (ещё короче в 2 раза) – Раз и
  4. Восьмая (ещё короче в 2 раза) – Раз (или И в зависимости от того на чём мы закончили счёт до этого)
  5. Шестнадцатая (ещё короче в 2 раза) – на счёт «Раз» их две штуке успевает пройти (или на счёт «И» тоже две нотки успевают)
  6. Целая с точкой , четверть с точкой и другие ноты с точкой – увеличение длительности ровно в полтора раза (для четверти с точкой «Раз и Два»)
Читайте также:  Стеллари фловер гипнотик ноты

Теперь об абсолютной скорости

Ведь можно считать Раз и Два и Три и Четыре И быстро, а можно ооооочччееееенннннььь ммммеееедддддлллллееееенннноооо. Для этого есть метроном — с помощью него задаётся сколько четвертных длительностей умещается в минуту и эта скорость в музыке обозначается специальными словами на итальянском (пример adagio – довольно медленно, не будем сейчас точно приводить в каких пределах ставится абсолютная скорость для adagio на метрономе). Вместо adagio могут в нотах написать по-русски Довольно медленно

Метроном издаёт равномерный стук заданной частоты и используется, что бы Вы держали ровный ритм – не ускорялись и не замедлялись. Он отмеряет звуки соответствующие четвертям и скорость 100 ударов в минуту соответствует 100 четвертям в минуту. Электронный метроном можно найти в интернете (просто введите в яндексе)

Что такое «Раз», что такое «и»?

Это всего лишь Ваш равномерный счёт («Раз» и «и» по длительности абсолютно одинаковы и соответствуют длительности восьмая).

Если вы видите две разных по высоте ноты (в нотной тетради) и дугу, соединяющую их – значит вы плавно с одной переходите на другую. Если же это две абсолютно одинаковые ноты (разной или одинаковой длительности) и между ними дуга – то просто сложите их длительность и сыграйте эту длинную ноту.

Музыка делится на отрезки – такты. В каждом такте суммарная длительность всех нот может составлять, например, 4/4 (четыре четверти) – а именно «раз и два и три и четыре и», или 3/4 — а именно «раз и два и три и» (кстати, это размерность для вальса), 2/4 – «раз и два и» и другие.

Паузы – это заполнение тишины между звуками, аналогично нотам есть целые, половинные паузы и так далее.

Давайте рассмотрим пример. Пусть, первая нота у нас восьмая (считаем РАЗ), вторая нота четвертная (мы не останавливаем счёт, поэтому считаем И ДВА), затем снова восьмая (считаем дальше И), затем четвертная пауза (считаем ТРИ И), далее восьмая нота (ЧЕТЫРЕ), далее восьмая пауза (И). Мы полностью заполнили один такт размера 4/4. Далее следует такой же такт 4/4, который мы так же заполняем различными нотами и паузами, но общая сумма будет такой же — четыре четвертных ноты. В некоторых песнях используются такты 3/4, их мы заполняем Раз И Два И Три И. Затем новый так, такого же размера.

Самый первый счёт каждого такта «Раз» более сильный и акцентированный, потому что он первый! Он самый устойчивый (если по-простому, он громче и увереннее звучит). Счета «Два», «Три», «Четыре» менее устойчивы. Между ними есть «и» — это совсем неустойчивые счета, они играются тише и скромнее. Например, рассмотрим стихотворение:

Буря Мглою Небо Кроет. Жирным шрифтом я выделил ударные (устойчивые звуки – аналогично «Раз», «Два», «Три» и так далее. Это простая аналогия для вашего понимания сильных и слабых долей такта.

Переставляем руку на новый аккорд мы НЕ между тактами, потому что между тактами нету даже миллисекунды перерыва – они следуют один за другим, мы переставляем аккорд на последнем неустойчивом счету «и» каждого такта (например Раз и Два и Три И – на этот счёт «и» мы должны успеть отпустить один аккорд и переставить на другой в момент Раз следующего такта)

Далее идет привести пример как выглядит музыка, записанная длительностями.Некоторые флажки направлены вниз, другие вверх – это для красоты, чтобы флажки за пределы нотного стана не выпирали сильно. ВНИМАНИЕ – вы видите 5 полосок и ноты на них, это не струны, это нотная запись музыки – считайте это шифром который надо раскодировать, часто можно встретить музыку в виде табулатур (их еще называют табами) — там 6 линеек, каждая соответствует своей струне. Это похоже на координатную сетку.

Мы видим в начале размер 4/4 (этот размер может писать просто 4/4 или с помощью значка похожего на букву С – как в песне о медведях из кавказской пленницы). Темп счёта умеренно скоро (ведь мы можем очень быстро и очень медленно проговаривать «раз и два и три и четыре и» — это как раз относится к абсолютной длительности музыки – это примерно 90 ударов метронома в минуту).

Сейчас узнать скорость игры не проблема – мы же будем разучивать известные мелодии и у нас всегда есть аудио или видео для сравнения (вы можете скачать любимую песню с интернета).

Просмотрите ноты двух песен ниже. Обратите внимание, как пишутся группы одинаковых длительностей. Например, в слове «Далёка». Там две шестнадцатые (с двумя полосками наверху) объединены и выглядят не так, как в слове «голос». Мы так же видим, что две ноты могут иметь один общий флажок сверху или снизу – всё это для красоты и лучше наглядности. Ещё мы видим, что размер 4/4 может поменяться в течение песни на 2/4, а так же что песня начинается с неустойчивого звука (первый такт маленький и в нём нет начала «Раз и два и три и четыре», есть только последнее «и»). Это основы ритма, Вам не надо на данном этапе сильно углубляться в эту тему, она будет продолжена в музыкальной теории.

Используйте метроном для поддержания скорости.

Потренируйтесь с длительностями – попробуйте простучать ритм песен, написанных ниже, карандашом (уверен всё получится, вы же их слышали). Если трудно – используйте метроном, считайте самостоятельно «один два три четыре, один два три четыре»

Не все музыкальные знаки Вам известны, не волнуйтесь – ещё успеете выучить. Найдите другие ноты в интернете (знакомые песни) и попробуйте их простучать

Источник

Какие существуют длительности нот и виды пауз.

Какие существуют длительности нот и виды пауз?

— Целая длительность (нота) обозначается белым кружочком без штиля (вертикальной палочки) и длиться весь такт. Считаем так: «Раз и два и» или «Раз и два и три и» или «Раз и два и три и четыре и», в зависимости от размера произведения.

— Половинная длительность (нота) обозначается белым кружочком но уже со штилем (вертикальной палочкой) и длиться половину такта не зависимо от размера произведения. Считаем так: «Раз и два и» или «Два и три и» или «Три и четыре и». Это зависит от того на какой счет мы играем половинную ноту.

— Четвертная длительность (нота) обозначается черным кружочком со штилем (вертикальной палочкой). Считаем так: «Раз и» или «Два и» или «Три и» или «Четыре и». Это зависит от того на какой счет мы играем четвертную ноту.

— Восьмая длительность (нота) обозначается так же черным кружочком со штилем(вертикальной палочкой) и одним флажком. Восьмые длительности можно писать с флажком а можно объединять в группы под одно ребро. (смотри схему). Считаем так: «раз» «и» «два» «и» «три» «и» «четыре» «и» (т. е. на каждый счет).

— Шестнадцатая длительность (нота) обозначается черным кружочком со штилем(вертикальной палочкой) и двумя флажками. Шестнадцатые длительности можно писать с двумя флажками а можно объединять в группы под одно ребро. (смотри схему). Считаем так: На счет «раз» мы играем две шестнадцатых, на счет «и» мы тоже играем две шестнадцатых, на счет «два» мы играем две шестнадцатых, на счет «и» играем две шестнадцатых, «три» «и», «четыре» «и» мы считаем также.

Источник

Решаем проблему мелких длительностей! Восьмые и шестнадцатые.

Основная проблема, из-за которой возникают трудности с воспроизведением ритма — это отсутствие представления о том, как звучат ритмические группы . Давайте рассмотрим два самых часто используемых варианта группировки 16-х и 8-х нот, научимся правильно их считать и найдем хорошие музыкальные и словесные ассоциации для запоминания.

Что такое доля? И для чего она нужна?

Доля — это группа любых длительностей, находящихся под «одной крышей». В самом распространенном музыкальном размере — четыре четверти, все мелкие длительности, объединенные под крышей, в сумме образуют четверть . В будущем это позволит нам вести счет четвертями, укладывая в них знакомые ритмические фигуры из мелких длительностей.

Шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки под одной крышей. Предлагаю считать шестнадцатые на слоги ТА-КА-ТА-КА. Такая система счета удобна для гитаристов, которые используют переменный штрих медиатором. Слоги «ТА » совпадают с нисходящими, а слоги «КА «- с его восходящими ударами. Схема так же наглядна для объяснения, я буду приравнивать к ней все ритмические группы, поскольку глядя на нее, мы понимаем, какие ноты будут «сливаться» в восьмые.

Рассмотрим два самых популярных варианта группировки 16-х и 8-х нот в одной доле!

1. «Дай денег»

Вверху над каждой нотой в группе написаны штрихи для гитаристов (П — вниз, V — вверх). Перечеркнутые штрихи означают, что на пропущенных нотах мы продолжаем совершать движения медиатором в воздухе, совпадающие со счетом. Остановки движения не допустимы, так как они ведут к нарушению штриха и препятствуют ровному исполнению.

Исполнять этот ритм нужно следующим образом. Сначала проиграйте ровные шестнадцатые и просчитайте их ТА-КА-ТА-КА, чтобы почувствовать ровную пульсацию. Затем переходите к ритму. Данная ритмическая фигура образовалась путем «слияния» первых двух шестнадцатых нот в восьмую. Исполняя ее, мы как бы пропускаем второй удар медиатором, при этом считаем: ТА-КА (штрих: вниз- вверх) , и доигрываем две шестнадцатые ноты, соблюдая штрихи ТА (вниз) и КА (вверх). Считать можно восьмыми, как показано на самом первом примере, слева, укладывая на «раз» восьмую, а на дополнительный счет «и» две шестнадцатые. Очень хорошо запоминается со слоговой ассоциацией «Дай де-нег» , где «дай» — растягивается на восьмую, а слоги «де» и «нег» произносятся быстро на шестнадцатые.

Найденные мною примеры современных песен могут не всегда могут оказаться популярными. Вот бит в ритме восьмая и две шестнадцатые, который устойчиво долбит на протяжении всей композиции Tricky — Overcome. Гитарный аккомпанемент у Johny Cash — Rusty Cage. Здесь мы слышим, что зацикленная ритмическая фигура начинается как раз этим ритмом, за которым следуют еще две восьмые.

Источник

Знакомство с нотами на бумаге. Считаем до четырех.

Каждая нота несет информацию о высоте и продолжительности звука. Звуковысотную запись я разбирала в предыдущей статье . Давайте рассмотрим основные длительности нот.

Вверху на схеме изображена целая нота — это самая большая длительность. Но как понять сколько времени она звучит? Продолжительность звучания целой ноты будет соответствовать счету от одного до четырех в темпе вашей пьесы.

Если вы умеете считать до четырех, проблем не будет!

Будем мыслить в размере четыре четверти , так как это самый распространенный и простой для восприятия размер. Размер записывается дробью сразу после ключа (4/4). Вертикальные линии на нотном стане — это тактовые черты . Расстояние между двумя тактовыми чертами называется такт. Такт — единица метра (попросту говоря счета). Смысл в том, что каждый новый такт начинается с сильной доли . Это значит, что когда мы считаем, мы делаем акцент на первый счет: РАЗ, два, три, четыре. РАЗ, два, три четыре и т.д. так мы намеренно акцентируем первую долю. Тоже самое происходит в процессе исполнения музыки. Первая нота в такте звучит более ярко, акцентированно, это нужно, чтобы музыка была динамичной, живой и музыканты могли понимать друг друга в совместной игре.

Размер в музыке — это по сути ее ритмическая организация. Он показывает сколько (в данном случае четыре) и каких долей (в данном случае четвертей) содержится в такте. Практически вся современная музыка имеет «квадратное» строение, то есть состоит из четырехтактовой последовательности с ритмом, который укладывается на четыре счета.

Как и все целое, что делится пополам, нота тоже может быть поделена на две ровные половины. Половинные ноты в свою очередь можно поделить еще пополам — получим четверти . Четверть должна восприниматься как основная единица в четырехдольном размере. На один счет мы исполняем одну четвертую ноту. В такте умещаются две половинные ноты. Каждая из этих половинок продолжают звучать, пока мы считаем соответственно от одного до двух и от трех до четырех.

Каждую следующую длительность мы можем поделить еще пополам. Четверть делится на восьмые , восьмые — на шестнадцатые . Более мелкие длительности используются крайне редко.

Таким образом в одном такте в размере четыре четверти могут поместиться следующие варианты длительностей:

  • одна целая нота
  • две половинные ноты
  • четыре четверти
  • восемь восьмых
  • шестнадцать шестнадцатых

Для удобства восприятия все мелкие длительности (менее одной четверти) объединяются в группы и записываются под «общими крышами». В сумме все длительности, собранные под «одной крышей» образуют четверть. Это очень наглядно и позволяет продолжать вести счет четвертями даже когда мы исполняем более мелки длительности.

Чтобы научиться считать и ровно исполнять восьмые, первое время можно прибегнуть к дополнительному счету (1 и 2 и 3 и 4 и). На «и» исполняется вторая восьмушка в каждой доле. Долей называют все, что находится «под крышей» и соответствует одной четверти (в данном случае это две восьмые). Восьмая нота в два раза короче, чем четверть, — это значит, что на один счет надо сыграть два звука. В одном такте вместо четырех четвертей умещаются восемь восьмушек. Фактически такое исполнение будет звучать в два раза быстрее.

Источник

Решаем проблему мелких длительностей! Восьмая с точкой.

Можно обозначить две основные проблемы, которые приводят к трудностям воспроизведения ритма с листа. Во-первых, это неправильный счет. Во-вторых, отсутствие представления о том, как звучат те или иные ритмические группы. Количество вариантов группировки 16-х нот весьма исчерпывающе. Давайте рассмотрим все возможные варианты ритмических фигураций, возникающих в пределах группы из четырех шестнадцатых нот , посчитаем их правильно и найдем хорошие музыкальные примеры для слуховых ассоциаций.
Данный урок имеет видео-подкрепление !

Помним, что шестнадцатые в инструментальной музыке группируются по четыре штуки под одной крышей. Такая группа соответствует по длительности звучания одной четверти .

Предлагаю начать считать шестнадцатые на слоги ТА-КА-ТА-КА. Чем примечательна эта система? Она полезна в первую очередь для струнников, которые используют переменный штрих медиатором. Слог «ТА «- это нисходящий, а слог «КА «- восходящий удар. Пока мы учимся проигрывать мелкие длительности в медленном темпе, то просчитываем каждую ноту. Благодаря этому мы можем исключать или объединять любые звуки из этой группы, не нарушая чередование штриха.

Точка — знак увеличения длительности

Давайте начнем с ритма, в котором встречаются восьмые ноты с точкой. Точка — увеличивает звучание длительности ровно на ее половину. Мы знаем что восьмая нота = шестнадцатая + шестнадцатая. Значит восьмая с точкой продлевает звучание восьмой на шестнадцатую. Таким образом восьмая с точкой — это длительность, объединившая в себе три шестнадцатых ноты. Поскольку в этой теме мы рассматриваем ритмические фигуры из четырех шестнадцатых, до полной группы нам нужно добавить к этой длительности одну шестнадцатую ноту. Таких комбинаций существует всего две, обе они приведены на рисунке.

Пунктирный ритм

Первая ритмическая фигура: восьмая с точкой + шестнадцатая , называется пунктирный ритм. Мы должны как бы «склеить» первые три шестнадцатые, продлив звучание первой из них. Я приравняла эту ритмическую фигуру к группе из четырех шестнадцатых для наглядности.

Чередующийся штрих

Вверху над каждой нотой в группе написала штрихи для струнных (П — вниз, V — вверх). Перечеркнутые штрихи означают, что мы продолжаем незаметно совершать движения медиатором в воздухе, счет продолжается, рука ходит как маятник, но не в коем случае не останавливается. Остановки сделают ритм неровным, приведут к нарушению штриха. Ноты, которые вы «пропускаете», удлиняя звучание других, вы продолжаете играть «про себя» и считать. Тогда вы навсегда избавите себя от проблем с неправильным штрихом — сколько бы «пропусков» вы не сделали, следующая сыгранная нота будет исполнена в «нужном направлении».

Исполнять этот ритм нужно следующим образом. Сначала проиграйте ровные шестнадцатые и просчитайте их ТА-КА-ТА-КА, чтобы почувствовать ровную пульсацию. Затем уже переходите к ритму. Восьмая с точкой звучит, пока вы считаете: ТА-КА-ТА (штрих: вниз- вверх-вниз ), и КА (вверх) — шестнадцатая нота .

Второй ритм — взять длительности в обратном порядке — шестнадцатая + восьмая с точкой. Исполняется еще проще. На ТА-КА (вниз-вверх) играете две шестнадцатые, и досчитываете про себя еще ТА-КА (две ноты, которые продлевают вторую шестнадцатую)

Чтоб научиться быстро читать ритм, неплохо иметь его слуховые ассоциации. Оба ритмических рисунка похожи на ритм сердцебиения. Попробуйте простучать их по столу и убедится в этом сами.

Источник

Оцените статью