- Девушки за фортепьяно (картина Ренуара)
- Пьер Огюст Ренуар: самые известные картины художника- импрессиониста
- Знаменитые картины Ренуара
- Диана Охотница, 1867
- Лягушатник (Купание на Сене),1869
- Парижанка, 1874
- Театральная ложа, 1874
- Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
- Качели, 1876
- Портреты актрисы Жанны Самари,1877 и 1878
- Мадам Жорж Шарпантье и ее дети, 1878
- Обед на лодочной вечеринке, 1880-1881
- Две сестры, 1881
- Зонтики, 1881-1886
- Две девушки в черном, 1881
- У моря, 1883
- Танец в Буживале, 1883
- Лежащая обнаженная, 1883
- Большие купальщицы, 1884-1887
- Две молодые девушки за фортепиано, 1892
- Габриель Ренар и младенец сын Жан, 1895-1896
- Портрет Амбруаза Воллара, 1908
- Значение творчества Ренуара
Девушки за фортепьяно (картина Ренуара)
«Де́вушки за фортепья́но» (фр. Jeunes filles au piano ) — картина, написанная в 1892 году французским художником Пьером Огюстом Ренуаром ( Pierre-Auguste Renoir , 1841—1919). Размер картины — 116 × 90 см, размер рамы — 159.5 × 132 см [1] [2] . Существуют также другие варианты перевода названия этой картины — «Две девушки за фортепьяно», «Девушки у пианино», «Девушки у рояля» и пр.
На картине изображены две молодые девушки: одна сидит у фортепьяно, а другая стоит рядом с ней. Обе девушки внимательно и увлечённо смотрят на ноты, по-видимому, подбирая какую-то мелодию. Такая спокойная, идиллическая картина была символом французской буржуазной культуры того времени [3] .
Картина была выставлена на выставке Ренуара 1892 года, и в том же году была куплена Музеем в Люксембургском саду. Это была первая картина художника (которому к тому времени исполнилось уже 50 лет), закупленная для государственного собрания. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, а с 1947 года — в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume ). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор [1] .
Существуют по крайней мере три другие картины Ренуара с похожей композицией — две в частных коллекциях [2] и одна в нью-йоркском Метрополитен-музее [4] [5] . Кроме этого, есть масляный эскиз в парижском Музее Оранжери [6] и рисунок пастелью в частной коллекции [2] . Ещё один набросок находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — он поступил туда из бывшего собрания Отто Кребса в Хольцдорфе [7] .
Источник
Пьер Огюст Ренуар: самые известные картины художника- импрессиониста
Пьер Огюст Ренуар (1841- 1919 гг.) — великий французски й художник-импрессионист. Он объединил традиции художник ов стиля Ватто и классические обнаженные фигуры, и добавил прогрессивн ую эстетик у импрессионизма. Ренуар — первый из импрессионистов, получивший признание богатой публики.
Знаменитые картины Ренуара
Диана Охотница, 1867
Это о дна из ранних работ Ренуара . Художник изобразил римскую богиню Диану . Моделью для картины была Лиз Трехот, любовница Ренуара . Она любила со вкусом позирова ть для работ художника . О бнаженная фигура напоминает о б увлечении Ренуара р еализм ом. Н о в этой картине ему удается достичь вечного классического чувства, которого часто не хватает в произведениях р еализма.Сейчас картина находится в Национальной галерее искусств в Нью-Йорке, США.
Лягушатник (Купание на Сене),1869
«Лягушачий пруд» был очень популярным открытым бассейном и баром, который часто посещали парижане- богатые люди и средн ий класс. И Ренуар, и Клод Моне решили нарисовать одну сцену под одинаковым углом . Молодые художники были в начале своей карьеры и надеялись , что смогут продать свои работы одному из богатых посетителей. Версия Моне была сфокусирована на ярких эффектах света и воды . А Ренуар решил уделить больше внимания модным людям. Он изобразил горожан, прогуливающихся по берегу, купальщиков, парусные лодочки. Фигуры людей написаны широкими яркими мазками, на воде солнечные блики, густая зелень деревьев. Картина в воздушной цветовой гамме передает весёлое, радостное настроение отдыхающих. Сейчас этот шедевр находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.
Парижанка, 1874
Э то блестящее произведение искусства считается одной из самых знаменитых картин Ренуара. Хотя из начально критики и искусствовед ы его не приняли. Модель на картине – известная актриса из театра Одеон Генриетта Генрио. “ Парижанка ” экспонируется в Великобритании в Национальном музее Уэльса и по праву является одн ой из самых известных картин в мире.
Театральная ложа, 1874
На этой картин е Ренуар изобра зил молодую и состоятельную пару, сидящую на лучших местах в театре. Хотя на первый взгляд работа может показаться простой, в ней содержит ся несколько слоев тайны , каждая из которых будто рассказывает свою историю. М ужчина использует бинокль, чтобы поближе взглянуть на женщину, которой восхищается . А женщина немного загрустила и опуст ила свой бинокль , чтобы показать себя всему обществу и также потенциальным поклонникам. На ней яркий черно-белый туалет, много бус и украшений в виде розовых цветов. Для этой картины позировали брат художника Эдмон Ренуар и натурщица с Монмартра Нини Лопес (её прозвали “Рыбье лицо”). Сейчас шедевр находится в Инстутуте искусства Курто, Лондон.
Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
Одна из с ам ых знаменитых картин Ренуара была написана в 1876 году и по праву считается шедевром импрессионизма. Она была представлена на самой первой выставке импрессионистов. На полотне изображена сцена воскресного вечера в Мулен-де-ла-Галетт на Монмартре, куда часто съезжались многие парижские гуляки. Картина дает ощущение энергии парижской жизни: на заднем плане танцуют пары, на переднем общаются юноши с девушками. Сейчас картина экспонируется в музее Д’Орсе в Париже .
Качели, 1876
Эта картина, написанная в качестве дополнения к “Балу Мулен де ла Галетт ” , также находится в парижском музее Д’Орсе. Она изображает более спокойную сцену, а не панораму гуляний. Кажется, что мужчина предлагает покатать молодую леди на качелях, и за этим наблюдает ребенок и еще один человек, стоящий за деревом. Свет проникает сквозь колыхающуюся листву. Блики света и тени оживляют настроение. Как и на «Балу», в центре картины изображена очаровательная Жанна Самари, известная франзузская актриса того времени.
Портреты актрисы Жанны Самари,1877 и 1878
Ренуар был хорошо знаком с известной парижской актрисой театра «Комеди Франсез» Жанной Самари. И за два года он написал пять портретов Жанны. Также она была моделью для других картин мастера. В работах Ренуара Жанна милая, очаровательная, с легкой улыбкой и мягкими рыжеватыми волосами. Современники считали, что художник очень приукрашал актрису, и в действительности она была не столь красива и изящна. Но Ренуару важнее было передать светлый внутренний мир девушки, искренность, душевность и естественность. Портрет 1877 года был представлен на третьей выставке импрессионистов, портрет 1878 года- в Парижском Салоне. Эти две картины стали наиболее известными портретами Жанны Самари и действительно её прославили. Картина 1877 года сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве , портрет 1878 года — в Эрмитаже Петербурга.
Мадам Жорж Шарпантье и ее дети, 1878
Жорж Шарпантье был богатым издателем и любителем искусства, поэтому он заказал Ренуару портрет своей жены и детей (и семейной собаки) для показа в Салоне на выставке 1879 года. Эта работа является своего рода прорывом для Ренуара, так как она принесла ему много внимания, интереса, уважения и высокой оценки критиков . Художник стал одним из самых востребованных портретистов. Сейчас портрет семьи Шарпантье экспонируется в Музее искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке.
Обед на лодочной вечеринке, 1880-1881
Когда в 1878 году пришло время проведения четвертой выставки импрессионистов, Ренуар отказался участвовать. В этот период он начал черпать вдохновение из классических источников . И в результате его фигуры стали более определенными, а работы в целом стали более структурированными. Эта картина является одной из самых ранних работ Ренуара, где отражаются эти изменения. Она изображает посетителей в Мэйсон Фурнезе, ресторане на острове в Сене, который был популярен среди художников. На картине можно увидеть коллекционера Чарльза Эфрусси, художника Гюстава Кайботта, поэта Жюля Лафорга и будущую жену Ренуара Элин Чариго. Сейчас это т шедевр Ренуара находится в коллекции Филлипса (художественный музей) в Вашингтоне.
Две сестры, 1881
Хотя художник назвал эту картину «Две сестры», она также известна как «На террасе», потому, что ее первый владелец решил назвать ее именно так. Этой картиной также владел коллекционер Чарльз Эфрусси, но она была продана Художественному институту Чикаго в 1833 году, где остается до сих пор. Эта работа также отражает движение Ренуара к более точным и определенным фигурам. На картине изображены две особы: юная девушка и девочка лет 5-7 (в действительности, модели не были родственницами). Яркие краски одежды, розовый румянец, игра акцентов в деталях, легкость и воздушность образов делают картину светлой, живой и радостной. Тепло и мило смотрятся разноцветные клубочки ниток в корзинке. И в целом терасса парижского ресторана выглядит очень просто, почти по- деревенски. Позади сестёр раскинулась река Сена. Отдыхающая публика катается на лодках. И это придает картине легкость и движение.
Зонтики, 1881-1886
На картине типичн ая парижск ая улиц а во время ливня. И художник всё изобразил в разнообразных черных оттенках. Туалеты дам в шелке и бархате, внутренная сторона корзины, обувь девочек, шляпа мужчины, купола раскрытых зонтиков. Но самого чисто черного цвета на полотне не видно. Художник создал иллюзию, используя другие цвета. Ведь столько много оттенков черного в живописи. Эта работа Ренуара стала рапсодией черного цвета. Также картина стала особенной тем, что демонстрирует художественный талант Ренуара из двух разных этапов его творчества . Впервые он начал писать её в 1881 году, работая ярки ми сочными оттенк ами и широкими быстры ми мазк ами , которые характерны для художник ов — импрессионист ов . Через некоторое время он прекратил ее рисовать, но в 1885 году снова вернулся к картине. Однако на этот раз Ренуар решил завершить произведение более классическим способом. Сейчас этот шедевр находится в Лондонской национальной галерее.
Две девушки в черном, 1881
В этой картине художник продолжил тему черного цвета в живописи. Но самого чисто чёрного на полотне нет. Как и в «Зонтиках» Ренуар создает иллюзию чёрного с помощью других оттенков. Одежды и шляпки молодых парижанок написаны сложными оттенками при смешивании красного краплака, синего ультрамарина и желтого цвета. Одна девушка сидит, задумавшись, отдыхает от танцев. Другая подбегает к ней и что-то говорит, немного склонившись над подругой. Ещё секунда — и они убегут обратно танцевать и веселиться. И несмотря на то, что две трети картины написаны в темных тонах, создается ощущение очарования, молодости, праздника и красоты. Сейчас это произведение Ренуара находится в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве.
У моря, 1883
В 1881 год у Ренуар отправился в путешествие по Итали и , где он сильно увлекся искусством эпохи Возрождения. Яркие впечатления настолько вдохновил и его, что он начал смещать свой стиль живописи с импрессионизма на совершенно новый собственный стиль. Н а картине “ У моря ” Ренуар изобразил женщину, Алин Шариго, свою по друг у. Она впоследствии ста ла его женой. На полотне чувствуется раз ница стилей- между тем, что находится на переднем плане и на заднем . И такие различия поистине замечательн ы , и это делает работу одной из самых знаменитых картин Ренуара .Сейчас произведение находится в Музее искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке.
Танец в Буживале, 1883
Во время своих путешествий по Италии в 1881 году Ренуар изучал работы старых мастеров и художников-классиков. Это заставило его отвернуться от импрессионизма по возвращении домой . Он ста л более сдержанным и на своих полотнах подчерк ивал очертания фигур. В новом стиле Ренуар написал “ Танец в Буживале ”. В конце 19-го века Буживаль был парижским пригородом и считался местом отдыха и танцев. В центре этой картины изображен друг Ренуара Пол Лот и Сюзанна Валандон, которые много лет работали с художник ом . “ Танец в Буживале ” — одн а из трех картин с изображением пары танцоров, написанных для Пола Дюрана-Руеля в 1883 году. С ейчас этот шедевр Ренуара находится в Музее изящных искусств в Бостоне .
Лежащая обнаженная, 1883
Обнаженные модели стали центральной темой в более поздних работах Ренуара. Эта картина отличается четким, резким изображением обнаженного тела в сочетании с нечетким пейзажем на заднем фоне . Такой задний план характерен для импрессионистов, классических и ренессансных движений, которые повлияли на работу Ренуара . Творения художника в 1880-х годах известны как «Энгрский период» из-за его частых упоминаний о великом художнике- неоклассицисте Энгре. “ Лежащая обнаженная ” демонстрируется в Музее искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке.
Большие купальщицы, 1884-1887
Кульминацию Энгрского периода художника можно увидеть в этой картине, самой неимпрессионистской у Ренуара. На её завершение потребовалось три года напряженн ых усилий и экспериментов, множество эскизов и набросков. Никакому другому полотну мастер не посвещал столько времени. В этом шедевре чувствуется влияние Энгра, Рубенса и Ватто, которые представляют собой сочетание различных стилей и направлений живописи . Особенно привлекательны хорошо округленные фигуры моделей. Справа девушка с косой — очаровательная Алин Шариго, будущая жена художника. Фигуры купальщиц тщательно прорисованы на фоне с преобладанием охры и кобальта, что обеспечивает высокий уровень контрастности. И конечно как во всех своих картинах, Ренуар воспевает женскую красоту, её очарование. Эта работа художника вызвала много споров, критики её так и не приняли. Сейчас эта картина находится в Музее искусств, Филадельфия, США.
Две молодые девушки за фортепиано, 1892
В 1891 году французское правительство пригласило Ренуара написать новую работу музею живых художников – Музею Люксембурга. Он нарисовал картину “ Две молодые девушки за фортепиано ” , создав не менее пяти разных ее версий. В этом полотне присутствуют сильные влияния жанровой живописи 18-го века . Ренуар делает акцент на простой домашней сцене . У девушек рыжеватые оттенки волос , теплый розовый цвет одного из их платьев. Две лучшие версии картины хранятся в Музее искусств в Нью-Йорке и в музее Д’Орсе в Париже .
Габриель Ренар и младенец сын Жан, 1895-1896
На этой картине изображен маленьк ий ребенка самого художника Ренуара, сын Жан . В руках у малыша игрушк а животного . Он игра ет со своей няней, Габриель Ренар. Эта женщина в последние годы жизни художника была его основной моделью. Мальчик впоследствии станет известным режиссером Жаном Ренуаром . Это произведение одно из немногих на личн ую семейную тему художника . Картина сейчас находится в Музее Оранжери в Париже.
Портрет Амбруаза Воллара, 1908
Близкий друг и поклонник творческого стиля Ренуара, один из крупнейших торговцев произведениями искусства Амбруаз Воллар часто позировал Ренуару для его картин . Эта работа демонстрирует выдающиеся способности Ренуара как портретиста . Художник изобразил Воллара нестандартно: как поклонника красоты и ценителя искусства. Сидя за столом, он держит в руках обнаженную классической скульптуру. Сейчас картина находится в Инстутуте искусства Курто, Лондон.
Значение творчества Ренуара
Конечно, мы рассказали только о самых-самых знаменитых картинах художника. А за всю свою творческую жизнь Огюст Ренуар создал свыше 6 тысяч шедевров. Обо всех даже упомянуть невозможно.
Художник творил до самых последних дней своей жизни. Живопись была самым главным для него.
Ренуар, известный как основатель импрессионизма, менял свои художественные стили (в 1880-х годах он вернулся к классицизму и энгризму). Но несмотря на разные идеи и взгляды, его картины всегда излучают радость, красоту, любовь и счастье. У Огюста Ренуара нет ни одной грустной и печальной картины.
Ренуар.Автопортрет.1899
Источник