Структура аккордов
Аккорды в чистом виде состоят из 3-х нот, расположенных по терциям. Терция — это интервал между нотами, равный 1.5 тона (малая) и 2 тона (большая). Терции отсчитываются вверх (в сторону повышения тона) от первой ноты аккорда, которая, собственно, и дает ему название. Т.е. наш любимый Am отсчитывается от ноты A (ля). Учитывая вышеизложенное, получаем 4 варианта аккорда от одной и той же ноты:
m — малая терция
M — большая терция
Т — прима (основной тон)
*Остальные обозначения цифровые. Например, 5 — квинта, 7+ — увеличенная септима.
Хроматический ряд ступеней: T | -2 | 2 | m | M | 4 | -5 | 5 | +5 | 6 | 7 | +7 | T(8)
Структура распространенных аккордов (на примере до-мажора):
При игре «простыми» аккордами либо зажимаются не все струны, либо звуки дублируются (в унисон и в одну, две октавы).
При игре «трудными» аккордами приходится пропускать некоторые ступени, даже когда нет необходимости — для большей
выразительности ввиду острейшего диссонанса в полном аккорде (получаются так называемые прогрессивные аккордовые формы).
Есть незыблемые правила: никогда нельзя пропускать терцию и септиму, и, наоборот, всегда можно пропускать квинту и приму.
В сего 5 простейших аккордовых форм, все они берутся тремя пальцами и позволяют использовать баррэ.
В варианте с открытыми струнами это аккорды: E, A, D, G, C.
В использовании общих аппликатур на первых порах пригодится таблица нот на гитарном грифе.
Рассмотрим два ее варианта, различные обозначением нот (бемоли «b» и диезы «#», что равнозначно
минусу и плюсу — понижение и повышение ступени на полтона соответственно):
Источник
Аккорды
Наконец настала пора поговорить о тех самых пресловутых аккордах на трех из которых строится старый добрый попс. Пока мы пробовали играть мелодии. В каждую долю мы клали по одной ноте. Видимо давным-давно какому-то волосатому неандертальскому музыканту в костяную голову пришла весьма забавная мысль: «А что, если я натяну на своей музыкальной доске не один волос из гривы любимого жеребца, а три, и ка-а-ак дерну их одновременно»? Ошеломленный потрясным эффектом он пал на землю. Удивленные, высунулись из пещер заспанные собратья-сосестры. На вечерней танцульке древнему суперстару не было отбоя от девчонок в роскошных шкурах.
Мы, между прочим, можем сделать то же самое. Я имею ввиду взять несколько аккордов, чтобы аккомпанировать себе на гитаре или пианино.
Пару, не больше, слов нашим теоретикам. Аккорд — это несколько нот звучащих одновременно. Он строится (начинается) от какой-нибудь ноты. Например, от нашего любимого До пятой октавы (C5). По имени этой ноты аккорд и называется. Есть два вида аккордов — мажорные (веселые) и минорные (грустные). В этом файле (AccMaj_Min.mid) Вы услышите сначала мажорный аккорд, а после паузы — минорный.
Чем они отличны? Элементарно, Ватсон. Эти аккорды состоят из 3-х нот.
- Первая — это C5 (под номером 60) у обоих, вторая выше ее, а третья еще выше.
- Третьи ноты, как и первые, у «мажора» и «минора» одинаковые, и выше первых на 7 полутонов (6 и 1/2 тона) — это нота Соль (G5, под номером 67).
- Вторая нота у мажорного аккорда выше первой на 4 полутона (Ми, номер 64), а у минорного на 3 (Ми-бемоль, он же, Ре-диез, номер 63). Смотрите:
Аккорд | До-мажор (C) | До-минор (Cm) | ||
3-я нота | G(Соль) | 67 | G(Соль) | 67 |
2-я нота | E(Ми) | 64 | Eb(Ми-бемоль) | 63 |
1-я нота | C(До) | 60 | C(До) | 60 |
Смотрите, смотрите, какой мажор красный, какой радостный, а минор весь из себя грустный черный. Вот таковы они — эти двойняшки-дворняжки. Почему дворняжки? А на каких аккордах, по-вашему, бренчат пацаны во дворах на разбитых гитарах? На этих на самых, на трех на блатных — Am, Dm, E. «А это еще, что такое?» — спросите Вы. Я уже сказал, что называется аккорд по имени первой ноты. А помните о латинских именах нот? Посмотрите еще раз на табличку с До-мажорами. Там рядом со словом «До-мажор» есть буквочка C. Вот так и называется До-мажор по-латински — C — коротко и ясно. А До-минор отличен тем, что к нему приписывают маленькую букву m, и пишем так — Cm. Точно также и для всех остальных аккордов:
Ля-мажор — A; Ля-минор — Am.
мажор
минор
Теперь то же самое, только в нотах.
мажор
минор
Запомнить эти таблички и не пытайтесь. Аккорды проще всего строить смотря на фортепианную клавиатуру, добавляя к основной ноте нужное количество полутонов.
Мажорные аккорды — это:
Основная нота — Основная нота+ 4 — Основная нота+7.
Минорные:
Основная нота — Основная нота+ 3 — Основная нота+7.
Источник